г. Саратов |
|
19 декабря 2017 г. |
Дело N А57-730/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей - Клочковой Н.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сулеймановой И.Э.,
при участии в судебном заседании:
представитель Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" Шкарин А.Е., действующий по доверенности от 10.10.217 N 01-23/6120 выданной сроком на один год,
представитель ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района города Саратова Соколова Ю.Ю., действующая по доверенности от 24.10.2016 года, выданной сроком на три года,
иные лица - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 октября 2017 года по делу N А57-730/2017, принятое судьей Д.Ю. Игнатьевым,
по иску Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района города Саратова (41007, г. Саратов, ул. Чехова, 2, ОГРН 1036405320456, ИНН 6453074026)
к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов., ул. Первомайская, 78, ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344),
Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, (410600, г. Саратов, ул. Международная, 1, ОГРН 1036405301954, ИНН 6453015253),
третьи лица: Комитет по управлению имуществом города Саратова (410012, г. Саратов, Театральная пл., д.7, ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860),
муниципальное образование "Город Саратов" в лице Администрации муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003),
Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 128а, ОГРН 1146400001351, ИНН 6450999440),
о взыскании 2059521 руб. 34 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с иском к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик) о взыскании взносов на капитальный ремонт в размере 134762,61 руб., пени за период с 10.11.2014 по 26.12.2016 в размере 32158,83 руб. и по день фактической оплаты долга.
Определением от 05.09.2017 судом в качестве соответчика привлечена Администрацию Ленинского района муниципального образования "Город Саратов".
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ и просит суд взыскать с муниципального образования "Город Саратов" в лице Администрации Ленинского района МО "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов N 4 по ул. Бардина, NN 2,4,6 по ул. Батавина, N 31 по ул. Тархова, NN 1а,3,3а,11,13 по ул. Антонова в г. Саратове за период с 01 октября 2014 года по 31 декабря 2014 года в сумме 132595 руб. 78 коп., путем перечисления денежных средств на специальные счета капремонта многоквартирных жилых домов N 4 по ул. Бардина, NN 2,4,6 по ул. Батавина, N 31 по ул. Тархова, NN 1а,3,3а,11,13 по ул. Антонова в г. Саратове.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17 октября 2017 с муниципального образования "Город Саратов" в лице Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района взыскана задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов N 4 по ул. Бардина, NN 2,4,6 по ул. Батавина, N 31 по ул. Тархова, NN 1а,3,3а,11,13 по ул. Антонова в г. Саратове за период с 01 октября 2014 года по 31 декабря 2014 года в сумме 132595 руб. 78 коп., путем перечисления денежных средств на специальные счета капремонта многоквартирных жилых домов N 4 по ул. Бардина, NN 2,4,6 по ул. Батавина, N 31 по ул. Тархова, NN 1а,3,3а,11,13 по ул. Антонова в г. Саратове, расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 руб.
В остальной части заявления о взыскании расходов на оплату услуг представителя отказано.
В иске к комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" отказано.
Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению апеллянта, оплата взносов на капитальный ремонт произведена в полном объеме в феврале и августе 2015 года, уведомления о проведении общих собраний собственников помещений по вопросам формирования фонда капитального ремонта в администрацию не поступали. Заявитель также ссылается на чрезмерно высокий размер судебных расходов по оплате услуг представителя.
Представитель Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объёме, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель Ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района возражал против удовлетворения требований апелляционной жалобы, поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, многоквартирные жилые дома N 4 по ул. Бардина, NN 2,4,6 по ул. Батавина, N 31 по ул. Тархова, NN 1а,3,3а,11,13 по ул. Антонова г. Саратова в соответствии с договорами управления (агентским договорам) от 24 августа 2015 года находятся в управлении Ассоциации ТСЖ Ленинского района.
Договоры управления являются действующими, не оспорены.
Согласно пунктам 4.2.2, 4.2.4 договоров Ассоциация ТСЖ Ленинского района имеет право от имени и в интересах собственников жилых и нежилых помещений указанных многоквартирных домов без доверенности представлять их законные интересы в судах, связанных с управлением общим имуществом в данном доме, а также требовать от собственников помещений внесения платы по договору в полном объеме, предъявлять иски по взысканию взносов на формирование фонда капитального ремонта с собственников помещений дома.
Данные договора заключены в силу положений главы 52 Гражданского кодекса РФ, а также статьи 162 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми Ассоциация вправе и обязана, в том числе, осуществлять обслуживание общего имущества многоквартирного дома, представлять и защищать общие имущественные (неимущественные) интересы собственников жилья и их объединений, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в судах, в отношениях с третьими лицами.
Ассоциация ТСЖ Ленинского района г. Саратова является некоммерческой организацией, осуществляет деятельность в соответствии с уставными целями и задачами, а также в соответствии с положениями гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации, с учетом иерархии норм Закона, регламентирующих порядок содержания общего имущества и предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах.
