Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 мая 2018 г. N Ф05-5836/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
26 января 2018 г. |
Дело N А41-34663/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
от заявителя, ИП Чаговца Т.А.: Агаметов Р.М. по доверенности от 10.01.18 N 01;
от заинтересованного лица, Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15 ноября 2017 года по делу N А41-34663/17, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению ИП Чаговец Т.А. к Управлению Росреестра по Московской области об оспаривании решения о приостановлении кадастрового учета от 14.02.2017 N МО- 17/РКФ-27008,
УСТАНОВИЛ:
ИП Чаговец Т.А. обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области с требованием об оспаривании решения о приостановлении кадастрового учета от 14.02.2017 N МО-17/РКФ-27008.
В судебном заседании 18.10.2017 суд в соответствии со статьей 49 АПК РФ принял уточнения требований, в соответствии с которыми заявитель просит:
- признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 15.05.2017 N МО-17/РКФ-173622 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, принятого по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 22.12.2016 N 50-0- 1-72/3002/2016-1077 незаконным;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет описания границ земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050123:227 площадью 5793 кв.м по материалам межевого плана предоставленного 22.12.2016 с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости N 50-0-1- 72/3002/2016-1077.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 ноября 2017 года по делу N А41- 34663/17 признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 15.05.2017 N МО-17/РКФ-173622 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, принятого по заявлению о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 22.12.2016 N 50-0- 1-72/3002/2016-1077.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет описания границ земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050123:227 площадью 5793 кв.м. по материалам межевого плана, предоставленного 22.12.2016 с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости N 50-0-1- 72/3002/2016-1077.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии Управления Росреестра по Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В целях внесения в ГКН сведений о местоположении границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050123:227 ИП Чаговец Т.А. обратилась в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области с заявлением от 22.12.2016 N 50-0-1-72/3002/2016-1077 об осуществлении кадастрового учета, к которому приложен межевой план от 28.11.2016 в бумажном виде и на оптическом компакт-диске.
С 01.01.2017 полномочия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по осуществлению кадастрового учета переданы Управлению Росреестра по Московской области.
Уведомлением от 14.02.2017 N МО-17/РКФ-27008 Управление Росреестра по Московской области сообщило ИП Чаговец Т.А. о принятии решения о приостановлении кадастрового учета, поскольку межевой план земельного участка не соответствует требованиям пунктов 69, 70 Приказ Минэкономразвития от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке". Указанное уведомление подписано Гоненко О.И.
В период приостановления кадастрового учета изменений сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:08:0050123:227 заявитель неоднократно представлял дополнительные документы в целях устранения оснований приостановления кадастрового учета: к заявлению от 17.03.2017 приложен межевой план от 16.03.2017, сопроводительное письмо от 15.03.2017; к заявлению от 03.04.2017 приложено сопроводительное письмо от 31.03.2017 и межевой план от 03.04.2017, к заявлению от 28.04.2017 приложены сопроводительное письмо от 19.04.2017 и межевой план от 26.04.2017.
Между тем, уведомлениями от 21.03.2017 N МО-17/РКФ-90116, от 06.04.2017 N МО- 17/РКФ-125370, от 02.05.2017 N МО-17/РКФ-159616, от 11.05.2017 N МО-17/РКФ-168831 кадастровый учет также приостановлен по тем же основаниям, указанным в Уведомлением от 14.02.2017 N МО-17/РКФ-27008.
Поскольку основания для приостановления осуществления кадастрового учета не устранены, Управлением Росреестра по Московской области принято решение от 15.05.2017 N МО- 17/РКФ-173622 об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Полагая, что оснований для приостановления кадастрового учета изменений сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:08:0050123:227 и, как следствие, для отказа в осуществлении кадастрового учета таких сведений не имеется, ИП Чаговец Т.А. обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ, здесь и далее в редакции по состоянию на 22.12.2016) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 данного Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено данным Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Статьей 22 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ уточнение местоположения границ земельного участка допускалось в следующих случаях:
- при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
- в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
- в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
- при исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.
