Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16 мая 2018 г. N Ф06-32424/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
17 января 2018 г. |
Дело N А55-3411/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Романенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10.01.2018 в помещении суда апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.10.2017 по делу N А55-3411/2017 (судья Харламов А.Ю.), принятое по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический диспансер", г.Самара, к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области, г.Самара, об оспаривании акта и сообщения, по встречному исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области, г.Самара, к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический диспансер", г.Самара, о взыскании задолженности,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства здравоохранения Самарской области,
в судебном заседании приняли участие:
от государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический диспансер" - представители Десятниченко К.Н. (доверенность от 25.12.2017), Царева Е.А. (доверенность от 25.12.2017),
от иных лиц представители не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический диспансер" (далее - ГБУЗ "СОКОД") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом принятого судом первой инстанции уточнения заявленных требований) о признании незаконным акта плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области (далее - ТФОМС Самарской области) от 25.11.2016 в части раздела 5; пункта 3 раздела 6; раздела 8.1; раздела 8.3; раздела 10; возврата в бюджет ТФОМС Самарской области средств ОМС, использованных по нецелевому назначению в сумме 3538468 руб. в течение 10 рабочих дней со дня подписания акта плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования от 25.11.2016 в отношении ГБУЗ "СОКОД"; уплаты в бюджет ТФОМС Самарской области штрафа за использование по нецелевому назначению средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в размере 353846 руб. в течение 10 рабочих дней со дня подписания акта плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования от 25.11.2016 в отношении ГБУЗ "СОКОД"; о признании недействительным сообщения ТФОМС Самарской области от 09.12.2016 N 3443 о результатах рассмотрения возражений ГБУЗ "СОКОД".
ТФОМС Самарской области предъявило встречный иск о взыскании с ГБУЗ "СОКОД" использованных не по целевому назначению средств в размере 3538468 руб., штрафа за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, в размере 353847 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство здравоохранения Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.10.2017 по делу N А55-3411/2017 заявление ГБУЗ "СОКОД" удовлетворено; в удовлетворении встречного искового заявления ТФОМС Самарской области отказано.
ТФОМС Самарской области в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ГБУЗ "СОКОД" и об удовлетворении исковых требований ТФОМС Самарской области. По мнению ТФОМС Самарской области, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
ГБУЗ "СОКОД" в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
Представители ГБУЗ "СОКОД" в судебном заседании просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав в судебном заседании объяснения представителей ГБУЗ "СОКОД", суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств ОМС в ГБУЗ "СОКОД" за период с 01.10.2014 по 30.09.2016 ТФОМС Самарской области составил акт проверки от 25.11.2016, которым со ссылкой на пункт 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС) потребовал от ГБУЗ "СОКОД" возвратить в бюджет средства ОМС, использованные не по целевому назначению, и уплатить соответствующие штрафы.
Проверив возражения ГБУЗ "СОКОД" от 01.12.2016 N 01-01/424 на акт проверки от 25.11.2016, ТФОМС Самарской области принял решение, выраженное в сообщении от 09.12.2016 N 3443.
В данном решении указано на необходимость возвратить в бюджет ТФОМС Самарской области использованные по нецелевому назначению средства ОМС в сумме 3574201 руб. в течение 10 рабочих дней со дня предъявления ТФОМС Самарской области соответствующего требования, уплатить в бюджет ТФОМС Самарской области штраф за использование по нецелевому назначению средств ОМС в размере 357420 руб. в течение 10 рабочих дней со дня предъявления ТФОМС Самарской области соответствующего требования, а также на то, что акт плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств ОМС в ГБУЗ СОКОД от 25.11.2016 (далее - Акт проверки) составлен правильно, возражения не приняты в полном объеме.
Руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление ГБУЗ "СОКОД".