В период с 01.10.2014 по 31.12.2014 Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" не принимала участие по оплате взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество вышеуказанных многоквартирных домов. Данные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями. Требования АТСЖ Ленинского района г. Саратова признаны судом первой инстанции обоснованными.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 249 ГК РФ установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Упомянутые нормы права не содержат указания на самостоятельные действия по обслуживанию, ремонту, содержанию общего имущества, а предусматривают участие в расходах на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. Следовательно, в издержках по содержанию общего имущества многоквартирного дома обязаны участвовать как собственники расположенных в данном доме квартир, так и собственники нежилых помещений. При этом отсутствие фактического пользования общим имуществом не является основанием для освобождения собственника от участия в расходах по его содержанию.
В силу части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов, в том числе затраты на капитальный ремонт многоквартирного дома и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится установление размера обязательных платежей и взносов членов Товарищества.
С принятием Федерального закона от 25.12.2012 года N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" жилищным законодательством урегулирован порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Указанный закон не содержит переходных положений, устанавливающих дополнительные условия по применению тех или иных норм ЖК РФ.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013. N 800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области.
Из областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области усматривается, что разработчиком программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области. Целью программы является обеспечение проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; улучшение эксплуатационных и технических характеристик многоквартирных домов на территории Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан Задачи программы - эффективное планирование и организация своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, за исключением домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу. Срок реализации программы: 2014 - 2043 годы.
Распоряжением Министерства строительства и от 26.03.2014 г. N 178 жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области был установлен срок, в течение которого должно быть принято и реализовано собственниками помещении в многоквартирном доме решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта. Данный срок был равен шести месяцев, начиная с даты официального опубликования утвержденной Областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Данный срок истекал 03.07.2014.
Согласно части 2 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в ч.3 ст.175 Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 года N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" порядок организации проведения капитального ремонта был изменен.
Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно положениям части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом.
Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ); собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Действующее законодательство предусматривает аккумулирование денежных средств собственников жилых помещений многоквартирных домах для проведения капитального ремонта на счетах регионального оператора, либо на специальном счете собственников помещений.
В силу части 5 статьи 170 Жилищного кодекса РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Собственники всех спорных многоквартирных домов, на своих внеочередных общих собраниях, созванных по инициативе одного из собственников помещений каждого дома, проведенных в форме заочного голосования в период по 30 мая 2014 года, и оформленных протоколами от 01 июня 2014 года, в соответствии со статьей 170 Жилищного кодекса РФ, в установленный законом срок приняли решения по следующей повестке дня - выбрать способ формирования фонда капитального ремонта домов путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет, лицом, уполномоченным на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, выбрано ТСЖ, а не региональный оператор, был утвержден размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, в размере равным минимальному взносу, установленному нормативно-правовым актом правительства Саратовской области и т.д.
03.06.2014 все ТСЖ, входящие в состав АТСЖ Ленинского района уведомили Государственную жилищную инспекцию Саратовской области о выборе собственниками способа формирования капитального ремонта и направили копии протоколов в ее адрес, а также направили в филиал ОАО "БИНБАНК" заявления об открытии специальных счетов, с приложением необходимых документов, в том числе протоколов от 01 июня 2014 года.
Однако, Государственная жилищная инспекция Саратовской области не включила в "Реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете" многоквартирных жилых домов, объединенных в АТСЖ Ленинского района.
31.10.2014 Администрацией МО "Город Саратов" было издано постановление N 3461 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора".
В соответствии с данным постановлением собственники помещений многоквартирных жилых домов, как не выбравшие способ формирования фонда капитального ремонта, обязаны оплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества жилых домов на специальный счет регионального оператора - НКО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области".
В перечень данного постановления были включены в том числе, дома, находящиеся в управлении Ассоциации ТСЖ Ленинского района.
В результате АТСЖ Ленинского района вынужден был обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-26810/2014 установлено, в адрес главы администрации МО "Город Саратов" 13.10.2014 от Государственной жилищной инспекции Саратовской области поступало сообщение с перечнем многоквартирных домов (в том числе и спорные дома), собственники помещений которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта в установленный срок, также, в рамках рассмотрения дела N А57-26980/2014 арбитражным судом было установлено, что 03 июня 2014 года все указанные товарищества собственников жилья уведомили Государственную жилищную инспекцию Саратовской области о выборе собственниками способа формирования капитального ремонта многоквартирных домов, входящих в их состав, и направили копии соответствующих протоколов от 01 июля 2014 года, а также направили в филиал ОАО "БИНБАНК" заявления об открытии специальных счетов, с приложением необходимых документов, в том числе протоколов от 01 июня 2014 года. Вышеперечисленные документы имеются в материалах дел NА57-26810/2014 и А57-26980/2014.
