г. Тула |
|
1 февраля 2018 г. |
Дело N А09-11483/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.02.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Брянскэлектро" (г. Москва, ОГРН 5147746160172, ИНН 7731480563) - Борисенко В.М. (доверенность от 09.01.2018 N 8), Горбуновой И.В. (доверенность от 09.01.2018 N 22), в отсутствие представителей ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе городского округа г. Брянска (г. Брянск, ОГРН 1023202740220, ИНН 3234042530), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе городского округа г. Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 08.11.2017 по делу N А09-11483/2017 (судья Малюгов И.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Брянскэлектро" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе городского округа г. Брянска (далее по тексту -управление, ответчик) от 22.05.2017 N 042S19170006988 о применении в отношении филиала ООО "Брянскэлектро" в г. Брянске штрафа в размере 1 000 рублей за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 08.11.2017 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что общество самостоятельно выявило и устранило ошибку (сведения направлены в управление 18.04.2017, акт о нарушении составлен 19.04.2017), в связи с чем оно не может быть привлечено к ответственности.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе городского округа г. Брянска просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что страхователь не подлежит привлечению к ответственности в случае, если уточнения представлены им в отношении застрахованных лиц, сведения в отношении которых представлялись в исходной форме, а в случае представления страхователем дополняющих сведений по форме СЗВ-М на застрахованных лиц, на которых отчетность ранее не была представлена, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ. Сообщает, что в рассматриваемом случае филиал ООО "БрянскЭлектро" сведения на двух лиц в исходной форме не представлял.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Брянскэлектро", опровергая ее доводы, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Советском районе городского округа г. Брянска в отношении ООО "Брянскэлектро" проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В ходе проведения проверки установлено, что общество в установленные сроки представило расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года.
Сведения на застрахованных лиц: Исаева С.С. и Романова С.Л. с типом формы "дополняющая" за ноябрь 2016 года представлены в управление 18.04.2017, то есть с нарушением сроков, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Закон N 27-ФЗ).
По результатам проверки фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.04.2017 N 042S18170010703.
УПФР (ГУ) в Советском районе городского округа г. Брянска 22.05.2017 вынесло решение N 042S19170006988 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде наложения на страхователя финансовой санкции в размере 1000 рублей за неполноту и недостоверность сведений о застрахованных лицах.
Не согласившись с указанным решением пенсионного фонда, ООО "Брянскэлектро" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу вышеприведенных положений для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу статьи 2 Закона N 167-ФЗ составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании является Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Закон N 27-ФЗ).
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в действующей в спорный период редакции) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, влечет применение к такому страхователю финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что общество в установленные сроки представило расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года.
Выявив ошибку в ранее представленных сведениях относительно количества застрахованных лиц, общество в дополняющей форме 18.04.2017 представило сведения на двух застрахованных лиц по форме СЗВ-М к сведениям за ноябрь 2016 года.
Суд первой инстанции, оценивая представленные в материалы дела доказательства, обоснованно учитывал, что положения абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ не устанавливают ответственности за представление сведений с ошибками, а также за нарушение срока представления исправленных сведений.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ, страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (действующей до 18.02.2017).
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда в письме Пенсионного фонда от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Одновременно в данном письме Пенсионным фондом разъяснено территориальным органам фонда, что в случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, возможно не применять.
В соответствии с пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н и действующей с 19.02.2017 (далее - Инструкция N 766н), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
При этом в пункте 39 Инструкции N 766н указано, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать поведение страхователя, направленное на исправление обнаруженных ошибок в представленной в орган Пенсионного фонда Российской Федерации отчетности. Такой правоприменительный подход направлен на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, а также на обеспечение конструктивного взаимодействия страхователей с органами Пенсионного фонда Российской Федерации и, как следствие, полноту и достоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, обществом в орган Пенсионного фонда своевременно представлены сведения по форме СЗВ-М за отчетный период - ноябрь 2016 года.
Самостоятельное выявление и устранение обществом ошибок свидетельствует о добросовестном поведении ООО "Брянскоблэлектро", направленном на надлежащее исполнение своих обязанностей и может являться основанием для неприменения финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрена возможность не только уточнения, но и дополнения сведений о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом, что, по мнению суда, предполагает возможность внесения сведений о ранее не указанных в отчете застрахованных лицах.
Кроме того, как справедливо отмечено судом первой инстанции, ни акт проверки, ни оспариваемое решение не содержат сведений о существе совершенного обществом правонарушения, для целей его правильной квалификации.
Также судом первой инстанции обоснованно учтено, что управление составило акт в отношении лица, не обладающего юридической правоспособностью, то есть филиала ООО "Брянскоблэлектро", не являющегося юридическим лицом, а также вынесло решение о привлечении филиала ответственности, что не соответствует нормам действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное ООО "Брянскоблэлектро" требование.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 08.11.2017 по делу N А09-11483/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе городского округа г. Брянска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-11483/2017
Истец: ООО "БрянскЭлектро"
Ответчик: ГУ УПФ РФ в Советском районе городского округа г.Брянска
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2018 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2101/18
08.06.2018 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2101/18
11.05.2018 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2101/18
01.02.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8347/17
08.11.2017 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-11483/17