г. Санкт-Петербург |
|
08 февраля 2018 г. |
Дело N А21-3988/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Верещагиным С.О.,
при участии:
от заявителя: Букия Е.В., по доверенности от 20.06.2015
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29256/2017) ООО "Атлас-Маркет" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.09.2017 по делу N А21-3988/2017 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ООО "Атлас-Маркет"
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору)
об оспаривании предписания в части
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Атлас-Маркет" (далее - ООО "Атлас-Маркет", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) (далее - Управление, Ростехнадзор, Служба) о признании недействительным предписания от 13.02.2017 N 8.1-0019пл-П/0019-2017 в части пунктов 231, 232, 233, 234 (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением суда от 11.09.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО "Атлас-Маркет" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы Общество указывает, что законодательство о промышленной безопасности не устанавливает случаи, при которых необходимо провести экспертизу промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте (далее также - ОПО), в отличие от случаев, установленных в отношении технических устройств. Также Общество указывает, что правой механизм проведения экспертизы промышленной безопасности зданий ГРП и котельных отсутствует.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без его участия.
От Ростехнадзора поступил письменный отзыв, в котором выражено несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 11.01.2017 N К-19-ПР Управление осуществило в отношении Общества плановую выездную проверку с целью контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, расположенных по адресу: Калининградская область, г. Советск, пер. Заводской, д. 2.
Результаты проверки зафиксированы в Акте N 8.1-0019пл-А/0019- 2017 от 13.02.2017.
13.02.2017 Обществу выдано предписание N 8.1-0019пл-П/0019-2017, в котором указано, в том числе, на следующие нарушения:
-п.231 - отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности сооружения котельной, внесенное в реестр положительных заключений экспертиз промышленной безопасности, проведение которой необходимо в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации сооружения котельной (срок устранения - до 13.05.2017);
-п.232 - отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности газопровода высокого давления, проложенного к зданию ГРП и ответвления газопровода к котельной МП "Советсктеплосети", внесенное в реестр положительных заключений экспертиз промышленной безопасности, проведение которой необходимо в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания (срок устранения - до 13.05.2017);
-п.233 - отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности газопровода среднего давления, проложенного к зданию цеха по производству санитарно-гигиенических бумаг и котельной ООО "Атлас-Маркет", внесенное в реестр положительных заключений экспертиз промышленной безопасности, проведение которой необходимо в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания (срок устранения - до 13.05.2017);
-п.234 - отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности здания ГРП ООО "Атлас-Маркет" (срок устранения - до 13.05.2017).
Не согласившись с названным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) под промышленной безопасностью опасных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
Опасный производственный объект - это категория объекта, предусмотренная статьей 2 Закона N 116-ФЗ, включенного в реестр опасных производственных объектов. Под безопасностью объектов понимается главным образом защищенность личности и общества от последствий возможных аварий на опасных объектах.
Защищенность подразумевает состояние, при котором приняты необходимые меры по защите объекта, угрозы интересов личности и общества. Под защитой интересов общества и личности понимается предотвращение аварий, локализация, ликвидация и смягчение последствий аварий.
Включение в реестр опасных производственных объектов подтверждает тот факт, что данные объекты относятся к категории опасных производственных объектов в независимости от факта дальнейшей его эксплуатации (либо временной не эксплуатации).
Предприятие, где имеются признаки опасности, но вероятность возникновения аварии пренебрежимо мала либо последствия аварии мизерны, не входит в сферу действия Закона.
Вышеуказанный Закон направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В соответствии со статьей 3 Закона N 116-ФЗ под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая ОПО, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а также организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат, в том числе, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий (в данном случае - сооружение котельной, газорегуляторного пункта и газопровода является неотъемлемой частью технологического процесса и не оспаривается заявителем).
Пунктом 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 538 от 14.11.2013 (далее- ФНиП N 538, Правила проведения экспертизы промышленной безопасности), пунктами 408, 410 ФНиП в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 116 от 25.03.2014 (далее - ФНиП N 116), регламентируются случаи, когда проведение экспертизы промышленной безопасности является обязательным, в том числе в случае отсутствия проектной документации либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения.