По эпизоду о нецелевом использовании ГБУЗ "СОКОД" средств ОМС в сумме 1656767 руб. на приобретение насосного оборудования (насосов-повысителей Grundfos TP-200) суд первой инстанции установил следующее.
Согласно рабочей документации 19-11-АТХ1 "Схемы автоматизации системы холодоснабжения", насосы-повысители Grundfos TP-200 являются одной из составных частей подсистемы S304 "Распределение энергии холода ответвление 1", которая, в свою очередь, является одной из подсистем общей системы холодоснабжения ГБУЗ "СОКОД".
Насосы-повысители Grundfos TP-200 не могут использоваться как самостоятельное оборудование (отдельный объект), так как являются составной частью подсистемы S304 "Распределение энергии холода ответвление 1", установленной в ГБУЗ "СОКОД".
Поскольку насосы-повысители Grundfos TP-200 используются как составляющая часть подсистемы S304 "Распределение энергии холода ответвление 1", насосы-повысители Grundfos TP-200 относятся к группе нефинансовых активов "Материальные запасы" в соответствии пунктом 99 Приказа Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н ("К материальным запасам относятся:... оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической и иных систем (отопительные котлы, радиаторы и тому подобное)").
Возможность приобретения насосов Grundfos серии CDM200 278-18,5 за счет средств ОМС согласовывалась ГБУЗ "СОКОД" с ТФОМС Самарской области письмом от 22.08.2014 (входящий номер 2060).
Таким образом, вывод ТФОМС Самарской области о нецелевом использовании ГБУЗ "СОКОД" денежных средств в сумме 1656767 руб., затраченных на приобретение насосного оборудования, является ошибочным.
По эпизоду о нецелевом использовании ГБУЗ "СОКОД" средств ОМС в сумме 1881701 руб., потраченных на выплату заработной платы водителям транспортного отдела Родионову В.И. и Пастухову А.В., суд первой инстанции установил следующее.
Материалами делу подтверждается, что водители автомобилей Родионов Г.И. и Пастухов А.В. не являются работниками отделения паллиативной помощи и не исполняют свои обязанности в этом отделении, поскольку состоят в штате и числятся в тарификационных списках транспортного отдела. Должностные обязанности указанных работников закреплены должностной инструкцией водителя автомобиля и в соответствии с пунктом 1 заключенного с каждым из них трудового договора "работник принимается на работу в Транспортный отдел, на должность водителя автомобиля", соответственно, работники выполняют свои трудовые функции в транспортном отделе.
Структура расходов на выполнение государственной услуги "Оказание паллиативной помощи" регламентируется Приказом министерства здравоохранения Самарской области от 29.01.2016 N 96 "Об утверждении Порядка расчета затрат на выполнение государственных работ государственными бюджетными и автономными учреждениями Самарской области, подведомственными министерству здравоохранения Самарской области", в соответствии с пунктом 4 которого "в затраты на выполнение работы включаются: затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с выполнением работы, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами, порядками и регламентами выполнения работ в установленной сфере (далее - стандарты работы)".
Порядок оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению определен Приказом Минздрава России от 14.04.2015 N 187н и содержит рекомендуемые штатные нормативы выездной патронажной службы паллиативной медицинской помощи, включающие в себя только должности медицинского персонала (заведующий отделением, врачи, средний и младший медицинский персонал). При этом должности водителей указанным порядком оказания паллиативной медицинской помощи не предусмотрены и, соответственно, не могут быть включены в расчет нормативы затрат на выполнение услуги.
Трудовые функции водителей автомобилей транспортного отдела Родионова Г.И. и Пастухова А.В. напрямую не связаны с оказанием паллиативной помощи онкологическим больным, а, следовательно, они относятся к категории работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), то есть к категории административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно Закону об ОМС (часть 7 статьи 35), Приказу Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158-н "Об утверждении правил обязательного медицинского страхования" (пункт 158.3) затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), включаются в расчет тарифов обязательного медицинского страхования в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.
