г. Воронеж |
|
14 февраля 2018 г. |
Дело N А14-17073/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Кораблевой Г.Н., |
судей |
Щербатых Е.Ю., |
|
Поротикова А.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щелгуновой Д.О.,
при участии:
от Управления лесного хозяйства Воронежской области: Андреева С.И., представитель по доверенности N 64-11/497 от 22.12.2017;
от общества с ограниченной ответственностью "ВИТ-СТРОЙ": Сыпко О.И., представитель по доверенности от 26.07.2016;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации Рамонского муниципального района Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" в лице филиала "Воронежлеспроект": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, Управления лесного хозяйства Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.11.2017 по делу N А14-17073/2015 (судья Сидорова О.И.) по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН 1093668037220, ИНН 3664099440) к обществу с ограниченной ответственностью "ВИТ-СТРОЙ", г. Санкт- Петербург (ОГРН 1127847284950, ИНН 7842475456), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Рамонского муниципального района Воронежской области, Управление лесного хозяйства Воронежской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" в лице филиала "Воронежлеспроект" об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ВИТ-СТРОЙ" (далее - ООО "ВИТ-СТРОЙ") об истребовании из чужого незаконного владения ООО "ВИТ-СТРОЙ" в собственность Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 36:25:6945018:1660, расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район, ЗАО "Промкор", квартал 36, 600 м южнее д.Медовка, участок N 19.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета, привлечены Администрация Рамонского муниципального района Воронежской области, Управление лесного хозяйства Воронежской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.11.2017 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, Управление лесного хозяйства Воронежской области обратились в суд апелляционной инстанции с жалобами, в которых просили решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Управления лесного хозяйства Воронежской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "ВИТ-СТРОЙ" возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенном в отзыве, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке арбитражного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, район, Семилукский лесхоз, Подгоренское лесничество, урочище "Борисеевское", квартал 23 ч. (выдел 15), площадью 25 000 кв. м, категория земель: земли лесного фонда. Право собственности зарегистрировано 07.12.2005, запись о регистрации N 36-36-26/026/2005-33, земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости 24.04.2012 как ранее учтенный. Границы земельного участка не установлены, сведения об описании местоположения границ земельного участка в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
23.05.2007 на кадастровый учет был поставлен земельный участок площадью 574 010 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, кадастровый номер 36:25:6945018:68, что подтверждается кадастровым паспортом участка от 19.11.2009 N 25-02/09-14100.
28.09.2009 зарегистрировано право собственности Кнышева Г.Д. на указанный земельный участок (свидетельство о регистрации права серии 36-АВ N 533833). В дальнейшем участок был преобразован путем выделения из него 19 земельных участков.
14.06.2013 на основании договоров купли-продажи и дарения доли в праве на земельные участки было зарегистрировано право собственности ООО "ВИТ-СТРОЙ" на земельные участки с кадастровыми номерами: 36:25:6945018:341, расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район, ЗАО "Промкор", квартал 36, 600 м южнее д. Медовка, участок N 12; 36:25:6945018:342. расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район, ЗАО "Промкор", квартал 36, 600 м южнее д. Медовка, участок N 13; 36:25:6945018:346. расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район, ЗАО "Промкор", квартал 36, 600 м южнее д. Медовка, участок N 17; 36:25:6945018:347. расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район, ЗАО "Промкор", квартал 36, 600 м южнее д. Медовка, участок N 18; 36:25:6945018:348. расположенный по адресу: Воронежская область, Рамонский район, ЗАО "Промкор", квартал 36, 600 м южнее д. Медовка, участок N 19.
Ссылаясь на письмо филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект" N 14/480 от 01.10.2015, согласно которому лесной участок с кадастровым номером 36:34:6945025:1841 пересекает земельные участки ответчика, истец считает, что ответчику фактически был предоставлен ограниченный в обороте лесной участок, находящейся в собственности Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства ответчиком в результате преобразования спорных земельных участков были поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 36:25:6945018:1659 36:25:6945018:1660 36:25:6945018:1661, 36:25:6945018:1662, 36:25:6945018:1663, 36:25:6945018:1664, 36:25:6945018:1665 и зарегистрировано право собственности ответчика на указанные земельные участки.
Площадь земельного участка с кадастровым номером 36:25:6945018:1660 составляет 30 532 кв. м.
Полагая, что при проведении натурного обследования и сопоставлении данных публичной кадастровой карты с материалами лесоустройства имеется наложение части земельного участка с кадастровым номером 36:25:6945018:1660 площадью 25 000 кв.м на земли лесного фонда (лесной участок с кадастровым номером 36:34:6945025:1841), истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Защита субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется путем применения надлежащих способов защиты (статьи 12 ГК РФ).
