г.Москва |
|
15 февраля 2018 г. |
Дело N А40-110080/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веклича Б.С.,
судей: Панкратовой Н.И., Валюшкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ароян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Лабытнанги
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.10.2017 по делу N А40-110080/17, принятое судьей Чекмаревой Н.А. (шифр 64-967)
по иску Администрации города Лабытнанги
к ПАО "Газпром"
третье лицо: ООО "Газпромтранс"
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Смольникова Е.М. по доверенности от 28.03.2016, Филиппенков М.В. по доверенности от 31.07.2017;
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Лабытнанги обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с иском к ПАО "Газпром" о взыскании 1 751 276 руб. 19 коп. задолженности, 162 538 руб. 82 коп. неустойки.
Решением суда от 25.10.2017 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
Ответчик и третье лицо возражают против доводов апелляционной жалобы, просят отказать в ее удовлетворении. Представили письменные отзывы на жалобу.
Дело рассмотрено судом в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей истца и третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между Администрацией города Лабытнанги и ПАО "Газпром" заключен договор аренды земельного участка N ЯНО-Л-02-5593, сроком на 10 лет с 05.05.2009 по 05.05.2019, кадастровый номер участка 89:09:070101:0036. Земельный участок передан для размещения железнодорожной линии станция Обская - станция Бованенково (км 0 - км 2).
Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком нарушены обязательства по внесению арендной платы за период с 01.10.2015 по 31.03.2017.
В этой связи истцом начислена неустойка по п.3.6 договора.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что арендованный земельный участок занят линейным объектом, размер арендной платы по договору за использование земельного участка не соответствует федеральному законодательству.
Согласно ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным.
В соответствии с п.1 ст.424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
До 01.03.2015 размер арендной платы определялся в соответствии с положениями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон).
Согласно п.2 ст.3 Вводного закона арендная плата за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) определяется в соответствии с п.3 ст. 65 Земельного кодекса РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с п.10 ст.3 Вводного закона.
При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.02.2010 N 12404/09 указал, что правила о предельных размерах арендной платы представляют собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение таких правил обусловлено необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым обеспечения баланса интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи, в том числе за земельные участки, непосредственно влияют на размер устанавливаемых тарифов на продукцию и услуги субъектов естественных монополий.
Поскольку в силу п.3 ст.65 Земельного кодекса РФ стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом положений Вводного закона на условиях, предусмотренных договором аренды, и стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за такие земельные участки. Поэтому, независимо от предусмотренного договором механизма определения арендной платы, размер такой арендной платы должен соответствовать действующим нормативным правовым актам, что полностью соответствует правилам ст. 424 ГК РФ.
Данные доводы подтверждаются постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.04.2013 N 14902/12, от 17.04.2012 N 15837/11).
По мнению истца, изменения в Земельный кодекс РФ в части установления арендной платы, вступившие в силу с 01.03.2015, не распространяются на ранее заключенный договор аренды и не меняют размер арендной ставки.
Судебная коллегия считает, что данный довод не основан на законе.
В соответствии с п.4 ст.39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 ст.49 ЗК РФ, в том числе объектов федерального транспорта, объектов связи федерального значения, а также объектов транспорта, объектов связи регионального значения, объектов инфраструктуры ж.д. транспорта общего пользования, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 N 626 установлено, что в отношении земельных участков, предоставленных для размещения инфраструктуры ж.д. транспорта необщего пользования, применяются ставки арендной платы, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396.
Аналогичное положение предусматривается в п.2.9. Постановления Правительства ЯНАО от 08.10.2015 N 953-П, в соответствии с которым размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 ст.49 ЗК РФ, устанавливается в размере, установленном для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396 для Ямало-Ненецкого автономного округа за аренду земельных участков установлена ставка в размере 1,11 руб./га в год.
Согласно позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме от 06.07.2015 г. N ДОЗи-3116, положения п.4 ст.39 ЗК РФ распространяются и на ранее заключенные (до 01.03.2015) договоры аренды земельных участков.
Таким образом, размер арендной платы при предоставлении земельных участков муниципальными образованиями для целей размещения указанных в подпункте 2 статьи 49 ЗК РФ не может превышать размер платы, установленный в отношении аналогичных земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В частности, в отношении земельных участков, предоставленных для размещения инфраструктуры ж.д. транспорта общего и необщего пользования, на основании пункта 5 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Предельный годовой размер арендной платы за земельные участки, занятые линейными объектами, предписан непосредственно федеральным законом и не может быть установлен органом местного самоуправления в большем размере независимо от применяемой им конкретной методики расчета (Постановление Президиума Высшего. Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11).
