г. Челябинск |
|
30 января 2018 г. |
Дело N А07-13489/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2018 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Александрова Александра Анатольевича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17 октября 2017 года по делу N А07-13489/2017 (судья Решетников С.А.).
В заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Александрова Александра Анатольевича - Александрова Е.А. (доверенность от 18.04.2016),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республики Башкортостан - Гильмутдинов А.А. (доверенность от 25.12.2017 N 04-37/22457), Чанышев И.Ф. (доверенность от 09.01.2018 N 04-37/00046).
Индивидуальный предприниматель Александров Александр Анатольевич (далее - заявитель, ИП Александров А.А., налогоплательщик, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Межрайонная ИФНС России N 2 по Республике Башкортостан, налоговый орган) по начислению налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 856 469 руб., и о признании недействительным налогового уведомления от 14.11.2016 N 151651414.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - третье лицо, Управление Росреестра по Республике Башкортостан).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 17.10.2017 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказано.
В апелляционной жалобе предприниматель просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в полном объеме удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности налогоплательщик ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы ст. ст. 399, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), применительно к которым, ИП Александров А.А. должен уплачивать налог на имущество физических лиц в отношении принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимого имущества с кадастровым номером 02:55:020513:64 Арбитражным судом первой инстанции также не приняты во внимание следующие обстоятельства: приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - МЗиО РБ) от 30.04.2014 N 557 в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень) включено принадлежащее заявителю нежилое помещение с кадастровым номером 02:55:020513:64 по адресу: г. Уфа, ул. Маршала Жукова, д. 29, кв. на п.пл. 41@109, кадастровой стоимостью 76 130 538,92 руб. (строка 497 приложения к приказу); приказом от 28.10.2014 N 1506 внесены изменения в приказ от 30.04.2014 N 557 и утвержден уточненный Перечень объектов на 2015 год, в котором принадлежащий заявителю объект недвижимого имущества с кадастровым номером 02:55:020513:64 отсутствует, но включено здание с кадастровым номером 02:55:020513:64 (строка 1658); приказ от 25.12.2014 N 1842 - принадлежащий заявителю объект недвижимого имущества с кадастровым номером 02:55:020513:64, но включено здание с кадастровым номером 02:55:020513:56 (строка 1564); приказ от 14.04.2015 N 387 - принадлежащий заявителю объект с кадастровым номером 02:55:020513:64 отсутствует, но включено здание с кадастровым номером 02:55:020513:56 (строка 1437). В этой связи, Закон Республики Башкортостан от 28.11.2003 N 43-з "О налоге на имущество организаций", на который ссылается арбитражный суд первой инстанции, имеет иной предмет регулирования - налог на имущество организаций, и не применим к спорным правоотношениям, связанным с налогообложением налогом на имущество физических лиц. МЗиО РБ в данном случае последовательно разделяло здание с кадастровым номером 02:55:020513:56 и находящиеся в нем помещения, для целей включения в Перечень, и в рамках возложенных на МЗиО РБ полномочий, исключило принадлежащий заявителю объект с кадастровым номером 02:55:020513:64 из перечня объектов на 2015 год. Правомерность занимаемой налогоплательщиком правовой позиции подтверждает то обстоятельство, что в последующие налоговые периоды приказом МЗиО РБ от 30.11.2015 N 1818 включены в Перечень, как принадлежащий заявителю объект 02:55:020513:64 (строка 1691), так и здание с кадастровым номером 02:55:020513:56 (строка 1689), в котором расположены помещения заявителя. Также налогоплательщик указывает на неправильное применение арбитражным судом первой инстанции к спорным правоотношениям, положений п. 6 ст. 387.2 НК РФ, учитывая неверное определение кадастровой стоимости помещения, принадлежащего предпринимателю, исходя из площади 2687,50 кв.м, равной площади здания. Кроме того, податель апелляционной жалобы полагает, что арбитражный суд первой инстанции необоснованно не применил к спорным правоотношениям, положения пп. 2 п. 10 ст. 346.43 НК РФ.
Поступивший от налогового органа отзыв на апелляционную жалобу, хотя и приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела N А07-13489/2017 Арбитражного суда Республики Башкортостан, однако не рассматривается судом апелляционной инстанции по существу, по причине несоблюдения Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Башкортостан требований ч. ч. 1, 2 ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лица пояснили, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Третье лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенное надлежащим образом, отзыв на апелляционную жалобу не представило и явку уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьего лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей налогоплательщика и налогового органа, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не находит.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и следует из имеющихся в деле доказательств, Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Башкортостан Александрову А.А. было направлено налоговое уведомление от 14.11.2016 N 151651414, согласно которому, сумма налога на имущество физических лиц за 2015 год составила 856 469 руб.
ИП Александров А.А. 31.10.2016 обратился в налоговый орган с заявлением об освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц за 2015 год в связи с применением специальных налоговых режимов.
