г. Тула |
|
27 февраля 2018 г. |
Дело N А54-4198/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.02.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.02.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Луниной О.А., при участии от государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (г. Рязань, ОГРН 1156234023087, ИНН 6234151768) - Сазоновой О.В. (доверенность от 12.01.2018 N 12), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201269269, ИНН 6231010720) - Евсикова А.А (доверенность от 09.01.2018 N 1), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Монтажная компания "Техэлектро" (г. Рязань, ОГРН 1106230000403, ИНН 6230068935), общества с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (г. Москва, ОГРН 1027739521666, ИНН 7710357167), министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1096234001698, ИНН 6234066600), правительства Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201259480, ИНН 62231014428), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 06.12.2017 по делу N А54-4198/2017 (судья Костюченко М.Е.), установил следующее.
Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - заявитель, учреждение, ГКУ Рязанской области "Центр закупок Рязанской области") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС России по Рязанской области, управление), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (далее - министерство), о признании недействительным решения от 31.03.2017 по делу N 97-03-2/2017 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок в части признания уполномоченного учреждения (ГКУ Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"), нарушившим пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Определениями суда от 10.07.2017 и 09.10.2017 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Монтажная компания "Тех Электро" (далее - ООО Монтажная компания "Тех Электро") и общество с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (далее - ООО "РТС-Тендер"), правительство Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 06.12.2017 по делу N А54-4198/2017 заявленные требования ГКУ Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, УФАС России по Рязанской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав учреждению в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Обращает внимание на то, что комиссия пришла к выводу о том, что заказчиком установлены требования к товару, содержанию и составу заявки, не соответствующие положениям пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ. Вместе с тем считает, что за указанные нарушения должно нести ответственность учреждение с учетом возложенных на него функций в соответствии с распоряжением правительства Рязанской области от 03.02.2016 N 28-р.
Не соглашается с выводом суда о том, что в функции учреждения не входит проверка заявки на закупку и приложенных к ней документов на соответствие Закону N 44-ФЗ.
ГКУ Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" в отзыве на апелляционную жалобу возражало против ее доводов, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Правительство Рязанской области в отзыве на апелляционную жалобу возражало против ее доводов, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в отзыве на апелляционную жалобу поддержало позицию управления.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Монтажная компания "Техэлектро", общества с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер", министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, правительства Рязанской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, правительство Рязанской области и министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области направили ходатайства о проведении судебного заседания в отсутствии их представителей, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение подрядных работ по устройству искусственного электроосвещения в с. Букрино на автомобильной дороге Гребнево - Шевцово (2+100-9+800) в Рязанском районе Рязанской области.
27.02.2017 извещение N 0859200001117000492 о проведении электронного аукциона и документация об аукционе (т. 1 л.д. 30-88, т. 2 л.д. 23-150, т. 3, т. 4, т. 5 л.д. 1-10) размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило ГБУ Рязанской области "Центр закупок Рязанской области".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 457 783,00 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.03.2017 N 0859200001117000492-1 подано 5 заявок на участие в электронном аукционе, из них допущены к участию в аукционе заявки с порядковыми номерами 4 и 5 (т. 5 л.д. 11-15).
В числе отклоненных заявок была заявка ООО "Монтажная компания "Тех Электро" (порядковый номер 3).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 21.03.2017 N 0859200001117000492-3 аукцион признан несостоявшимся (т. 5 л.д. 67-70).
21.03.2017 ООО "Монтажная компания "Тех Электро" обратилась в УФАС России по Рязанской области с жалобой на действия уполномоченного учреждения (т. 5 л.д. 76-78).
Комиссией УФАС России по Рязанской области принято решение от 31.03.2017 по делу N 97-03-2/2017 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с которым жалоба ООО "Монтажная компания "Тех Электро" признана обоснованной (пункт 1), аукционная комиссия ГКУ Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" признана нарушившей часть 5 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (пункт 2), уполномоченное учреждение (ГКУ Рязанской области "Центр закупок Рязанской области") признано нарушившим пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закон N 44-ФЗ (пункт 3) (т. 1 л.д. 20-28, т. 2 л.д. 7-15).
