г. Вологда |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А05-10278/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 декабря 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Окуличевой Т.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Живая планета" Белякова Д.Ю. по доверенности от 19.10.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Живая планета" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 сентября 2017 года по делу N А05-10278/2017 (судья Быстров И.В.),
установил:
Министерство транспорта Архангельской области (место нахождения: 163004, г. Архангельск, просп. Троицкий, д. 49; ОГРН 1122901020527, ИНН 2901229495; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Живая планета" (место нахождения: 163000, г. Архангельск, пл. Ленина, д. 4, оф. 2009; ОГРН 1022900516957, ИНН 2901108780; далее - Общество) о взыскании 621 212 руб. 56 коп. платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами при осуществлении перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области.
Решением суда от 20 сентября 2017 года исковые требования Министерства удовлетворены в полном объеме, также с Общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 15 424 руб.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Считает, что противоправность в действиях ответчика как пользователя автомобильных дорог регионального значения Архангельской области в данном случае отсутствует, поскольку ответственность за вменяемое Обществу нарушение могла наступить не ранее 15.04.2017, то есть по истечении 30 дней со дня опубликования (15.03.2017) в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о введении временных ограничений движения транспортных средств по указанным дорогам. Ссылается на составление акта от 10.04.2017 N 64 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось с нарушением пункта 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 N 125, а также на отсутствие в деле доказательств информирования участников дорожного движения о введении временных ограничений на спорном участке автомобильной дороги.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу доводы ответчика опровергло, просит оставить решение суда без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, сотрудниками Управления ГИБДД УМВД России по Архангельской области и государственного бюджетного учреждения "Региональная транспортная служба" 10.04.2017 на пункте весового контроля, расположенном на 297 км автомобильной дороги Усть-Вага - Ядриха, выявлен факт провоза по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области тяжеловесных грузов с превышением предельно допустимой общей массы, а также с превышением установленных специальным разрешением от 06.04.2017 N 0350290 на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов ограничений по осевым нагрузкам автотранспортного средства, без внесения платы в счет возмещения ущерба (вреда) за провоз тяжеловесного груза, носящей обязательный характер.
Провоз тяжеловесного груза - буровой установки SANY SR150C выполнялся на принадлежащем Обществу транспортном средстве - автомобиле марки MAN TGA 33.480 6х6 BBS, государственный регистрационный номер К222 МА29, с прицепом марки LINTRAILERS 5LSDU 2250, государственный регистрационный номер АЕ566729, осуществлявшем движение по маршруту от автомобильной дороги М-8 "Холмогоры" до границы с Республикой Коми.
По данному факту составлен акт от 10.04.2017 N 196 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, из которого следует, что взвешивание транспортного средства с прицепом произведено в статике с применением весов автомобильных ВА-20П N 38864, поверенных 14.03.2017, что подтверждается свидетельством о поверке N ТМ-120, действительным до 14.03.2018.
Согласно названному акту расстояние, пройденное транспортным средством по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области по маршруту от автомобильной дороги М-8 "Холмогоры" до границы с Республикой Коми, составило 471 км. Расстояние между осями транспортного средства составило: между 1 и 2 - 3600 мм, между 2 и 3 - 1400 мм, между 3 и 4 - 4480 мм, между 4 и 5 - 1360 мм, между 5 и 6 - 1360 мм, между 6 и 7 - 1360 мм, между 7 и 8 - 1360 мм.
Фактическая осевая нагрузка транспортного средства с прицепом превысила значение предельно допустимой нагрузки по 2, 4, 5, 6, 7 и 8 осям: по второй оси фактическая нагрузка на ось составила 6,29 т/ось при допустимой осевой нагрузке 3,50 т/ось и при установленной специальным разрешением осевой нагрузке 5,75 т/ось; по четвертой оси фактическая нагрузка на ось составила 8,33 т/ось при допустимой осевой нагрузке 3,50 т/ось и при установленной специальным разрешением осевой нагрузке 5,00 т/ось; по пятой оси фактическая нагрузка на ось составила 7,55 т/ось при допустимой осевой нагрузке 3,50 т/ось и при установленной специальным разрешением осевой нагрузке 5,00 т/ось; по шестой оси фактическая нагрузка на ось составила 7,83 т/ось при допустимой осевой нагрузке 3,50 т/ось и при установленной специальным разрешением осевой нагрузке 5,00 т/ось; по седьмой оси фактическая нагрузка на ось составила 7,73 т/ось при допустимой осевой нагрузке 3,50 т/ось и при установленной специальным разрешением осевой нагрузке 5,00 т/ось; по восьмой оси фактическая нагрузка на ось составила 7,73 т/ось при допустимой осевой нагрузке 3,50 т/ось и при установленной специальным разрешением осевой нагрузке 5,00 т/ось.
