город Ростов-на-Дону |
|
19 января 2018 г. |
дело N А32-8776/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чотчаева Б.Т.
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юрченко Н.Н.,
при участии:
от администрации муниципального образования город Краснодар: представитель Малов В.А., удостоверение, доверенность от 09.01.2018; представитель Сопина А.С., паспорт, доверенность от 09.01.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стандарт Фосфат" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2017 по делу N А32-8776/2017 по иску общества с ограниченной ответственностью "Стандарт Фосфат" (ОГРН 1122311014913 ИНН 2311152916) к администрации муниципального образования город Краснодар, Департаменту экономического развития, инвестиций и внешних связей г.Краснодара об оспаривании писем, обязании возместить часть затрат, принятое в составе судьи Федькина Л.О.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стандарт Фосфат" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация), Департаменту экономического развития, инвестиций и внешних связей г.Краснодара (далее - департамент) о признании недействительными решения об отказе в возмещении (субсидировании) за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) части затрат на уплату первого взноса при заключении договоров финансовой аренды (лизинга), понесенных ООО "Стандарт Фосфат" от 26.12.2016 N 17112016-8567967-23-02/003/160, N 17112016-8566602-23- 02/003/158, N 17112016-8566226-23-02/003/154, N 17112016-8566226-23-02/003/151, N 17112016-8568231-23-02/003/164, взыскании с Администрации муниципального образования город Краснодар в лице Департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей за счет средств местного бюджета (бюджета МО город Краснодар) часть затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), в размере 2 299 887 рублей (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение от 12.10.2017 отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт указывает на то, что общество предоставило весь пакет документов, на момент рассмотрения департаментом заявления, задолженности по уплате страховых взносов не имелось.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в нем.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель администрации в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что решение является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с порядком "Возмещения (субсидирования) за счёт средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 09.09.2016 N 4195 (далее - Порядок), с 17.11.2016 по 28.11.2016 проведен прием заявлений от субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления муниципальной услуги "Возмещение (субсидирование) за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга) понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства".
Обществом поданы заявления о предоставлении возмещения (субсидирования) за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства от 17.11.2016 N 17112016-8566226-23-02, от 17.11.2016 N 17112016-8567232-23-02, от 17.11.2016 N 17112016-8567602-23-02, от 17.11.2016 N 17112016-8567967-23-02, от 17.11.2016 N 17112016-8568231-23-02.
Рассмотрев представленные документы, департаментом приняты решения от 26.12.2016 N 17112016-8566226-23-02/003/151, N 17112016-8568231-23-02/003/164, N 17112016-8566226-23-02/003/154, N 17112016-8567967-23-02/003/160, N 17112016-8566602-23-02/003/158 о несоответствии условиям оказания поддержки.
Письмами (уведомлениями) от 30.12.2016 исх. N 12-11/6637, от 30.12.2016 N 12- 11/6612, от 30.12.2016 исх. N 12-11/6650, от 30.12.2016 исх. N 12-11/6611, от 30,12.2016 исх. N 12-11/6640 департамент уведомил заявителя о принятии решений об отказе в возмещении (субсидировании) за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) части затрат на уплату первого взноса при заключении договоров финансовой аренды (лизинга), понесенных обществом.
Ссылаясь на то, что данный отказ является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ сделан ответчиками на основании положений закона о порядке субсидирования субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с подпунктами 1 и 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N156-ФЗ, (далее - Закон N 209-ФЗ) к основным принципам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства относятся заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки и равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах).
Частью 2 статьи 14 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ, и условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
В соответствии с частью 5 статьи 14 Закона N 209-ФЗ в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если: 1) не представлены документы, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), или представлены недостоверные сведения и документы; 2) не выполнены условия оказания поддержки; 3) ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания) и сроки ее оказания не истекли; 4) с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.
На основании пункта 7.55 Положения о департаменте экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации муниципального образования город Краснодар, утвержденного постановлением администрации от 21.06.2012 N 5102, создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования город Краснодар, входит в функции Департамента.
В соответствии с порядком "Возмещения (субсидирования) за счёт средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 09.09.2016 N 4195, проводился с 17.11.2016 по 28.11.2016 прием заявлений от субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления муниципальной услуги "Возмещение (субсидирование) за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга) понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства".