На основании указанного решения аукционной комиссии, оператору электронной площадки (ООО "РТС-Тендер"), заказчику и уполномоченному учреждению выдано предписание от 31.03.2017 по делу N 97-03-2/2017 (т. 1 л.д. 29, т. 2 л.д. 5-6).
Не согласившись с пунктом 3 решения от 31.03.2017 по делу N 97-03-2/2017 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии со статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела усматривается, что по итогам рассмотрения жалобы комиссия Рязанского УФАС пришла к выводу об установлении в аукционной документации характеристик и требования к товарам (материалам), которые противоречат положениям Закона N 44-ФЗ и приводят к ограничению количества участников закупки.
Так, согласно документации об электронном аукционе в разделе "Требования к техническим характеристикам товаров (материалов), предлагаемых к использованию при выполнении подрядных работ" требуется товар "Эмаль", соответствующий ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия", в котором установлена условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20*0.5)°С, не менее 80 не более 120.
Между тем в ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия" установлен показатель "условная вязкость но вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20*0.5)°С 80 - 120".
Кроме того, в некоторых положениях приложения к аукционной документации "Требования к техническим характеристикам товаров (материалов), предлагаемых к использованию при выполнении подрядных работ" установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров.
В документации установлено, в том числе следующее требование к товару "Электроды": "Содержание в наплавленном металле. %: серы не более 0.040; фосфора не более 0.045".
Установлено, в том числе следующее требование к товару "Эмаль": "Степень перетира. мкм. не более 10 или не более 25".
Комиссия пришла к выводу о том, что заказчиком установлены требования к товару, содержанию и составу заявки, не соответствующие положениям пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Согласно статье 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), к которым в том числе относится аукцион.
В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона N 44-ФЗ высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных органов, муниципальных казенных и бюджетных учреждений, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты, для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных учреждений субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных казенных учреждений могут быть возложены соответственно на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенное учреждение субъекта Российской Федерации, муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение или несколько указанных органов, учреждений.
Частями 10, 11 статьи 26 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей.
К деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей, применяются положения настоящего Федерального закона, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.
В силу частей 3, 10 статьи 26 Федерального закона N 44-ФЗ распоряжением правительства Рязанской области от 03.02.2016 N 28-р (т. 6 л.д. 17-24) утвержден Порядок взаимодействия государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" с заказчиками Рязанской области (далее - Порядок взаимодействия, Порядок), в соответствии с которым на ГКУ Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" возложены полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для исполнительных органов государственной власти Рязанской области, Контрольно-счетной палаты Рязанской области, Избирательной комиссии Рязанской области, Рязанской областной Думы, государственных казенных учреждений Рязанской области, государственных бюджетных учреждений Рязанской области, государственных унитарных предприятий Рязанской области (далее - заказчики Рязанской области).
Согласно пункту 4 Порядка взаимодействия заказчики в целях определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляют следующие функции:
1. подают в соответствии с пунктами 7 - 10 настоящего Порядка заявку на закупку;
2. подготавливают и направляют в уполномоченное учреждение письмо с разъяснениями положений документации о закупке (при проведении конкурсов и аукционов) (далее - документация о закупке) в случае получения от уполномоченного учреждения письма о необходимости разъяснения положений документации о закупке, подготовленных на основе заявки на закупку и (или) обязательных для осуществления закупки документов, указанных в пункте 9 настоящего Порядка (далее - обязательные для осуществления закупки документы);
3. подготавливают и направляют в уполномоченное учреждение письмо с предложением о необходимости внесения изменений в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию о закупке с приложенным файлом, содержащим текстовую часть указанных изменений (по положениям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, подготовленным на основе заявки на закупку и (или) обязательных для осуществления закупки документов);
4. подготавливают и направляют в уполномоченное учреждение письмо с предложением об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в установленные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок сроки;
5. направляют участникам закупок, признанным победителями, или участникам, с которыми заключается контракт, экземпляры протоколов, проектов контрактов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
6. подготавливают и направляют в уполномоченное учреждение письмо об отказе от размещения закупки.