При этом в соответствии со статьей 12 ГК РФ лицо само определяет способ защиты его нарушенного права.
Возможность выбора лицом, полагающим, что его права нарушены, того или иного способа защиты предполагает необходимость учета им характера допущенного в отношении него нарушения, поскольку выбранный им способ защиты должен способствовать восстановлению его нарушенного права и удовлетворять материально-правовой интерес.
Выбор способа защиты зависит от характера спорного правоотношения и регулирующих его норм права. Вместе с тем если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обратившееся в суд за защитой своего нарушенного права, вправе применять лишь этот способ.
В силу статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 36:34:6945025:1841 подтверждается представленными доказательствами.
Пунктом 1 статьи 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом последнее является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти (абзац 1 пункт 1 Положения).
В соответствии с указанным Положением Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности (пункт 53, пункт 5.8 Положения).
Согласно пункту 6.10 Положения Росимуществу предоставлены полномочия по обращению в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Таким образом, по делу об истребовании имущества (земельного участка) из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у истца права собственности на имеющийся в натуре земельный участок определенной площади и в определенных границах, а также незаконность владения этим земельным участком или его частью конкретным лицом (лицами).
В рассматриваемом случае истец просит истребовать из незаконного владения ответчика земельный участок с кадастровым номером 36:25:6945018:1660 площадью 30 532 кв.м, и ссылается на наложение границ спорного земельного участка на земли лесного фонда площадью 25 000 кв.м (участок с кадастровым номером 36:25:6945025:1841).
С учетом изложенного суд первой инстанции указал, что спор касается установления границ земельного участка сельскохозяйственного назначения и лесного участка и способом защиты права истца в части предполагаемого наложения земельного участка ответчика на земли лесного фонда не может быть истребование из чужого незаконного владения всего земельного участка.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцом не представлены бесспорные доказательства наложения границ земельного участка истца на земли лесного фонда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
Как следует из кадастровых дел на земельные участки, в том числе участки, из которых выделен спорный участок, при обращении с заявлением о постановке земельных участков на кадастровый учет, заявителем представлены межевые планы. При принятии решения о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества была проведена проверка предоставленных документов на предмет выявления оснований для приостановления или отказа в осуществлении кадастрового учета.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно статье 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование.
В силу пункта 2, пункта 8 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется при предоставлении межевого плана, а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке, копии документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель (пункт 13 части 2 статьи 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Следовательно, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 36:25:6945018:68, из которого впоследствии был образован спорный земельный участок, внесены в государственный кадастр недвижимости в 2007 году как сведения о земельном участке сельскохозяйственного назначения.
Земельный участок прошел процедуру государственного кадастрового учета по результатам проведения межевых работ, зафиксированных в межевом плане и являющихся основанием для осуществления кадастрового учета, в кадастровом паспорте земельного участка указаны его площадь, категория земель, на которых он расположен (земли сельскохозяйственного назначения), вид разрешенного использования (для сельскохозяйственного назначения) и координаты точек, определяющих границы такого участка.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), действующего в период появления спорного земельного участка в материалах лесоустройства и регистрации права собственности РФ на участок 36:34:6945025:1841, границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Государственный учет лесного фонда и ведение государственного лесного кадастра осуществляет федеральный орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы (статья 68 ЛК РФ) границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства, данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр. Объект государственного кадастрового учета - земельные участки, при этом в соответствии с пунктом 6.6.3 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 (в ред. от 29.07.2002) при формировании участка вносится запись: "Занят участком лесного фонда".
Материалами дела подтверждается, что сведения обозначены в государственном кадастре недвижимости для всей площади земельного участка, из которого образован спорный земельный участок, без каких-либо особых отметок о том, что какая-то часть данного земельного участка относится к иным категориям земель, в том числе к землям лесного фонда, или отметок о том, что границы названного земельного участка накладываются на границы иных земельных или лесных участков.
В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 7 ЛК РФ установлено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статьей 67 ЛК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень земель, на которых проводится лесоустройство: на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади (часть 2 статьи 69 ЛК РФ).
Пунктом 3 статьи 4.1 ЛК РФ определено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ.
Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Согласно статье 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах.
Частью 6 статьи 47 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Согласно пункту 3 статьи 4.1 Вводного закона государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 ЛК РФ по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ.
В силу пункта 11 Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2012 N 139, сведения о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесного участка в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка по образцу, прилагаемому к настоящему Порядку, заверенному органами государственной власти, указанными в пункте 2 настоящего Порядка.
В материалах дела отсутствует план земельного участка по образцу, указанному выше.
