г. Челябинск |
|
28 февраля 2018 г. |
Дело N А47-9082/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Бабиной О.Е. и Махровой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Камалтдиновой А.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форсаж" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12 декабря 2017 г. по делу N А47-9082/2017 (судья Сукачева Н.Ф.).
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Форсаж" (далее - ответчик, ООО "Форсаж") о взыскании 1 637 593 руб. 52 коп. платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением нормативов допустимых концентраций.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 12.12.2017 (резолютивная часть объявлена 05.12.2017) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО "Форсаж" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и прекратить производство по делу.
Ответчик не согласен с результатами отбора проб, поскольку отбор в нарушение Инструкции по отбору проб для анализа сточных вод НВН 33-5.3.01-85, утвержденной Приказом Минводхоза СССР от 13.06.1985 N 223, (далее - НВН-33-5.3.01-85), ГОСТ 31861-2012, ПНД ф 12.15.1-08 проводился не в турбулентных, хорошо перемешанных потоках на прямолинейных участках вне зон действия подпора, а был произведен без перемешивания потока, и без учета требования об отборе серии проб по всему сечению потока.
Кроме того, при отборе проб истцом применялась тара без маркировки. Отбор проб для определения концентрации содержания металлов проводился специалистами истца металлическим пробоотборником, компонентом которого является железо, что противоречит требованиям ГОСТ 31861-2012 "Межгосударственный стандарт. Вода. Общие требования к отбору проб", введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 29.11.2012 N 1513-ст (далее - ГОСТ 31861-2012). В нарушение требований НВН-33-5.3.01-85, ГОСТ 31861-2012, пробоотборник не ополаскивался контролируемой сточной водой.
Таким образом, при отборе проб сточных вод специалистами истца допущены существенные нарушения государственных стандартов и нормативов, искажающие количественные данные, влияющие на конечный результат и, соответственно, на расчеты платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением нормативов допустимых концентраций, предъявляемые истцом ответчику.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ООО "Оренбург водоканал" просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, 02.03.2012 между истцом (поставщик) и ответчиком (абонент) заключен договор ресурсоснабжения на обеспечение водой и водоотведение N 5268/98-р, согласно которому поставщик обязался отпускать абоненту воду и принимать сточные воды, а абонент обязался оплачивать поставщику отпущенную воду и сброшенные сточные воды в объеме и сроки в соответствии с условиями договора.
В соответствии с вышеуказанным договором ресурсоснабжения истец обязался оказывать ответчику услуги по приему сточных вод (пункты 1.1, 1.2), а ответчик обязался своевременно оплачивать оказываемые услуги, в том числе производить оплату за сверхнормативные сбросы вредных веществ (пункты 3.1.7, 5.1) в порядке и сроки, определенные договором.
В силу пункта 5.2 договора сточные воды, сбрасываемые ответчиком в систему централизованной канализации не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в центральную систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные нормы допустимых концентраций.
Согласно пункту 2.1.5 договора истец имеет право систематически производить контроль качества сточных вод, отводимых ответчиком в систему канализации, путем отбора проб.
Между истцом и ответчиком согласованы контрольно-канализационные колодцы (ККК) на объекте ответчика.
Представителем ООО "Оренбург Водоканал", в присутствии представителей ООО "Форсаж" в апреле, июле, октябре 2016 г., в январе, апреле 2017 г. произведен отбор проб сточных вод, отводимых в системы канализации, по объекту ответчика, расположенному по адресу: г. Оренбург, ул. Салмышская, д.71 (ТРЦ "Кит"), о чем составлены акты отбора проб сточных вод N 50/04 от 08.04.2016, N 02/07 от 01.07.2016, N 14/10 от 05.10.2016, N 01/01 от 09.01.2017, N 49/04 от 19.04.2017, подписанные представителями сторон (т.1, л.д. 21, 25, 35, 41, 50, 56).
По результатам исследования отобранных проб были составлены протоколы N 358, N 605, N 960, N 1, N 375 результатов количественного химического анализа сточных вод.
На основании анализа проб сточных вод установлено, что в отобранных пробах сточных вод загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленных распоряжением главы города Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга".
Ответчику для перечисления платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ выставлены счета-фактуры на сумму 1 637 593 руб. 52 коп.
23.06.2017 истцом в адрес ООО "Форсаж" направлена претензия N 02/0033 (т. 1, л.д. 84), которая получена ответчиком и оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ООО "Оренбург Водоканал" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В силу пункта 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены и с 14.08.2013 вступили в силу Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 644), в связи с чем в Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N167) внесены изменения, в частности, с 14.08.2013 утратили силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72 - 94 данных Правил. При этом остальные пункты Правил N 167 силу не утратили.
