Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 мая 2018 г. N Ф07-2928/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
08 января 2018 г. |
Дело N А21-2178/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 января 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Колосовой Ж.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Потаповой А.В.
при участии:
от истца: представитель Хаванская-Гончарова А.В. по доверенности от 30.11.2017,
от ответчиков: 1) не явился, извещен, 2) представитель Андреева М.А. по доверенности от 26.12.2016,
от 3-их лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24362/2017) АО "Региональная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.08.2017 по делу N А21-2178/2017 (судья Любимова С.Ю.), принятое
по иску АО "Региональная энергетическая компания"
к 1) Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, 2) ФГБУ "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Минздрава России
3-и лица: 1) Агентство по имуществу Калининградской области, 2) правительство Калининградской области, 3) Министерство здравоохранения Российской Федерации
о признании,
установил:
акционерное общество "Региональная энергетическая компания" (ОГРН 1093925041781, место нахождения: 236022, г. Калининград, ул. Лейтенанта Яналова, 11) (далее - АО "РЭК", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Калининград) (ОГРН 11139260446640, место нахождения: 238312, Калининградская область, Гурьевский район, пос. Родники, ул. Калининградское шоссе, 4) (далее - ФГБУ "ФЦВМТ" Минздрава России, Учреждение) и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (ОГРН 1103926011177, место нахождения: 236016, г. Калининград, ул. Курортная, 1) (далее - ТУ ФАУГИ, Управление) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Учреждения на КТП-15/0,4 (N 1, 2) (трансформаторная подстанция) с кадастровым номером 39:03:060019:222, на КТП-15/0,4 (N 3) (трансформаторная подстанция) с кадастровым номером 39:03:060019:223, также о признании за АО "РЭК" права собственности на указанные трансформаторные подстанции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по имуществу Калининградской области (далее - Агентство), правительство Калининградской области (далее - правительство), Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России, Министерство).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 14.08.2017 в удовлетворении иска в части требований о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Учреждения на трансформаторные подстанции отказано, в остальной части производство по делу прекращено.
Истец обжаловал решение в апелляционном порядке, полагая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, с принятием нового решения об удовлетворении иска, в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, а также несоответствием изложенных в решении выводов обстоятельствам дела. По мнению истца, в материалах дела имеются надлежащие доказательства строительства спорного объектами за счет средств общества, в том числе договор подряда от 11.08.2008 N 02/08/08 на строительство линейного объекта, состоящего из кабельных линий и трансформаторных подстанций, разрешительная документация, доказательства оплаты по договору. В свою очередь, при заключении договора технологического присоединения к электрическим сетям от 28.02.2008 N 02/02/08 воля сторон была направлена на обеспечение энергоснабжения строящегося федерального центра сердечно-сосудистой хирургии, а не на строительство трансформаторной подстанции как результата работ с целью передачи её по окончании строительства в собственность ответчиков.
В отзывах на апелляционную жалобу ответчики против ее удовлетворения возразили, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, исковые требования удовлетворить; представитель Учреждения против удовлетворения жалобы возразил по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ТУ ФАУГИ, третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому в соответствии с данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N12 разъяснениями дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав мнения представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.2006 N 139 "О строительстве федеральных центров высоких медицинских технологий" между Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав) и правительством Калининградской области заключено соглашение от 11.03.2008 N 04/81 о строительстве Федерального центра высоких медицинский технологий (федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии в г. Калининграде).
По условиям названного соглашения заказчиком-застройщиком по нулевому циклу строительства федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в г. Калининграде (далее - центр, центр хирургии) правительство Калининградской области определило Калининградское областное казенное предприятие "Отдел капитального строительства" (далее - ОКС, предприятие).
