г. Москва |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А41-10706/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Семушкиной В.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Инмии А.Р.,
при участии в заседании:
от Администрации Лотошинского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ТУ Росимущества в Московской области - Ланчава Л.М., по доверенности от 30.10.2017,
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Степанова Ю.В., по доверенности от 14.12.2017,
от Министерства имущественных отношений Московской области - Круглова М.С., по доверенности от 09.01.2018,
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Управления Росреестра по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации - Прасолов А.Ю., по доверенности от 28.12.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Московской области и Администрации Лотошинского муниципального района Московской области на определение Арбитражного суда Московской области от 08.12.2017, принятое судьей Уваровым А.О. по заявлению Администрации Лотошинского муниципального района Московской области о пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам по делу N А41-10706/17 по исковому заявлению Администрации Лотошинского муниципального района Московской области к ТУ Росимущества в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда,
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора: Комитета лесного хозяйства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Управления Росреестра по Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Лотошинского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к ТУ Росимущества в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 50-50- 98/012/2009-324, расположенного по адресу: Московская область, Лотошинский район, Волоколамское лесничество, в части границ, налагающихся на земельный участок с кадастровым номером 50:02:0000000:1.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.03.2017, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23.11.2017 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
25.08.2017 Администрация Лотошинского муниципального района обратилась с заявлением о пересмотре решения от 30.03.2017 по настоящему делу по новым обстоятельствам.
Определением Арбитражного суда Московской области от 08.12.2017 в удовлетворении указанного заявления отказано.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, Министерство имущественных отношений Московской области и Администрация Лотошинского муниципального района Московской области подали апелляционные жалобы, в которых ставят вопрос о его отмене.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268, 272 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений Московской области и доводы апелляционной жалобы администрации.
Представители Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации и ТУ Росимущества в Московской области возражали против удовлетворения апелляционных жалоб и просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Администрации Лотошинского муниципального района Московской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области и Управления Росреестра по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 309 АПК РФ арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по новым или вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в главе 37 данного Кодекса.
Исчерпывающий и не подлежащий расширенному толкованию перечень оснований, по которым возможен пересмотр судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, установлен статьей 311 АПК РФ, к таким основаниям отнесены:
1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
2) установленные вступившим в законную силу приговором суда фальсификация доказательства, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля, заведомо неправильный перевод, которые повлекли за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;
3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи, совершенные при рассмотрении данного дела.
В силу п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 52) судебный акт не может быть пересмотрен по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в случаях, если обстоятельства, установленные ст. 311 АПК РФ, были известны или могли быть известны заявителю при рассмотрении данного дела.
Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 52 обстоятельства, которые согласно п. 1 ст. 311 АПК РФ являются основаниями для пересмотра судебного акта, должны быть существенными, то есть способными повлиять на выводы суда при принятии судебного акта.
При рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам арбитражный суд должен установить, свидетельствуют ли факты, приведенные заявителем, о наличии существенных для дела обстоятельств, которые не были предметом судебного разбирательства по данному делу.
Судебный акт не может быть пересмотрен по вновь открывшимся обстоятельствам, если существенные для дела обстоятельства возникли после принятия этого акта, поскольку по смыслу пункта 1 части 2 статьи 311 АПК РФ основанием для такого пересмотра является открытие обстоятельств, которые хотя объективно и существовали, но не могли быть учтены, так как не были и не могли быть известны заявителю.
В связи с этим суду следует проверить, не свидетельствуют ли факты, на которые ссылается заявитель, о представлении новых доказательств, имеющих отношение к уже исследовавшимся ранее судом обстоятельствам. Представление новых доказательств не может служить основанием для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам по правилам главы 37 АПК РФ. В таком случае заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам удовлетворению не подлежит.
В качестве нового обстоятельства Администрация ссылается на вступление в силу с 11.08.2017 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В частности, изложение п. 3 ст. 14 указанного закона в следующей редакции: "В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года".
Исследовав материалы дела, принимая во внимание положения Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам", арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что обстоятельства, на которые ссылается Администрация Лотошинского муниципального района, не являются новыми и вновь открывшимися обстоятельствами в смысле статьи 311 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в удовлетворении требований администрации о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 50-50- 98/012/2009-324, расположенного по адресу: Московская область, Лотошинский район, Волоколамское лесничество, в части границ, налагающихся на земельный участок с кадастровым номером 50:02:0000000:1, послужил вывод судов об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права, поскольку земельный участок с кадастровым номером 50-50-98/012/2009-324 является многоконтурным и его границы не установлены на местности и их установление не является предметом исковых требований по настоящему делу.
Указанный вывод поддержан судом кассационной инстанции в постановлении от 23.11.2017.
Арбитражный апелляционный суд принимает во внимание также то, что обстоятельство, на которое ссылается Администрация Лотошинского муниципального района (вступление в силу Федерального закона N 280-ФЗ), возникло после принятия решения от 30.03.2017, что исключает признание такого обстоятельства в качестве вновь открывшегося либо нового обстоятельства, так как оно не могло объективно существовать на момент принятия судом решения.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах Министерства имущественных отношений Московской области и Администрации Лотошинского муниципального района, сводящиеся к тому, что иск администрации о признании отсутствующим права собственности на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 50-50- 98/012/2009-324 в части границ, налагающихся на земельный участок с кадастровым номером 50:02:0000000:1, является надлежащим способом защиты права, а также доводы о том, что право собственности Лотошинского муниципального района на спорный земельный участок с кадастровым номером 50:02:0000000:1 зарегистрировано 18.03.2002, а право собственности Российской Федерации на лесной участок без границ зарегистрировано в 2009 году, спустя 7 лет после регистрации права собственности Лотошинского муниципального района на земельный участок, рассмотрены арбитражным апелляционным судом и отклонены, поскольку они не свидетельствуют о наличии новых обстоятельств, а выражают несогласие с судебными актами, принятыми по результатам рассмотрения дела, и выводами судов первой, апелляционной и кассационной инстанций об избрании администрацией ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
Таким образом, оснований для отмены определения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Московской области и Администрации Лотошинского муниципального района удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ч. 4 ст. 272, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 08.12.2017 по делу N А41-10706/17 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
В.Н. Семушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10706/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 ноября 2017 г. N Ф05-17175/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛОТОШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Комитет лесного хозяйства Московской области, Министерство имущественных отношений по Московской области, Министерство сельского хозяйства и природопользования Московской области, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2018 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17175/17
08.05.2018 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17175/17
21.02.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1910/18
08.12.2017 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-10706/17
23.11.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17175/17
10.08.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7253/17
30.03.2017 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-10706/17