Заявлением от 22.12.2016 N 50-0-1-72/3002/2016-1077 ИП Чаговец Т.А. обратилась в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области за внесением в ГКН сведений о местоположении границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050123:227, поскольку такие сведения в ГКН отсутствуют.
С 01.01.2017 в силу вступил Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;
4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;
5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;
7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;
8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 72 Федерального закона N 218-ФЗ данный нормативный правовой акт по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
В соответствии с приказом Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав были изменены полномочия ФГБУ "ФКП Росреестра" в сфере государственного кадастрового учета земельных участков. - такие полномочия переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), в связи с чем в силу п. 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением правительства РФ от 01.06.2004 N 457, кадастровый учет недвижимого имущества с 01.01.2017 относится к компетенции Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, государственный кадастровый учет на основании заявлений и необходимых для этого документов, поступивших в филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" до 01.01.2017, должен осуществляться территориальными управления Росреестра по правилам, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в частности, в отношении требований к представляемым для предоставления государственной услуги документам, оснований для приостановления (отказа) осуществления кадастрового учета и т.п.
Заявление ИП Чаговец Т.А. от 22.12.2016 N 50-0-172/3002/2016-1077 передано на рассмотрение по существу в Управление Росреестра по Московской области.
В соответствии с пп. 5 пункта 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Аналогичная норма закреплена в пп. 7 п. 1 статьи 216 Федерального закона N 218-ФЗ.
Пунктом 4 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2, 3, 5, 6 или 7 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин.
Если такое решение принято на основании пункта 5 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
Пунктом 9 указанной статьи регламентировано, что осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.
Типовая форма уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав требования к содержанию такого уведомления утверждены Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 N 173 "Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов".
Кроме того, в соответствии с статьями 4, 64 Федерального закона N 218-ФЗ с 01.01.2017 лицом, уполномоченным принимать решение о приостановлении, отказе либо об осуществлении кадастрового учета, является государственный регистратор прав - федеральный государственный гражданский служащий, должностное лицо органа регистрации прав, наделенный государственными полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, сдавший экзамен на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным регистраторам прав, сведения о котором внесены в реестр государственных регистраторов прав.
По результатам рассмотрения заявления от 22.12.2016 N 50-0-1-72/3002/2016-1077 Истринским отделом Управления Росреестра по Московской области принято решение о приостановлении кадастрового учета, о чем заявителю направлено уведомление от 14.02.2017 N МО- 17/РКФ-27008.
В Уведомлении от 14.02.2017 N М0-17/РКФ-27008 имеются сведения, что исполнителем данного документа является Гоненко О.И., подпись и указание должности данного лица в уведомлении отсутствуют.
При этом судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о том, что уведомление о приостановлении осуществления кадастрового учета от 14.02.2017 N М0-17/РКФ-27008 принято неуполномоченным лицом, поскольку в материалы дела представлены приказ Управления Росреестра по Московской области от 12.10.2016 N 3207-К о назначении Гоненко О.И. на должность государственного регистратора Московской области, Справка от 14.11.2013 о сдаче квалификационного экзамена для исполнения государственного регистратора.
В этой связи суд первой инстанции пришел к верному выводу, что на момент рассмотрения заявления от 22.12.2016 N 50-0-1-72/3002/2016-1077 по существу и принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета от 14.02.2017 Гоненко О.И. обладала полномочиями государственного регистратора прав, поскольку соответствовала квалификационным требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Кроме того, в материалы дела представлена Справка от 12.04.2017 N 50/327 о сдаче экзамена на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным регистраторам прав, следовательно, подтверждающая статус Гоненко О.И. государственного регистратора по смыслу Федерального закона N 218-ФЗ.
Между тем, уведомление от 14.02.2017 о приостановлении осуществления кадастрового учета по форме не соответствует требованиям законодательства, подлежащего применению.