Областным государственным унитарным предприятием "Региональная энергетическая компания" (исполнителем, правопредшественником общества) и предприятием (заказчиком) заключен договор от 28.02.2008 N 02/02/08 технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор от 28.02.2008 N 02/02/08), по условиям которого исполнитель обязался по заявке заказчика осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям исполнителя энергопринимающего устройства заказчика - федерального центра сердечно-сосудистой хирургии.
Во исполнение договора от 28.02.2008 N 02/02/08 истец как заказчик заключил с ООО "Экрон-Регион" (подрядчиком) договор подряда от 11.08.2008 N 02/08/08 на строительство распределительных сетей 15 кВ электроснабжения центра хирургии (далее - договор подряда от 11.08.2008).
Право собственности Российской Федерации на спорные объекты КТП-15/0,4 (N 1, 2) (трансформаторная подстанция) с кадастровым номером 39:03:060019:222 и на КТП-15/0,4 (N 3) (трансформаторная подстанция) с кадастровым номером 39:03:060019:223 зарегистрировано 03.11.2015 (свидетельства о государственной регистрации права N 39-39/001-39/001/001/2015-7358/1, N 39-39/001-39/001/001/2015-7359/1), л.д. 28. 29 т.1. Распоряжением ТУ ФАУГИ от 27.01.2016 N 11-р трансформаторные подстанции закреплены на праве оперативного управления за Учреждением.
Указав, что работы по строительству трансформаторных подстанций КТП- 15/0,4 (N 1, 2) и КТП-15/0,4 (N 3) по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, пос. Родники, оплачены истцом в полном объеме; между ОАО "РЭК" и ГКУ КО "Отдел капитального строительства" подписан акт о технологическом присоединении от 29.02.2012 N06/02/12; право собственности на построенные истцом трансформаторные подстанции возникло, по его мнению, на основании договора от 28.02.2008 N02/02/08 и договора подряда от 11.08.2008, АО "РЭК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Применив нормы гражданского и процессуального законодательства, исследовав представленные доказательства во взаимосвязи с условиями договоров, суд первой инстанции счел исковые требования в части не подлежащими удовлетворению, в иной части требований (о признании за обществом права собственности на трансформаторные подстанции) производство по делу прекращено.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В силу положений пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
К объектам электроэнергетики относятся имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства, к числу которых в силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ" Об электроэнергетике" относятся и трансформаторные и иные подстанции.
Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N6, трансформаторная подстанция - это электрическая подстанция, предназначенная для преобразования электрической энергии одного напряжения в электрическую энергию другого напряжения с помощью трансформаторов.
Судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полно и всесторонне исследованы обстоятельства строительства трансформаторных подстанций на основании представленных сторонами доказательств, в результате чего суд пришел к обоснованному выводу о том, что истцом не доказано возникновения у него права собственности на спорные объекты.
Суд первой инстанции установил, что строительство Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в городе Калининграде производилось на основании соглашения от 11.03.2008 N 04/81, по условиям которого предусматривалась передача на праве собственности Российской Федерации всего имущественного комплекса.
Заказчиком-застройщиком "нулевого цикла" строительства центра являлось предприятие, строительство осуществлялось за счет бюджетных инвестиций. При этом в проектном решении строительства центра было предусмотрено обеспечение электроснабжения за счет строительства трансформаторных подстанций 15/0,4кВ типа КТП в бетонном корпусе с трансформаторами установленной мощности, что усматривается из положительного заключения государственной экспертизы N 39-1-5-0183-08, N 39-1-3-0448-08.
Данное проектное решение реализовано в составе строительства всего комплекса имущества центра - построены объекты электросетевого хозяйства - две трансформаторные подстанции КТП-15/0,4 (N 1, 2) и КТП15/0,4 (N 3), предназначенные исключительно для обеспечения строительства центра хирургии и его дальнейшей эксплуатации Учреждением.