Судом также установлено, что в рамках дела N А57-26980/2014 было рассмотрено требование истца о признании незаконным бездействия ГЖИ Саратовской области, выразившегося в не включении в "Реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете" многоквартирных жилых домов, объединенных в АТСЖ Ленинского района, обязании ГЖИ Саратовской области в течение десяти дней с даты вступления настоящего решения в законную силу включить спорные жилые дома в "Реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете" и о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Саратовской области, выразившихся в информировании администрации муниципального образования "Город Саратов" о многоквартирных жилых домах, объединенных в АТСЖ Ленинского района, как о собственниках помещений, которые не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его. Исковые требования АТСЖ Ленинского района были удовлетворены, решение вступило в законную силу.
Данным решением было установлено, что собственники многоквартирных домов реализовали решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, так как до 03 июля 2014 года направили в жилищную инспекцию уведомления о выборе способа формирования капитального ремонта многоквартирных домов, с приложением копий протоколов общих собраний от 01 июня 2014 года.
Признанное незаконным в рамках дела N А57-26980/2014 бездействие Государственной жилищной инспекции Саратовской области (не включение в Реестр) послужило основанием к включению в Постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" N 3461 от 31 октября 2014 года "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" спорных помещений.
Текст постановления опубликован на сайте администрации города Саратова (http://www.saratovmer.ru) - 31 октября 2014 г.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 решение суда первой инстанции от 07.08.2015 по делу N А57-26980/2014 оставлено без изменения.
В период с 17 по 21 августа 2015 года было проведено внеочередное общее собрание собственников многоквартирных домов, обслуживаемых АТСЖ Ленинского района (в том числе и спорных домов) в форме заочного голосования, вопросами повестки дня которых являлся, в том числе вопрос о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома, владельце специального счета и т.д.
Истцом в октябре 2015 года с ПАО "БИНБАНК" были заключены договора специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта на каждый многоквартирный дом, находящийся в управлении АТСЖ Ленинского района, и денежные средства, ранее аккумулированные на специальных счетах, открытых в 2014 году, были перечислены на вновь открытые специальные счета, что подтверждается платежными поручениями.
27.08.2015 в адрес главы Администрации МО "Город Саратов" были направлены копии протоколов общих собраний собственников помещений, находящихся в управлении Ассоциации ТСЖ Ленинского района от 21.08.2015.
Соответственно, является обоснованным вывод суда первой инстанции, что денежные средства выделенные из бюджета МО "Город Саратов" администрации Ленинского района МО "Город Саратов" были направлены неправомерно в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Саратовской области.
Определяя надлежащего ответчика по делу и отказывая в иске к Комитету по финансам Администрации МО "Город Саратов", суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 2, пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления. Именно органы местного самоуправления согласно части 1 статьи 51 Закона N 131-ФЗ от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В статье 215 ГК РФ указано, что органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования.
Органы местного самоуправления в рамках их компетенции своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципального образования (статья 125 ГК РФ).
Пунктом 3 статьи 215 ГК РФ установлено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
В силу статей 22, 33 Устава муниципального образования "Город Саратов", принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Саратова является администрация муниципального образования "Город Саратов".
Таким образом, вопросы расходования средств бюджета, в рамках исполнения полномочий по решению вопросов местного значения, возложены на администрацию муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с действующим законодательством РФ и решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649 "Об Уставе муниципального образования "Город Саратов".
Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают, в том числе, в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Согласно Положению о держателях объектов имущественной части муниципальной казны, утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 08.05.2009 N 241, держателями (наймодателями) муниципального жилищного фонда города Саратова являются районные администрации, в данном случае администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 29.01.2009 N 36-398 "О Положениях об администрациях районов муниципального образования "Город Саратов" администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" обладает полномочиями по осуществлению обязанности собственника жилых помещений в многоквартирных домах, в которых имеется доля муниципальной собственности.
В соответствии с пунктами 1.1., 1.3. Приложения 2 к решению Саратовской городской Думы от 29.01.2009 N 36-398 "О положении об администрациях районов муниципального образования "Город Саратов" Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация района) является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от имени администрации муниципального образования "Город Саратов" исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Ленинского района (далее - район) в части и объеме, установленном настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами.
Администрация района в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами, представляет интересы муниципального образования в отношениях с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами по вопросам, отнесенным к компетенции администрации района.
Администрация района в соответствии с возложенными на нее задачами обладает полномочиями, в том числе: в сфере владения, пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и создания условий для управления многоквартирными домами; в соответствии с муниципальными правовыми актами является держателем объектов имущественной части муниципальной казны; по доверенности от имени муниципального образования "Город Саратов" при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, осуществляет права собственника жилых помещений в многоквартирных домах; взаимодействует с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, региональным оператором (региональными операторами) в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; осуществляет обязанности собственника жилых помещений в многоквартирных домах, в которых имеется доля муниципальной собственности и которые включены в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, в части заключения договоров и уплаты ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в таких домах.
