г. Санкт-Петербург |
|
30 января 2018 г. |
Дело N А56-27957/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Голованюк Е.М.
при участии:
от истца (заявителя): Тарабычин Е.С. по доверенности от 26.06.2017
от ответчика (должника): Селезнева А.С. по доверенности от 29.12.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30888/2017) ООО "Прайм-Рут" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2017 по делу N А56-27957/2017 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению ООО "Прайм-Рут"
к Санкт-Петербургской таможне
3-е лицо: Министерство экономического развития Российской Федерации
о признании недействительным решения
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Прайм-Рут" (ОГРН 1077847387936, место нахождения 199178, Санкт-Петербург, 7-я линия В.О., д. 76, лит. А, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными отказа Санкт-Петербургской таможни (место нахождения: 199000, г. Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10; далее - таможня, таможенный орган) во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары (далее - ДТ) N N 10210100/171016/0032207, 10210100/151116/0035459, 10210100/291116/0037191, 10210100/061216/0038044, 10210100/310117/0002225, 10210100/100217/0003391, 10210100/220217/0004841, а также бездействия таможенного органа, выразившегося в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по указанным ДТ, в части изменения ставки ввозной таможенной пошлины с 5 % на 15 %.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство экономического развития Российской Федерации (ОГРН 1027700575385, адрес: 125993, Москва, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1; далее - Минэкономразвития России).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции общество уточнило заявление и просило признать недействительным отказ Санкт-Петербургской таможни от 30.03.2017 N 63-15/09712 во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары (далее - ДТ) NN 10210100/171016/0032207, 10210100/151116/0035459, 10210100/291116/0037191, 10210100/061216/0038044, 10210100/310117/0002225, 10210100/100217/0003391, 10210100/220217/0004841 (л.д. 122). Уточнение заявления принято судом согласно протоколу судебного заседания от 27.06.2017 (л.д. 140).
Решением от 17.10.2017 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению апеллянта, таможенным органом неправомерно отказано в применении к спорному товару ставки таможенной пошлины в размере 5 %.
В судебном заседании представитель общества доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал. Представитель таможенного органа против удовлетворения жалобы возражал.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, представителя не направило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Прайм-Рут" на таможенную территорию Евразийского экономического союза по указанным ДТ ввезены и задекларированы товары, поименованные как "многослойный мелованный макулатурный картон с одним беленым слоем. Предназначен для дальнейшего производства упаковки. Изготовитель: FISKEBY BOARD AB, товарный знак: FISKEBY, модель: MULTIBOARD".
Заявленный Обществом код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 4810 92 300 0: "Бумага и картон, покрытые с одной или с обеих сторон каолином (китайской глиной) или другими неорганическими веществами, с использованием связующего вещества или без него, и без какого-либо другого покрытия, с окрашенной или неокрашенной, декорированной или недекорированной поверхностью, напечатанные или ненапечатанные, в рулонах или прямоугольных (включая квадратные) листах любого размера: - бумага и картон прочие: -- многослойные: --- прочие: --- прочие". Заявленная ставка ввозной таможенной пошлины - 15 %, НДС - 18%.
Обществом направлено обращение от 27.03.2017 N 1/03-КДТ (вх. от 28.03.2017) о внесении изменений в графы 47, "В" указанных ДТ в части сведений о ставке ввозной таможенной пошлины (новое значение - 5%). В обоснование своей позиции ООО "Прайм-Рут" сослалось на положения Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (далее - Протокол).
Письмом от 30.03.2017 N 63-15/09712 Обществу отказано во внесении изменений ввиду несоблюдения положений пункта 14 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, установленного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, а именно: графы "В" бланков КДТ заполнены с нарушением требований подпункта 9 пункта 10 Инструкции по заполнению формы корректировки декларации на товары, утвержденной решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289. Кроме того, Обществу указано на отсутствие фактических оснований для изменения ставки ввозной таможенной пошлины.
Посчитав решение таможенного органа незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, сделал вывод о том, что решения Евразийской экономической комиссии имеют для РФ приоритет перед Соглашениями ВТО, в связи с чем не установил оснований для неприменения ставок ввозных таможенных пошлин, утвержденных актами Евразийского экономического союза.
Кроме того, суд также указал на то, что Обществом к заявлению приложены КДТ, не зарегистрированные таможенным органом и не содержащие иных отметок таможенного органа в соответствии с положениями пункта 19 Порядка внесения изменений, а также Инструкции по заполнению формы КДТ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы жалобы, находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза (пункт 2 данной статьи).