Письмом от 11.11.2016 N 07-13/51093Г налоговым органом налогоплательщику отказано в освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц в связи с тем, что объект налогообложения - объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Уфа, ул. Маршала Жукова, д. 29, с кадастровым номером 02:55:020513:64, включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30.04.2014 N 557, в связи с чем, в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется, как его кадастровая стоимость.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 30.01.2017 N 23/17 в удовлетворении жалобы на налоговое уведомление от 14.11.2016 N 151651414 Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Башкортостан по исчислению налога на имущество физических лиц за 2015 год Александрову А.А. отказано.
Александрову А.А. на праве собственности принадлежат нежилые помещения первого этажа площадью 2687,5 кв.м, с кадастровым номером 02:55:020513:64, в здании, расположенном по адресу: г. Уфа, ул. Маршала Жукова, д. 29 (т. 1, л.д. 20).
Упомянутому зданию присвоен кадастровый номер 02:55:020513:56.
В связи с осуществлением предпринимательской деятельности по сдаче в наем указанных помещений ИП Александровым А.А. 19.05.2015 в налоговый орган представлено заявление на получение патента по форме N 26.5-1 в отношении осуществляемого им вида предпринимательской деятельности.
Право Александрова А.А. на применение патентной системы налогообложения в отношении осуществляемого вида предпринимательской деятельности "сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества" подтверждено на период с 01.06.2015 по 31.12.2015 патентом от 22.05.2016 (т. 1, л.д. 17).
Также ИП Александров А.А. применяет специальный режим налогообложения в виде единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (т. 1, л.д. 16).
Согласно пункту 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
Пунктом 10 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что применение патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:
1) налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения);
2) налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (п. 3 ст. 402 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п. 1 ст. 403 НК РФ).
Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год (ст. 405 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (п. 1 ст. 406 НК РФ).
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1 ст. 408 НК РФ).
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 408 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30.10.2014 N 142-з "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлена единая дата начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Пунктом 1 решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.11.2014 N 37/4 "О налоге на имущество физических лиц" на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан введен налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления и уплаты и другие элементы налогообложения определяются главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 6 пункта 2 решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.11.2014 N 37/4 "О налоге на имущество физических лиц" устанавливались налоговые ставки в процентах от кадастровой стоимости объектов налогообложения в следующих размерах:
в 2015 году - 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы - 2 процента в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, включенных в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса;
объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Пунктом 3.94 Положения о Министерстве имущества и земельных отношений Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2014 N 35 установлено, что МЗиО РБ не позднее 1-го числа очередного периода по налогу на имущество организаций:
определяет перечень и вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
направляет перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества;
размещает перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
МЗиО РБ 30.04.2014 был издан приказ N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (т. 1, л.д. 23).
В указанный перечень, под порядковым номером 497 включен объект недвижимого имущества с присвоенным кадастровым номером 02:55:020513:64, расположенный: г. Уфа, ул. Маршала Жукова, д. 29, кв на п/пл. 41@109, кадастровой стоимостью 76 130 538,92 руб. (т. 1, л.д. 33).
МЗиО РБ 28.10.2014 был издан приказ N 1506 "О внесении изменений в приказ от 30 апреля 2014 года N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (т. 1, л.д. 34).
На основании данного приказа, в перечень, под порядковым номером 1658 включен объект недвижимого имущества с присвоенным кадастровым номером 02:55:020513:56, расположенный: г. Уфа, ул. Маршала Жукова, д. 29, кадастровой стоимостью 76 130 538,9 руб. (т. 1, л.д. 35).
МЗиО РБ 25.12.2014 был издан приказ N 1842 "О внесении изменений в приказ от 30 апреля 2014 года N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (т. 1, л.д. 36).
На основании данного приказа, в перечень, под порядковым номером 1564 включен объект недвижимого имущества с присвоенным кадастровым номером 02:55:020513:56, расположенный: г. Уфа, ул. Маршала Жукова, д. 29, кадастровой стоимостью 76 130 538,92 руб. (т. 1, л.д. 37).
МЗиО РБ 14.04.2015 был издан приказ N 387 "О внесении изменений в приказ от 30 апреля 2014 года N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (т. 1, л.д. 38).
На основании данного приказа, в перечень, под порядковым номером 1437 включен объект недвижимого имущества с присвоенным кадастровым номером 02:55:020513:56, расположенный: г. Уфа, ул. Маршала Жукова, д. 29 (т. 1, л.д. 39).
МЗиО РБ 11.09.2015 был издан приказ N 1433 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2016 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (т. 1, л.д. 70).
В указанный перечень, под порядковым номером 1325 включен объект недвижимого имущества с присвоенным кадастровым номером 02:55:020513:56, расположенный: г. Уфа, ул. Маршала Жукова, д. 29, кадастровой стоимостью 76 130 538,92 руб., а под порядковым номером 1327 включен объект недвижимого имущества с присвоенным кадастровым номером 02:55:020513:64, расположенный: г. Уфа, ул. Маршала Жукова, д. 29, кв на п/пл. 41@109, кадастровой стоимостью 76 130 538,92 руб. (т. 1, л.д. 71).