Таким образом, арендная плата за пользование участками должна определяться с учетом применяемой в соответствии с установленными федеральными нормативными правовыми актами ставками арендной платы, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы независимо от внесения соответствующих изменений в Договор. Положения договора, в которых размер арендной платы рассчитан без учета вышеуказанных ставок, являются недействительными (ничтожными) на основании ст.ст.168, 180 ГК РФ.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что на земельном участке, предоставленном ответчику в аренду, расположен объект железнодорожного транспорта, в связи с чем размер годовой арендной платы не может быть установлен органом местного самоуправления в большем размере независимо от применяемой им конкретной методики расчета.
Указанная позиция неоднократно подтверждалась судебной практикой, в том числе по делам с участием ПАО "Газпром" и Администрации города Лабытнанги (определения Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2016 N 304-ЭС16-14554, от 01.11.2016 N 304-ЭС16-14341, N 304-ЭС16-14338, N 304-ЭС16-14364, N 304-ЭС16-14949).
Довод истца о том, что ответчиком не доказана принадлежность объекта к объектам транспорта, имеющим федеральное или региональное значение (п.2 ст.49 ЗК РФ) в целях применения п.4 ст.39.7 ЗК РФ и перерасчета ставки арендной платы, отклоняется.
На арендованном земельном участке расположены сооружения железнодорожной линии станция Обская - станция Бованенково (2 очередь). Указанные объекты входят в состав объектов, относящихся к железнодорожной линии Обская - Бованенково.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 06.10.2011 N 1757-р (ред. от 26.12.2014) "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 год" (далее - распоряжение) назначением железнодорожной линии Обская -Бованенково является:
транспортное обеспечение освоения и эксплуатации Бованенковского, Харасавэйского и прилегающих к ним других газовых и нефтяных месторождений полуострова Ямал (освоение и эксплуатация);
обеспечение строительства и эксплуатации магистральных газопроводов, по которым осуществляется транспортировка газа с месторождений полуострова Ямал;
доставка персонала в вахтовые поселки полуострова Ямал;
доставка вахт трудящихся из базовых городов в вахтовые поселки полуострова.
В соответствии со статьями 18, 19 Градостроительного кодекса РФ к объектам федерального значения относятся объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации,
Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса областях, определяются Правительством Российской Федерации, за исключением объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства. Виды объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, определяются Президентом Российской Федерации.
К объектам регионального значения относятся объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации.
Виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Схемой территориального планирования Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденной Постановлением Администрации ЯНАО от 18,06.2009 N 343-А, в разделе "Транспортная организация территории и направления ее совершенствования" на период до 2020 года намечена достройка железнодорожной линии Обская - Бованенково".
В пункте 1.1. Схемы территориального планирования, утвержденной постановлением правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2016 N 573 также содержаться сведения о видах, назначении, наименованиях и основных характеристиках планируемых объектов регионального значения в области транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного), автомобильных дорог регионального значения, планируемых к строительству и реконструкции, в том числе о железнодорожной линии Обская - Бованенково. Таким образом, спорный объект "Для размещения сооружения: Пути станции Обская (км 0 -км 2) железнодорожной линии станция Обская - станция Бованенково (км 0 -км 2)" относится к линейным объектам железнодорожного транспорта регионального значения,
В соответствии с подпунктом 2 п.9 ст.14 ГрК РФ документы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат карты, включаемые в состав материалов по обоснованию схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, составляются применительно к территории, в отношении которой разрабатывается схема территориального планирования субъекта Российской Федерации. На указанных картах отображаются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов регионального значения, в том числе планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.
На официальном сайте Администрации города Лабытнанги размещен генеральный план города Лабытнанги, на котором указана железнодорожная линия Обская - Бованенково. Согласно условным обозначениям генерального плана железнодорожная линия Обская-Бованенково отнесена к объектам капитального строительства железнодорожного транспорта федерального значения.
Таким образом, железнодорожная линия Обская-Бованенково относится также к объектам железнодорожного транспорта федерального значения, соответственно сооружения железнодорожной линии также относится к объекту железнодорожного транспорта федерального значения.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266-269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.10.2017 по делу N А40-110080/17 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.