Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2018 г. N Ф07-2666/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
26 декабря 2017 г. |
Дело N А26-4428/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Юркова И.В.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
от заявителя: Карлов Д.К. по доверенности от 04.07.2016;
от заинтересованных лиц: представитель Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Беломорскому району не явился, извещен, представитель Министерства внутренних дел по Республике Карелия Июдина Н.О. по доверенности от 31.05.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26750/2017) Министерства внутренних дел по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.09.2017 по делу N А26-4428/2017 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению Карельского союза рыболовецких колхозов "Рыбакколхозсоюз"
к Отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Беломорскому району и Министерству внутренних дел по Республике Карелия
о признании незаконным действий
УСТАНОВИЛ:
Карельский РКС обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными действий Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Беломорскому району (далее - Отделение) по аннулированию регистрационных документов и снятию с государственного регистрационного учета транспортного средства ГАЗ-3307 АТЗ-4,2-3307, регистрационный знак В480АК 10, VIN N Х62462111Х001852 (далее - ТС).
Определением от 05.07.2017 в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство внутренних дел по Республике Карелия (далее - Министерство).
Решением от 07.09.2017 арбитражный суд признал незаконными действия Отделения по аннулированию регистрационных документов и снятию с государственного регистрационного учета ТС; обязал Отделение устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Карельского СРК; в удовлетворении заявления к Министерству внутренних дел по Республике Карелия отказал.
В апелляционной жалобе Министерство просит отменить решение суда в связи с тем, что, по его мнению, спорное транспортное средство невозможно идентифицировать; суд применил редакцию документа, не действовавшую на момент аннулирования регистрационных документов ТС.
В судебном заседании представители Карельского РКС и Министерства поддержали свои позиции.
Отделение надлежащим образом уведомлено о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ в отсутствие представителя указанного лица.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что 20.09.1999 на основании справки-счета 40 ВТ 830985 заявитель приобрел ТС, которое поставлено на учет 07.10.1999 (свидетельство о регистрации ТС 10 серия ЕР N 008480, регистрационный знак В 480АК 10).
Между Карельским РКС и ООО "Севертех" заключен договор от 07.11.2016 N 1107 на техническое обслуживание, ремонт и переоборудование ТС в грузовой, бортовой автомобиль. Заявитель обратился в Отделение с заячвлением о совершении регистрационных действий.
В ходе подготовки ТС к переоборудованию (снятия топливной цистерны и кронштейна крепления запасного колеса с рамы) установлено, что на штатном месте фактически отсутствует заводской номер рамы (шасси), указанный в паспорте ТС, в связи с чем, регистрационный орган отказал заявителю в регистрации изменения сведений о ТС.
Карельский СРК обратился в УМВД России по г. Петрозаводску с заявлением о проведении проверки по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 326 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
На основании сообщения о преступлении (КУСП N 1605) орган дознания провел проверку, назначено проведение судебной криминалистической экспертизы, по результатам которой оформлено заключение эксперта от 22.03.2017 N583.
Постановлением старшего инспектора ИАЗ ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Петрозаводску от 23.03.2017 отказано в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного статьей 326 УК РФ, по основаниям пункта 1 части 1 статьи 24 УПК РФ, в связи с отсутствием события преступления.
Уведомлением от 27.04.2017 N 40/2315 Отделение сообщило о принятом решении о прекращении (аннулировании) регистрации ТС.
Не согласившись с принятым решением, Карельский СРК оспорил его в судебном порядке.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей Карельского СРК и Министерства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Удовлетворяя заявленные требования к Отделению, арбитражный суд правомерно руководствовался следующим.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Заявителями на предоставление государственной услуги являются собственники автомототранспортных средств и прицепов к ним либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (пункту 2 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605; далее - Административный регламент).
Результатом предоставления государственной услуги по условиям пункта 9 Административного регламента является, в том числе изменение регистрационных данных или отказ в изменении регистрационных данных.
Изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений (пункты 55, 56.1 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, если обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортных средств, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя) идентифицирующих транспортное средство, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных), за исключением транспортных средств с измененной маркировкой транспортных средств и номерных агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращенных собственникам или владельцам после хищения, при условии их идентификации (абзац 5 пункта 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (далее - Правила).
Не производится регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (абзац 1 пункта 51 Правил).
При установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в соответствии с решением, принятым по результатам проверки, проведенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, совершенное регистрационное действие с транспортным средством считается недействительным и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение (абзац 2 пункта 51 Правил регистрации).
При обнаружении признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) государственная услуга не предоставляется (пункт 24 Административного регламента).
Из экспертного заключения от 22.03.2017 N 583 следует, что маркировочное обозначение идентификационного номера, номера кабины и номера двигателя ТС с пластинами, являются первичными, нанесены согласно условиям завода-изготовителя, изменениям не подвергались. Маркировка кабины частично утрачена из-за коррозии.
Следовательно, частичное уничтожение идентификационной маркировки произошло вследствие естественных причин, а не обусловлено действиями заявителя либо третьих лиц, направленных на сокрытие, подделку, изменение, уничтожение идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организацией-изготовителем.
При судебной проверке законности отказа собственнику в регистрации транспортного средства предполагается разрешение вопроса о соответствии транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения; сам по себе факт наличия обстоятельств, прямо не свидетельствующих о несоответствии транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, но и не исключающих его, не может выступать непреодолимым препятствием для регистрации транспортного средства, при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения.
Указанная правовая позиция сформулирована в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.10.2016 N 2303-О.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая отсутствие доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем техническом состоянии транспортного средства, исключающих возможность его эксплуатации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого заявителем уведомления от 27.04.2017 N 40/2315 об отказе в предоставлении государственной услуги по изменению собственника транспортного средства и правомерно обязал административный орган устранить допущенные нарушения.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.09.2017 по делу N А26-4428/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу МВД по Республике Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
И.В. Юрков |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4428/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 апреля 2018 г. N Ф07-2666/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Карельский союз рыболовецких колхозов "Рыбакколхозсоюз"
Ответчик: Отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации по Беломорскому району
Третье лицо: Министерство внутренних дел по Республике Карелия