В нарушение статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ и Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2016 N 173 в уведомлении от 14.02.2017 N МО- 17/РКФ-27008 не указаны лицо, которому адресовано и в отношении которого вынесено данное уведомление, отсутствует указание на соответствующие учетное и (или) регистрационное действия в наименовании документа, не имеется ссылок на нормы закона, на основании которых приостанавливается осуществление кадастрового учета, срок приостановления, в том числе начало течения такого срока, также отсутствует.
Следовательно, органом кадастрового учета создана неопределенность в отношении реализации прав заявителя на осуществление кадастрового учета, поскольку в уведомлении от 14.02.2017 N МО-17/РКФ-27008 отсутствует нормативное обоснование приостановления кадастрового учета, а также срок устранения оснований для приостановления осуществления кадастрового учета, в нарушение пп. 5 пункта 2 статьи 26 Федерального закона N 221 -ФЗ рекомендаций о доработке представленных документов не имеется.
Исследовав и оценив уведомление о приостановлении кадастрового учета от 14.02.2017 N МО-17/РКФ-27008 и решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 15.05.2017 N МО-17/РКФ-173622 по существу, суд первой инстанции пришел следующим выводам.
На основании положений Федерального закона N 218-ФЗ и Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" Управлением Росреестра по Московской области принято решение об отказе во внесении в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050123:227, поскольку.
Вместе с тем, в соответствии с частью 5 статьи 72 Федерального закона N 218-ФЗ данный закон по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу. Следовательно, государственный кадастровый учет на основании заявлений и необходимых для этого документов, поступивших в филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" до 1 января 2017 г., должны осуществляться по правилам, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 6 части 2 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от 15.05.2017 N МО-17/РКФ-173622 принято Управлением Росреестра по Московской области, поскольку истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и основания для приостановления заявителем не устранены.
В силу пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Уведомлением от 14.02.2017 N М0-17/РКФ-27008 Управление Росреестра по Московской области приостановило осуществление кадастрового учета изменений сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050123:227, поскольку в нарушение пунктов 69, 70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" в представленном заключении кадастрового инженера отсутствует обосновывающий вывод о результатах кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с подтверждением фактического местоположения границ, с использованием картографической основы либо карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
Поскольку заявление о кадастровом учете подано ИП Чаговец Т.А. до 01.01.2017, к спорным правоотношениям применимы разъяснения, содержащиеся в письме Минэкономразвития России от 22.12.2016 N 39682-ВА/Д23и, согласно которым принятыми изменениями в требования к подготовке межевого плана, технического плана, акта обследования (статьи 22-24 Федерального закона N 218-ФЗ и Приказ Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке") предусмотрена возможность в период с 01.01.2017 до 01.07.2017 представления с соответствующим заявлением указанных документов, подготовленных кадастровыми инженерами по правилам, действовавшим до 01.01.2017, в том числе подписанных их усиленной квалифицированной электронной подписью до указанной даты. При этом заявление и комплект иных документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, представляемые после 01.01.2017, должны соответствовать положениям Федерального закона N 218-ФЗ.
На момент подготовки межевого плана от 28.11.2016 и на момент обращения в уполномоченный орган кадастрового учета требования к межевому плану определялись статьей 38 Федерального закона N 221-ФЗ и Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
Согласно части 9 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определялось, исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, при отсутствии таких документов в соответствии с иными документами, указанными в пункте 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования), подтверждающими фактическое местоположение границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет.
Документами, определявшими местоположение границ земельных участков при их образовании, а также документами, позволяющими подтвердить существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет, могут быть любые документы, изданные уполномоченным органом (организацией), отвечающие требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания, и подтверждающие образование земельного участка или соответственно фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
В частности, в качестве вышеуказанных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков пятнадцать и более лет, могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и иные документы.