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) предусмотрено, что международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными организациями, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).
Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона N 101-ФЗ международные договоры межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены договоры, в официальных изданиях этих органов. СМГС является международным договором межведомственного характера, поскольку заключено между министерствами стран, указанных в СМГС.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 101-ФЗ международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть 2 статьи 5 Федерального закона N 101-ФЗ).
Аналогичные правила закреплены в статье 7 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона N 101-ФЗ предусмотрено выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора, которое может выражаться путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.
15.04.1995 в Женеве был подписан Протокол "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации".
Согласно приложениям к данному протоколу ввозная таможенная ставка на мелованную бумагу в России с момента присоединения к ВТО составляет 5%.
19.05.2011 в г. Минске между странами участниками Таможенного союза подписан международный договор "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", который был ратифицирован на территории Российской Федерации Федеральным законом от 19.10.2011 N 282-ФЗ.
В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 11 данный документ вступает в силу с даты присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации. Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1995 ратифицирован Федеральным законом от 21.07.2012 N 126-ФЗ и вступил в силу 22.08.2012.
Как определено в пунктах 1 и 2 статьи 1 договора "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", с даты присоединения любой из Сторон к ВТО положения Соглашения ВТО, как они определены в Протоколе о присоединении этой Стороны к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы Сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза. При этом первая присоединяющаяся к ВТО Сторона обязана информировать другие Стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесения изменений в правовую систему Таможенного союза.
С момента присоединения такой Стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к Протоколу о присоединении этой Стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных Соглашением ВТО.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 2 указанного договора Стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствие с Соглашением ВТО, как это зафиксировано в Протоколе о присоединении каждой из Сторон, включая обязательства каждой Стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО.
До того как эти меры приняты, положения Соглашения ВТО, включая обязательства, принятые Сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами.
Права и обязательства Сторон, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в Протоколах о присоединении каждой из Сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условия присоединения Стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов Таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между Сторонами.
Согласно приложениям к Протоколу ввозные таможенные ставки на картон мелованный, многослойный, со всеми белеными слоями (4810 92 100 0), с одним беленым слоем (4810 92 300 0) и на прочие (4810 92 900) в Российской Федерации с момента присоединения к ВТО составляют 5%.
Однако в нарушение приведенных выше положений Таможня применила к ввезенному обществом товару ставку ввозной таможенной пошлины 15%.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных нормативных положений и обстоятельств настоящего дела и учитывая, что в спорном периоде времени ставка таможенного тарифа в отношении ввезенного обществом по спорным ДТ товара составляла 5%, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что с 22.08.2012 к примененному Таможней коду ТН ВЭД 4810 92 300 0 (- бумага и картон прочие: - многослойные: только с одним беленым наружным слоем) в любом случае должна была применяться ставка ввозной таможенной пошлины 5%, тогда как Таможня применила ставку 15%.
Согласно частью 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие органы или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку оспариваемое в рамках настоящего дела решение Санкт-Петербургской таможни от 30.03.2017 N 63-15/09712 об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары NN 10210100/171016/0032207, 10210100/151116/0035459, 10210100/291116/0037191, 10210100/061216/0038044, 10210100/310117/0002225, 10210100/100217/0003391, 10210100/220217/0004841 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, оно подлежит признанию незаконным.
С учетом приведенного требования заявителя являются обоснованными, подтверждены материалами дела и подлежат удовлетворению.
В связи с тем, что судом первой инстанции был принят заявленный обществом отказ от части требований, излишне уплаченная государственная пошлина по заявлению подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2017 по делу N А56-27957/2017 отменить.
Признать незаконным решение Санкт-Петербургской таможни от 30.03.2017 N 63-15/09712 об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары NN 10210100/171016/0032207, 10210100/151116/0035459, 10210100/291116/0037191, 10210100/061216/0038044, 10210100/310117/0002225, 10210100/100217/0003391, 10210100/220217/0004841.
Взыскать с Санкт-Петербургской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Прайм-Рут" 4 500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанции.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Прайм-Рут" из федерального бюджета 14 556 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по иску, а также 1 500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27957/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 декабря 2018 г. N Ф07-15459/18 настоящее постановление изменено
Истец: ООО "ПРАЙМ-РУТ"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Министерство экономического развития Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15459/18
27.09.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21259/18
30.01.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30888/17
17.10.2017 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-27957/17