15 февраля 2018 г. |
Дело N А83-8112/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Голика В.С.,
Карева А.Ю.,
при ведении протокола помощником заместителя председателя суда Ждера А.Р.,
при участии:
от заявителя, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Симферопольская клиническая больница скорой медицинской помощи N 6" - не явился;
от заинтересованного лица, Службы финансового надзора Республики Крым - Богданченко Е.С.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 22 мая 2017 года по делу N А83-8112/2016 (судья Куртлушаев М.И.)
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Симферопольская клиническая больница скорой медицинской помощи N 6" (ул. Гагарина, д. 15, г. Симферополь, Республика Крым, 295026)
к Службе финансового надзора Республики Крым (бул. Ленина, д. 5/7, г. Симферополь, Республика Крым)
о признании недействительными предписания и представления,
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Симферопольская клиническая больница скорой медицинской помощи N 6" (с 23.12.2014 ОГРН 1149102170854 - 29-35 т. 1, далее - ГБУЗ РК "Симферопольская КБ СМП N 6" или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Службе финансового надзора Республики Крым (ОГРН 1149102017536 - л.д. 102-106, 108-112, 124-130 т. 1, далее - Крымфиннадзор) о признании недействительными представления N 072-14/3206 и предписания N 072-14/3207 от 22 июля 2016 года (л.д. 18-24 т. 1).
Эти требования мотивированы тем, что Крымфиннадзором представление и предписание вынесены с превышением полномочий, так как в проверяемом периоде заявитель не являлся учреждением Республики Крым; стимулирующие выплаты работникам заявителем были начислены в соответствии с действовавшими локальными актами и при наличии экономии оплаты труда; в представлении и предписании не указаны конкретные меры и способы их выполнения (л.д. 18-24 т. 1).
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены частично: признаны недействительными пункт 2 представления и полностью предписание, по тем основаниям, что заявитель в 2014 году допустил нецелевое использование денежных средств; трудовое законодательство не запрещает начисление работникам дополнительных выплат за время нахождения в отпуске (л.д. 163-176 т. 2).
Крымфиннадзором подана апелляционная жалоба, в которой Крымфиннадзор просит отменить решение суда первой инстанции в части признания недействительными пункта 2 представления и полностью предписания, отказать в удовлетворении этих требований по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права; при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. В апелляционной жалобе указано на то, что начисление заявителем дополнительных выплат стимулирующего характера противоречит цели таких выплат - повышение заинтересованности в достижении качества и эффективности результатов труда (л.д. 6-11 т. 3).
Из отзыва на апелляционную жалобу ГБУЗ РК "Симферопольская КБ СМП N 6" следует, что заявитель с ее доводами не согласен, так как заявитель в проверяемом периоде не являлся учреждением Республики Крым, выплата стимулирующих надбавок предусмотрена трудовым законодательством и локальным актом Городской клинической больницы N 6 скорой помощи (л.д. 22-26 т. 3).
В судебном заседании (с перерывом с 01.02.2018 по 08.02.2018) представитель Крымфиннадзора просил удовлетворить апелляционную жалобу; представители заявителя - отказать в ее удовлетворении. По окончании перерыва в судебное заседание представители заявителя не явились, о перерыве уведомлены под расписку (л.д. 262 т. 4).
11.01.2018 и 03.02.2018 информация о времени и месте судебного заседания (в том числе, о перерыве до 08.02.2018) размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 97 т. 3, л.д. 263 т. 4).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: закончить рассмотрение дела без участия в судебном заседании после перерыва представителей заявителя.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта и лица, участвующие в деле, не заявили возражений против проверки в апелляционном порядке только части судебного акта.
На основании статьи 268 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд истребовал дополнительные доказательства (л.д. 100-165 т. 3, л.д. 2-255, 264-265 т. 4), установил следующие обстоятельства, которые подтверждены совокупностью доказательств.
22.07.2016 начальником Службы финансового надзора Республики Крым Токаревым П.В. на основании акта проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности N 07-22/8 от 14.07.2016 (л.д. 136-149 т. 1) в адрес заявителя вынесены:
1) представление N 072-14/3206, пунктом 2 мотивировочной части которого установлено нарушение - выплата в июне-декабре 2014 года дополнительных стимулирующих выплат за время нахождения работников в отпусках на общую сумму 5.511.892,22 руб.; пунктом 2 резолютивной части представления на заявителя возложена обязанность принять меры по устранению нарушений - по нецелевому использованию бюджетных средств в сумме 2.335.371,01 руб. и по выплате стимулирующих выплат в сумме 5.511.892,22 руб. (л.д. 97-99, 150-152 т. 1);
2) предписание N 072-14/3207, резолютивной частью которого на заявителя возложены обязанности рассмотреть предписание, принять меры по возмещению ущерба в сумме 5.511.892,22 руб., принять меры по недопущению требований законодательства при начислении и выплате дополнительных стимулирующих выплат (л.д. 95-96, 153-155 т. 1).