Согласно пункту 408 ФНиП N 116 порядок и необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности определяют в соответствии с требованиями, установленными: ФНиП N 538, Порядком продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утвержденным приказом Минприроды России от 30.06.2009 N 195 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.09.2009 peгистрационный N 14894), настоящими ФНП и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности, а также требованиями проектной документации на здания и сооружения ОПО и руководств (инструкций) по эксплуатации оборудования под давлением.
Пунктом 16 ФНиП N 116 определено, что стационарные котлы устанавливаются в зданиях и помещениях, конструкция которых должна соответствовать требованиям проекта, технических регламентов и законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, а также обеспечивать безопасную эксплуатацию котлов согласно требованиям законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и настоящих ФНП.
Тем самым законодательно определено, что зданиям и сооружениям на ОПО предъявляются требования, установленные проектной документацией и требования ФНиП N 116 (глава II) и требования Технических регламентов (таких, как: Федеральные законы от 02.07.2013 N 185-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений; от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") по аналогии можно применить для здания газорегуляторного пункта (ГРП).
Требования к проведению экспертизы газопроводов установлены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.02.2017 N 47 "Об утверждении Руководства по безопасности "Инструкция по техническому диагностированию подземных стальных газопроводов".
Руководство по безопасности "Инструкция по техническому диагностированию подземных стальных газопроводов" (далее - Руководство по безопасности) утверждено в целях содействия соблюдению требований Правил проведения экспертизы промышленной безопасности), Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542, Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N870 (далее - Технический регламент).
Руководство по безопасности содержит рекомендации по проведению технического диагностирования подземных стальных газопроводов (далее - газопроводы).
Согласно пункту 77 Руководства по безопасности на основании результатов работ, выполненных при техническом диагностировании газопровода, оформляется заключение экспертизы промышленной безопасности в соответствии с требованиями Правил проведения экспертизы промышленной безопасности.
Согласно п.76 Технического регламента продолжительность эксплуатации газопроводов, технических и технологических устройств устанавливается при проектировании исходя из условия обеспечения безопасности объектов технического регулирования при прогнозируемых изменениях их характеристик и гарантий изготовителя технических и технологических устройств.
Сроки эксплуатации сети газопотребления ООО "Атлас-Маркет" в проектной документации, как того требует п.76 Регламента, не указаны.
В силу п.7 ФНИП N 538 здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:
- в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения.
ОПО "Сеть газопотребления" ООО "Атлас-Маркет" регистрационный N А21-06522-0001 от 30.09.2011 введена в эксплуатацию частично в 2004 г., частично в 2008 г.
Судом первой инстанции указано и не оспаривается Обществом, что в проектной документации на здание газораспределительного пункта (ГРП) и иные объекты, связанные с ним единым циклом (газопровод высокого давления, среднего давления), срок эксплуатации объектов не указан.
Следовательно, предписание Ростехнадзора обоснованно возлагает на Общество обязанность провести экспертизу ОПО.
Из материалов дела следует, что Обществом нарушены требования промышленной безопасности при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного объекта III класса опасности "сеть газопотребления", регистрационный номер А21-06522-0001 по адресу: Калининградская область, г. Советск, пер. Заводской, д.2.
В доводах об отсутствии обязанности по проведению экспертизы промышленной безопасности объектов (сооружения котельной, газопровода высокого давления и ответвления газопровода к котельной, газопровода среднего давления) заявитель не учитывает конкретные обоснования Службы - в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации сооружения котельной; положительное заключение экспертизы промышленной безопасности здания ГРП не представлено и заявитель на его наличие не ссылается.
В этой связи нельзя согласиться с доводом Общества о том, что для здания ГРП достаточно только техническое диагностирование и обследование.
Таким образом, оспариваемые пункты предписания не возлагают на заявителя не предусмотренных законодательством обязанностей, в связи с чем решение суда по существу является правильным, оснований для его отмены не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.09.2017 по делу N А21-3988/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.