г. Пермь |
|
27 декабря 2017 г. |
Дело N А50-28340/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.
при участии:
от заявителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Полазненская районная больница" - Дзюрских О.В., паспорт, доверенность от 17.01.2017;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края - Вяткина Т.Н., паспорт, доверенность от 28.12.2016;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 октября 2017 года
по делу N А50-28340/2017,
принятое судьей Герасименко Т.С.
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Полазненская районная больница" (ОГРН 1025901796073, ИНН 5914204581)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680)
о признании частично недействительным акта от 19.05.2017 N 51,
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края "Полазненская районная больница" (далее - ГБУЗ ПК "Полазненская РБ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - фонд) о признании недействительным акта от 19.05.2017 N 51 в части признания неэффективным использования денежных средств в размере 1 654 085,16 руб. по мотиву введения сверхнормативных должностей, в части признания использованными не по целевому назначению расходов на зарплату врачу-эпидемиологу в сумме 772 580,83 руб., а также расходов на приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ) в сумме 129 881,43 руб. (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11 октября 2017 года требования учреждения удовлетворены полностью; акт фонда признан недействительным в оспариваемой части; на фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, фонд обжаловал решение суда в порядке апелляционного производства, просит решение суда в обжалуемой части отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Полагает, что оспариваемый акт проверки в части выводов о нецелевом использовании средств ОМС на оплату расходов по ГСМ в размере 45 266,81 руб. и выплату заработной платы врачу-эпидемиологу, а также о неэффективном использовании средств ОМС на оплату штатных единиц, введенных сверх предусмотренного норматива, соответствует законодательству Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы фонд указывает на то, что оказание медицинской помощи, в том числе врачом-эпидемиологом, в отсутствие действующей лицензии, свидетельствует о нецелевом использовании средств ОМС, в части направления их на оплату труда указанного врача. Путевой лист, в котором нет информации о пунктах отправления и назначения, не подтверждает понесенных расходов; заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о производственной необходимости использования автомобиля сотрудниками медицинской организации (далее также - МО), в том числе в служебных целях и целях выполнения территориальной программы ОМС. Использование средств ОМС на оплату труда по ставкам, введенным сверх норматива, не отвечает принципу эффективности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель фонда поддержал доводы апелляционной жалобы.
Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы. В судебном заседании представитель заявителя просил апелляционную жалобу фонда оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, фондом проведена плановая проверка использования средств, полученных учреждением на финансовое обеспечение ТП ОМС за периоды с 01.01.2015 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт от 19.05.2017 N 51.
В указанном акте зафиксированы допущенные ответчиком нарушения, в том числе признано неэффективным использование денежных средств в размере 1 654 085,16 руб. по мотиву введения сверхнормативных должностей, признаны использованными не по целевому назначению расходы на зарплату врачу-эпидемиологу в сумме 772 580,83 руб. и расходы на приобретение ГСМ в размере 129 881,43 руб., в связи с чем в акте содержится требование о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС, уплате штрафа в размере 10% от суммы использованных не по целевому назначению средств.
Не согласившись с актом в вышеуказанной части, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Судом принято приведенное выше решение.
Решение суда является правильным, соответствует нормам материального и процессуального права.
Из материалов дела установлено, что порядок оплаты труда работников ГБУЗ ПК "Полазненская РБ" в проверяемом периоде регламентировался коллективным договором на 2015-2017 годы, утвержденным главным врачом МО 27.05.2015, согласованным председателем первичной профсоюзной организации 27.05.2015; правилами внутреннего трудового распорядка, (приложением N 10 к коллективному договору, далее - Правила внутреннего трудового распорядка); положениями о системе оплаты труда, утвержденными приказами главного врача МО от 12.01.2015 N 28/01-18, от 11.01.2016 N 1/01-18 с изменениями (далее - Положение о системе оплаты труда).