Представленная истцом информация о лесном участке не соответствует требованиям Порядка и не содержит сведения о внесении участка в государственный лесной реестр.
В качестве доказательства факта наложения границ земельного участка ответчика на земли лесного фонда истцом представлено заключение от 05.07.2016 кадастрового инженера областного государственного бюджетного учреждения Воронежской области "Управление природных ресурсов" Ольховикововй Т.Л.
Из указанного заключения следует, что картографические построения были произведены с использованием сведений о земельном участке с кадастровым номером 36:25:6945018:1660, содержащихся в государственном кадастре недвижимости и материалов лесоустройства в виде лесного планшета N 20 путем совмещения границ земельного участка и лесного участка.
Согласно пункту 1 - 3 статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков.
Документа, содержащего описание участка лесного фонда и удостоверенного соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, сведений о лесоустроительных, межевых знаках, позволяющих определить местоположение границ участка лесного фонда, в материалах дела не имеется.
Определением суда от 18.05.2017 по делу была назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту федерального бюджетного учреждения "Воронежский региональный центр судебной экспертизы" Кондакову Александру Николаевичу.
Согласно заключению эксперта от 15.08.2017 N 5106/6-3 в ходе проведения экспертного осмотра в границах кадастровых кварталов 6945018 и 6945025 не обнаружены лесохозяйственные знаки, определить границу земельного участка лесного фонда, образующего выдел 15 квартала 23 возможно только путем построения координат и выноса координат угловых и поворотных точек, указанных в приложении к планшету N 20. При этом копии планшетов не имеют привязки к координатам. Определить границы участка на местности по фактическому местоположению не представляется возможным, так как участок не имеет характерного обозначения посредством столбов, кольев. Определением границ участка, образующего выдел 15 квартала 23 возможно путем наложения материалов лесоустройства в виде сканированной проекции на картографические материалы (планшеты), однако для этого необходимы специализированные программы и планшеты с координатами.
Определение границ земельного участка, а также установление факта наложения земельного участка ответчика на земли лесного фонда согласно заключению эксперта возможно только на основании сведений о координатах земельного участка 36:25:6945025:1841, указанных ФГБУ "Рослесинфорг" (приложение N 2 к письму от 01.10.2015 N 14/480). Из заключения эксперта также следует, что спорный земельный участок не находится в границах урочища "Борисеевское".
Согласно государственному акту на вечное пользование землей колхозами N 415592 от 10.07.1965 площадь урочища "Борисеевское" составляла 32 га, границы урочища определены в плане земель, переданных в вечное пользование сельскохозяйственной артели "Путь к коммунизму". Спорный земельный участок по состоянию на 1965 год не был включен в состав урочища "Борисеевское" Подгоренского лесничества Семилукского лесхоза.
Как следует их схемы землеустройства ЗАО "Промкор" Рамонского района Воронежской области от ноября 1999, архив N 1 к инв. N 16533, схемы перераспределения земель АО "Промкор" Рамонского района Воронежской области от декабря 1992 года, являющейся приложением к делу по выдаче свидетельства на право собственности, пользования землей и перераспределения земель "Промкор" Рамонского района Воронежской области, ин. N 3079, схемы перераспределения земель колхоза "Путь к коммунизму" Рамонского района Воронежской области от октября 1992 года урочище "Борисеевское" не находилось в границах земель, переданных ЗАО "Промкор", при том, что земельный участок, в координатах, истребуемых истцом располагается в границах земель, переданных ЗАО "Промкор".
В соответствии со статьей 11 ЛК РФ, действующего в период появления спорного земельного участка в материалах лесоустройства и регистрации права собственности Российской Федерации на участок 36:34:6945025:1841, в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на сельскохозяйственных землях.
Как следует из материалов по урочищу "Борисеевское" Подгоренского участкового лесничества Семилукского лесхоза (материалы лесоустройства по состоянию на 1989 года) в составе урочища отсутствует участок лесного фонда (квартал 23 ч. выдел 15) в спорных координатах. Сведения о спорном земельном участке появляются в материалах лесоустройства 2003 года со ссылкой на постановление главы Администрации Рамонского муниципального района N 915 от 18.10.1991, на основании которого, по пояснениям Управления Лесного хозяйства, произведен взаимообмен с колхозом "Россия" и акт согласования площадей от 09.01.2004.
При этом Администрация Романского муниципального района письмом от 14.12.2016 N 126-11/43404 сообщила о том, что такое постановления главой Администрации не выносилось, до ноября 1991 принимались решения исполнительного комитета и только после упразднения районного Совета народных депутатов решения органа местного самоуправления стали приниматься в форме постановлений главы Рамонского района. В письме также сообщено, что без ссылки на акт органа местного самоуправления произвести поиск акта согласования площадей от 09.01.2004 не представляется возможным.