МЗиО РБ 30.11.2015 был издан приказ N 1818 "О внесении изменений в приказ от 11 сентября 2015 года N 1433 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2016 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (т. 1, л.д. 67).
В указанный перечень соответствующие объекты включены под порядковыми номерами 1689 и 1691 (т. 1, л.д. 68).
Согласно информации, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (т. 1, л.д. 96), объекты капитального строительства, расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Маршала Жукова, д. 29, поставлены на кадастровый учет 31.03.2010 с присвоенными кадастровыми номерами 02:55:020513:56 и 02:55:020513:64 и по состоянию на 01.01.2015 имели следующие учетные и экономические характеристики:
02:55:020513:56: вид объекта - здание; назначение - нежилое; наименование - нежилое здание; площадь кв.м - 2687,50; кадастровая стоимость - 76 130 538,92 руб.;
02:55:020513:64: вид объекта - помещение; назначение - нежилое; наименование - нежилые помещения первого этажа; площадь кв.м - 2687,50; кадастровая стоимость - 76 130 538,92 руб.
Указанные значения кадастровой стоимости определены в рамках проведения в 2011 году работ по государственной кадастровой оценке объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан; результаты оценочных работ утверждены постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.02.2012 N 40 (в редакции от 29.12.2012 N 486).
Кадастровая стоимость вышеупомянутых объектов недвижимого имущества по состоянию на 01.01.2015 также подтверждена кадастровыми справками о кадастровой стоимости объектов недвижимости филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан (т. 1, л.д. 105, 106).
Помимо данного, обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Простор" при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции в материалы настоящего дела была предоставлена информация о том, что по адресу г. Уфа, ул. Маршала Жукова, д. 29, находится центр торговли и отдыха "Простор" (ЦТиО "Простор"); задание ЦТиО "Простор" находится в собственности определенного количества лиц, при этом ЦТиО "Простор" состоит из блока "А" площадью 6489,61 кв.м и блока "Б" площадью 10039,51 кв.м.
Представителями налогоплательщика и налогового органа при этом в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснено, что ими не оспаривается тот факт, что объекты недвижимого имущества с присвоенными кадастровыми номерами 02:55:020513:56 и 02:55:020513:64 относятся к блоку "А" ЦТиО "Простор", площадью 6489,61 кв.м.
При этом представителями заявителя и заинтересованного лица также пояснено, что в 2017 году площадь нежилого здания ЦТиО "Простор" (блок "А") действительно составляет 6489,61 кв.м, что подтверждено имеющейся в материалах настоящего дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (т. 1, л.д. 69).
Из условий процитированного выше в настоящем судебном акте, подпункта 6 пункта 2 решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.11.2014 N 37/4 "О налоге на имущество физических лиц", однозначно следует, что налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются в процентах от кадастровой стоимости объектов налогообложения, которыми признаются:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них, включенные в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса;
объекты налогообложения, предусмотренные абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Таким образом, объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц являются применительно к рассматриваемой ситуации, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них, включенные в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, - то есть, нежилое здание площадью 2687,5 кв.м, расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Маршала Жукова, д. 29, и находящееся в данном здании нежилое помещение площадью 2687,5 кв.м, принадлежащее на праве собственности Александрову А.А.
Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимого имущества при этом является идентичной (76 130 538,92 руб.).
При этом в действительности, обстоятельства, касающиеся такого объекта налогообложения налогом на имущества, как нежилое помещение площадью 2687,5 кв.м, принадлежащее на праве собственности Александрову А.А., и расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Маршала Жукова, д. 29, являются статичными, и какого-либо противоречия в вышеупомянутых распоряжениях МЗиО РБ, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Принадлежащее Александрову А.А. на праве собственности нежилое помещение, являлось в 2015 году объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц, и фактически не исключалось (в том числе периодически) из перечня, утвержденного МЗиО РБ.
Суд апелляционной инстанции также считает обоснованной, ссылку арбитражного суда первой инстанции, на письмо Минфина России от 13.03.2017 N 03-05-04-01/13780, которым разъяснено, что если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Излишне уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 150 рублей (чеку-ордеру СБ N 9083 филиал N 384 от 17.11.2017 на сумму 300 рублей) в силу условий пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату индивидуальному предпринимателю Александрову Александру Анатольевичу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17 октября 2017 года по делу N А07-13489/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Александрова Александра Анатольевича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Александрову Александру Анатольевичу из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру СБ N 9083 филиал N 384 от 17.11.2017 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 150 (сто пятьдесят) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-13489/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 8 июня 2018 г. N Ф09-2853/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Александров А А
Ответчик: Мкжрайонная ИФНС России N 2 по Республике Башкортостан, ФНС России МРИ N 2 по РБ
Третье лицо: Управление Росреестра по Республике Башкортостан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан