город Ростов-на-Дону |
|
10 января 2018 г. |
дело N А32-21983/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 января 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Илюшина Р.Р.,Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2017 по делу N А32-21983/2017 (судья Шепель А.А.)
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани
к Межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
при участии третьих лиц: муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 35 пгт. Новомихайловский муниципального образования Туапсинский район, Мелконян Андрея Артуровича; Нерога Валерия Михайловича; Петровой Виолетты Юрьевны; Петровой Татьяны Юрьевны; Денисовой Елены Васильевны; МУП "ТСДРСУ"; МДОУ детский сад N7; ФГБНУ Лазаревская ОСЗР ВНИИБЗР; открытого акционерного общества Пансионат "Весна"; Администрации муниципального образования Туапсинский район; общества с ограниченной ответственностью "Маяк"; Администрации города Сочи; ПАО "СМУ-1"; общества с ограниченной ответственностью "НГТ-Резерв"; закрытого акционерного общества "Дагомысчай"; общества с ограниченной ответственностью "НГТ-Резерв"; общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань"; Большакова Игоря Владимировича; МАОУ СОШ N 35 пгт. Новомихайловский; Хуснадзиновой Евгении Алмасовны; общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Гермес"; открытого акционерного общества "Российские железные дороги"; Диковой Жанны Хасимовны; Мамедовой Полины Михайловны; общества с ограниченной ответственностью "Мебельщик"; закрытого акционерного общества "Фирма "Автогрейд"; открытого акционерного общества "Кубаньпассажиравтосервис"; общества с ограниченной ответственностью "Геолог Ямала"; Молчановой Натальи Валерьевны
о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Кубаньэнерго" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о признании права собственности на ряд объектов недвижимости - здания трансформаторных подстанций.
Ввиду отсутствия должной индивидуализации (площадь, кадастровый номер) объектов, ПАО "Кубаньэнерго" лишено возможности зарегистрировать право собственности во внесудебном порядке.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Определением суда от 08.11.2017 выделены в отдельное производство следующие требования:
1. ПАО "Кубаньэнерго" к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании права собственности на следующие объекты:
- здание трансформаторной подстанции Н-14, с кадастровым номером 23:33:0804010:420, площадью 27,8 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Новомихайловский, ул. Мира, школа N 5;
- здание трансформаторной подстанции Н-12, с кадастровым номером 23:33:0804028:1669, площадью 38,4 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Новомихайловский, ул. Ленина, д. 20;
- здание трансформаторной подстанции Н-114, с кадастровым номером 23:33:0103003, площадью 52 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Джубга, т/б "Заря".
2. ПАО "Кубаньэнерго" к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании права собственности на здание трансформаторной подстанции Д-131, с кадастровым номером 23:49:0123003:1135, площадью 25,9 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, п. Лоо, ул. Разина, 2.
3. ПАО "Кубаньэнерго" к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании права собственности на здание трансформаторной подстанции Н-113, с кадастровым номером 23:33:0606020:1111, площадью 25,5 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Джубга, ул. Новороссийское шоссе, 9.
4. ПАО "Кубаньэнерго" к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании права собственности на здание трансформаторной подстанции Г-57, с кадастровым номером 23:33:1306001:608, площадью 47,1 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Холодный Родник, ДРСУ.
5. ПАО "Кубаньэнерго" к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании права собственности на здание трансформаторной подстанции Д-42, с кадастровым номером 23:49:0125001:1140, площадью 57,8 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, п. Уч-Дере, ул. Семашко, Территория СМП "Бамстройпуть".
