г. Самара |
|
29 января 2018 г. |
Дело N А65-26749/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 22 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 29 января 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представитель Заляева Д.Р.(доверенность от 09.01.2018),
от Автономной некоммерческой организации "Исполнительная дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в Казани" - представитель не явился, извещено,
от Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 ноября 2017 года по делу N А65-26749/2017 (судья Насыров А.Р.),
принятое по заявлению Автономной некоммерческой организации "Исполнительная дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в Казани", г.Казань, (ОГРН 1091600002922, ИНН 1655068636),
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714),
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам, г. Казань,
о признании недействительным и отмене решения и предписания N Т04-145/2017 от 08.06.2017 г.; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация "Исполнительная дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в Казани" (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам (далее - третье лицо), о признании недействительным и отмене решения и предписания N Т04-145/2017 от 08.06.2017 г.; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 ноября 2017 года заявление удовлетворено. Признано незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу N Т04-145/2017 от 08.06.2017 г. о нарушении антимонопольного законодательства, и предписание УФАС по РТ по делу N Т04-145/2017 от 08.06.2017 г. о нарушении антимонопольного законодательства. На Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан г. Казань (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714), зарегистрированного по адресу: РТ, г.Казань, ул.Московская, д.55, за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, находящихся на соответствующем счете федерального казначейства в пользу Автономной некоммерческой организации "Исполнительная дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в Казани", г.Казань, (ОГРН 1091600002922, ИНН 1655068636) взыскано 3000 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан подало апелляционную жалобу, в которой просит в удовлетворении заявления отказать.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что решение вынесено ответчиком в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством.
Податель жалобы полагает, что поскольку заявитель при осуществлении закупок руководствуется Положением, в котором указаны способы закупки, АНО "Исполнительная дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в Казани" подпадает под действие Закона о закупках.
Автономная некоммерческая организация "Исполнительная дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в Казани" апелляционную жалобу отклонила по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам в отзыве на апелляционную жалобу указывает на то, что Вьюшкиным М.В. подана жалоба в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на действия АНО "Исполнительная дирекция Всемирной XXVII летней универсиады 2013 года в г.Казани", Государственного комитета. В соответствии с позицией Вьюшкина М.В. положения документации о конкурентном отборе существенно нарушали действующее законодательство о защите конкуренции, так как выполнение работ по оформлению стадиона "Электрон" в сроки, предусмотренные документацией, не представляется возможным, установленные критерии оценки предложений не являются обоснованными, техническое задание содержит неправомерное требование к сборке товара. Комиссия УФАС по РТ вынесла решение от 08.06.2017 года N Т04-145/2017, в соответствии с которым жалоба Вьюшкина М.В. признана необоснованной. При этом комиссия УФАС по РТ в своем решении отметила в действиях АНО "Исполнительная дирекция Всемирной XXVII летней универсиады 2013 года в г. Казани" нарушение требования части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и выдала предписания об устранении указанных нарушений.
Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Данный вид юридических лиц не является субъектом Закона о закупках, а также Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Из указанного следует, что закупочные процедуры АНО "Исполнительная дирекция Всемирной XXVII летней универсиады 2013 года в г. Казани" осуществляются на основании Устава, Соглашения и Регламента.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители Автономной некоммерческой организации "Исполнительная дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в Казани", Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзывов, выступлений представителя антимонопольного органа, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Татарстанским УФАС России была рассмотрена жалоба Вьюшкина М.В. на действия заказчика - АНО "Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани" при проведении конкурентного отбора N 0011317056DP на предмет: "Право заключения договора на выполнение комплекса работ по оформлению стадиона "Электрон" (устройство вывесок и указателей)".
По мнению Вьюшкина М.В., в действиях заказчика при проведении закупки содержатся нарушения норм действующего законодательства.
В ходе рассмотрения вышеуказанной жалобы антимонопольным органом установлено следующее.
Извещение о проведении закупки N 0011317056DP было размещено на сайте электронной торговой площадки ГУП "Центр развития закупок РТ" http://zakupki.tatar/ 23 мая 2017 года.
Заказчик - АНО "Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани".
Антимонопольный орган, по результатам рассмотрения вышеуказанной жалобы принял решение N Т04-145/2017 от 08.06.2017 г. в соответствии с которым:
- жалоба Вьюшкина М.В. на действия заказчика - АНО "Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани" при проведении конкурентного отбора N 0011317056DP на предмет: "Право заключения договора на выполнение комплекса работ по оформлению стадиона "Электрон" (устройство вывесок и указателей)" признана необоснованной;
- заказчик - АНО "Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани" признан нарушившим часть 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", часть 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
- уполномоченному органу - Государственному комитету Республики Татарстан по закупкам, заказчику - АНО "Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани" выдано предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также законодательства о защите конкуренции.