При проверке установлено, что при разработке вышеуказанных локальных актов ГБУЗ ПК "Полазненская РБ" руководствовалось Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлениями Правительства Пермского края от 28.12.2012 N 1590-п "Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений здравоохранения Пермского края" (далее - Положение N 1590-п), от 31.12.2015 N 1190-п "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Пермского края и о признании утратившими силу отдельных постановлений правительства Пермского края" (далее - Положение N 1190-п), постановлением Правительства Пермского края от 29.12.2012 N 1608-п "О минимальных размерах окладов по профессиональным квалификационным группам, а также выплатах компенсационного, стимулирующего и социального характера рабочим государственных бюджетных и казенных учреждений Пермского края" и другими нормативными документами.
Режим рабочего времени работникам МО установлен Правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами, разработанными в соответствии с ТК РФ, с постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности".
При формировании штатных расписаний МО руководствовалась рекомендуемыми штатными нормативами, установленными приказами Минздрава РФ от 09.06.2003 N 230 "Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения", от 01.11.2012 N 572н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю "Акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению", от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи", от 15.11.2012 N 919н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "Анестезиология и реаниматология", от 16.04.2012 N 366н "Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи", от 15.11.2012 N 923н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия", от 15.11.2012 N 922н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "Хирургия", от 15.11.2012 N 924н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "Дерматовенерология", от 16.04.2012 N 366н "Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи, от 31.01.2012 N 69н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях", приказа Минздрава СССР от 26.09.1978 N 900 "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, центральных районных поликлиник сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением до 25 тыс. человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и фельдшерско-акушерских пунктов" и другими нормативными документами.
При выборочной проверке штатных расписаний МО установлено, что при составлении штатных расписаний МО руководствовалась приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 18.01.1996 N 16 "О ведении форм штатного расписания учреждений здравоохранения" (далее - Приказ от 18.01.1996 N 16), штатные расписания составлены в разрезе подразделений МО.
При этом выборочной проверкой соответствия утвержденных на 2015, 2016 годы в штатном расписании должностей рекомендуемым нормативам, согласно Порядкам оказания МП по соответствующим профилям и прочим нормативным правовым актам, фондом установлено превышение количества отдельных должностей, утвержденных в штатном расписании, над нормативами (перечень указан в приложении 4 к акту).
Сведения о фонде оплаты труда персонала за работу по занимаемым должностям сверх рекомендуемых нормативов штатной численности при отсутствии ведомости замены должностей (с учетом уральского коэффициента), представлены в таблице 18 оспариваемого акта и составляют 1 654 085,19 руб.
В связи с этим фондом сделан вывод о том, что расходы МО на оплату труда персонала за работу по должностям сверх рекомендуемых нормативов штатной численности с учетом начислений на данные выплаты по оплате труда в сумме 1 654 085,19 руб., в том числе в 2015 году - 904 930,46 руб., в 2016 году -749 154,73 руб., являются неэффективным использованием средств ОМС.
Вместе с тем в соответствии с п.2 Порядка составления штатного расписания, утвержденного Приказом Минздравмедпрома России от 18.01.1996 N 16 "О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения" (далее - Приказ), штатная структура и штатное расписание разрабатываются учреждениями здравоохранения самостоятельно.
Порядок расположения структурных подразделений и должностей в них определяется руководителем учреждения здравоохранения (п. 5 Приказа). В каждое структурное подразделение должны включаться штатные должности по всем категориям персонала с указанием специальности, начиная с высшего и заканчивая младшим звеном. Например, врач-терапевт, медицинская сестра палатная, санитарка-буфетчица. Должности, не относящиеся к медицинским или фармацевтическим, приводятся в штатном расписании, как правило, по не медицинским структурным подразделениям (п. 6 Приказа). Наименования структурных подразделений и должностей в них пишутся в именительном падеже в соответствии с номенклатурами врачебных и провизорских должностей, должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, перечнями должностей служащих и профессий рабочих, утвержденными в установленном порядке (п. 8 Приказа).
Основой составления штатного расписания является смета фонда заработной платы, которой должно соответствовать общее количество должностей (п. 7 Приказа).
Кроме того, утвержденные приказом Минздрава России от 09.06.2003 N 230 нормативы носят рекомендательный характер и не ограничивают право руководителя учреждения на определение структуры, численности и штата, но в пределах утвержденного фонда оплаты труда.