Предметом исковых требований о признании права собственности являются следующие объекты:
- здание трансформаторной подстанции А-17, кадастровый номер 23:49:0402032:2568, площадью 30,1 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, АО Сочинеруд (Карьероуправление);
- здание трансформаторной подстанции Х-4, кадастровый номер 23:49:0304006:1334, площадью 24,1 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, улица Адлерская, 4;
- здание трансформаторной подстанции Н-188, кадастровый номер 23:33:0907002:231, площадью 49,4 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский р-н, с. Агой, б/о "Атлант";
- здание трансформаторной подстанции Т-118, кадастровый номер 23:33:0201001:234, площадью 26,6 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский р-н, п/о "Весна";
- здание трансформаторной подстанции Н-121, кадастровый номер 23:33:0105001:1063, площадью 53,4 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский р-н, пгт Новомихайловский, б/о "Сигнал";
- здание трансформаторной подстанции Н-115, кадастровый номер 23:33:0103003:255, площадью 59,2 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский р-н, пгт Джубга, д/о "Джубга";
- здание трансформаторной подстанции Н-203, кадастровый номер 23:33:0108003:450, площадью 48,5 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский р-н, б/о "Зорька";
- здание трансформаторной подстанции Н-62, кадастровый номер 23:33:0108003:451, площадью 49,3 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский р-н, поселок Небуг, п/л "Зорька";
- здание трансформаторной подстанции Т-104, кадастровый номер 23:33:0204011:505, площадью 25,2 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский р-н, с. Шепси, б/о "Маяк";
- здание трансформаторной подстанции Н-164, кадастровый номер 23:33:0107004:61, площадью 52,7 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, б/о "Геолог Ямала";
- здание трансформаторной подстанции Н-123, кадастровый номер 23:33:0804000:374, площадью 30,9 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский р-н, пгт Новомихайловский, АБЗ ДРСУ;
- здание трансформаторной подстанции Х-114, кадастровый номер 23:49:0304020:1854, площадью 44,6 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, улица Сухумское шоссе, 21;
- здание трансформаторной подстанции Л-71, кадастровый номер 23:49:0104002:1057, площадью 31,3 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, поселок Советквадже, п/о "Юг";
- здание трансформаторной подстанции Л-95, кадастровый номер 23:49:0110006:1530, площадью 28,9 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, поселок Лазаревское, улица Сочинское шоссе, 77;
- здание трансформаторной подстанции Д-232, кадастровый номер 23:49:0125020:1391, площадью 58,9 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, поселок Дагомыс, улица Барановское шоссе, 18;
- здание трансформаторной подстанции Д-194, кадастровый номер 23:49:0136003:3105, площадью 23,6 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, поселок Уч-Дере, ОАЗТ "Дагомыс чай", чайные домики.
Судом принят отказ от части исковых требований, производство по делу в части признания права собственности на здание трансформаторной подстанции Д-80, кадастровый номер 23:49:0125014:1192, площадью 43,7 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, поселок Дагомыс, ООО "Мебельщик" прекращено.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2017 по делу N А32-30008/2017 иск удовлетворен. Суд пришел к выводу, что у общества право собственности на спорные объекты недвижимости возникло по основаниям, предусмотренным статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть в порядке приватизации государственного имущества.
Суд указал, что план приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго", по которому государственное предприятие "Краснодарэнерго" относилось к федеральной собственности, содержит приложение N 9, в котором поименован перечень объектов, не подлежащих приватизации, остающихся в государственной собственности, в котором спорные объекты отсутствуют. При рассмотрении дел N А32-15697/2011, N А32-55523/2009 и N А32-8172/2013 установлено, что преобразование Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" в ПАО "Кубаньэнерго" осуществлялось в составе единого хозяйственного комплекса, все имущество, за исключением не подлежащего приватизации, было передано вновь созданному обществу, при этом в ходе рассмотрения требований ПАО "Кубаньэнерго" о признании права собственности на здания трансформаторных подстанций по аналогичным делам (N А32-29778/2016, N А32-45047/2015, N А32-29778/2016) судами первой, апелляционной и кассационной инстанций Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея было признано в качестве надлежащего ответчика. Пообъектной расшифровки объектов недвижимости план приватизации 1993 года не содержит, однако в акте оценки стоимости зданий и сооружений от 26.04.2001 года по состоянию на 01.07.1992 указано, что спорные объекты подлежат приватизации.
