г. Санкт-Петербург |
|
28 декабря 2017 г. |
Дело N А56-43647/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Волковой Т.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: Скупова С.В., по доверенности от 25.10.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-24650/2017) ООО "БАЗА" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2017 по делу N А56-43647/2017 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Выборгском и Калининском районах
к ООО "БАЗА"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Выборгском и Калининском районах (далее -Управление, Роспотребнадзор, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "База" (далее - ООО "База", Общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 23.08.2017 заявление удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб. с конфискацией изъятой продукции.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в материалы дела не представлено надлежащих доказательств факта реализации спорной продукции. Продукция не приобреталась для реализации, ответчик имел на товар сопроводительную документацию и не мог предполагать о наличии в нем метанола.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
От Роспотребнадзора поступил письменный отзыв, в котором выражено несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, 12.01.2017 при проведении административного расследования в отношении ООО "База" по адресу: г.Санкт-Петербург, пр. Непокоренных, д. 17 установлено, что ООО "База" допустило факт приемки, хранения, реализации продукции бытовой химии, не соответствующей обязательным требованиям продукции (с повышенным содержанием метанола), а именно:
- незамерзающей стеклоомывающей жидкости WINTER WAY-30°C, изготовитель ООО "ЭлинарПрод", г. Москва ул. Мишина, д. 28, комн. 4.
В ходе проверки Обществом представлены копии товарно-сопроводительных документов на вышеуказанную стеклоомывающую жидкость: расходная накладная N РН-245468 от 12.01.2017, сертификат соответствия N РОСС RU. АГ91.Н00339 срок действия с 23.06.2016 по 22.06.2017.
По факту обнаружения Управлением продукции бытовой химии, не соответствующей обязательным требованиям, по месту осуществления деятельности Общества составлен протокол N 78-02-06-45/02-17 от 12.01.2017 осмотра территории, территорий и находящихся там вещей и документов.
12.01.2017 на основании определения о назначении санитарно-эпидемиологической экспертизы N 78-01-18/02-17 образцы проб стеклоомывающей жидкости "Winter Way" -30°C, в количестве 1 единица емкостью 5 литров были направлены в ФБУЗ N1 "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" для проведения лабораторных исследований продукции (протокол взятия проб и образцов от 12.01.2017 N 2).
Согласно экспертному заключению N 78.01.09.238.П.717 от 22.02.2017 в составе исследованной жидкости Winter Way -30°С, изготовитель ООО "Элинар Прод", г. Москва, ул. Мишина, д.28, корп. 4, массовая доля метанола (норма - не более 0,05% масс) - 34,5% масс, что превышает в 690 раз.
Представленные образцы стеклоомывающих жидкостей Winter Way -30°С по содержанию массовой доли метанола не соответствуют Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 (раздел 5, подраздел 1).
Усматривая в действиях Общества состав административного правонарушения, должностным лицом Роспотребнадзора составлен протокол от 09.03.2017 N Ю78-02-06-12-17 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены Управлением в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем привлек ООО "База" к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, назначив наказание в виде в виде штрафа в размере 300 000 руб. с конфискацией изъятой продукции.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Пунктом 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В соответствии с примечанием к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Закона N 184-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" продукция производственно-технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан (далее - продукция), не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Стеклоомывающая жидкость включена в Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), на которую установлены гигиенические показатели и нормативы безопасности, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299.
В силу пунктов 5.2, 5.8 приложения 5А к разделу 5 главы II Единых санитарно- эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза N 299, содержание метанола (массовая доля) в средствах бытовой химии по уходу за автомобилями должно быть не более 0,05%.
Согласно Санитарно-гигиеническим требованиям к организации и проведению работ с метанолом (СП 2.3.3.2892-11) метанол по составу отвечает формуле CH3OH. Растворим в спиртах и ряде других органических растворителей. С водой смешивается во всех отношениях. Легко воспламеняется. Обладает цветом, запахом и вкусом, сходными с таковыми этилового (винного) спирта. Смертельная доза метанола при приеме внутрь равна 30 г, но тяжелое отравление, сопровождающееся слепотой, может быть вызвано 5-10 г. Действие паров его выражается в раздражении слизистых оболочек глаз и более высокой подверженности заболеваниям верхних дыхательных путей, головных болях, звоне в ушах, дрожании, невритах, расстройствах зрения. Метанол может проникать в организм через неповрежденную кожу (пункт 2.1).
В соответствии с пунктом 3.22 Санитарно-гигиенических требований к организации и проведению работ с метанолом (СП 2.3.3.2892-11) использование метанола при изготовлении стеклоомывающей жидкости не допускается.
Материалами дела подтверждается, и Обществом не оспаривается, что принадлежащая ООО "База" стеклоомывающая жидкость WINTER WAY-30°C не соответствует требованиям нормативных актов о техническом регулировании.
Однако только этого обстоятельства недостаточно для квалификации действий Общества по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
По смыслу указанной нормы субъектом ответственности является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности (изготовитель, исполнитель, продавец). Из материалов дела не следует, что несоответствие реализуемой продукции требованиям технических регламентов является следствием деяний самого Общества (ненадлежащего хранения, реализации за пределами сроков годности и т.п.). Кроме того, из материалов дела не следует, что из сопроводительной документации к продукции Общество могло сделать вывод о ее несоответствии техническим регламентам.
Соответственно, суд необоснованно привлек Общество к административной ответственности. Данный подход выражен в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2017 N 304-АД17-7163, от 13.11.2017 N 308-АД17-8224.
В связи с изложенным решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку в такой ситуации конфискация, как дополнительная мера наказания, неприменима, продукцию, указанную в протоколе взятия проб и образцов N 2, следует изъять из оборота для дальнейшего уничтожения в установленном законодательстве порядке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2017 по делу N А56-43647/2017 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Изъять из оборота для дальнейшего уничтожения в установленном законодательством порядке продукцию, указанную в протоколе взятия проб и образцов от 12.01.2017 N 2.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43647/2017
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Выборгском и Калининском районах
Ответчик: ООО "БАЗА"
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