город Омск |
|
12 марта 2018 г. |
Дело N А75-9194/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Грязниковой А.С., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-530/2018) общества с ограниченной ответственностью "Омич" на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.12.2017 о повороте исполнения судебного акта, вынесенное в рамках дела N А75-9194/2015 (судья Голубева Е.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омич"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
о признании недействительным решения от 30.04.2015 N 09/2015,
при участии в деле в качестве заинтересованного лица, - Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Омич" - Валицкая Е.А. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 14 от 15.12.2017 сроком действия до 31.12.2018);
от иных лиц, участвующих в деле - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Омич" (далее по тексту - общество, заявитель, ООО "Омич") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - инспекция, налоговый орган, МИФНС России N 1 по ХМАО-Югре) о признании недействительным решения от 30.04.2015 N 09/2015.
Определением суда к участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - Управление, УФНС России по ХМАО-Югре).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 03.06.2016, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2016 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.02.2017, заявленное обществом требование удовлетворено частично: решение инспекции от 30.04.2015 N 09/2015 признано недействительным в части доначисления налога на добавленную стоимость (НДС) в сумме 1 316 250 руб., взыскания штрафа, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), в размере, превышающем 115 512 руб. 50 коп.; в удовлетворении остальной части требования отказано.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2017 N 304-КГ17-8592 в передаче кассационной жалобы инспекции для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
В дальнейшем общество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о разъяснении решения от 03.06.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по настоящему делу.
Определением от 28.11.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заявление удовлетворено. Суд разъяснил, что решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.06.2016 по делу N А75-9194/2015 признано незаконным решение инспекции от 30.04.2015 N 09/2015 в части доначисления НДС в сумме 1 316 250 руб. (в том числе начисления соответствующих сумм пени и штрафных санкций на указанную сумму), а также в части наложения штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере, превышающем 115 512 руб. 50 коп.".
15.12.2016 общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате суммы пени в размере 366 305 руб. и суммы штрафа в размере 199 945 руб., размер которых отражен в оспоренном решении инспекции. Решением налогового органа от 23.12.2016 N 11781 сумма штрафа в размере 199 945 руб. возвращена налогоплательщику. Решением инспекции от 23.12.2016 N 11780 налогоплательщику также возвращена сумма пени в размере 366 305 руб.
При этом постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2017 определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.11.2016 по настоящему делу отменено, в удовлетворении заявления общества о разъяснении судебного акта по делу N А75-9194/2015 отказано. Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.05.2017 постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2017 оставлено без изменения. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2017 N 304-КГ17-8592 в передаче кассационной жалобы общества на постановления судов апелляционной и кассационной инстанции для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
С учетом изложенного 13.11.2017 в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры поступило заявление инспекции о повороте исполнения определения суда от 28.11.2016, мотивированное тем, что по заявлению общества после принятия определения суда от 28.11.2016 налогоплательщику соответствующими решениями налогового органа были возвращены пени и штраф в общей сумме 566 250 руб.
Определением суда первой инстанции от 01.12.2016 заявление МИФНС России N 1 по ХМАО-Югре удовлетворено: судом определено произвести поворот исполнения определения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.11.2016 по делу А75-9194/2015 о разъяснении судебного акта путем возврата ООО "Омич" в доход соответствующего бюджета денежных средств в общей сумме 566 250 руб., в том числе суммы штрафа в размере 199 945 руб., возвращенного обществу по решению инспекции от 23.12.2016 N 11781, и суммы пени в размере 366 305 руб., возвращенной обществу по решению налогового органа от 23.12.2016 N 11780.
Не согласившись с указанным определением, ООО "Омич" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции о повороте исполнения судебного акта отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления налогового органа отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что при обращении ООО "Омич" с требованиями по настоящему делу общество просило признать решение инспекции от 30.04.2015 N 09/2015 недействительным в полном объеме, в том числе в части штрафных санкций и начисленных пеней.
При этом, по мнению заявителя, отмена в последующем определения суда первой инстанции от 28.11.2016, которым по заявлению налогоплательщика ранее вынесенное решение суда первой инстанции было разъяснено в части признания недействительным оспариваемого решения налогового органа и по начисленным штрафу, пени, в рассматриваемом случае не имеет правового значения, поскольку означенные штраф и пени не подлежат возврату в силу закона. Податель жалобы отмечает, что признавая недействительным решение инспекции от 30.04.2015 N 09/2015, суд первой инстанции исходил из того, что на стороне налогоплательщика отсутствует вмененная налоговым органом заявителю недоплата НДС, соответственно, по мнению ООО "Омич", начисление пени и штрафа вследствие неуплаты такого НДС также незаконно. В этой связи необоснованным, как полагает заявитель, является возложение на налогоплательщика обязанности по возврату означенных пени и штрафа.
Кроме того, как указывает общество, налоговый орган добровольно до вступления в силу определения суда первой инстанции от 28.11.2016 о разъяснении судебного акта возвратил ООО "Омич" пени и штраф в общей сумме 566 250 руб. решениями от 23.12.2016 N 11781 и от 23.12.2016 N 11780, что свидетельствует о том, что инспекция согласилась с решением суда первой инстанции, фактически признала, что по настоящему делу оспариваемое решение МИФНС России N 1 по ХМАО-Югре признано незаконным в полном объеме.
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве налоговый орган просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Управления поступили дополнения к отзыву, которые судом апелляционной инстанции, с учетом позиции представителя заявителя, приобщены к материалам дела.
От налогового органа и Управления поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, которые судом апелляционной инстанции удовлетворены, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проведено в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Омич" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил определение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, дополнения к отзыву, заслушав представителя общества, проверив законность обжалуемого определения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.