Согласно п.2 примечания 1 приложения 1 к вышеуказанному приказу руководитель учреждения, исходя из производственной необходимости, имеет право усиливать отдельные структурные подразделения или вводить должности (профессии рабочих), не предусмотренные настоящими штатными нормативами, за счет должностей других структурных подразделений в пределах установленного учреждению фонда оплаты труда. Введение дополнительных должностей сверх действующих штатных нормативов допускается только при наличии должностной инструкции о функциональных обязанностях работника, дополнительно вводимого в штат учреждения, и экономического обоснования целесообразности введения указанной должности.
При этом наименования должностей служащих и профессий рабочих должны соответствовать их наименованиям, предусмотренным в действующих штатных нормативах, тарифно-квалификационных характеристиках по общеотраслевым должностям служащих и профессиям рабочих, утверждаемых Минтрудом России. Наименования профессий рабочих, не предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих, устанавливаются в соответствии с наименованиями, содержащимися в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС).
В штатном расписании учреждения вакантные должности указываются по их базовому наименованию, например, бухгалтер, экономист, инженер.
Наименования должностей, занятых конкретными работниками, определяются исходя из соответствия уровня их квалификации требованиям, предусмотренным тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым должностям служащих, например, специалист (экономист, бухгалтер, инженер), имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы в должности экономиста 4 года, в штатном расписании учреждения должность будет именоваться экономист II категории и т.п.
Судом установлено, что спорные сверхнормативные должности введены руководителем учреждения на основании вышеизложенных норм. Доказательств отсутствия необходимости введения соответствующих должностей фондом в материалы дела не представлено. Оплата труда по этим должностям была произведена учреждением в пределах установленных лимитов.
При этом само по себе введение сверхнормативных должностей о неэффективном использовании бюджетных средств не свидетельствует. Иного фондом не доказано.
В связи с чем акта фонд в данной части суд обоснованно признал недействительным.
Согласно ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Согласно пункту 1 ст. 306.4 данного Кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N326-ФЗ) обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
Медицинская организация является участником ОМС (часть 2 ст. 9 Закона N 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 ст. 15 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 Закона N 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления ОМС является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу ч. 6 ст. 14, ч. 2 ст. 28, ч. 1 ст. 38 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
В соответствии с ч. 8 ст. 26 Закона N 326-ФЗ средства бюджета Федерального фонда и бюджетов территориальных фондов не входят в состав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
На основании пункта 12 ч. 7 ст. 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 утверждено Положение о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее Положение о контроле).
Согласно ч. 9 ст. 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Основанием для признания факта нецелевого использования средств ОМС послужили выводы комиссии фонда о расходовании средств ОМС в связи с оказанием медицинской помощи по эпидемиологии в отсутствие действующей лицензии на оказание соответствующего вида медицинской помощи.
Между тем фондом не учтено, что в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе, организация санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней, а также проведение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, является расходным обязательством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают расходные обязательства субъектов Российской Федерации по реализации мер в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий.
Согласно пункту 158 Правил в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются, в том числе, затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158.1 Правил).
Пунктом 158.2 Правил установлено, что к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 158.3 Правил в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются, в частности, следующие группы затрат: затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)).
Правила не содержат закрытого перечня работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи, однако необходимы для обеспечения деятельности медицинской организации в целом. В каждом конкретном случае вопрос о том, необходима ли деятельность соответствующего работника для обеспечения деятельности медицинской организации в сфере реализации ОМС, должен рассматриваться с учетом всех подлежащих применению программ ОМС и обязанностей, возложенных данными программами на медицинские учреждения.
Приказом Минздрава Российской Федерации от 17.09.1993 N 220 "О мерах по развитию и совершенствованию инфекционной службы в Российской Федерации" (приложения 10, 12) определены обязанности врача-эпидемиолога, помощника врача-эпидемиолога, в которые, в том числе входят: контроль за выявлением и регистрацией внутрибольничных инфекций, разработка и осуществление комплекса противоэпидемических мероприятий при возникновении случаев инфекционных заболеваний, профилактические мероприятия в стационаре, обеспечение противоэпидемического и санитарно-гигиенического режима во всех подразделениях; организация выполнения действующих приказов по инфекционным заболеваниям и соблюдению дезрежима; совместно со специалистами (бактериологами и клиницистами) определяет оптимальные схемы применения антибиотиков в данном стационаре; осуществляет постоянный контроль за обработкой и стерилизацией медицинского инструментария, использованием и утилизацией разовых шприцев, систем и иммунобиологических препаратов, а также условиями их доставки и хранения.