Поскольку период строительства зданий подстанций (1954-1976 годы) подтверждается сведениями технических паспортов, выданных ФГУП "Ростехинвентаризация", никем не оспаривается, то спорные здания трансформаторных подстанций принадлежали государственному предприятию - Краснодарскому производственному объединению энергетики и электрификации "Краснодарэнерго", находившемуся в федеральной собственности на момент его приватизации, поэтому суд первой инстанции не нашел оснований для отнесения зданий трансформаторных подстанций к самовольному строительству (статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не применима).
Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просит судебный акт отменить, в иске отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд неправильно сослался на дела N А32-29778/2016, N А32-45047/2015, N А32-29778/2016, при рассмотрении которых судами первой, апелляционной и кассационной инстанций Межрегиональное Территориальное управление было признано в качестве надлежащего ответчика, поскольку в рамках указанных дел Межрегиональное территориальное управление являлось надлежащим ответчиком в виду оспаривания прав собственности ПАО "Кубаньэнерго" на здания трансформаторных подстанций.
В деле N А32-21983/2017 собственником спорных объектов Российская Федерация не является, также указанные объекты не значатся в реестре федерального имущества, собственниками земельных участков на которых расположены спорные объекты являются третьи лица, поэтому Межрегиональное территориальное управление не оспаривает право собственности ПАО "Кубаньэнерго" на указанные здания трансформаторных подстанций, не нарушает права ПАО "Кубаньэнерго" и не является надлежащим ответчиком по делу.
При этом ПАО "Кубаньэнерго" является правопреемником государственного предприятия Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" относившегося к федеральному уровню собственности до его приватизации. В тоже время право собственности муниципального образования на трансформаторные подстанции возникло в силу прямого указания закона с даты вступления в законную силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", поскольку трансформаторные подстанции представляют собой объекты инженерной инфраструктуры города, предназначенные для энергоснабжения потребителей города, следовательно, соответствуют критериям, изложенным в приложении N 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1. Право муниципальных образований претендовать на указанные здания трансформаторных подстанций предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 50, п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 131).
Кроме того ПАО "Кубаньэнерго" обратилось с иском в виду отказов, в государственной регистрации прав спорных объектов, органа осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, однако отказы в государственной регистрации права ПАО "Кубаньэнерго" не обжаловались.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на территории города Сочи и Туапсинского района Краснодарского края расположены закрытые трансформаторные подстанции, принадлежащие истцу в результате приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани образовано в связи с приведением в соответствие с Федеральным законом "Об акционерных обществах" учредительных документов акционерного общества открытого типа "Энергетики и электрификации Кубани", являющегося правопреемником Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
Сведения о спорных трансформаторных подстанциях в план приватизации не включены, поскольку до 1992 года трансформаторные подстанции напряжением 10/6/0,4 кВ числились в балансе в графе "Оборудование". В пообъектной расшифровке оборудования и машин в акте оценки основных средств приведена расшифровка, согласно которой спорные объекты перешли к истцу в порядке приватизации.
ПАО "Кубаньэнерго" в порядке досудебного урегулирования спора в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации обратилось с претензией от 09.03.2017 года N КЭ/009/550 в Территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае с предложением внести изменения в акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 года, дополнив его сведениями о спорных объектам с указанием их наименования, кадастровых номеров, адресных ориентиров и площади.
В ответе от 17.03.2017 года N 05/3429 Территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае сообщает о том, что оно не правомочно вносить изменения или дополнения в акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 года и рекомендовало обратиться с исковым заявлением в суд.