Из названных акта проверки, представления и предписания следует, что основанием для принятия обжалованных предписания и представления в части дополнительных стимулирующих выплат на 5.511.892,22 руб. стали установленные проверкой следующие обстоятельства.
В сентябре-декабре 2014 года на основании приказов N 222-А от 16.09.2014, N252/1 от 16.10.2014, N 222/1-А от 16.11.2014, N 252 от 14.12.2014 работникам больницы за периоды их нахождения в основных и учебных отпусках начислены стимулирующие выплаты на общую сумму 4.046.910,59 руб. и начисления на зарплату (36,2%) 1.464.981,63 руб., всего 5.511.892,22 руб.; в том числе, по КФК 080101 - 5.415.004,72 руб., по КФК 081003 - 9.6.887,50 руб.); по месяцам с учетом начислений на заработную плату: сентябрь - 3.590.364,62 руб., октябрь - 829.293,52 руб., ноябрь - 814.639,26 руб., декабрь - 277.594,82 руб.
Заявитель не оспаривает этих начислений и выплат, эти обстоятельства подтверждены письменными доказательствами, в частности, ведомостями на выплату дополнительных стимулирующих выплат (л.д. 25-62 т. 2, л.д. 126-163 т. 3 - приложение 8 к акту проверки), расчетными листками на выплату зарплаты (л.д. 141-148 т. 2), приказами о приеме (увольнении) на работу (л.д. 4-248 т. 4).
По выводам проверки и названных представления и предписания у заявителя не было оснований для начисления дополнительных стимулирующих выплат в период нахождения работника в оплачиваемых ежегодном или учебном отпусках, так как целью таких выплат является стимулирование труда, а работники, находясь в отпусках, не трудились.
Иной эпизод нарушения (нецелевое расходование бюджетных средств в сумме 2.335.371,01 руб. - премия 1.714.663 руб. и начисления на нее 620.708,01 руб.) не является предметом апелляционного пересмотра, так как в этой части Крымфиннадзор решение суда первой инстанции в апелляционном порядке не обжаловал, ГБУЗ РК "Симферопольская КБ СМП N 6" не заявило о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.12.2017, далее - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статья 114 ТК РФ устанавливает, что работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N922 (ред. от 10.12.2016, далее - Постановление Правительства РФ N 922) "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" предусмотрено, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат (в том числе):
подпункт "и" - заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда, независимо от времени начисления (подпункт "и");
подпункт "к" - надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие (подпункт "к");
подпункт "н" - премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда;
подпункт "о" - другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
Не учитываются для расчета среднего заработка выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие), что следует из пункта 3 Постановления Правительства РФ N 922.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2014 N 193 "О повышении заработной платы работников бюджетной сферы и сотрудников государственных и муниципальных органов Республики Крым и г. Севастополя" 22.04.2014 Советом министров Республики Крым принято Постановление N 76 "О поэтапном повышении заработной платы работников бюджетных учреждений, заведений и организаций в сфере образования, науки, физической культуры и спорта, здравоохранения, культуры, социальной защиты" (далее - Постановление Совмина Крыма N 76 - л.д. 65-68 т. 2), которым предусмотрено поэтапное повышение заработной платы работникам бюджетных учреждений (в том числе) в сфере здравоохранения до уровня средней заработной платы работников бюджетной сферы по Российской Федерации по соответствующим категориям работников за 2013 год (без учета районных коэффициентов).
Доведение уровня заработной платы до уровня средней заработной платы работников бюджетной сферы по Российской Федерации, согласно пункту 3 Постановления Совмина Крыма N 76, обеспечивалось путем начисления процентных надбавок к заработной плате и введенных с 01.05.2014 дополнительных стимулирующих выплат к заработной плате.
Минтруда Крыма даны разъяснения Постановления Совмина Крыма N 76, в том числе, доведены до сведения уровни заработной платы 2013 года по Российской Федерации, в частности, врачи - 37.178 руб., средний медицинский персонал - 21.210 руб., младший медицинский персонал - 12.596 руб. (л.д. 153-158 т. 2).
Пунктом 5 Постановления Совмина Крыма N 76 и Разделом 2 приказа Минздрава Крыма N 196 от 28.04.2014 (л.д. 61-69 т. 1, л.д. 69-73 т. 2), которые, по мнению Крымфиннадзора, нарушил заявитель, на Минздрав Крыма и подчиненные ему учреждения возложена обязанность до 05.05.2014 утвердить положения о порядке и условиях начисления стимулирующих выплат и ежемесячно проводить мониторинг таких выплат.
05.05.2015 по ГБУЗ РК "Симферопольская КБ СМП N 6" издан приказ N 139 об утверждении Положения о порядке и условиях дополнительных стимулирующих выплат (далее - Положение N 139) (л.д. 74-84 т. 1, л.д. 13-23 т. 2, л.д. 114-124 т. 3).
Заявителем проводился мониторинг названных выплат, по итогам этого мониторинга за декабрь 2014 года средняя заработная плата работников больницы доведена до среднего уровня заработной платы по Российской Федерации: врачи - 37,2 тыс. руб., средний медицинский персонал - 21,2 тыс. руб., младший медицинский персонал - 12,6 тыс. руб. (л.д. 149 т. 2).