В силу пункта 6 Порядка взаимодействия уполномоченное учреждение в целях осуществления полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков осуществляет следующие функции:
1. принимает посредством системы "WEB-Торги-КС" и регистрирует в ней:
- заявку на закупку;
- письмо заказчика об отказе от размещения закупки;
- письмо заказчика с предложением о необходимости внесения изменений в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию о закупке;
- письмо заказчика с разъяснениями положений документации о закупке;
- письмо заказчика с предложением об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2. принимает решение о создании комиссии по осуществлению закупки, определяет ее состав, включая в нее представителей заказчика, устанавливает порядок ее работы, назначает председателя комиссии по осуществлению закупки;
3. на основании направленной заказчиком заявки на закупку и обязательных для осуществления закупки документов формирует и подписывает посредством системы "WEB-Торги-КС" с использованием электронной подписи руководителя уполномоченного учреждения или уполномоченного лица:
- извещение об осуществлении закупки, изменения извещения об осуществлении закупки;
- документацию о закупке, изменения документации о закупке;
4. принимает решение о внесении изменений в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию о закупке в соответствии с Федеральным законом;
5. формирует посредством системы "WEB-Торги-К" изменения извещения об осуществлении закупки и (или) изменения документации о закупке:
- на основании письма заказчика с предложением о необходимости внесения изменений в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию о закупке (по положениям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, подготовленным на основе заявки на закупку и (или) обязательных для осуществления закупки документов);
- по инициативе уполномоченного учреждения (по положениям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подготовленным уполномоченным учреждением);
6. размещает в единой информационной системе в сфере закупок:
- извещение об осуществлении закупки, изменения извещения об осуществлении закупки;
- документацию о закупке, изменения документации о закупке;
- протоколы;
- разъяснения положений документации о закупке;
7. направляет участнику закупки, сформировавшему запрос о разъяснении положений конкурсной документации, указанные разъяснения;
8. принимает решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 17 настоящего Порядка, размещает его в единой информационной системе в сфере закупок;
9. принимает, регистрирует заявки участников закупки (при проведении конкурсов и запросов котировок), обеспечивает сохранность конвертов с заявками, защищенность, конфиденциальность, неприкосновенность поданных в форме электронных документов заявок на участие в конкурсе или запросе котировок;
10. возвращает заявки на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях, установленных Федеральным законом;
11. осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий по осуществлению закупок, в том числе обеспечивает помещение для проведения заседаний, а также в предусмотренных Федеральным законом случаях осуществляет аудиозапись заседаний комиссий по осуществлению закупок;
12. возвращает участникам закупок денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
13. при проведении открытого конкурса представляет заказчику протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе или протокол рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе на бумажном носителе в одном экземпляре не позднее дня, следующего за днем его подписания;
14. при проведении конкурса с ограниченным участием представляет заказчику протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием или протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием на бумажном носителе в одном экземпляре не позднее дня, следующего за днем его подписания;
15. при проведении двухэтапного конкурса представляет заказчику протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в двухэтапном конкурсе или протокол рассмотрения единственной заявки на участие в двухэтапном конкурсе на бумажном носителе в одном экземпляре не позднее дня, следующего за днем его подписания, и направляет участникам двухэтапного конкурса приглашения представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе;
16. при проведении запроса котировок представляет заказчику протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок на бумажном носителе в одном экземпляре не позднее дня, следующего за днем его подписания;
17. при проведении запроса котировок направляет участнику закупки разъяснения результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в порядке, установленном Федеральным законом;
18. предоставляет участнику закупки документацию о закупке в порядке, установленном Федеральным законом;
19. принимает решение о выборе электронной площадки при проведении электронного аукциона;
20. осуществляет взаимодействие с оператором электронной площадки при проведении электронного аукциона в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
21. осуществляет иные функции и полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные Федеральным законом и не отнесенные настоящим Порядком к функциям заказчиков.
