город Ростов-на-Дону |
|
06 марта 2018 г. |
дело N А53-16933/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Величко М.Г., Барановой Ю.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Николаевой Н.В., при участии:
от истца: представитель Коноплева Л.В. по доверенности от 24.07.2017, паспорт;
от ФГКУ "Управление Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии Российской Федерации": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: представитель Шевкунов В.В. по доверенности от 21.10.2017, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.10.2017 по делу N А53-16933/2017 по иску Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N1 им. Н.А. Семашко города Ростова-на-Дону" (ОГРН 1026103728782, ИНН 6165025382) к ответчикам: Федеральному государственному казенному учреждению "Управление Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии Российской Федерации" (ОГРН 1026103731940, ИНН 6165053693), Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации о взыскании задолженности, принятое в составе судьи Тютюника П.Н.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 1 им. Н.А.Семашко города Ростова-на-Дону" обратилось в арбитражный суд с требованием к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии Российской Федерации" о взыскании задолженности в сумме 209 210,13 руб., по заключенному между указанными лицами договору Nб/н от мая 2016 года.
Определением суда первой инстанции от 12.09.2017 к участию в деле в качестве соответчика привлечено публично-правовое образование - Российская Федерация в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.10.2017 в удовлетворении исковых требований к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии Российской Федерации" отказано, с Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 1 им. Н.А. Семашко города Ростова-на- Дону" взыскано 209 210,13 руб. в возмещение стоимости медицинских услуг, 7 184 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила отменить решение суда первой инстанции полностью и отказать истцу в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы. Истцом не доказан факт заключения договорных обязательств между истцом и ответчиком и выполнение услуг, в связи с чем, оснований для взыскания задолженности нет. Кроме того, суд необоснованно ссылается на Федеральный закон Российской Федерации N 94-ФЗ.
В отзыве на апелляционную жалобу муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 1 им. Н.А.Семашко города Ростова-на- Дону" просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Как следует из отзыва, отношения между МБУЗ "Городская больница N 1 им. Н.А.Семашко города Ростова-на-Дону" и ФГКУ "Управление Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии Российской Федерации" носят длящийся и регулярный характер, отношения фактически сложились. Больницей осуществлялось лечение военнослужащих заказчика. Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Медицинские услуги были фактически оказаны, но не оплачены ответчиком. В ходе рассмотрения апелляционной жалобы заявителем произведены уточнения требований, в соответствии с которыми ответчик просил изменить решение суда в части взыскания с Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и заменить на "взыскать с ФГКУ "Управление Южного округа войск национальной гвардии Российской Федерации" (т. 3, л.д. 48-49) в связи с переименованием.
ФГКУ "Управление Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии Российской Федерации" в судебное заседание явки не обеспечило, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда изменить в части взыскания с РФ в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и заменить на "взыскать с ФГКУ "Управление Южного округа войск национальной гвардии РФ".
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения "Городская больница N 1 им. Н.А. Семашко города Ростова-на-Дону" (исполнитель) и Федеральным государственным казенным учреждением "Управление Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии Российской Федерации" (заказчик) заключен договор на оказание медицинских услуг военнослужащим Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России от мая 2016 г.
Договор N б/н от мая 2016 г. предусматривает оказание медицинских услуг военнослужащим ВВ МВД и гражданам, призванным на военную службу (военнослужащим).
По условиям договора заказчик берет на себя обязательства оплачивать исполнителю затраты, связанные с оказанием услуг военнослужащим, а исполнитель обеспечивать оказание военнослужащим услуг надлежащего качества в соответствии со спецификацией, являющейся неотъемлемой частью договора (пункт 1.2. договора).
Услуги оказываются с 01.01.2016 г. до полного исполнения обязательств по договору, но не позднее 25.12.2016 г. (пункт 3.1. договора).
Исполнитель к счету на оплату оказанных услуг прилагает реестр с указанием Ф.И.О. пациента, наименование оказанной услуги, количество услуг, стоимости услуг (пункт 3.4. договора).
Цена договора составляет 99 500 руб. и включает в себя уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей (пункт 3.7. договора).
Неисполнение ответчиками обязанности по оплате оказанных услуг, предусмотренных договором, послужило основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд.
При подаче искового заявления истцом указано в качестве ответчика Федеральное государственное казенное учреждение "Управление Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии Российской Федерации". Суд первой инстанции по своей инициативе привлек в качестве соответчика Российскую Федерацию в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, отказал в удовлетворении исковых требований к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии Российской Федерации", ссылаясь на письмо от 20.04.2016 N 02-05-12/22808, которым установлен перечень главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, где Приказом Минфина России от 12.10.2016 N 180н введена Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
Судебная коллегия апелляционного суда приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований и взыскания суммы долга с ФГКУ "Управление Южного округа войск национальной гвардии РФ", руководствуясь следующими обстоятельствами.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" утверждены Правила возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил при оказании медицинской помощи по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 Правил, и направляет их для подписания и оплаты в территориальный орган федерального органа исполнительной власти.