08.09.2014 приказом N 215 ГБУЗ РК "Симферопольская КБ СМП N 6" Положение N 139 дополнено разделом 1.1, согласно которому работникам, ушедшим в ежегодные оплачиваемые отпуска, недополучение заработной платы (положенной надбавки) в повышенном размере компенсируется в виде стимулирующих выплат из образовавшейся экономии фонда оплаты труда как во время отпуска, так и после выхода из отпуска (л.д. 24 т. 2, л.д. 125 т. 3).
Положение N 139 и дополнения к нему в установленном законом порядке не оспорены и не признаны недействительными. Крымфиннадзором не приведены обстоятельства несоответствия этого Положения N 139 и дополнений к нему Методическим рекомендациям, утвержденным пунктом 1 приказа Минздрава Крыма N196 от 28.04.2014.
Разделами 1, 2 и 4 Положения N 139 предусмотрено, что эти выплаты предусмотрены в соответствии с Постановлением Совмина Крыма N 76; объем средств на эти выплаты должен соответствовать предусмотренным размерам повышения уровня заработной платы; распределение выплат производится по решению комиссии первого уровня об оценке показателей эффективности; комиссия второго уровня разрешает вопросы премирования.
Из акта проверки следует, что к проверке были представлены решения (протоколы заседания) комиссий первого уровня по 15 подразделениям заявителя, не представлено решение комиссии первого уровня по хирургическому отделению N 1. Решениями комиссий первого уровня определен процент стимулирующих выплат по каждому работнику от суммы начисленных отпускных; работники ознакомлены с этими решениями (л.д. 146 т. 1).
Письмом-разъяснением Минтруда России от 11.07.2014 N 14-1/10-В-4078 довело до сведения Минтруда Крыма свою позицию о том, что дополнительные стимулирующие выплаты к заработной плате являются частью заработной платы и учитываются во всех случаях исчисления средней заработной платы, в том числе, для оплаты отпусков. Такие выплаты могут быть произведены как во время отпуска, так и после выхода из отпуска, для чего при необходимости могут быть внесены изменения в положения о таких выплатах (л.д. 88-91 т. 2).
Данная позиция полностью соответствует приведенным выше нормам материального права о сохранении работнику среднего заработка в отпуске, о включении в такой заработок всех предусмотренных системой оплаты труда видов выплат, о повышении, в том числе, за счет дополнительных стимулирующих выплат, уровня заработной платы работников учреждений здравоохранения Республики Крым до установленного в Российской Федерации уровня заработной платы соответствующим работникам.
Изданный 08.09.2014 заявителем приказ N 215 о внесении дополнений в Положение N 139 полностью соответствует и повторяет изложенную позицию Минтруда России.
Доводы Крымфиннадзора о том, что такие выплаты нельзя было производить в период нахождения работника в отпуске, противоречат названным выше нормам материального права. Возложение Крымфиннадзором на заявителя обязанности возместить эти выплаты и не производить их в дальнейшем нарушает права и законные интересы заявителя, в том числе, по исполнению его обязательств перед работниками больницы по выплате заработной платы и оплате отпуска, предусмотренные ТК РФ и локальными актами заявителя, в частности, Коллективным договором (л.д. 70 т. 1).
Ошибочными являются выводы Крымфиннадзора о том, что эти выплаты не отвечают критериям понятия заработной платы, так как выплачиваются в период отпуска работника.
Как указано выше, целью дополнительных стимулирующих выплат было повышение уровня заработной платы работникам здравоохранения Республики Крым, эти выплаты носили постоянный характер и их размер определялся в зависимости от эффективности результатов работы, а не отдыха работника. Сам факт выплаты в момент нахождения работника в отпуске не изменяет этих критериев.
Кроме того, Крымфиннадзором не приведены обстоятельства нарушения заявителем порядка определения критериев эффективности результатов работы или определения размера дополнительных стимулирующих выплат.
Также Крымфиннадзором не доказано превышение заявителем фонда оплаты труда за счет таких выплат. Напротив, из представленной заявителем справки следует, что по итогам 2014 года у заявителя была экономия фонда оплаты труда (л.д. 94-106 т. 2).
Крымфиннадзор не доказал нарушение публичного интереса, на защиту которых направлены вынесенные представление и предписание. Отсутствие такого обязательного элемента для принятия органом, наделенным публичными полномочиями, также является основанием для признания его актов недействительными. Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 14.12.2017 по делу N А83-5979/2016.
Учитывая границы обжалования, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции принято без нарушений норм материального и процессуального права; при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; иных оснований для отмены (изменения) судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 22 мая 2017 года по делу N А83-8112/2016 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.С. Голик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-8112/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 7 июня 2018 г. N Ф10-5167/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ N6"
Третье лицо: СЛУЖБА ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5167/17
15.02.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1424/17
25.12.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5167/17
24.08.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1424/17
22.05.2017 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-8112/16