При этом в случае отсутствия указанных в части 9 статьи 38 Федерального закона N 221 -ФЗ документов или отсутствия в таких документах сведений, позволяющих определить местоположение уточняемых границ земельного участка, согласно пункту 67 Требований их местоположение определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
Аналогичный подход изложен в письме Росреестра от 16.02.2016 N 19-00221/16.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заинтересованным лицом, в орган кадастрового учета ИП Чаговец Т.А. совместно с заявлением от 22.12.2016 N 50-0-172/3002/2016-1077 представила межевой план от 28.11.2016 на бумажном носителе и в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
К межевому плану от 28.11.2016 в качестве обоснования существования фактических границ земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050123:227 на местности 15 и более лет приложены кадастровая выписка от 06.07.2015, решение Истринского городского суда от 04.04.2016 по делу N 2-397/16, письмо об исполнении решения суда от 18.11.2016, план участка от 18.06.1999.
Кроме того, в период приостановления кадастрового учета (с 15.02.2017 по 28.04.2017) ИП Чаговец Т.А. в орган кадастрового учета представляла межевые планы от 16.03.2017, 03.04.2017, 26.04.2017. К межевому плану, помимо уже представленных документов, приложен технический паспорт домовладения с планом земельного участка от 12.03.1998 N 11520, выданный Дедовским БТИ Истринского района Московской области.
Как верно отмечено судом первой инстанции, план участка от 18.06.1999 N 50-8060153-0001-024 составлен по плану БТИ для оформления наследства в масштабе 1:1000; в составе Технического паспорта на домовладение от 12.03.1998 N 11520 содержит экспликацию земельного участка с описанием границ в масштабе 1:500. Указанные документы подготовлены организациями по государственному техническому учету и инвентаризации, в связи с чем являются доказательствами существования на местности границ земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050123:227 более 15 лет, поскольку отвечают требованиям пункта 67 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
В заключении кадастрового инженера также имеются ссылки на решение Истринского городского суда Московской области от 04.04.2016 по делу N 2-397/2016, которым установлены фактические границы и площадь земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050123:227 - 5895 кв.м, из которых 5793 кв.м за пользовано и огорожено забором.
Как верно указал суд первой инстанции, в представленных межевых планах в соответствии с пунктом 67 Требований в разделе "Заключение кадастрового инженера" межевого плана в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Таким образом, в распоряжении уполномоченного органа кадастрового учета по состоянию на 14.02.2017 и 15.05.2017 имелись документы, позволяющие подтвердить существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет.
Иных несоответствий первоначально представленного межевого плана от 28.11.2016 требованиям Федерального закона N 221-ФЗ и Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 не установлено, Управлением Росреестра по Московской области в материалы дела не представлено.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что проверка Межевого плана сотрудником Управления Росреестра по МО осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г N 218 "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) и Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Требования).
Между тем, эти Закон о регистрации недвижимости и Требования вступили в силу с 01.01.2017, в то время как Межевой план изготовлен 28.11 2016 г. (лист дела N 33, том I) и предоставлен Заявителем в Управление Росреестра по Московской области 22.12.2016 вместе с Заявлением N 50-0-1-72/3002/2016-1077.
Как установлено ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В силу ч. 5 ст. 72 Закона о регистрации недвижимости данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. По правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, закон применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
В п. 2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 ноября 2016 г. N 689 установлено следующее:
"... до 1 июля 2017 года для осуществления государственного кадастрового учета могут быть представлены межевые планы, подготовленные в соответствии с требованиями к подготовке межевого плана, действовавшими до вступления в силу настоящего приказа, и подписанные усиленной квалифицированной подписью кадастрового инженера до 1 января 2017 года".
Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 22 декабря г. N 39682-ВА/Д23и даны такие разъяснения:
"...государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав, а также предоставление сведений ЕГРП и ГКН на основании заявлений (запросов) и необходимых для этого документов, поступивших в территориальные органы Росреестра и филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" до 1 января 2017 г., должны осуществляться по правилам, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), в частности, в отношении требований к представляемым для предоставления государственной услуги документам.