Суд первой инстанции с учетом положений статей 12, 14, 217, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений абзаца 5 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав",Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", пункта 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости основных объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных предприятий в РСФСР"пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Так, отнесение спорных объектов к недвижимому имуществу подтверждается заключениями кадастрового инженера, экспертным заключением, представленным в ходе судебного разбирательства.
Повторно рассмотрев представленные в дело доказательства с учетом доводов апелляционной жалобы, апелляционный суд соглашается с тем, что в порядке приватизации ПАО "Кубаньэнерго" приобрело право собственности на спорные объекты, что подтверждается планом приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго", зарегистрированным 01.02.1993 года Департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и учтенным Фондом государственного имущества Краснодарского края.
Согласно пункту 4 указанного плана на момент приватизации производственное объединение энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" относилось к федеральному уровню собственности, в связи с чем исковое заявление правомерно предъявлено к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю.
В соответствии с абзацем 1 пункта 11 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 года юридические лица являются собственниками имущества, перешедшего в порядке реорганизации, а также в соответствии с абзацем 5 пункта 11 акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится, как универсальный правопреемник, собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
План приватизации Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" содержит сведения о включении объектов имущества ЛЭП и подстанций 35 кВ и выше, а также ЛЭП 0,4 кВ.
Согласно Уставу ОАО "Кубаньэнерго", утвержденному решением общего собрания акционеров АО "Кубаньэнерго" (протокол N 4 от 26.04.1996 года), открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Кубани" образовано в связи с приведением в соответствие с Федеральным Законом "Об акционерных обществах" от 24 ноября 1995 года учредительных документов акционерного общества открытого типа "Энергетики и электрификации Кубани", учрежденного в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества"; от 15 августа 1992 года N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации", от 5 ноября 1992 года N 1334 "О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества" и зарегистрированного Постановлением администрации Октябрьского района г. Краснодара 01.02.93 г. N 127, являющегося правопреемником Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
В соответствии с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 года N 99-ФЗ) пунктом 8 решения годового общего собрания акционеров ОАО "Кубаньэнерго" от 10.06.2015 года (протокол N 36 от 11.06.2015 года) утвержден Устав в новой редакции.
Согласно Уставу (в новой редакции) полное фирменное наименование общества на русском языке: публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани, сокращенное фирменное наименование общества на русском языке: ПАО "Кубаньэнерго".
Таким образом, ПАО "Кубаньэнерго" является правопреемником Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
То обстоятельство, что истец является правопреемником производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго", которое в период приватизации относилось к федеральному уровню собственности, заявителем апелляционной жалобы не оспаривается.
Спорные объекты не числятся в реестре государственной собственности Краснодарского края, реестрах муниципальной собственности, сведения о государственной регистрации права в ЕГРП отсутствуют.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации становится собственником государственного имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации.
Апелляционный суд учитывает, что трансформаторная подстанция - электроустановка, предназначенная для преобразования (повышения или понижения) напряжения в сети переменного тока и распределения электроэнергии и состоящая из силовых трансформаторов, распределительного устройства РУ, устройства автоматического управления и защиты, а также вспомогательных сооружений. Трансформаторные подстанции представляют собой объекты особой значимости и повышенной опасности. Отсутствие лиц, ответственных за содержание такого имущества, может привести к авариям и прекращению электроснабжения жилых, нежилых, социально значимых объектов и повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, при этом здания ЗТП построены более 20 лет.
Основания приобретения права собственности предусмотрены нормами главы 14 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные данным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 5 пункта 11 постановления от 29.04.2010 Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 акционерное общество, созданное в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
На основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (в редакции Закона от 05.06.1992) активы предприятий относятся к объектам приватизации.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического, комплекса в акционерные общества" преобразование предприятий, объединений, организаций, входящих в топливно-энергетический комплекс, в акционерные общества и их приватизация осуществляются в порядке, установленном специальными указами Президента Российской Федерации, учитывая особые условия эксплуатации единых систем электроэнергетики России, а также исключительную значимость топливно-энергетического комплекса для жизнедеятельности населения и народного хозяйства.