Кроме того, фактическая полная масса транспортного средства (56,84 т) превысила допустимую полную массу (44 т) на 11,96 т.
Величины превышения осевых нагрузок определены по отношению к установленным специальным разрешением значениям осевой нагрузки, увеличенным на два процента в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ). В соответствии с этой же нормой величина превышения допустимой полной массы определена по отношению к допустимой полной массе транспортного средства, увеличенной на два процента.
Согласно названному акту размер причиненного вреда составил 621 257 руб. 69 коп. Акт составлен в присутствии водителя Зайцева Е.А., управлявшего названным автомобилем, один экземпляр акта вручен водителю под расписку.
В претензии от 10.05.2017 N 134-ю Министерство предложило Обществу в срок до 25.06.2017 уплатить начисленную плату.
Поскольку в добровольном порядке ущерб вследствие перевозки тяжеловесного груза Обществом не возмещен, Министерство обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил требования истца в полном объеме, признав их правомерными.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Законом N 257-ФЗ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 29 названного Закона пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
На основании части 2 статьи 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями этой статьи.
Согласно части 3 статьи 31 Закона N 257-ФЗ в редакции, действовавшей на момент составления акта, требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Частью 12 статьи 31 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 2 части 13 названной статьи Закона следует, что размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона N 257-ФЗ порядок выдачи специального разрешения, указанного в частях 1, 2 настоящей статьи, включая порядок согласования маршрута движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, порядок осуществления весового и габаритного контроля (в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля) и порядок установления постоянных маршрутов (в том числе маршрутов, движение по которым осуществляется в соответствии со специальным разрешением, выданным в упрощенном порядке в соответствии с частью 17 настоящей статьи) указанных в настоящей части транспортных средств, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (далее - Постановление N 934) утверждены в том числе Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
На основании пункта 3 Правил осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Согласно пункту 5 Правил размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Закона N 257-ФЗ, значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
В силу пункта 6 Правил размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства.
Допустимые массы транспортных средств и допустимые осевые нагрузки транспортных средств утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом".
Действующим законодательством об автомобильных дорогах предусматривается также возможность установления временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам. Так, частью 1 статьи 30 Закона N 257-ФЗ закреплено, что временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в том числе в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с частью 2.1 названной статьи Закона N 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом (часть 4 статьи 30 Закона N 257-ФЗ).
Во исполнение указанных положений Закона N 257-ФЗ постановлением Правительства Архангельской области от 06.03.2012 N 78-пп утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Архангельской области и по автомобильным дорогам местного значения муниципальных образований Архангельской области (далее - Порядок N 78-пп).
В соответствии с главой IV Порядка N 78-пп временные ограничения движения вводятся в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий в весенний и осенний периоды в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением.
Согласно пункту 4 Порядка акт о введении ограничения для автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Архангельской области принимается в случаях, предусмотренных главой IV настоящего Порядка - Правительством Архангельской области.
На основании пункта 8 Порядка N 78-пп в случаях, предусмотренных главой IV настоящего Порядка, информация о введении временных ограничений или прекращения движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения Архангельской области размещается за 10 дней до начала временного ограничения движения в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте www.ador.ru.
Необходимость размещения указанной информации за 30 дней до начала введения временных ограничений движения предусматривалась предыдущей редакцией Порядка N 78-пп, следовательно, ссылка апеллянта на отсутствие противоправности вменяемого ему деяния является несостоятельной.
