Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 мая 2018 г. N Ф08-3556/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
05 февраля 2018 г. |
дело N А32-25637/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителей заявителя Шеметовой Н.В. по доверенности от 04.09.2017, учреждения Макаревич А.Н. по доверенности от 27.12.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Щербиновской районной организации Краснодарской краевой общественной организации ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2017 по делу N А32-25637/2017 (судья Купреев Д.В.) по заявлению Щербиновской районной организации Краснодарской краевой общественной организации ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов к заинтересованным лицам Территориальному филиалу N 8 Государственного учреждения Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования о признании ненормативных актов недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Щербиновская районная организация Краснодарской краевой общественной организации ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов (далее - заявитель, организация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к заинтересованным лицам Территориальному филиалу N 8 Государственного учреждения Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственному учреждению Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования о признании незаконным решения от 30.12.2016 N 45 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 79.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что организация не осуществляет прием на работу, не издавало приказы о приеме на работу, заявитель не является работодателем.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо с доводами жалобы несогласно по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители заявителя и учреждения поддержали правовые позиции по делу, филиал явку не обеспечил, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, 11.10.2016 ФСС проведена выездная документальная проверка организации по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а так же страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
ФСС составлен акт выездной проверки правильности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 01.12.2016 N 390, акт документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 01.12.2016 N 390. ФСС вынесено решение от 30.12.2016 N 45, которым обществу доначислена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 69 892 руб. 93 коп, 9 911 руб. 76 коп. пени и 13 978 руб. 59 коп. штрафных санкций, а также решение от 30.12.2016 N 79, которым обществу доначислена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 4 820 руб. 23 коп., пени в сумме 696 руб. и штрафные санкции в размере 964 руб. 05 коп.
Организация обжаловала решение в судебном порядке.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" организация является плательщиком страховых взносов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Из представленных в материалы дела документов следует, что для выполнения поставленных перед организацией задач общим собранием организации избраны председатель совета ветеранов, заместители председателя совета ветеранов, ответственный секретарь, бухгалтер, а также председатели первичных ветеранских организаций, на которых возложены обязанности по работе с членами общества на определенных им участках Щербиновского района. За выполнение функциональных обязанностей ответственным лицам производились ежемесячные выплаты в виде материальной поддержки.
Денежные средства предоставлялись страхователю в виде субсидий администрацией муниципального образования Щербиновский район Краснодарского края, Краснодарской краевой общественной организацией ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, а также в виде благотворительной помощи от организаций и индивидуальных предпринимателей Щербиновского района.
Согласно представленным к проверке справкам по форме 2 - НДФЛ на данные выплаты страхователем производилось начисление НДФЛ. При этом трудовые договоры с ответственными лицами не заключались, начисление страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации не производилось.
Статьей 17 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.
Пунктом 7.16 Устава организации постоянно действующим руководящим органом районной общественной организации ветеранов является совет, который избирается сроком на пять лет. Повседневное руководство общественной организацией ветеранов осуществляет председатель совета ветеранов, а в его отсутствие - один из заместителей. Председатель совета избирается на срок полномочий совета ветеранов (пункт 7.20 Устава). Таким образом, на совет организации и ее председателя возложено повседневное выполнение определенных функций на этих выборных должностях.
В соответствии с Положениями о материальном стимулировании деятельности общественной организации ветеранов, избранным общественным лицам предусмотрены ежемесячные выплаты за выполнение своих функциональных обязанностей в виде материальной поддержки.
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации под трудовым договором понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Не оформление трудовых отношений влечет неуплату страховых взносов в бюджет фонда. Выплаты работникам по неоформленным трудовым отношениям являются скрытой формой оплаты труда, что лишает граждан права на государственное социальное страхование.
В соответствии с Положениями о материальном стимулировании деятельности организации ответственным лицам предусмотрены ежемесячные выплаты за выполнение своих функциональных обязанностей в виде материальной поддержки. При этом в Положениях указано, что финансовая поддержка осуществляется лицам, работающим на постоянной основе.
Кроме того, из текста Положения о материальном стимулировании деятельности ветеранов активистов Щербиновского районного совета ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов на 2012 - 2014 годы, утвержденного протоколом от 24.04.2012 N 2, следует, что в целях поддержания эффективности деятельности, социальной защищенности и поддержки здоровья ветеранам установлено 42 календарных дня для прохождения обследования и лечения, финансовая поддержка на период обследования и лечения при этом сохраняются. Помимо этого, в Положении определены основные критерии результативности работы ветеранов-активистов, к которым относится обязательное исполнение ветеранами своих функциональных обязанностей, при наличии замечаний лицо лишается на 50% материального стимулирования.
Изучение представленных контролирующим органом в материалы дела документов также свидетельствует о том, что работникам организации предоставляются отпуска (выписка из протокола заседания Президиума от 06.10.2017 N 14).
Распоряжением от 28.01.2004 N 1-04 организация с 01.01.2004 приняла на работу на постоянной основе бухгалтера Маренец Н.Н., распоряжением от 01.06.2015 N 17-15 данные полномочия были продлены сроком на пять лет.
Таким образом, сложившиеся между сторонами отношения в рамках деятельности организации являются трудовыми.
Довод заявителя о том, что выплаты членам организации осуществлялись за счет средств, полученных в качестве грантов, подлежит отклонению, поскольку полученные заявителем бюджетные денежные средства представляли собой субсидию на стимулирование деятельности организации, что не исключает необходимость уплаты страховых взносов с сумм оплаты труда ветеранам-активистам.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке и размерах, установленных статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2017 по делу N А32-25637/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.