г. Самара |
|
28 марта 2018 г. |
Дело N А65-32504/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В. и Кувшинова В.Е.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от публичного акционерного общества "Камаз" - не явился, извещен,
от Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Камаз" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.02.2018 по делу N А65-32504/2017 (судья Мазитов А.Н.)
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Татарстан,
к публичному акционерному обществу "Камаз",
о привлечении к административной ответственности в виде штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РТ обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к публичному акционерному обществу "Камаз" о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.02.2018 г. заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе публичное акционерное общество "Камаз" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступили возражения Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Татарстан на апелляционную жалобу, в котором он просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 29 сентября 2017 года заявителем на основании приказа Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по РТ N 152 от 04.09.2017 г. была проведена проверка в медицинском пункте Ремонтно-инструментального завода ПАО "КАМАЗ" по адресу: г. Набережные Челны, Промкомзона.
В ходе проверки установлено, что ПАО "КАМАЗ" осуществляет медицинскую деятельность с предпринимательской целью без специального разрешения (лицензии), а именно:
ПАО "КАМАЗ" по адресу: г. Набережные Челны, Промкомзона ОАО "КАМАЗ" в медицинском пункте Ремонтно-инструментального завода оказывается медицинская деятельность по вакцинации, функциональной диагностике, общей врачебной практике без специального разрешения (лицензии) по видам работ (услуг):
1) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по вакцинации (проведению профилактических прививок); функциональной диагностике;
2) при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по общей врачебной практике (семейной медицине).
Осуществление медицинской деятельности при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по вакцинации (проведению профилактических прививок); функциональной диагностике, общей врачебной практике по указанному адресу подтверждается следующим.
Представлен журнал учета вакцинации гриппа, журнал учета бакпрепаратов по использованию анатоксина столбнячного, лекарственных препаратов для проведения прививок гриппол, АДС-м, против кори, клещевого энцефалита, гепатита. Представлены должностные инструкции фельдшеров Эсуевой М.А., Хафизовой Р.К., Гимазутдиновой А.М., Шатуновой А.Т., Кисловой Л.Н., в которых им вменено проведение профилактических прививок. Представлены карты профилактических прививок пациентов.
В медицинском пункте РИЗ ПАО "КАМАЗ" имеется аппарат ЭКГ, который находится в кабинете врача, что подтверждается балансовой ведомостью учреждения от 07.09.2017 года, а также договором на техническое обслуживание медтехники N 1569/57/50-17 от 20.02.2017. Представлен Журнал учета проведения ЭКГ исследований здравпункта РИЗ ПАО "КАМАЗ", в котором имеются записи о проведенных медицинских услугах в 2016 - 2017 гг. По информации администрации здравпункта РИЗ ПАО "КАМАЗ" ЭКГ снимает ЭсуеваМ.А., не имеющая обучение по функциональной диагностике. В медицинских картах амбулаторного больного (Аминова Ф.М., Ямалов А.М.) имеются записи, свидетельствующие о назначении ЭКГ исследования в экстренном порядке, а также снятые электрокардиограммы с ее расшифровкой. 01 Осуществление медицинской деятельности при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: общей врачебной практике (семейной медицине) подтверждается следующим.
В штатном расписании имеется врач общей практики, трудовым договором N 2676 от 04.07.2016 на должность врача общей практики принята врач Нуреева Д.Н. (распоряжение руководителя N 720-х от 04.07.2016), имеющая сертификат "Общая врачебная практика". В медицинских картах амбулаторного пациента имеются записи приема врачом общей практики Нуреевой Д.Н.
Таким образом, в нарушение Федерального закона N 99-ФЗ от 22.04.11 "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Положения о лицензировании медицинской деятельности (за "исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 291, пп. 4. п.2 Требований к организации работ (услуг) при "оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказание медицинской помощи при санаторно-курортном лечении при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарных противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращение донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом МЗРФ от 11.03.2013 N 121н ПАО "КАМАЗ" по адресу: г. Набережные Челны, Промкомзона ОАО КАМАЗ осуществляет медицинскую деятельность по видам работ (услуг): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: вакцинации (проведению профилактических прививок), функциональной диагностике; при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: общей врачебной практике (семейной медицине) без специального разрешения (лицензии).
По факту выявленных правонарушений 29.09.2017 был составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого заявитель обратился в суд с настоящим заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законом установлена ответственность.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования медицинской деятельности определен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 3 этого Положения о лицензировании медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Согласно приложению к Положению о лицензировании в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены в том числе работы (услуги) по функциональной диагностике, вакцинации (проведению профилактических прививок), общей врачебной практике (семейной медицине).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N 121н утверждены Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (далее - Требования).
Согласно подпункту 1 пункта 2 Требований при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях организуются и выполняются работы (услуги), в том числе функциональная диагностика и вакцинация (проведение профилактических прививок).
Согласно подпункту 2 пункта 2 Требований при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях организуются и выполняются работы (услуги), в том числе по общей врачебной практике (семейной медицине).
Из содержания приведенных норм следует, что лицензированию подлежит медицинская деятельность, включая осуществление конкретных видов деятельности, в том числе работы (услуги) по функциональной диагностике, вакцинации (проведению профилактических прививок), общей врачебной практике (семейной медицине), которые указываются в соответствующей лицензии.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, медицинскими журналами, медицинскими картами амбулаторных больных, должностными инструкциями, распоряжениями, дипломами, удостоверениями, штатным расписанием подтверждается факт осуществления ответчиком медицинской деятельности, а именно оказание услуг по оказанию первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по вакцинации (проведению профилактических прививок), и функциональной диагностике; по оказанию первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по общей врачебной практике (семейной медицине) в отсутствие специального разрешения - лицензии на осуществление такой деятельности.
Процедура привлечения ответчика к административной ответственности заявителем соблюдена.
Довод ответчика о применении трехмесячного срока давности по ст. 4.5 КоАП РФ судом первой инстанции обоснованно отклонен.
Поскольку допущенное обществом правонарушение является нарушением в сфере охраны здоровья граждан, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного нарушения в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год и он не истек на момент рассмотрения дела в суде.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункты 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Следовательно, пренебрежительное отношение к обязанностям, установленным законодательством о защите прав потребителей и лицензировании отдельных видов деятельности, посягает на жизнь и здоровье человека, нарушает право пациента на оказание качественной и доступной медицинской помощи.
С учетом установленных фактических обстоятельств совершения правонарушения и степени его общественной опасности, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что в действиях ответчика признаков малозначительности административного правонарушения не имеется.
Поскольку, факт правонарушения, совершенного ответчиком, подтвержден материалами дела, принимая во внимание непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в действиях ПАО "КАМАЗ" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в связи с чем правомерно посчитал возможным назначить минимальный размер штрафа, установленный санкцией ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, требования заявителя судом первой инстанции были обоснованно удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 февраля 2018 года по делу N А65-32504/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-32504/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 июля 2018 г. N Ф06-34163/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Татарстан, г.Казань
Ответчик: ПАО "КАМАЗ", г.Набережные Челны