Согласно Письму Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 23.07.2013 N 5423/21-и оплата труда общеучрежденческого (административно-хозяйственного) персонала относятся к косвенным затратам.
Следовательно, затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда указанных работников включаются в расчет тарифов ОМС в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом (в соответствии с пунктом 158.3 Приказа Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158-н "Об утверждении правил обязательного медицинского страхования").
Таким образом, вывод ТФОМС Самарской области о нецелевом использовании ГБУЗ "СОКОД" денежных средств в сумме 1881701 руб., потраченных на выплату заработной платы водителям транспортного отдела Родионову В.И. и Пастухову А.В., является ошибочным.
По эпизоду о нецелевом использовании ГБУЗ "СОКОД" средств ОМС в сумме 343262 руб. израсходованных на оплату прочего персонала, введенного сверх положенного норматива, суд первой инстанции установил следующее.
В соответствии с Письмами Минздрава России от 12.12.2014 N 11-9/10/2-9388 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов", от 21.12.2015 N 41-9/10/2-7796 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год" ТФОМС Самарской области произвел расчет коечного фонда ГБУЗ СОКОД.
По круглосуточному стационару коечный фонд (развернутый) составлял по состоянию на 01.08.2015 - 675 коек, а согласно расчетам по федеральным нормативам - 575 коек; по состоянию на 01.06.2016, на 01.07.2016 развернуто 675 койки, а по федеральным нормативам - 582 койки.
В результате перерасчета штатных единиц ГБУЗ "СОКОД" по прочему персоналу на койки, рассчитанному по федеральным нормативам, установлено наличие сверхнормативных ставок: на 01.08.2015 - 4,5 штатных единиц с тарификационным фондом оплаты труда (далее - ТФЗП) с 01.08.2015 по 31.12.2015 - 124071 руб.; на 01.01.2016 - 4,5 штатных единиц с ТФЗП с 01.01.2016 по 31.05.2016 -163622 руб.; на 01.06.2016 - 4,0 штатных единиц с ТФЗП с 01.06.2016 по 31.07.2016 - 55569 руб. Общая сумма по ТФЗП - 343262 руб.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.06.2016 N 358 "Об утверждении методических рекомендаций по развитию сети медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения" и Письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2015 N 11 -9/10/2-7796 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год" фактическое количество коек соответствует действующим нормативным документами с учетом поправочных коэффициентов, основанных на анализе и оценке реального качества медицинской помощи онкологическим больным в Самарской области.
Величина коечного фонда ГБУЗ "СОКОД", используемая для расчета штатного расписания на 2016 год, составляет 675 коек круглосуточного стационара. Данная величина коечного фонда утверждена Приказом главного врача от 18.03.2016 N 133 и соответствует величине, рассчитанной на основании действующих нормативных документов.
При проведении проверки ТФОМС Самарской области ошибочно не было принято во внимание следующее: на базе ГБУЗ "СОКОД" обслуживается население Тольяттинского (Тольятти, Жигулевск и Ставропольский район) и Сызранского (Сызрань, Октябрьск, Сызранский район, Шигонский район) районов.
ГБУЗ "СОКОД" также оказывает высокотехнологичную медицинскую помощь, включенную и не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования. На 2016 год для ГБУЗ "СОКОД" утверждено 708 госпитализаций в рамках обязательного медицинского страхования и 313 госпитализаций в рамках Государственного задания (15435 койко-дней), что эквивалентно 48 койкам.
Исходя из вышеизложенного, расчетная величина коечного фонда для лечения в условиях круглосуточного стационарного пребывания онкологических больных на базе ГБУЗ "СОКОД" составляет 748 коек в соответствии с расчетом ГБУЗ "СОКОД".
Вышеуказанная мощность коечного фонда и обоснование ее расчета были представлены в "Уведомлении об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования" от 15.08.2016 N 01-01/2838, ежегодно предоставляемом ГБУЗ "СОКОД" в ТФОМС Самарской области. Уведомление принято ТФОМС Самарской области без возражений.