Согласно пункту 7 Порядка взаимодействия с целью определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчики формируют в системе "WEB-Торги-КС" заявку на закупку, к которой прикрепляют обязательные для осуществления закупки документы, и подписывают ее электронной подписью руководителя заказчика или уполномоченного лица.
При этом заявка на закупку формируется на основании плана-графика закупок в соответствии с инструкциями, методическими рекомендациями пользователя к системе "WEB-Торги-КС", размещенными на сайте министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области.
В силу пункта 8 Порядка взаимодействия заявка на закупку содержит следующую информацию:
- наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика;
- наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Федерального закона;
- информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта;
- сроки (периоды) поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг;
- начальную (максимальную) цену контракта, стоимость единицы товара, работы, услуги;
- источник финансирования; - обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
- информацию об ограничении участия в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), установленном в соответствии с Федеральным законом;
- способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (в случаях, предусмотренных Федеральным законом);
- размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (в случаях, предусмотренных Федеральным законом);
- информацию о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Федерального закона;
- реквизиты счета для перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта (в случаях, предусмотренных Федеральным законом);
- преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Федерального закона;
- требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с Федеральным законом;
- условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
- требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара;
- форму, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
- критерии оценки заявок на участие в конкурсе и их значимость (при проведении конкурса);
- информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с Федеральным законом;
- информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта;
- фамилии, имена, отчества, наименования должностей представителей заказчика, включаемых в состав комиссии по осуществлению закупки.
Согласно пункту 5 Порядка взаимодействия планирование, обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, подписание и исполнение контракта осуществляются заказчиками в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Как верно указал суд первой инстанции, подготовка документации об электронном аукционе состояла из подачи заявки заказчиком в уполномоченное учреждение, разработки уполномоченным учреждением на основании заказчика документации об электронном аукционе и ее утверждение заказчиком и уполномоченным учреждением.
Из материалов дела усматривается, что в заявке на осуществление закупки, поданной в электронном виде заказчиком (министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области) на выполнение подрядных работ по устройству искусственного электроосвещения в с. Букрино на автомобильной дороге Гребнево - Шевцово (2+100-9+800) в Рязанском районе Рязанской области указан способ определения поставщика - электронный аукцион. К заявке приложены требования к техническим характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении подрядных работ.
В свою очередь данные требования к техническим характеристикам в том виде, в котором они установлены заказчиком, включены в документацию об электронном аукционе в виде приложения (т. 2 л.д. 97-150, т. 3, т. 4 л.д. 1-64). Тот факт, что уполномоченное учреждение не вносило изменений в требования к техническим характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении подрядных работ, антимонопольным органом не оспаривается.
В силу пункта 14 Порядка взаимодействия решение о внесении изменений в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию о закупке принимается:
- на основании письма заказчика с предложением о необходимости внесения изменений в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию о закупке с приложенным файлом, содержащим текстовую часть указанных изменений (по положениям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, подготовленным на основе заявки на закупку и (или) обязательных для осуществления закупки документов);
- по инициативе уполномоченного учреждения (по положениям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подготовленным уполномоченным учреждением).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что уполномоченное учреждение по собственной инициативе не вправе вносить изменения в документацию о закупке в части установления требований техническим характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении подрядных работ.
Судом установлено, что заказчик не обращался в учреждение с предложением о внесении изменений в извещение о закупке, документацию об электронном аукционе, в том числе в части требований, установленных к техническим характеристикам товаров (материалов), используемых при выполнении подрядных работ. Документация об электронном аукционе утверждена заказчиком, что подтверждает его согласие с требованиями, изложенными в документации.