Решением Саратовской городской думы от 19.12.2013 года N 30-342 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2014 год утверждена ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" на 2014 год. В соответствии с Приложением 6 к решению о бюджете администрации Ленинского района "Город Саратов" выделены денежные средства на оплату ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за жилые и нежилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Саратов".
Кроме того, решением Саратовской городской думы от 15.12.2016 N 9-67 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2017 год" утверждена ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" на 2017 год.
Ответчиками не оспорен представленный в материалы дела подомовой реестр муниципального жилья, по которому Администрация Ленинского района МО "Город Саратов" производила перечисление взносов в Фонд капремонт за октябрь, ноябрь, декабрь 2014 г. в сумме 93085,14 руб.
На момент рассмотрения спора Фонд капитального ремонта возвратил указанные денежные средства ответчику Администрации Ленинского района МО "Город Саратов".
Кроме того, Администрацией Ленинского района МО "Город Саратов" не представлено доказательств уплаты взносов за муниципальную площадь, согласно подомового реестра, в домах 1А, 3,3а,11,13 по ул. Антонова г. Саратова за октябрь 2014 г. в сумме 13260,72 руб., за ноябрь 2014 г. в сумме 13260,72 руб., за декабрь 2014 г. в сумме 12982,20 руб. Всего задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт по домам N 4 по ул. Бардина, NN 2,4,6 по ул. Батавина, N 31 по ул. Тархова, NN 1а,3,3а,11,13 по ул. Антонова в г. Саратове за период с 01 октября 2014 г. по 31 декабря 2014 г. составляет 132595,78 руб.
С учетом изложенного, задолженность по взносам на капитальный ремонт правомерно взыскана с муниципального образования "Город Саратов" в лице Администрации Ленинского района МО "Город Саратов" за счет средств казны Муниципального образования "Город Саратов" в части: в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов N 4 по ул. Бардина, NN 2,4,6 по ул. Батавина, N 31 по ул. Тархова, NN 1а,3,3а,11,13 по ул. Антонова в г.Саратове за период с 01 октября 2014 г. по 31 декабря 2014 г. в сумме 132595 руб. 78 коп., путем перечисления денежных средств на специальные счета капремонта многоквартирных жилых домов N 4 по ул. Бардина, NN 2,4,6 по ул. Батавина, N 31 по ул. Тархова, NN 1а,3,3а,11,13 по ул. Антонова в г.Саратове.
Довод апеллянта о том, что по задолженность по взносам на капитальный ремонт по спорным жилым домам была перечислена в феврале и августе 2015 года в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Саратовской области, в связи с чем, подлежит взысканию с последнего, был предметом исследования в суде первой инстанции и правомерно отклонен.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, ответчику было известно о наличии специальных счетов ТСЖ, а в последствии Ассоциации ТСЖ Ленинского района, что установлено вступившим в законную силу решением арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-26980/2014 и А57-26810/2014 и имеющимися в материалах указанных дел документами, в связи с чем, у Администрации Ленинского района МО "Город Саратов" отсутствовали обязательства по перечислению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении Ассоциации ТСЖ Ленинского района, по которым открыты специальные счета, в Фонд капитального ремонта в многоквартирных домах Саратовской области.
Взыскивая с ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Взыскивая с ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно пункту 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Право на возмещение таких расходов возникает при условии фактически понесенных стороной затрат, получателем которых является лицо (организация), оказывающее юридические услуги (пункт 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121).
Несение истцом расходов по оплате юридических услуг в размере 40000 руб., документально подтверждено.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановление от 21.01.2016 N 1), лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (пункт 11 Постановления от 21.01.2016 N 1).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13 Постановления от 21.01.2016 N 1).
Суд первой инстанции, оценив заявленную к возмещению сумму судебных издержек на предмет ее нахождения в разумных пределах, принимая во внимание объем выполненной работы по подготовке процессуальных документов, количество представленных доказательств, сложность дела с точки зрения исследования фактов, продолжительность судебного разбирательства, и достигнутый результат, исходя из баланса интересов сторон, руководствуясь критериями разумности и соразмерности, правомерно снизил размер взыскиваемых судебных расходов до 20000 руб.
Судебная коллегия правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части не усматривает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда в силу положений статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 октября 2017 года по делу N А57-730/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Камерилова |
Судьи |
Н.А. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-730/2017
Истец: ТСЖ Ассоциация Ленинского района, ТСЖ Ассоциация Ленинского района г.Саратова
Ответчик: Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
Третье лицо: Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", Администрация муниципального образования "Город Саратов", КУИ города Саратова, Фонд капительного ремонта многоквартирных домов Саратовской обл.