Коечный фонд ГБУЗ "СОКОД" формируется и утверждается Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.06.2016 N 358 "Об утверждении методических рекомендаций по развитию сети медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения" и находится в ведении Министерства здравоохранения Самарской области.
В соответствии с Законом об ОМС у ТФОМС Самарской области отсутствуют полномочия по проверке коечного фонда медицинских учреждений.
Размер коечного фонда устанавливается ГБУЗ "СОКОД" по согласованию с Министерством здравоохранения Самарской области, о чем свидетельствуют соответствующие отчеты.
Таким образом, сверхнормативные должности по прочему персоналу не вводились, неэффективных расходов за счет средств ОМС на оплату труда, в том числе прочего персонала, не осуществлялось.
По разделу 8.1 "Проверка оснований к начислению заработной платы, правильности ее расчетов и сроков выплаты" относительно дублирования должностных обязанностей работников отделения по медицинской профилактике и работников отдела по связям с общественностью судом первой инстанции установлено следующее.
Должностные обязанности работников отдела по связям с общественностью закреплены должностными инструкциями, при этом основными трудовыми функциями работников являются: размещение на сайте ГБУЗ "СОКОД" и сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" исчерпывающей информации о деятельности учреждения (пункты 2.2, 2.7, 2.8 должностной инструкции начальника отдела по связям с общественностью, пункты 2.10, 2.11 должностной инструкции специалиста по связям с общественностью, пункт 2 должностной инструкции инженера по связям с общественностью).
Необходимость размещения данной информации обусловлена требованиями нормативных документов (статья 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2014 N 95 "Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме представления").
По эпизоду, касающемуся корректировки плана финансово-хозяйственной деятельности, судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Корректировка плана финансово-хозяйственной деятельности на прошлый год (2014 год и 2015 год) в соответствии с последними изменениями задания, утвержденного в текущем году (2015 год и 2016 год, соответственно), невозможна исходя из действующих нормативных документов, регламентирующих порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, а именно приказа Министерства здравоохранения Самарской области от 16.09.2013 N 14 "Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности".
Кроме того, в соответствии с Программой плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в ГБУЗ "СОКОД" за период с 01.10.2014 по 30.09.2016 ТФОМС Самарской области осуществлял проверку формирования плана финансово-хозяйственной деятельности, что не входит в полномочия ТФОМС Самарской области и не предусмотрено Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования".
По эпизоду о перерасходе по фактическим расходам над нормативами, установленными заданием по статье медикаменты на сумму 229453792 руб., за счет статей: оплата труда на сумму 147135033 руб., начисления на ФОТ - 42602187 руб., мягкий инвентарь - 2972634 руб., продукты питания - 26681358 руб., содержание - 3111661 руб., судом первой инстанции установлено следующее.
Несмотря на то, что денежные средства, предусмотренные на фонд оплаты труда в соответствии с нормативами ТС, расходуются на улучшение качества оказания медицинской помощи, средняя заработная плата медицинских работников соответствует показателям "Дорожной карты", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2599-р "Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты). Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения".
В целях анализа соответствия фактической структуры произведенных расходов относительно нормативов ТС за 2014-2016 годы по видам медицинской помощи и в целом по медицинским услугам специалистами ГБУЗ "СОКОД" уточнены нормативные доли ТС с учетом планового уровня затрат на обеспечение деятельности, а именно: расходы на обеспечение деятельности учреждения в 2014 году не включены в структуру тарифов, утвержденную тарифным соглашением за 2014 год от 31.01.2014, расходы на обеспечение деятельности формировались за счет прироста страховых взносов на содержание по ОМС неработающего населения в 2014 году по сравнению с 2012 годом в соответствии с протоколом комиссии по разработке территориальной программы ОМС от 27.02.2015 N 1-2015 и средств межбюджетных трансфертов бюджету ТФОМС Самарской области на финансовое обеспечение государственных бюджетных и автономных учреждений в соответствии с соглашением от 21.01.2014 N 2-МБТ (с учетом дополнительного соглашения от 31.10.2014 N 4); расходы на обеспечение деятельности учреждения в 2015 и 2016 годах превышают нормативы ТС (6,8 % для АПП, 16,8 % для СП, 11,2 % для СЗП), в связи с усредненной структурой тарифов для лечебно-профилактических учреждений Самарской области.