Предусмотренный в статье 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поворот исполнения судебного акта позволяет восстановить права ответчика, которые были нарушены в результате исполнения судебного акта, впоследствии отмененного судом вышестоящей инстанции.
В соответствии с пунктом 5 статьи 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции выдает исполнительный лист на возврат взысканных денежных средств, имущества или его стоимости по заявлению организации, гражданина. К заявлению прилагается документ, подтверждающий исполнение ранее принятого судебного акта.
Таким образом, в силу вышеизложенных положений норм права для поворота исполнения судебного акта необходимо установить совокупность обстоятельств: отмена ранее вынесенного судебного акта; вступление в законную силу нового судебного акта; отмененный судебный акт должен быть исполнен, и в суд должны быть представлены доказательства его исполнения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 15.12.2016 вследствие вынесения судом первой инстанции по настоящему делу определения от 28.11.2016 о разъяснении судебного акта общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате суммы пени в размере 366 305 руб. и суммы штрафа в размере 199 945 руб., размер которых отражен в оспоренном решении налогового органа.
Решениями инспекции от 23.12.2016 N 11780 и от 23.12.2016 N 1178 суммы означенных выше пени в и штрафа возвращены налогоплательщику.
Указанные факты сторонами не оспариваются.
Между тем, ввиду того, что определение суда от 28.11.2016 о разъяснении судебного акта отменено судами вышестоящих инстанций, принимая во внимание, что судебный акт, которым отменено определение о разъяснении решения суда первой инстанции по настоящему делу, вступил в законную силу (постановления апелляционной инстанции от 14.03.2017 и кассационной инстанции от 29.05.2017 по настоящему делу), учитывая, что отмененный судебный акт исполнен налоговым органом (решения инспекции от 23.12.2016 N 11781 и N 11780), суд первой инстанции обоснованно заключил о наличии совокупности обстоятельств, предусмотренных законом, для поворота исполнения судебного акта - определения от 28.11.2016.
Доводы подателя жалобы об ошибочности позиции суда первой инстанции со ссылками на то, что обращаясь в арбитражный суд, общество просило признать с решение налогового органа от 30.04.2015 N 09/2015 незаконным в полном объеме, в том числе в части начисленных пени и штрафа, судом апелляционной инстанции не принимаются как не имеющие правового значения, поскольку в решении суда первой инстанции по настоящему делу от 03.06.2016, вступившим в законную силу, не сделаны выводы о незаконности решения инспекции от 30.04.2015 N 09/2015 в части начисления указанной суммы пени и штрафов.
Изложенное также подтверждено судами апелляционной и кассационной инстанций в постановлениях от 14.03.2017 и от 29.05.2017 по настоящему делу, в которых разъяснено, что обстоятельства начисления соответствующих сумм пени и штрафных санкций по эпизоду доначисления НДС в сумме 1 316 250 руб. оспоренным в рамках настоящего дела решением налогового органа не указаны в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда первой инстанции по настоящему делу, более того, они не устанавливались судом первой инстанции при рассмотрении спора по существу, доводы сторон и доказательства по данному вопросу не исследовались и им не была дана оценка.
Таким образом, ввиду того, что решением суда первой инстанции по настоящему делу решение инспекции в означенной части - в части оспариваемых заявителем пени и штрафа фактически рассмотрено не было, постольку основания для возврата налоговым органом данных пени и штрафа отсутствовали.
Указания ООО "Омич" на то, что спорные суммы были добровольны возвращены инспекцией заявителю до вступления в законную силу определения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28.11.2016 по делу N А75-9194/2015 о разъяснении судебного акта, судом апелляционной инстанции отклоняются, т.к. в данном случае возврат означенных сумм МИФНС России N 1 по ХМАО-Югре соответствующими решениями обусловлен принятием налоговым органом мер по исполнению вынесенного судебного акта. При этом действующим арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено запрета на исполнение такого судебного акта до его вступления в силу, равно как и того, что фактическое исполнение судебного акта свидетельствует о признании стороной обстоятельств, в нем установленных. Изложенное свидетельствует лишь о соблюдении налоговым органом процессуального закона, при условии, что материалами дела подтверждается, что наряду с исполнением определения суда от 28.11.2016 налоговым органом были приняты меры по его обжалованию в вышестоящие судебные инстанции.
В силу изложенного ввиду установления обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для поворота исполнения определения суда первой инстанции от 28.11.2016 по делу N А75-9194/2015, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование МИФНС России N 1 по ХМАО-Югре по повороту исполнения обозначенного судебного акта.
В этой связи суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены определения суда первой инстанции. Нормы материального и процессуального права судом первой инстанции при разрешении вопроса применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. В связи с этим апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на определения арбитражного суда о повороте исполнения судебного акта государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.12.2017 о повороте исполнения судебного акта, вынесенное в рамках дела N А75-9194/2015, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-9194/2015
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 февраля 2017 г. N Ф04-28001/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Омич"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по ХМАО - Югре, Межрайонная ИФНС N 1 по ХМАО - Югре
Третье лицо: судебный пристав-исполнитель Файзуллина А. С. отдела судебных прситавов по г. Ханты-Мансийску и Ханты-Мансийскому району УФССП по ХМАО - Югре, Муниципальное водоканализационное предприятие муниципального образования г. Ханты-Мансийск, УФНС
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-530/18
13.09.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10549/17
13.09.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10548/17
29.05.2017 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-28001/15
14.03.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-791/17
20.02.2017 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-28001/15
26.10.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8982/16
03.06.2016 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-9194/15
18.12.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-28001/15
21.10.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10612/15
01.10.2015 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-9194/15