Такой особый порядок приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса определен Указами Президента Российской Федерации от 15.08.1992 N 923, от 05.11.1992 N 1334 в целях повышения эффективности функционирования Единой энергетической системы Российской Федерации в условиях приватизации государственной собственности и распространялся, в том числе и на Краснодарское производственное объединение энергетики и электрификации "Краснодарэнерго", входившее в состав предприятий топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.
Порядок определения состава приватизируемого имущества установлен пунктом 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости основных объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных предприятий в РСФСР", которым предусмотрено, что оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, по итогам инвентаризации должны быть отрегулированы выявленные в ходе ее проведения расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета и отчетности, на выявленное по результатам инвентаризации не учтенное по балансу имущество заводятся инвентарные карточки, делаются записи в соответствующих бухгалтерских документах, итоги оценки отражаются в соответствующих актах.
В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", состав и цена активов приватизируемого предприятия указывается в сделке приватизации. Составной частью сделки являются акты оценки имущества, в которых отражается состав приватизируемого имущества. При этом неправильное указание имущества в одном акте оценки вместо другого не может служить основанием для вывода о том, что это имущество не включено в состав приватизируемого. Если имеются бесспорные доказательства включения отдельных объектов движимого имущества в состав приватизируемого имущества, то эти объекты должны признаваться выкупленными в установленном порядке, даже если они в совокупности образуют недвижимость.
Согласно акту оценки стоимости имущества (приложение N 9 к плану приватизации), величина уставного капитала ПОЭиЭ "Краснодарэнерго" составила 1 191 296 тыс. рублей. Согласно разделу II плана приватизации уставный капитал приватизируемого общества ПОЭиЭ "Краснодарэнерго" на момент приватизации составил 1 191 296 тыс. рублей.
Таким образом, спорные объекты были введены в эксплуатацию в 1950-1989 годах, в то время когда ПОЭиЭ "Краснодарэнерго" относилось к государственной собственности, а на момент приватизации к федеральному уровню собственности, что также установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2011 по делу N А32-55523/2009.
Согласно пункту 1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 3 раздела IV приложения 1 к Постановлению к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности, относятся объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, в том числе Предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением вошедших в Приложение 3.
Согласно пункту 2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно абзацу 4 пункта 1 Приложения 3 к Постановлению к объектам муниципальной собственности относятся объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий).
Пункт 3 раздела IV приложения 1 к Постановлению признан не соответствующим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 N 15-П в части отнесения к объектам исключительно федеральной собственности предприятий топливно-энергетического комплекса и предприятий и объектов электроэнергетики.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 N 15-П указано, что данный пункт не соответствует частям второй и третьей статьи 11-1, пункту "г" части первой статьи 84-11 Конституции Российской Федерации в редакции от 21 апреля 1992 года и Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации от 31.03.1992 года.
Указанные объекты электроэнергетики отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (Иркутской области, Красноярского края).
Пунктом 1, 2 Указа Президента РФ от 15 августа 1992 г. N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" производственное объединение энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" учреждено в качестве дочернего акционерного общества Российского акционерного общества энергетики и электрификации.
Распоряжением Госкомимущества РФ от 25 декабря 1992 г. N 1233-р утвержден типовой план приватизации производственного объединения энергетики и электрификации, а также Типовой устав акционерного общества открытого типа, учреждаемого путем преобразования производственного объединения энергетики и электрификации.
В силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изменениями на 27.02.2003) объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунального бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 (далее - Положение), передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", в том числе: сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий).
В соответствии с пунктом 3 Положения утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
План приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" содержит приложение N 9, в котором поименован перечень объектов, не подлежащих приватизации, остающихся в государственной собственности. Указанный перечень не содержит спорных объектов.