Акт согласования площадей от 09.01.2004, имеющийся в материалах урочища "Борисеевское", не подписан указанными в нем лицами.
Таким образом, истцом не представлено нормативного обоснования, и документального подтверждения перевода спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда.
Кроме того, в нарушение положений ЛК РФ в материалы дела не представлены доказательства внесения изменений в государственный лесной реестр в части включения в состав земель лесного фонда спорного участка.
Таким образом, представленные материалы не могут быть приняты в качестве доказательства передачи спорного земельного участка в состав земель лесного фонда.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке лесного фонда он расположен в кадастровом квартале 6945025, а земельный участок ответчика находятся в квартале 6945018.
Согласно статье 5 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы. При установлении или изменении единиц кадастрового деления территории Российской Федерации соответствующие сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правовых актов органа кадастрового учета.
Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, а также порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В силу пункта 5 Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.04.2011 N 144, кадастровый номер присваивается объекту недвижимости в кадастровом квартале, в границах которого такой объект располагается целиком. В случае если объект недвижимости располагается одновременно на территории нескольких кадастровых округов, кадастровый номер такому объекту присваивается в кадастровом квартале с учетным номером "0:0:0", границы которого совпадают с границами кадастрового округа "Общероссийский".
В случае если объект недвижимости располагается одновременно на территории нескольких кадастровых районов одного кадастрового округа или нескольких кадастровых кварталов одного кадастрового района, кадастровый номер такому объекту присваивается в кадастровом квартале с порядковым номером "0", границы которого совпадают соответственно либо с границами кадастрового округа либо с границами кадастрового района.
Аналогичные требования содержались в Приказе Росземкадастра от 15.06.2001 N П/117 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра" (вместе с "Требованиями к кадастровому делению"). Поскольку участку лесного фонда присвоен кадастровый номер 36:25:6945025:1841, следовательно, местоположение данного земельного участка полностью определено в границах кадастрового квартала 6945025. В этой связи участок, располагающийся в кадастровом квартале 6945025, не может налагаться на земельный участок, расположенный в кадастровом квартале 6945018.
При оценке доводов сторон по рассматриваемому спору следует учитывать позицию Верховного Суда Российской Федерации, согласно которой поскольку границы лесного участка не являются установленными, факт наложения участков до момента установления границ лесного участка является предположительным.
Принимая во внимание, что материалами дела подтверждается нахождение спорного земельного участка в границах земель, предоставленных сельскохозяйственной артели "Россия" (впоследствии ЗАО "Промкор"), отсутствуют надлежащие доказательства передачи его в сослав земель лесного фонда, а также наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда, требования истца нельзя признать обоснованными.
До принятия судом решения по настоящему делу общество заявило о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со статьей 195, 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Пунктом 2 статьи 199 ГК РФ установлено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно разъяснениям, изложенным в подпункте 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ, срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Таким образом, при определении начала течения срока исковой давности необходимо исходить из того, когда о нарушении права и о надлежащем ответчике узнал обладатель нарушенного права.
Таким образом, течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.
В обоснование доводов о применении исковой давности ответчик сослался на положения ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно которому сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним носят открытый характер, а потому истец, являясь органом государственной власти, на который возложены обязанности по контролю за использованием и сохранностью находящегося в государственной собственности имущества, не лишен был права обратиться за получением необходимых сведений о спорном объекте, однако такого права не реализовал.
Согласно пункту 57 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременения недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права.
Как следует из искового заявления и материалов дела, истец узнал об использовании участка (путем рубки деревьев) в мае 2015 года.
Ответчик доводы истца относительно момента, когда он узнал о нарушении своего права, не опроверг.
В этой связи заявления истца о применении исковой давности является необоснованным.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 9 АПК РФ, а также положений статьи 65 АПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
При таких обстоятельствах, с учетом совокупности представленных доказательств, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области по заявленным им основаниям.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционные жалобы не содержат, доводы заявителей апелляционной жалоб не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом области допущено не было.
Расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относятся на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежат.
Поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.11.2017 по делу N А14-17073/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, Управления лесного хозяйства Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Н. Кораблева |
Судьи |
Е.Ю. Щербатых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-17073/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26 июня 2018 г. N Ф10-1823/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ТУ Росимущества в ВО, ТУ Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Воронежской области
Ответчик: ООО "ВИТ-СТРОЙ"
Третье лицо: Администрация Рамонского МР ВО, Управление лесного хозяйства ВО, ФГБУ "ФКП Росреестр" по ВО
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1823/18
14.02.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2996/16
23.11.2017 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-17073/15
30.06.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2996/16