Заявитель, полагая, что решение и предписание противоречат закону и нарушают его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Суд апелляционной инстанции, исходя из анализа представленных сторонами в материалы дела доказательств в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее закон) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, а также бюджетными учреждениями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок:
а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
В соответствии с частью 1 статьи 2 названного Федерального закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Из оспариваемого решения следует, что антимонопольный орган признал жалобу Вьюшкина М.В. на действия заказчика - АНО "Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани" при проведении конкурентного отбора N 0011317056DP на предмет: "Право заключения договора на выполнение комплекса работ по оформлению стадиона "Электрон" (устройство вывесок и указателей)" необоснованной.
При этом, как следует из оспариваемого решения, жалоба рассмотрена в рамках ст. 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Закона 135-ФЗ).
В силу статьи 6 Закона N 223-ФЗ контроль за соблюдением требований названного Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб за нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
При этом если жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ, такая жалоба возвращается заявителю (часть 9 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Из пункта 4 части 6 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ следует, что жалоба на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, соответствующие доводы.
Вместе с тем согласно части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим.
При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в пункте 9 статьи 3 Закона N 223-ФЗ и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган.
Таким образом, как верно указал суд, правовое значение имеет как установленный антимонопольным органом порядок для соответствующего обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.
Федеральная антимонопольная служба в письме от 01.03.2012 N ИА/6011 разъяснила, что антимонопольные органы рассматривают жалобы на действия (бездействия) заказчиков при закупке товаров, работ, услуг в случаях, установленных в части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ.
Следовательно, антимонопольный орган вправе рассматривать жалобы на действия (бездействие) конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, но только при наличии в жалобе участника закупки обстоятельств, указанных в части 10 статьи 3 данного Федерального закона.
Из материалов дела, а именно, из содержания жалобы Вьюшкина М.В. следует ( т.1 л.д.155-156), что документация вводит в заблуждение потенциального подрядчика в какой срок необходимо предоставить дизайн-макет (учитывая, что дата подписания договора выпадает на 3 июня 2017 г. - выходной день, то есть фактически будет подписан 5.06.2017 г.).Также в извещении о проведении закупки отсутствует информация о месте, дате и времени подведения итогов закупки. Также Вьюшкин М.В.указал, что в критериях оценки предложений также присутствует ограничение конкуренции, п.3 Основные требования технического задания нарушает Закона N 135-ФЗ.
То есть, в жалобе не имелось доводов о совершении заказчиком какого-либо из действий (бездействия), которые отнесены к случаям, установленным частью 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ. Более того, Вьюшкин М.В. заявку на участие в конкурсе не подавал.
Однако, из оспариваемого решения усматривается, что антимонопольный орган рассмотрел жалобу по иным, не предусмотренным федеральным законом основаниям, чем вышел за пределы своей компетенции.
Татарстанское УФАС России в ходе анализа документов установило, что согласно извещению о проведении конкурентного отбора: "Победитель конкурентного отбора отправляет проект договора с включением всей необходимой информацией на электронную почту в течение 1 дня со дня размещения протокола Заказчику.
Заказчик формирует в течение 2 дней с даты размещения на электронной площадке протокола о признании победителя конкурентного отбора проект договора с включением информации о победителе, ценой, предложенной участником закупки, и направляет победителю закупки.
В течение одного дня с даты направления проекта договора Заказчиком, Поставщик обязан подписать проект договора со своей стороны.
Заказчик обязан подписать его электронной подписью на Электронной площадке направленный со стороны Поставщика договор в день его получения".
По мнению антимонопольного органа, установленный в извещении срок заключения договора по результатам закупки, не учитывает закрепленную в Законе о защите конкуренции процедуру административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает возможности обращения с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки, и является нарушением требования ч.4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, ч.10 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг по отдельным видам юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что выявленные антимонопольным органом нарушения не отнесены к случаям, установленным частью 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Согласно части 17 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Вместе с тем, указанное право антимонопольного органа выйти за пределы доводов жалобы не свидетельствует о наличии у него полномочий давать оценку нарушениям в действиях (бездействии) заказчика, не поименованных в части 10 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ, а также принимать решения и предписания, основанные на этой оценке.
Исходя из изложенного, поскольку в настоящем споре антимонопольный орган применил правовые положения Закона N 223-ФЗ, отсутствие в жалобе Вьюшкина М.В. доводов о нарушениях, перечисленных в части 10 статьи 3 названного Закона, в силу вышеназванных правовых норм, свидетельствует о наличии оснований для возвращения жалобы участнику закупки.
Аналогичные выводы содержатся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2017 N 309-КГ17-7502, определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 N 304-КГ16-117592, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23.12.2016 по делу NА65-3231/2016, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 13.10.2017 по делу NА65-24/2017.
Часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействий) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения ст. 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
Таким образом, правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечь случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, поскольку оспариваемый ненормативный акт вынесен ответчиком в отсутствие у антимонопольного органа полномочий на рассмотрение жалобы Вьюшкина М.В..
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 01 ноября 2017 года по делу N А65-26749/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-26749/2017
Истец: АНО "Исполнительная дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в Казани", г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам, г.Казань, АНО "Дирекция спортивных и социаьныхпроектов", Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара