г. Владивосток |
|
16 января 2018 г. |
Дело N А59-3396/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд"
апелляционное производство N 05АП-8988/2017
на решение от 25.10.2017
судьи С.А. Киселева
по делу N А59-3396/2017 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд." к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области (ИНН 6501152735, ОГРН 1046500639998)
о признании незаконным и отмене отказа в выдаче лимитов на размещение группы отходов на "Полигон ТБО пгт. Ноглики", регистрационный номер в ГРОРО 65-00049-3-00705-021116;
при участии:
от Компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд.": Селин М.А. по доверенности от 05.09.2017 сроком на 1 год, паспорт; Гатилова М.В,. по доверенности от 16.01.2017 сроком на 3 года, паспорт.
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
(Росприроднадзора) по Сахалинской области, не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд." обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области в выдаче лимитов на размещение группы отходов на "Полигон ТБО пгт. Ноглики", регистрационный номер в ГРОРО 65-00049-3-00705-021116, оформленного решением от 27.04.2017 N НШ-05-18/1743.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 25.10.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд" обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что приказ Минприроды России от 25.02.2010 N 50 не говорит о необходимости внесения в ГРОГО исчерпывающего перечня основных видов отходов. Полагает, что необходим лишь факт регистрации полигона ТБО и в рассматриваемом случае у полигона ТБО Ноглики она имеется.
Приводит доводы о том, что судом первой инстанции не учтено, что при регистрации объекта размещения отходов в ГРОРО подается характеристика объектов, в том числе перечень основных видов отходов. По своей сути перечень основных видов отходов не может (и не должен) быть исчерпывающим.
Настаивает на том, что в пункте 6 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрена необходимость регистрации объекта размещения отходов в ГРОРО как факт.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суде не явилось, в порядке ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления.
В судебном заседании представители Компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд."доводы апелляционной жалобы поддержали.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд." является юридическим лицом, созданным по законодательству Бермудских островов, действующим в Российской Федерации через аккредитованный филиал в городе Южно-Сахалинске, что подтверждается представленными учредительными документами.
Для ведения деятельности на территории Российской Федерации компании выдано свидетельство о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц от 15.09.2016 серии 77 N 016394278 и внесена запись об аккредитации за номером 10150002181. Согласно свидетельству серии 65 N 000180870 компания 5 июля 1995 года поставлена на налоговый учет с присвоением ИНН 9909005806.
На территории Российской Федерации компания как инвестор и оператор СРП "Сахалин-2" осуществляет деятельность по разработке и добыче полезных ископаемых на Пильтун-Астохском и Лунском месторождениях нефти и газа.
В соответствии со статьями 11 и 18 Закона N 89-ФЗ компания разработала проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для своего обособленного подразделения - завода подготовки сыпучих материалов и приготовления буровых растворов в СЗМП г. Холмска.
В последующем данный проект компания направила в управление с заявлением от 24.03.2017 N 2017-OUT-Y-02-00046 об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
По результатам рассмотрения поступивших материалов и на основании изданного приказа от 27.04.2017 N 145 управление выдало компании Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласно которому уполномоченным органом утверждены годовые нормативы образования отходов производства и потребления по 22 наименованиям отходов в количестве 381,628 тонн, а также утверждены лимиты на размещение 30 тонн отходов "Мусор офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)" на объекте Полигон ТБО пгт, Ноглики (регистрационный норме в ГРОРО 65- 00049-З-00705-021116), эксплуатируемом АО "Управление по обращению с отходами".
Относительно других видов отходов ("Отходы упаковочных материалов из бумаги и картона, загрязненные неметаллическими нерастворимыми или малорастворимыми минеральными продуктами", "Отходы упаковочного картона незагрязненные", "Отходы полипропиленовой тары незагрязненной", "Отходы полиэтиленовой тары незагрязненной", "Отходы цемента в кусковой форме", "Фильтрующие элементы а основе полиэтилена, отработанные при подготовке воды, практически не опасные", "Силикагель отработанный при осушке воздуха и газов, не загрязненный опасными веществами, "Смет с территории предприятия практически неопасный"), которые компания согласно проекту намеревалась направлять с целью захоронения на объект размещения "Полигон ТБО пгт. Ноглики", управление в сопроводительном письме от 27.04.2017 N НШ-05-18/1743 указало, что названные отходы отсутствуют в перечне отходов, предполагаемых для размещения на указанном объекте.