Также сообщаем, что принятыми изменениями в требования к подготовке межевого плана, технического плана, акта обследования предусмотрена возможность в период с 1 января 2017 г. до 1 июля 2017 г. представления с соответствующим заявлением указанных документов, подготовленных кадастровыми инженерами по правилам, действовавшим до 1 января 2017 г., в том числе подписанных их усиленной квалифицированной электронной подписью до указанной даты".
Министерством экономического развития Российской Федерации письмом от 16 февраля г. N ОГ-Д23-1666 сообщено также следующее:
"...в соответствии с пунктом 2 приказа Минэкономразвития России от 20 ноября 2015 г. N 861, пунктом 2 приказа Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921, пунктом 2 приказа Минэкономразвития России от 1 ноября 2016 г. N 689 до 1 июля 2017 года для осуществления государственного кадастрового учета могут быть представлены межевые планы, технические планы, акты обследования, подготовленные в окончательной редакции в соответствии с требованиями к подготовке межевого плана, технического плана, акта обследования, действовавшими до 1 января 2017 г., и подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера до 1 января 2017 года".
При таких обстоятельствах Управлением Росреестра по Московской области проверка документов (в т.ч. Межевого плана) была неправомерно проведена в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, неприменимым к рассматриваемым правоотношениям.
Такая проверка должна была проводится в соответствии с требованиями, установленными ранее действующим законодательством.
Необходимо отметить, что Межевой план земельного участка подготовлен в соответствии с требованиями к подготовке Межевого плана, действовавшими до вступления в силу Закона о регистрации недвижимости.
Кадастровые работы по изготовлению этого Межевого плана были проведены в 2016 г. Межевой план земельного участка, изготовленный в электронном виде, в формате XML файла, подписан кадастровым инженером 28.11.2016, предоставлен в орган государственного кадастрового учета и регистрации прав 22.122016. Форма Межевого плана земельного участка и содержащиеся в нем сведения полностью соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (действовавшего на момент его изготовления и предоставления в орган государственного кадастрового учета), в частности, он составлен по форме и в соответствии с требованиями к подготовке Межевого плана, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 24 ноября 2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (далее - Приказ N 412), указанные в нем сведения также полностью соответствуют требованиям, установленным ст. 38 Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в применимой редакции (далее - Закон о кадастре).
Кадастровые работы по изготовлению межевого плана земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050123:227 проведены в 2016 г в связи с уточнением границ указанного земельного участка, по тому основанию, что в государственном кадастре недвижимости отсутствует описание границ данного земельного участка находящегося в собственности 15 и более лет. Межевой план составлен в соответствии в соответствии с требованиями к подготовке межевого плана земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития N 412 только с целью внесения в ГКН описания границ и площади земельного участка.
Согласно п. 67. Приказа 412 выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
Частью 9, статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в применимой редакции) установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Документами, на основании которых изготовлен межевой план являются: свидетельство о государственной регистрации права собственности от 29.12.1999 г. N 50-01.08-20.1999-536.1, орган, выдавший документ: Московская областная регистрационная палата; Технический паспорт домовладения с планом земельного участка, от 12.03.1998 г. N 11520, орган, выдавший документ: Дедовское бюро технической инвентаризации Истринского района; План участка 50-8-060153-0001-024 от 18.06.1999 г. N б/н, орган, выдавший документ: Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Истринского района; карта (план); Решение Истринского городского суда от 04.04.2016 г. N 2-397/16, орган, выдавший документ: Истринский городской суд Московской области (указаны в разделе исходные данные межевого плана, л.д. 68, том 1).
Кроме того, кадастровым инженером Чаговец Т.А. были направлены запросы в Управление Росреестра по Московской области и Управление кадастровой палаты по Московской области о предоставлении из архивного фонда данных картографического материала, фотопланов местности масштаба 1:5000 и крупнее. В ответном письме Управления кадастровой палаты по Московской области сообщается, что испрашиваемые документы отсутствуют (л.д. 146, т. 2).