Судом установлено, что в период 2015 - 2017 года больницей оказаны услуги военнослужащим на сумму 209 210,13 руб.
В обоснование заявленных требований больница представила в материалы дела эпикризы, счета, акты по каждому военнослужащему.
Возражений по факту оказания услуг и претензий по их качеству учреждение не заявляло, о необходимости приостановить оказание услуг больнице не сообщало.
Судом установлено, что оказанные больницей медицинские услуги являлись неотложной медицинской помощью, которой в силу статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" признается помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
Поскольку в материалы дела представлены надлежащие доказательства оказания услуг и не представлены доказательства их оплаты, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 779, 781 ГК РФ, признает заявленные больницей требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод ответчика о том, что заявленные к взысканию денежные средства являются стоимостью услуг оказанных сверх установленной в договоре цены и в отсутствие государственного контракта, не может служить основанием для отказа в иске по настоящему делу.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2015 N 308-ЭС14-2538 по делу N А77-602/2013, при оценке взаимоотношений участников данных правоотношений надлежит исследовать направленность деятельности подрядчика в спорном периоде на защиту охраняемых законом публичных интересов, длительность и регулярный характер договорных отношений, отсутствие претензий со стороны заказчика относительно объема и качества выполненных работ.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что при оказании услуг истец действовал в интересах ответчика, который направлял военнослужащих на лечение.
Оказание истцом спорных услуг было направлено на реализацию гарантированного частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждому права на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии с указанной нормой медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Отказ истца в оказании медицинской помощи военнослужащим, направленным ответчиком, нарушал бы указанную конституционную норму.
Оказание медицинской помощи не может быть отложено до заключения сторонами в установленном порядке соответствующего государственного контракта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что деятельность больницы по оказанию медицинской помощи военнослужащим в отсутствие государственного контракта на сумму, превышающую 100 000 руб., была направлена на защиту охраняемых законом публичных интересов.
Отношения сторон носили длящийся и регулярный характер.
Из материалов дела не следует, что при оказании медицинских услуг по направлениям ответчика истец намеревался причинить вред ответчику либо злоупотреблял правом в других формах.
С учетом специфики оказываемых услуг в данном случае установление предельной суммы контракта не может служить основанием для отказа в выплате стоимости услуг, поскольку ответчик продолжал направлять военнослужащих на лечение (определение Верховного суда Российской Федерации от 21.01.2015 по делу N 308-ЭС14-2538).
Аналогичная правовая позиция изложена, в частности, в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.01.2018 по делу N А53-3760/2017.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации N 345 от 29.07.2017 "О совершенствовании системы управления Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" Северо-Кавказский округ войск национальной гвардии Российской Федерации в результате реформирования переименован в Южный округ войск национальной гвардии, что подтверждается листом записи Единого государственного реестра юридических лиц (т. 3, л.д. 50-51).
При таких обстоятельствах заявленные истцом требования в размере 209 210, 13 руб. признаются апелляционным судом обоснованными и подлежащими взысканию с Федерального государственного казенного учреждения "Управление Южного округа войск национальной гвардии Российской Федерации".
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации ввиду следующего.
В соответствии с Указом Президента РФ N 157 от 05.04.2016 "Вопросы федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" внутренние войска МВД РФ преобразованы в войска национальной гвардии РФ. Пункт 18 данного Указа Президента РФ установил, что осуществлять медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение лиц, проходящих военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, а также членов их семей в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (в случае отсутствия по месту прохождения военной службы (службы) медицинских организаций войск национальной гвардии Российской Федерации) за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации на эти цели.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Кодексом. Ведомственная структура расходов бюджета - это распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В спорном обязательстве заказчиком является ФГКУ "Управление Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии Российской Федерации" (с учетом изменения наименования - ФГКУ "Управление Южного округа войск национальной гвардии Российской Федерации"), исполнителем - МБУ здравоохранения "Городская больница N 1 им. Н.А. Семашко города Ростова-на-Дону".
Согласно части 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации стороной в договоре не является, иск о субсидиарной ответственности не предъявлялся, ответчик Федеральное государственное казенное учреждение "Управление Южного округа войск национальной гвардии Российской Федерации" (ОГРН 1026103731940, ИНН 6165053693) имеет статус юридического лица и, будучи стороной в договоре, должен самостоятельно исполнять обязательства.
Таким образом, в иске к Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации надлежит отказать.
При изложенных обстоятельствах решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований и взыскании с ФГКУ "Управление Южного округа войск национальной гвардии Российской Федерации" и отказе в иске к Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.10.2017 по делу N А53-16933/2017 отменить.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Управление Южного округа войск национальной гвардии Российской Федерации" (ОГРН 1026103731940, ИНН 6165053693) в пользу Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 1 им. Н.А. Семашко города Ростова-на-Дону" (ОГРН 1026103728782, ИНН 6165025382) задолженность в размере 209 210, 13 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 7 184 руб.
В удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.