При этом протоколами комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования для ГБУЗ "СОКОД" на 2015 и 2016 годы предусмотрена сумма на обеспечение деятельности с учетом коэффициента дифференциации по уровню расходов на содержание имущества, которая составляет в среднем 22 % - 23 % от всех расходов на оказание медицинской помощи, в том числе на 2015 год - протоколом от 28.03.2016 N 3-2015 комиссии по разработке территориальной программы ОМС не утверждена сумма расходов на обеспечение деятельности учреждения.
В соответствии с разделом 4 регламента взаимодействия между участниками сферы ОМС Самарской области при оказании и оплате медицинской помощи определен порядок формирования средств на обеспечение деятельности за счет средств ОМС с учетом коэффициента уровня расходов на содержание имущества, определенного для ГБУЗ "СОКОД" тарифным соглашением (приложение к ТС от 27.01.2015 N 3 определен в размере 1,3637, с учетом дополнения N 3 к ТС от 18.05.2015 (приложение N 3) - 1,4209, дополнения N 5 к ТС от 01.08.2015 (приложение N 3) - 1,4273). При этом тариф на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, не учитывает коэффициент уровня оказания стационарной медицинской помощи.
С 01.10.2015 внесены изменения в тарифное соглашение: приложением 3 устанавливается коэффициент уровня расходов на содержание имущества, в части оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях и в условиях дневных стационаров всех типов (с учетом дополнения N 7 к ТС от 30.09.2015 (приложение N 3) - 1,57, дополнения N8 к ТС от 03.11.2015 (приложение N3) - 1,9275); приложением 18 устанавливается коэффициент уровня оказания стационарной медицинской помощи (с учетом дополнения N7 к ТС от 30.09.2015 (приложение N18) - 1,3, дополнения N8 к ТС от 03.11.2015 (приложение N18) - 1,5). При этом тариф на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, не учитывает коэффициент уровня оказания стационарной медицинской помощи.
В соответствии с разделом 2 Регламента применения способов оплаты медицинской помощи и взаимодействия между участниками сферы ОМС (приложение N 18 к ТС) определен порядок формирования средств на обеспечение деятельности за счет средств ОМС с учетом: коэффициента дифференциации по уровню расходов на содержание имущества, в части оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях и коэффициента уровня оказания медицинской помощи в условиях дневных стационаров всех типов (приложением N 3 ТС от 21.01.2016 для ГБУЗ "СОКОД" определен в размере 1,7778, с учетом дополнения N 1 к ТС от 09.03.2016 (приложение N 3) - 1,7553, дополнения N 4 к ТС от 02.06.2016 (приложение N 3) - 1,7814, дополнения N 5 к ТС от 04.07.2016 (приложение N 3) - 1,7973); коэффициента уровня оказания стационарной медицинской помощи (приложением N 4 ТС для ГБУЗ "СОКОД" определен в размере 1,19).
При этом тариф на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, не учитывает коэффициент уровня оказания стационарной медицинской помощи.
В связи с переходом Самарской области с 01.08.2016 на применение тарифов в соответствии с нормативными документами, утвержденными ФФОМС, внесены изменения в порядок формирования тарифов, а именно: дополнением N 6 к ТС от 02.08.2016 определен коэффициент дифференциации по уровню расходов на содержание имущества, в части оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях в размере 1,7973 (приложение N 3), коэффициент уровня оказания стационарной медицинской помощи в размере 1,00 (приложение N 4), коэффициент уровня оказания медицинской помощи в условиях дневных стационаров в размере 1,06 (приложение N 20) и расходы на обеспечение деятельности медицинской организации включены в тарифы (приложение N 1, N 17, N 21).