Полагая, что названный отказ в выдаче лимитов на размещение группы отходов не соответствует действующему законодательству, компания в порядке главы 24 АПК РФ обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Статьей 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Федеральный закон 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок N 50), которым установлены требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.
Согласно пунктам 4 и 5 Порядка N 50 проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Пунктом 11 Порядка N 50 установлены основания для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, к которым относится, в том числе, отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов, формируемом Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (зарегистрирован в Минюсте России 16.11.2011, регистрационный N 22313).
В соответствии с пунктом 18 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (далее - Порядок N 792) ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 49 информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора: для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу пункта 19 Порядка N 792 территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор следующую информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО, в том числе о назначение объекта размещения отходов ("хранение отходов" либо "захоронение отходов") с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по ФККО.
Как отмечалось выше, в соответствии с пунктом 5 Порядка N 50 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Соответствующие Методические указания утверждены приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 (зарегистрирован в Минюсте России 24.10.2014, регистрационный N 34446), вступивший в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
Согласно пункту 5 Методических указаний основной задачей при разработке ПНООЛР является, в том числе, обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов.
Пунктом 6 Методических указаний предусмотрено, что при принятии территориальными органами Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитываются следующие сведения, содержащиеся в ПНООЛР, в том числе сведения о наличии объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, а также имеющиеся технические возможности по размещению в них предлагаемого количества отходов каждого вида и их класса опасности.
Проанализировав вышеприведенные нормативные положения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в пункте 11 Порядка N 50 под отсутствием объекта размещения отходов понимается не только фактическое отсутствие такого объекта в ГРОРО, но и отсутствие в государственном реестре в отношении конкретного объекта размещения отходов соответствующей информации об основных видах размещаемых отходов и их кодов по ФККО.
Следовательно, как верно указано судом первой инстанции, заявленные в ПНООЛР лимиты размещения отходов подлежат утверждению уполномоченным органом при условии, что предлагаемый объект размещения отходов внесен в ГРОРО и его характеристики как по объему, так и по видам отходов, которые внесены в реестр по результатам проведенной инвентаризации, позволяют принять соответствующее количество отходов каждого вида и их класса опасности.
Иное правоприменение и толкование действующего законодательства относительно разработки ПНООЛР и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение повлечет нарушение основных принципов и приоритетных направлений государственной политики в области обращения с ходами (статья 3 Закона N 89-ФЗ).
В рассматриваемом случае, поскольку заявителем в управление представлен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный для Завода подготовки сыпучих материалов и приготовления буровых растворов в СЗМП г. Холмска, в котором отсутствуют следующие заявленные отходы: "Отходы упаковочных материалов из бумаги и картона, загрязненные неметаллическими нерастворимыми или малорастворимыми минеральными продуктами", "Отходы упаковочного картона незагрязненные", "Отходы полипропиленовой тары незагрязненной", "Отходы полиэтиленовой тары незагрязненной", "Отходы цемента в кусковой форме", "Фильтрующие элементы а основе полиэтилена, отработанные при подготовке воды, практически не опасные", "Силикагель отработанный при осушке воздуха и газов, не загрязненный опасными веществами, "Смет с территории предприятия практически неопасный", управление правомерно отказало в выдаче лимитов на размещение вышеуказанных отходов.
Таким образом, оспариваемое решение управления соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в области, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату Сахалинскому филиалу Компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 25.10.2017 по делу N А59-3396/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Сахалинскому филиалу Компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд" из федерального бюджета 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 80975 от 27.11.2017.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
С.В. Гуцалюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-3396/2017
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 июня 2018 г. N Ф03-1685/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд"
Ответчик: УФС по надзору в сфере природопользования по Сах.обл.