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 23.12.2011 N 10323 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальных услуг, разработки и утверждения административных регламентов исполнения администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальных функций" издано постановление администрации МО город Краснодар от 11.11.2016 N 5550 "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Возмещение (субсидирование) за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" действующего на момент возникновения спорных правоотношений (далее - Регламент).
Пунктом 10 Регламента определено, что результатом предоставления муниципальной услуги является выдача заявителю уведомления о принятии решения о предоставлении субсидии за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) в целях возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства и соглашения о предоставлении субсидий за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) в целях возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее соглашение), либо уведомления о принятии решения об отказе в предоставлении субсидии, или уведомления об отказе в рассмотрении документов заявителя.
Пунктом 13 Регламента определен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги.
В силу подпункта 2.5 пункта 2 раздела 1 Порядка возмещение (субсидирование) за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на приобретение оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) производится субъектам малого и среднего предпринимательства, не имеющим неисполненной обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Пунктом 15 раздела II Порядка субсидирования определено, что помимо документов, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, Уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашиваются, по состоянию на дату подачи заявления, документы и сведения в отношении Претендента, в том числе информация Фонда социального страхования Российской Федерации, подтверждающая отсутствие (наличие) неисполненной обязанности по уплате страховых взносов.
Пунктом 16 раздела II Порядка субсидирования установлено, что претендент вправе представить документы и сведения, указанные в пункте 15 настоящего Порядка, и иные документы по собственной инициативе.
На основании пункта 20 раздела II приложения 3 Порядка субсидирования установлено, что представляемые претендентом документы должны соответствовать следующим требованиям - справка Фонда социального страхования Российской Федерации, подтверждающая отсутствие (наличие) неисполненной обязанности по уплате страховых взносов, должна быть выдана по состоянию на дату, которая предшествует дате подачи заявления не более чем на 30 дней.
Как правильно установлено судом первой инстанции, обществом поданы заявления в муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг" (далее - МФЦ) о предоставлении возмещения (субсидирования) за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства от 17.11.2016 N 17112016-8566226-23-02, от 17.11.2016 N 17112016-8567232-23-02, от 17.11.2016 N 17112016-8567602-23-02, от 17.11.2016 N 17112016-8567967-23-02, от 17.11.2016 N 17112016-8568231-23-02.
По результатам проверки полноты сведений, содержащихся в документах, представленных заявителем в МФЦ вместе с вышеперечисленными заявлениями, специалистами Департамента выявлено, что в документах к вышеуказанным заявлениям не приложена справка Фонда социального страхования Российской Федерации, подтверждающая отсутствие (наличие) неисполненной обязанности по уплате страховых взносов, пеней, штрафов, выданная по состоянию на дату, которая предшествует дате подачи заявления не более чем на 30 дней.
В целях проверки соответствия заявителя критерию отсутствия задолженности по страховым взносам Департаментом в соответствии с пунктом 17 раздела II Порядка, направлен запрос от 28.11.2016 N 12-11/5517, в филиал N 2 Государственного учреждения Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении информации, подтверждающей отсутствие (наличие) неисполненной обязанности по уплате страховых взносов, пеней, штрафов у заявителя по состоянию на 17.11.2016 (дата подачи заявления).
В ответ на запрос филиалом N 2 Государственного учреждения Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации представлена справка N 46 от 02.12.2016 о том, что плательщик страховых взносов ООО "Стандарт Фосфат" по состоянию на 17.11.2016 имеет неисполненную обязанность по уплате страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В связи с данными обстоятельствами департамент принял решения об отказе в предоставлении субсидии от 26.12.2016 N 17112016-8566226-23-02/003/151, N 17112016-8568231-23-02/003/164, N 17112016- 8566226-23-02/003/154, N 17112016-8567967-23-02/003/160, N 17112016-8566602-23- 02/003/158, которые мотивированы выявленными несоответствиями условиям субсидирования - не выполнены условия оказания поддержки, предусмотренные подпунктом 2.5 пункта 2 раздела 1 Порядка; решение от 26.12.2016 N 17112016-8566226-23-02/003/151 также содержит указание на непредставление документов, предусмотренных подпунктом 16.10 пункта 16 раздела 2 Порядка.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что на момент подачи заявки на субсидию общество фактически не имело задолженности по уплате страховых взносов.