В силу части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ при проведении аукциона в электронной форме информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Исходя из положений статей 31, 42, 59, 63 Федерального закона N 44-ФЗ, именно заказчик определяет требования, предъявляемые к участникам аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее, чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно заключил, что ГКУ Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" не уполномочено принимать решения от имени заказчика по вопросам, отнесенным к компетенции заказчика, учреждение лишь разрабатывает документацию в соответствии с заявкой, поданной заказчиком.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы управления со ссылкой на пункт 12 Порядка взаимодействия, предусматривающий право уполномоченного учреждения направить письмо о возврате заявки на закупку с указанием норм права, которым не соответствуют сведения, содержащиеся в заявке на закупку и (или) в обязательных для осуществления закупки документах, как основанные на неправильном толковании указанного пункта.
Поскольку в соответствии с Порядком взаимодействия на учреждение возложены полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, то ГКУ Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" не вправе от имени заказчика осуществлять полномочия по обоснованию закупок, определению условий контракта.
Требования, касающиеся технических характеристик товаров (материалов), используемых при выполнении подрядных работ, напрямую связаны с условиями контракта и устанавливаются исключительно заказчиком.
В свою очередь, в функции ГКУ Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (пункт 6 Порядка взаимодействия) не входит проверка заявки на закупку и приложенных к ней документов на соответствие нормам Федерального закона N 44-ФЗ. В силу Порядка взаимодействия аукционная документация, формируемая с помощью системы "WEB-Торги-КС" уполномоченным учреждением, основывается на представленных документах и сведениях, полученных от заказчика.
При этом положения пункта 12 Порядка взаимодействия не могут трактоваться в отрыве от иных положений указанного порядка, в том числе пунктов 6 и 8.
Учитывая, что ГКУ Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" не уполномочено проверять содержание заявки на соответствие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, но осуществляет подготовку аукционной документации на основе поданной заявки, проверка заявки и приложенных к ней документов осуществляется на соответствии требованиям пункта 8 Порядка, то есть на наличие в них всех необходимых сведений, установленных данным пунктом.
Таким образом, иное толкование пункта 12 Порядка противоречило бы остальным положениям Порядка взаимодействия и статьи 26 Федерального закона N 44-ФЗ, определяющим полномочия и функции учреждения, в которые контроль за действиями заказчика не входит.
Из смысла положений Федерального закона N 44-ФЗ и Порядка взаимодействия следует, что за сведения, указанные в заявке и в неизменном виде включенные в документацию об аукционе, должен нести ответственность заказчик, в тоже время за иные положения документации об аукционе несет ответственность уполномоченное учреждение как орган, утвердивший документацию об аукционе в целом (помимо сведений, утвержденных в заявке заказчика).
Кроме того, судом первой инстанции верно установлено, что в описательной части оспариваемого решении антимонопольного органа отсутствуют ссылки на пункт 12 Порядка взаимодействия (сделаны ссылки только на пункт 6), а выводы о нарушении пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ сделаны в только в отношении заказчика (страницы 7 и 8 решения).
Однако, установив нарушение указанных требований закона в действиях заказчика, антимонопольный орган необоснованно возложил ответственность за эти нарушения на уполномоченное учреждение.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительным пункт 3 решение комиссии управления от 31.03.2017 по делу N 97-03-2/2017 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные требования.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы суда, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения суда и им дана надлежащая правовая оценка.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 06.12.2017 по делу N А54-4198/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-4198/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 8 июня 2018 г. N Ф10-1901/18 настоящее постановление отменено
Истец: Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"
Ответчик: Управление Федеральной антимонополной службы по Рязанской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области
Третье лицо: Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, ООО "РТС-Тендер", ООО Монтажная компания "Тех Электро", Правительство Рязанской области