Требованиями действующего законодательства предусмотрено, что сточные воды, сбрасываемые в систему коммунальной канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные нормы допустимых концентраций.
Пунктом 1 статьи 30 Закона N 416-ФЗ определено, что контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, производится организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ).
Необходимость и порядок осуществления лабораторного контроля и соблюдения установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод предусмотрены пунктами 64, 65, 67 Правил N 167.
Согласно подпункту "и" пункта 35 Правил N 644, абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Пунктом 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктам 113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее по тексту - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены Правилами N 644.
Согласно пункту 27 параграфа IV Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525), по результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении N 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
Пунктом 61 Правил N 167 установлено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Распоряжением главы г. Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга" (далее - Распоряжение N 3404-р) установлено, что сточные воды, сбрасываемые абонентом в систему централизованной канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные абоненту нормы допустимых концентраций (допустимых нормативных показателей при приеме промышленных стоков в городской коллектор).
На основании анализа проб сточных вод, сбрасываемых ответчиком, установлено, что в отобранных пробах загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленных Распоряжением N 3404-р.
Исходя из содержания актов отбора проб сточных вод, истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ (т.1, л.д. 29-30, 32-36, 38-42, 50-51, 53-57, 60-61).
На основании указанных актов можно определить, из какого колодца производился отбор пробы (ККК), а также установить его местонахождение, что позволяет считать такой отбор проб надлежащим доказательством.
Возражений в отношении обстоятельства, что пробы сточных вод отобраны из согласованных сторонами контрольно-канализационных колодцев, ответчиком не представлено.
Протоколы результатов количественного химического анализа сточных вод, а также расчеты платы направлялись в адрес ответчика.
Истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ на основании указанных актов отбора проб сточных вод, протоколов анализа проб сточных вод, руководствуясь Постановлением Правительства Оренбургской области от 08.11.2016 N 792-п "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области в 2016 году", Постановлением Правительства Оренбургской области от 06.04.2017 N 245-п "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области".
Согласно расчету истца, сумма платы за указанный период составила 1 637 593 руб. 52 коп., ответчику выставлены на оплату счета-фактуры.
Расчет платы, представленный истцом, проверен судом, признан обоснованным, произведенным исходя из обстоятельств дела (т.1, л.д. 94). Контррасчет ответчиком не представлен.
Ссылки подателя жалобы на нарушение истцом порядка отбора проб, судом апелляционной инстанции отклоняются в силу следующего.
Требования к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей, ее состава и свойств в Российской Федерации с 01.01.2014 предусмотрены ГОСТ 31861-2012.
В соответствии с пунктом 3.8 ГОСТ 31861-2012 все процедуры отбора проб должны быть строго документированы. Записи должны быть четкими, осуществлены надежным способом, позволяющим провести идентификацию пробы в лаборатории без затруднений.
Как следует из пояснений ответчика, 17.10.2017 отбор проб произведен вне зон действия подпора со стороны централизованной системы водоотведения из падающей струи, что соответствует пунктам 22, 23 Правил N 525.
В соответствии с пунктом 6.1 ГОСТ 31861-2012 сведения о месте проб и условиях, при которых они были отобраны, специалисты промышленной группы центральной аналитической лаборатории ООО "Оренбург Водоканал" указывают в акте отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы городской канализации. Для соблюдения требований к объему и материалу тары на флаконы для отбора проб перед отбором в лаборатории наклеивается этикетка с указанием определяемых показателей. Все отбираемые на одном объекте флаконы помещаются в отдельный пакет, куда вкладывается акт отбора проб сточных вод. Пакет убирается в термоконтейнер и доставляется в лабораторию для проведения испытаний.
Из отзыва истца на апелляционную жалобу следует, что для отбора проб сточной воды специалисты промышленной группы центральной аналитической лаборатории ООО "Оренбург Водоканал" используют ручной пробоотборник из нержавеющей стали. Нержавеющая сталь - сложнолегированная сталь, стойкая против коррозии в атмосфере и агрессивных средах за счет образования в присутствии кислорода инертной пленки, защищающей все изделия от неблагоприятных воздействий. Пункт 4.1 ГОСТ 31861-2012 распространяется на емкости, используемые непосредственно для отбора проб и их хранения до начала проведения анализов. Из пункта 7.3 ПНД Ф 12.15.1.-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод" (далее - ПНД Ф 12.15.1-08) следует, что к материалам (или внутренним покрытиям) сосудов, из которых на месте отбора проба переливается в сосуд для хранения, предъявляются менее жесткие требования, чем к сосудам для хранения и транспортировки проб. В частности, допускается применение стальных и эмалированных емкостей. В связи с чем использование пробоотборника из нержавеющей стали не влияет на химический состав отбираемых проб сточной воды и не противоречит требованиям нормативных документов.