В подтверждение данных обстоятельств заявителем представлена справка N 833 от 17.11.2016, выданная филиалом N 2 Государственного учреждения Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, в соответствии с которой по состоянию на 03.11.2016 недоимка по страховым взносам, задолженность в ФСС, пени, штрафы ООО "Стандарт Фосфат" составляют 0-00 рублей.
Судом первой инстанции истребованы у уполномоченного органа сведения о наличии у общества по состоянию на 17.11.2016 задолженности по страховым взносам.
Во исполнение судебного запроса Филиал N 2 Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации представило справку N 3 от 14.08.2017, в соответствии с которой по состоянию на 17.11.2016 недоимка по страховым взносам, задолженность в ФСС, пени, штрафы ООО "Стандарт Фосфат" составляла 0-00 рублей.
Между тем, как правильно указал в решении суд первой инстанции, департамент при принятии решения об отказе обществу в предоставлении субсидии, момент рассмотрения заявлений общества о предоставлении субсидии департамент руководствовался не объективными обстоятельствами либо справкой, представленной в последующем обществом в суд первой инстанции, а полученной в порядке межведомственного взаимодействия справкой N 46 от 02.12.2016 о наличии неисполненной обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов по состоянию на 17.11.2016.
При этом иными данными, которые бы свидетельствовали об отсутствии задолженности по страховым взносам, штрафам и пени, заинтересованное лицо не обладало
Порядок предоставления субсидии предполагает, что уполномоченный орган (департамент) проверяет соответствие представленных документов и запрошенных им самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия документов на соответствие требованиям закона. При этом, департамент не обязан устанавливать объективные обстоятельства, в том числе отсутствия задолженности по страховым взносам.
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
На момент принятия решения об отказе в предоставлении обществу субсидии заинтересованными лицами права и законные интересы заявителя не нарушены, несоответствия действий департамента нормативным правовым актам не установлено.
То обстоятельство, что у общества отсутствовала задолженность по уплате страховых взносов, пеней, штрафов, в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, по состоянию на 17.11.2016, установлено судом первой инстанции уже после принятия департаментом оспариваемых решений об отказе в предоставлении субсидий от 26.12.2016, справка Филиала N 2 Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации N 3, полученная по запросу суда, датирована 14.08.2017.
На момент принятия решения у департамента не имелось правовых оснований для предоставления обществу субсидии при получении от уполномоченного органа ответа на запрос о наличии у заявителя задолженности по страховым взносам.
Кроме того, как указывает администрация в отзыве на апелляционную жалобу, обществом были нарушены также иные положения Порядка, а именно пункт 7 в части того, что первым взносом является любой платеж, произведенный лизингополучателем в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга). Между тем, по заявлениям N 17112016-8566226-23-02, N 17112016-8567232-23-02 от 17.11.2016 отсутствует дата в акте приемки-передачи, акт приемки передачи составлен 18.06.2014, первый платеж совершен 08.07.2014 (N 17112016-8567232-23-02), акт приемки-передачи составлен 29.06.2014, а первый платеж совершен 08.07.2014 (N 17112016-8567967-23-02), акт приемки-передачи составлен 18.06.2014, а первый платеж совершен 08.07.2014( N 17112016-8568231-23-02).
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что общество в соответствии с пунктом 16 раздела II Порядка могло воспользоваться правом по собственной инициативе представить имеющуюся справку Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.11.2016 N 833, подтверждающую отсутствие неисполненной обязанности по уплате страховых взносов, чего заявителем не сделано.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления, так как на момент принятия решения об отказе в предоставлении субсидии департамент руководствовался предоставленной ему уполномоченным органом информацией, а поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Схожая правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2016 по делу N А32-1287/2016.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, правильно определил фактические обстоятельства, спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2017 по делу N А32-8776/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8776/2017
Истец: ООО "Стандарт Фосфат"
Ответчик: Администрация муниципального образования город Краснодар, Департамент экономического развития, инвестиций и внешнешних связей г.Краснодара, Департамент экономического развития, инвестиций и внешних связей Администрации МО г. Краснодар
Третье лицо: Администрация МО г. Красеодар, Администрация МО г. Краснодар, Департамент Экономического развития