Кроме того, при рассмотрении дел N А32-15697/2011, А32-55523/2009 и А32-8172/2013 установлено, что преобразование Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" в ПАО "Кубаньэнерго" осуществлялось в составе единого хозяйственного комплекса, все имущество, за исключением не подлежащего приватизации, было передано вновь созданному обществу.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что спорные объекты могут быть отнесены к объектам муниципальной собственности, а также могут принадлежать каким-либо другим лицам, подлежат отклонению, так как Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 установлен особый порядок приватизации объектов электроэнергетики.
С учетом указанного доводы апелляционной жалобы о том, что иск удовлетворен по отношению к ненадлежащему ответчику не основаны на законе и подлежат отклонению.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Гражданское законодательство, действовавшее в период с 1955 по 1991 годы, не содержало положений о самовольной постройке, аналогичных положениям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отношения, связанные с самовольной постройкой, определяло Постановление Совета Народных Комиссаров от 22.05.1940 N 390 "О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках".
Пункт 6 указанного постановления устанавливал, что самовольные застройщики, приступившие после издания настоящего постановления к строительству без надлежащего письменного разрешения, обязаны немедленно по получении соответствующего письменного требования исполкома городского или поселкового Совета депутатов трудящихся прекратить строительство и в течение месячного срока своими силами и за свой счет снести все возведенные им строения или части строений и привести в порядок земельный участок.
Статья 109 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года предусматривала снос (безвозмездное изъятие) в качестве самовольных построек только жилых домов (дач), построенных гражданами.
До вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отсутствовали правовые нормы о том, что право собственности на вновь возведенный объект недвижимого имущества возникает не с момента возведения объекта и ввода его в эксплуатацию в установленном в период строительства порядке, а с момента государственной регистрации права застройщика в Едином государственном реестре прав.
В связи с этим право собственности правопредшественника истца на спорные объекты возникло в период их возведения и ввода в эксплуатацию.
Поскольку объекты были созданы в 1950-1989 годах организацией государственной формы собственности, апелляционный суд приходит к выводу, что заказчиком работ по возведению объектов являлось государство. Доводы о правомерности и законности строительства спорных объектов в апелляционной жалобе не заявлены.
После приватизации государственного предприятия путем преобразования в АО "Кубаньэнерго", зарегистрированное 01.02.1993 года, имущество, не вошедшее в уставный капитал акционерного общества, но находящееся в его владении, могло быть истребовано собственником - Российской Федерацией в лице ответчика, поэтому с учетом положений пункта 4 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, в течение которого к акционерному обществу мог быть предъявлен виндикационный иск в соответствии со статьями 301 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации - истек 01.02.1996 года.
Суд первой инстанции верно учел, что в соответствии с представленными в материалы дела заключениями кадастрового инженера Емелиной Ю.Г. спорные объекты обладают признаками капитальности, представляют собой здания, имеющие в основе бетонный ленточный фундамент.
В соответствии с представленным истцом в материалы дела экспертным заключением, подготовленным ООО "ГЕО Инвест-Информ", спорные являются объектами недвижимого имущества, имеют прочную связь с землей (фундаменты), капитальные стены, плиты перекрытия и покрытия, инженерное оборудование, стоимость объектов в сравнении с оценкой тех же объектов после перемещения и с оценкой расходов на перемещение (разборку) несоизмеримы, имеют самостоятельное (основное) значение - по преобразованию и распределению электроэнергии между потребителями, следовательно, не могут считаться вспомогательными (иметь вспомогательное значение) по отношению к какому-либо определенному зданию, строению, сооружению, соответствуют строительным, противопожарным, санитарным, градостроительным нормам и правилам, не создают угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с представленными в материалы дела уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, полученным 26.07.2016, права в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0202022:54, 23:49:0202022:33, 23:49:0202022:29, 23:49:0402012:75, 23:49:0402029:345 не зарегистрированы.