Таким образом, деятельность врача-эпидемиолога направлена на соблюдение безопасных условий пребывания и санитарно-эпидемиологического режима при проведении лечебно-диагностического процесса в соответствии с пунктами Территориальных программ на 2015-2016 годы и по смыслу пункта 158.3 Правил необходима для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.
Кроме того, в соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
Фондом не отрицается факт наличия у ответчика квалифицированного персонала в целях оказания медицинской помощи и обязанности в силу закона оказывать соответствующую медицинскую помощь гражданам, обратившимся за такой помощью. Кроме того, материалами дела не подтверждено наличие на территории нахождения заявителя иных медицинских учреждений, обладающих возможностью оказывать аналогичную медицинскую помощь.
Отказ заявителя в оказании гражданам медицинской помощи противоречил бы в данном случае, положениям ст. 41 Конституции Российской Федерации и ст.4-7, 10, 11 Закона N 323-ФЗ.
Несоответствие ответчика требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности" фондом в ходе проведенных контрольных мероприятий не установлено; более того, обратное препятствовало бы получению медучреждением соответствующей лицензии.
Доводы апелляционной жалобы фонда рассмотрены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению на основании следующего.
В соответствии со статьей 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что нецелевым использованием бюджетных средств согласно статье 289 БК РФ признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Материалами дела установлено и сторонами не оспаривается факт оказания населению в спорный период медицинских услуг.
Требование о наличии лицензии имеет правовое значение только при решении вопроса о соблюдении учреждением требований лицензионного законодательства, установленных Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30.
Само по себе нарушение лицензионных требований и условий, без установления нарушения условий расходования бюджетных средств, не является основанием для признания расходования бюджетных средств нецелевым.
Фондом по результатам проведенной проверки не опровергнут факт расходования ответчиком средств ОМС на оплату труда врача-эпидемиолога в сумме 772 580,83 руб., то есть в соответствии с целевым назначением, а выводы фонда об обратном основаны на формальном факте: отсутствии у ответчика лицензии.
Доказательств того, что данные затраты не связаны с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), а также об их чрезмерности, фондом не представлено.
С учетом изложенного вывод суда о том, что денежные средства ОМС на оплату труда эпидемиологов использованы по целевому назначению, является правильным.
В части затрат в размере 129 881,43 руб. на оплату расходов по приобретению ГСМ, связанных с отсутствием экономического обоснования и подтверждения превышения километража, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной деятельности подлежит оформлению первичным учётным документом.
Для учета работ транспортных средств Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.
Пунктом 2 Порядка установлено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе (пункт 3 Порядка).
Пунктами 5 и 6 Порядка установлено, что путевой лист обязательно должен содержать сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона), сведения о транспортном средстве (тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, государственный регистрационный знак, показания спидометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо)), сведения о водителе (фамилию, имя, отчество водителя), дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
Оценив содержание представленных в материалы дела путевых листов, суд первой инстанции пришел к выводу, что они оформлены в соответствии с вышеуказанными требованиями.
Поскольку заявитель находится в пгт. Полазна, а поездки совершались в г.Пермь, принятие расходов по усредненным показателям исключительно до г. Пермь без учета возврата транспортного средства в пгт.Полазна, является необоснованным.
Факт нецелевого использования средств на ГСМ, рассчитанного исходя из показателя расстояния в размере 45 км является недоказанным, учитывая также протяженность г.Перми.
Произведенный в апелляционной жалобе перерасчет расходов на ГСМ судом апелляционной отклоняется, поскольку он не изложен в акте проверки, который является предметом спора по настоящему делу.
Таким образом, оспариваемый акт в соответствующей части правомерно признан судом недействительным как несоответствующий законодательству об ОМС и нарушающий права и законные интересы заявителя.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
В силу изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 октября 2017 года по делу N А50-28340/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-28340/2017
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ "ПОЛАЗНЕНСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