При этом трансформаторные подстанции расположены на земельном участке, предназначенном для строительства федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в городе Калининграде, по адресу: Россия, Калининградская область, Гурьевский район, пос. Родники, кадастровый номер 39:03:060019:67. Данный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, закреплен за Учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Право собственности Российской Федерации и оперативного управления Учреждения на трансформаторные подстанции КТП-15/0,4 (N 1, 2) кадастровый номер 39:03:060019:222 и КТП-15/0,4 (N 3) кадастровый номер 39:03:060019:222 зарегистрированы в установленном порядке (л.д. 28 - 31 т.1).
Из приложения N 1 к дополнительному соглашению N 1 к договору от 28.02.2008 N 02/02/08, вопреки доводам жалобы, следует, что условиями договора предусмотрено строительство распределительных сетей электроснабжения строительной площадки и строительство распределительных сетей по постоянной схеме; стоимость работ составила 6 717 080 руб. 36 коп. и 23 195 250 руб. соответственно (л.д. 57 т.1).
Как указано выше, КТП-15/0,4 (N 1, 2) и КТП-15/0,4 (N 3) согласно проектному решению строительства центра являются частью построенных распределительных сетей, что следует из положительного заключения государственной экспертизы N 39-1-5-0183-08, N 39-1-3-0448-08.
Все работы по строительству центра выполнены в полном объеме, что подтверждено разрешениями на ввод объекта в эксплуатацию N RU 39310000-21/2012МО, N RU 39310000-16/2012МО.
Отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности общества на трансформаторные подстанции, изложенный в письме от 29.09.2015, обществом в установленном порядке не оспорен.
При этом ни из условий договора от 28.02.2008 N 02/02/08, ни из акта технологического присоединения не следует волеизъявление сторон на передачу обществу права собственности на трансформаторные подстанции, входящие в состав принадлежащего Российской Федерации единого комплекса, и находящиеся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации (статья 431 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая фактическое расположение трансформаторных подстанций, их предназначение и эксплуатацию исключительно в целях обеспечения функционирования центра хирургии, не представляется убедительной позиция истца о намерении сторон передать данные объекты в собственность общества.
В свою очередь, сам по себе факт оплаты обществом предусмотренных договором подряда от 11.08.2008 работ не свидетельствует о том, что в цену договора от 28.02.2008 N 02/02/08 не входило возмещение истцу соответствующих затрат, иное истцом не доказано.
Учитывая изложенное, следует признать, что обществом не доказана совокупность оснований, необходимых для удовлетворения иска о признании права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Учреждения отсутствующими.
Производство по делу в части требований о признании за обществом права собственности на трансформаторные подстанции правомерно прекращено судом первой инстанции применительно к положениям пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку определением Арбитражного суда Калининградской области от 26.07.2016 прекращено производство по делу N А21-1685/2016 в связи с принятым судом отказом общества от иска к ТУ ФАУГИ, Управлению Росреестра по Калининградской области о признании права собственности на два объекта: "КТП-15/0,4 (N 3)" и "КТП-15/0,4 (N 1, 2)", об обязании зарегистрировать право собственности общества на эти объекты.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Определением от 26.10.2017 обществу было предложено представить платежное поручение от 04.09.2017 N 658 с подлинной отметкой банка об исполнении платежа. Апелляционный суд разъяснил обществу правовые последствия неисполнения определения суда, указав, что в случае не представления подлинного экземпляра платежного документа, государственная пошлина по жалобе будет взыскана в доход федерального бюджета.
Поскольку определение от 26.10.2017 обществом не исполнено, с истца в доход федерального бюджета следует взыскать 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14 августа 2017 года по делу N А21-2178/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с АО "Региональная энергетическая компания" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Ж.В. Колосова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2178/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 мая 2018 г. N Ф07-2928/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Региональная энергетическая компания"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, ФГБУ "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Минздрава России
Третье лицо: Агентство по имуществу Калининградской области, Министерство здравоохранения РФ, Правительство Калининградской области в лице Агентства главного распорядителя средств бюджета Калининградской области