Таким образом, межевой план земельного участка подготовлен в полном соответствии с положением п. 67. Приказа 412 и ч. 9, статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Также в качестве справочных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков 15 и более лет, могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы межевых (землеустроительных) дел из государственного фонда данных; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.
В свою очередь наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав приложения к межевому плану не включаются.
Таким образом, межевой план земельного участка подготовлен в полном соответствии с положением п. 67. Приказа 412, ч. 9, статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", письмом Минэкономразвития России, Росреестра России в своем письме от 16 февраля 2016 г. N 19- 00221/16
Межевой план содержит раздел "Заключение кадастрового инженера", в котором кадастровым инженером скрупулезно приведены все необходимые обоснования.
В Управление Росреестра по Московской области вместе с межевым планом земельного участка было представлено и сопроводительное письмо исх.N 01 от 20.12.2016, в котором указано следующее:
"В отношении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050123:227, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, с/п Обушковское, д.Аносино, уч. 24 проведена судебная землеустроительная экспертиза (материалы судебного дела N 2-397/16г, Истринский городской суд Московской области).
Решение Истринского городского суда Московской области от 04 апреля 2016 г по делу N 2-397/1 бг (вступило в законную силу) с сопроводительным письмом вх. N ОГ/14005 от 18.11.2016 г, предоставлено Руководителю ФГБУФКП "Росреестра" Филиала по Москвской области Бабинову С. С.
Детальные пояснения кадастрового инженера изложены в разделе "Заключение кадастрового инженера" Межевого плана, представленного в орган государственного кадастрового учета с заявлением об учете изменений земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050123:227, доверенностью от 25.01.2016 г (бланк доверенности 77 АБ 9909682) и данным сопроводительным письмом.
Предоставленный Межевой план подготовлен в форме электронного документа в виде XML-документа, заверен усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера (Чаговец Татьяна Андреевна), оформлен в виде файлов в формате XML и обеспечивает считывание и контроль представленных данных (Межевой план проверен на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www. rosreestr. ru)".
При таких обстоятельствах, Решение о приостановлении, изложенное в апелляционной жалобе, по тому основанию, что в качестве обоснования фактического местоположения границ кадастровым инженером не использован фотоплан местности масштабом 1:5000 и крупнее указан, не соответствуют действительности, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и является незаконным.
Как следствие, отказ в учете изменений объекта недвижимости от 15.05.2017 г N МО-17/РКФ-173622 также незаконен.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что надлежащий картографический материал не был представлен для осуществления кадастрового учета, являются необоснованными и документально не подтвержденными.
При данных обстоятельствах, исходя из установленных фактических обстоятельств настоящего спора и представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что при рассмотрении заявления от 22.12.2016 N 50-0-1-72/3002/2016-1077 Управление Росреестра по Московской области не имело достаточных правовых для приостановления кадастрового учета по внесению изменений в сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050123:227 в порядке пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ, решение о приостановлении кадастрового учета, оформленное уведомлением от 14.02.2017 N М0-17/РКФ-27008, является незаконным.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в этой связи решение от 15.05.2017 N МО-17/РКФ-173622 об отказе в осуществлении кадастрового учета является незаконным, поскольку принято с учетом решения от 14.02.2017 о приостановлении кадастрового учета при отсутствии оснований для приостановления, следовательно, требования ИП Чаговец Т.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 ноября 2017 года по делу N А41-34663/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-34663/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 мая 2018 г. N Ф05-5836/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Чаговец Т А
Ответчик: Истринский отдел УФРС по М.О., г.Истра, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картонграфии по московской области
Хронология рассмотрения дела:
11.05.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5836/18
26.01.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-20609/17
15.11.2017 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-34663/17
24.10.2017 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-34663/17