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 78-п в случае принятия акта о введении ограничения Правительство Архангельской области, государственное казенное учреждение Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор", органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов в случаях, предусмотренных главами III и V данного Порядка. Временное ограничение движения транспортных средств в весенний и осенний периоды вводится на основании главы IV Порядка N 78-пп, в связи с этим организация объездов на период указанного сезонного ограничения прямо не предусмотрена положениями данного Порядка.
Постановлением Правительства Архангельской области от 09.03.2017 N 106-пп "О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Архангельской области в 2017 году" (далее - Постановление N 106-пп) в 2017 году введено временное ограничение движения транспортных средств, осевые массы которых с грузом или без груза превышают 3,5 тонны на каждую ось, по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Архангельской области в следующие периоды: с 3 апреля по 17 мая (весенний период) - на территории Плесецкого, Каргопольского, Няндомского, Вельского, Шенкурского, Коношского, Котласского, Вилегодского, Ленского, Виноградовского, Верхнетоемского, Устьянского и Красноборского районов Архангельской области; с 10 апреля по 24 мая (весенний период) - на территории Приморского, Холмогорского, Онежского, Пинежского, Лешуконского и Мезенского районов Архангельской области.
Названное постановление опубликовано 15.03.2016 на официальном Интернет-портале правовой информации: http://www.pravo.gov.ru и в соответствии с пунктом 8 Постановления N 106-пп данный документ вступил в законную силу со дня его официального опубликования.
Материалами дела подтверждается, что участки автомобильных дорог, по которым пролегал маршрут движения принадлежащего Обществу транспортного средства с прицепом, относятся к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области, их протяженность составляет 471 км.
В рассматриваемом случае актом от 10.04.2017 N 196 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось подтверждается факт выявленного нарушения - перевозки тяжеловесных грузов с превышением допустимого значения полной массы и с превышением установленных специальным разрешением допустимых значений осевых нагрузок.
Указанный акт, вопреки доводам ответчика, составлен в соответствии с требованиями законодательства. Зафиксированные в нем результаты весового контроля удостоверены подписями сотрудника ГИБДД, оператора пункта весового контроля государственного бюджетного учреждения "Региональная транспортная служба" и водителя транспортных средств. Со стороны водителя Зайцева Е.А. акт подписан без каких-либо замечаний и возражений.
Доводы ответчика об отсутствии доказательств информирования пользователей региональных автомобильных дорог об условиях движения транспортных средств, об отсутствии доказательств установки соответствующих дорожных знаков, получения разрешений на установку дорожных знаков обоснованно отклонены судом. Как верно указал суд, водитель, управлявший транспортным средством, при весовом контроле не оспаривал наличие временного ограничения движения, наличие соответствующих временных дорожных знаков, а также сам факт движения по дорогам, на которых введено временное ограничение движения. Вместе с тем из письма государственного казенного учреждения Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор" от 12.09.2017 об осуществленных мероприятиях, связанных с весенним ограничением движения грузового транспорта по региональной сети дорог общего пользования Архангельской области, следует, что информирование пользователей автомобильных дорог о введении сезонных ограничений осуществлялось в сети "Интернет" (на сайте указанного агентства www.ador.ru) и в средствах массовой информации, а на автомобильных дорогах в соответствующих районах установлены временные дорожные знаки - 3.12 "Ограничение движения транспортных средств, осевые массы которых с грузом или без груза превышают 3,5 тонны на ось" в количестве и в местах, необходимых для распространения их действия на всем протяжении участков региональных дорог Архангельской области.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к верному выводу о необходимости возложения на Общество обязанности по возмещению вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области при перевозке тяжеловесного груза.
Представленный истцом расчет ущерба в сумме 621 212 руб. 56 коп. проверен судом, признан обоснованным по праву и по размеру, арифметически верным. Ответчик контррасчет ущерба в суд не представил.
Поскольку факт нарушения Обществом правил перевозки тяжеловесных грузов нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения спора, исковые требования Министерства правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, не опровергают законность и обоснованность решения суда, основаны на иной правовой оценке подателем жалобы обстоятельств спора, что не свидетельствует об ошибочности выводов суда и не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 сентября 2017 года по делу N А05-10278/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Живая планета" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10278/2017
Истец: МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Живая Планета"
Третье лицо: УМВД РФ по Архангельской области