Сравнительный анализ структуры плановых и фактических затрат показывает следующее.
Произведенные расходы ниже нормативов ТС по оплате труда и начислениям на оплату труда, при этом средняя заработная плата медицинских работников соответствует показателям "Дорожной карты", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2599-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения".
Расходы на медикаменты и расходные материалы превышают нормативы ТС, что обусловлено: разъяснениями ТФОМС Самарской области о структуре стоимости 1 койко-дня стационарной и стационарозамещающей помощи (письмо от 26.02.2014 N 529), согласно которым доля медикаментов и расходных материалов составляет от 30 % до 95 %, в то время, как по ТС - от 19 % до 33 %; дорогостоящими реактивами и расходными материалами; введением в обязательное медицинское страхование в 2014 году высокотехнологичных видов медицинской помощи; неиспользованием расчетного объема финансовых средств, предусмотренных на фонд оплаты труда в соответствии с нормативами ТС.
Следовательно, сверхнормативные расходы на медикаменты и медицинские изделия (расходные материалы) обусловлены необходимостью обеспечения объемов и качества оказания медицинской помощи, в том числе, за счет экономии ФОТ.
Таким образом, у ТФОМС Самарской области отсутствовали предусмотренные Законом об ОМС основания для признания указанных средств использованными не по целевому назначению.
Незаконность требования о перечислении в бюджет ТФОМС средств влечет также незаконность привлечения ГБУЗ "СОКОД" к ответственности, предусмотренной пунктом 9 статьи 39 Закона об ОМС, в виде уплаты штрафа в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств ОМС.
По результатам рассмотрения настоящего дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ГБУЗ "СОКОД" во исполнение требований части 1 статьи 65 АПК РФ доказало правомерность и обоснованность заявленных требований, напротив, ТФОМС Самарской области в нарушение требований части 5 статьи 200 АПК РФ не исполнило обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых ненормативных правовых актов положениям Закона об ОМС, в связи с чем, требования ГБУЗ "СОКОД" подлежат удовлетворению, а исковые требования ТФОМС Самарской области о взыскании использованных не по целевому назначению средств в размере 3538468 руб., штрафа за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, в размере 353847 руб., подлежат оставлению без удовлетворения.
Как уже отмечено, оспариваемым актом плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования от 25.11.2016 и сообщением о результатах рассмотрения возражений от 09.12.2016 ТФОМС Самарской области, сославшись на пункт 9 статьи 39 Закона об ОМС, потребовал от ГБУЗ "СОКОД" возвратить в бюджет средства ОМС, использованные не по целевому назначению и уплатить соответствующие штрафы.
Таким образом, непосредственно этим актом на ГБУЗ "СОКОД" возлагаются определенные обязанности и тем самым нарушаются его права и законные интересы.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанный акт плановой комплексной проверки и сообщение о результатах рассмотрения возражений могут быть оспорены в судебном порядке, предусмотренном главой 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц" АПК РФ.
Утверждение ТФОМС Самарской области о невозможности реализации решения суда первой инстанции является безосновательным.
К тому же согласно части 1 статьи 179 АПК РФ в случае неясности судебного решения арбитражный суд, принявший это решение, по заявлению лица, участвующего в деле, вправе разъяснить решение без изменения его содержания.
Нарушений норм процессуального права, в том числе нарушений, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции установил, что доводы, приведенные ТФОМС Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Следовательно, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11 октября 2017 года по делу N А55-3411/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3411/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16 мая 2018 г. N Ф06-32424/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический диспансер", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический центр"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Самарской области