В соответствии с представленными в материалы дела кадастровыми выписками, полученными 06.06.2016 года, земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0202022:54, 23:49:0202022:33, 23:49:0202022:29, 23:49:0402012:75, 23:49:0402029:345 имеют разрешенное использование: для размещения и эксплуатации жилого дома, для размещения и эксплуатации жилого дома, для размещения жилого дома-общежития, для размещения жилого дома, для обеспечения эксплуатации многоквартирного жилого дома соответственно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные строения расположены на земельных участках, принадлежащим третьим лицам, что не учел суд первой инстанции, подлежат отклонению. Суд верно указал, что само по себе нахождение отдельных зданий трансформаторных подстанций на территории земельных участков, которые не принадлежат ПАО "Кубаньэнерго" на праве собственности или на праве аренды, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ПАО "Кубаньэнерго" в отношении таких подстанций, поскольку право собственности правопредшественника ПАО "Кубаньэнерго" возникло в результате приватизации, подстанции были построены в период до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации и входили в производственный комплекс правопредшественника истца. Права собственников земельных участков, на которых расположены здания подстанций, испрашиваемым признанием права собственности не затрагиваются и не ущемляются.
Согласно Постановлению главы города Сочи N 192 от 11.02.2004 года и Постановлению администрации города Сочи N 220/1 от 16.03.1995 года АО "Кубаньэнерго" Сочинские электрические сети (правопредшественник ПАО "Кубаньэнерго") были предоставлены земли в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно пунктам 3, 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, электрическое оборудование, находящееся за пределами дома, а также объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на земельном участке, относятся к общему имуществу и принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Здания закрытых трансформаторных подстанций, право собственности на которые ПАО "Кубаньэнерго" просит признать, относятся к объектам электрического оборудования, предназначены для эксплуатации жилых домов, и расположены на земельных участках для эксплуатации многоквартирных домов.
Таким образом, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, предмет доказывания по спору, с достаточной полнотой выяснил, исследовал и оценил в совокупности все значимые обстоятельства по делу, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, в связи с чем решение отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2017 по делу N А32-21983/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21983/2017
Истец: ПАО "Кубаньэнерго"
Ответчик: Межрегиональное Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом
Третье лицо: Администрация города Сочи, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СОЧИ - ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МО ГОРОД-КУРОРТ СОЧИ, Администрация муниципального образования Туапсинский р-н, АО "Здоровье", АФ "Кубаньпассажиравтосервис", Большаков Игорь Владимирович, Денисова Елена Васильевна, Дикова Жанна Хасимовна, ЗАО "Дагомысчай", ЗАО "Салют", ЗАО "Сочиторгтехника", ЗАО "Фирма "Автогрейд", исполнительно-распорядительный орган муниципального образования -администрация ИО Туапсинский район, Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования администрация муниципального образования Туапсинский район, Мамедова Полина Михайловна, МАОУ СОШ N 35 пгт. Новомихайловский, МДОУ детский сад N7, Мелконян Андрей Артурович, Мелконян Андрея Артуровича, Молчанова Наталья Валерьевна, МОУ Гимназия N 5, МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 35 ПГТ. НОВОМИХАЙЛОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН, МУП "ТСДРСУ", Нерог Валерий Михайлович, Нерот Валерия Михайловича, ОАО "Пансионат"Весна", ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги", ОАО АКЦИОНЕРНАЯ ФИРМА "КУБАНЬПАССАЖИРАВТОСЕРВИС", ОАО Пансионат "Весна", ООО "Газпром добыча Астрахань", ООО "Маяк", ООО "Мебельщик", ООО "МиК", ООО "НГТ-Резерв", ООО "Торговый Дом "Гермес", ООО геолог Ямала, ПАО "СМУ-1", Петрова Виолетта Юрьевна, Петрова Татьяна Юрьевна, ФГБНУ Лазаревская ОСЗР ВНИИБЗР, Хуснадзинова Евгения Алмасовича, Хуснадзинова Евгения Алмасовна