В соответствии с пунктом 7.10 ПНД Ф 12.15.1-08 требования к подготовке контейнеров и сосудов для хранения проб, способы отбора аналитической пробы и другие особенности техники отбора проб должны соответствовать документу, регламентирующему методику анализа и в отсутствии специальных требований - ГОСТ 31861-2012. Истец поясняет, что все флаконы для отбора проб, применяемые ООО "Оренбург Водоканал" тщательно моются и обрабатываются в лаборатории в соответствии с требованиями методик измерения.
В соответствии с пунктом 7.7 ПНД Ф 12.15.1-08 объем пробы сточных вод определяется исходя из количества, необходимого для проведения всех необходимых исследований, зависит от применяемой методики определения. 17.10.2017 отобрана проба воды на определение железа по ПНД 14.1:2:4.50-96 в объеме 250 куб.см. В соответствии с пунктом 8.2.2 указанного ПНД Ф 12.15.1-08 объем отбираемой пробы должен быть не менее 50 куб. см., следовательно, отобранного объема пробы достаточно для определения железа по указанной методике измерений.
Пунктом 8.2 ПНД Ф 14.1:2:3.1-95 "Методика измерений массовой концентрации ионов аммония в природных и сточных водах фотометрическим методом с реактивом Несслера" предусмотрено, что консервирование пробы не производится, если определение ионов аммония производят в день отбора пробы. Определение ионов аммония проведено в день отбора пробы 17.10.2017, о чем имеется запись в Рабочем журнале по фотометрическим методам измерений 05-01/02-52.
В соответствии с пунктом 8.1 ПНД Ф 14.1:2:4.190-03 "Методика измерений бихроматной окисляемости (химического потребления кислорода) предусмотрено, что в пробах природных, питьевых и сточных вод фотометрическим методом с применением анализатора жидкости "Флюорат-02" срок хранения незаконсервированной пробы - 24 часа с момента отбора. Определение химического потребления кислорода проведено лабораторией 18.10.2017 до истечения 24 часов с момента отбора пробы, о чем имеется запись в Рабочем журнале по флюрометрическим методам измерений 05-01/02-48.
Кроме того, согласно пунктам 19, 22, 27 Правил N 525 отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. Отбор проб сточных вод производится из контрольных канализационных колодцев. По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод составляется два экземпляра акта отбора проб по форме, приведенной в приложении N2.
Пунктом 28 Правил N 525 предусмотрено, что при несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений.
Акты отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в систему канализации, подписаны представителем ответчика без возражений, в том числе, относительно применяемого метода отбора проб и посуды для их транспортировки.
Какие-либо замечания к форме либо реквизитам акта, месту отбора проб, процедуре отбора проб во время отбора проб со стороны ответчика также отсутствовали.
Также в соответствии с пунктом 30 Правил N 525 при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. Аналогичные положения предусмотрены пунктами 66, 68 и 90 Правил N167. При параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы (пункт 30 Правил N525). Если результаты сопоставимы (отличаются не более чем на погрешность метода измерения по более, чем 90 процентов измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб двух аккредитованных лабораторий (пункт 36 Правил N 525). В случае если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение 1 рабочего дня проводится анализ резервной пробы. При наличии такой возможности анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод. За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы (пункт 37 Правил N 525). Таким образом, законодательством установлен четкий порядок отбора проб сточных вод и их исследования, который позволяет достоверно установить состав сточных вод и исключить споры сторон по данному вопросу. Ответчик в подтверждение отсутствия нарушения установленных нормативов и допустимых концентраций загрязняющих веществ должен представить истцу в пределах срока годности резервной пробы результаты исследования параллельной пробы.
В рассматриваемой ситуации, ООО "Форсаж" не предпринято надлежащих действий по установлению состава сточных вод в соответствии с указанными нормами действующего законодательства. Доказательств того, что превышения нормативов допустимых концентраций в отобранных пробах сточных вод по указанным актам не имелось, ответчик суду не представил. Результаты лабораторных исследований, представленные истцом, в установленном порядке ответчиком не опровергнуты.
Оснований сомневаться в достоверности результатов исследований, представленных истцом, у суда апелляционной инстанции в данном случае не имеется.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Форсаж" - без удовлетворения.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12 декабря 2017 г. по делу N А47-9082/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форсаж" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.