город Ростов-на-Дону |
|
05 апреля 2018 г. |
дело N А32-37422/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Глазуновой И.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Комиссаровым Д.Г.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2017 по делу N А32-37422/2017
по иску публичного акционерного общества "Кубаньэнерго"
(ОГРН 1022301427268; ИНН 2309001660)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330)
при участии третьих лиц: Администрации города Сочи ; Администрации муниципального образования Туапсинский район; Администрации Шепсинского сельского поселения Туапсинского района; Департамента имущественных отношений Краснодарского края; открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз"; муниципального бюджетного учреждения здравоохранения города Сочи "Городская поликлиника N 2"; открытого акционерного общества "Автогрузсервис",
о признании права собственности, принятое судьей и Ермоловой Н.А.,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани (далее - истец, общество) обратилось Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - ответчик, управление) о признании права собственности на шесть зданий трансформаторных подстанций.
Исковые требования мотивированы тем, что на территории города Сочи и Туапсинского района Краснодарского края расположены здания трансформаторной подстанции, здание распределительного пункта, принадлежащие истцу в результате приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго". Сведения о спорных зданиях трансформаторной подстанции, распределительного пункта в план приватизации не включены, поскольку до 1992 года трансформаторные подстанции и распределительные пункты напряжением 10/6/0,4 кВ числились в балансе в графе "Оборудование". В пообъектной расшифровке оборудования и машин в акте оценки основных средств приведена расшифровка, согласно которой спорные объекты перешли истцу в порядке приватизации. Ввиду отсутствия сформированного земельного участка под объектами, а также должной индивидуализации (площадь, кадастровый номер) объектов ПАО "Кубаньэнерго" лишено возможности зарегистрировать право собственности во внесудебном порядке. Письмами Департамента имущественных отношений города Сочи, Управления имущественных отношений Администрации муниципального образования Туапсинский район, Администрации Шепсинского сельского поселения Туапсинского района, Администрация Небугского сельского поселения Туапсинского района подтверждается, что объекты не значатся в реестре муниципальной собственности. Отнесение спорных объектов к недвижимому имуществу подтверждается справками кадастрового инженера.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Сочи; Администрация муниципального образования Туапсинский район; Администрация Шепсинского сельского поселения Туапсинского района; Департамент имущественных отношений Краснодарского края; открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз"; муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения города Сочи "Городская поликлиника N 2"; открытое акционерное общество "Автогрузсервис".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2017 признано право собственности общества на следующие объекты недвижимости:
- здание трансформаторной подстанции Т-107, кадастровый номер 23:33:1405007:2720, площадью 37,5 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, поселок Шепси, ул. Садовая, 20;
- здание распределительного пункта 44, кадастровый номер 23:33:0108003:464, площадью 67,0 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, о/к "Нефтяник Сибири";
- здание трансформаторной подстанции 75, кадастровый номер 23:49:0302027:1079, площадью 32,9 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Курортный проспект, 94;
- здание трансформаторной подстанции РП Л-39, кадастровый номер 23:49:0109028:5390, площадью 68,7 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, поселок Лазаревский, ул. Калараш, 172;
- здание трансформаторной подстанции А-79, кадастровый номер 23:49:0402028:2309, площадью 25,5 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Ульянова, д. 68, строение 1;
- здание трансформаторной подстанции А-183, кадастровый номер 23:49:0402015:1522, площадью 22,2 кв. м, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Кирпичная, строение 11.
Решение мотивировано тем, что право собственности правопредшественника ПАО "Кубаньэнерго" возникло в результате приватизации, подстанции были построены в период до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации и входили в производственный комплекс правопредшественника истца.
Приватизация энергетического оборудования госпредприятия "Краснодарэнерго" предполагала передачу соответствующего оборудования в собственность акционерного общества в том виде, как оно фактически было смонтировано и эксплуатировалось на момент приватизации, то есть в составе тех капитальных объектов, которые были возведены для стационарного размещения и безопасной и стабильной эксплуатации энергетического оборудования.
Управление не доказало наличие между ним и ПАО "Кубаньэнерго" арендных отношений по эксплуатации зданий трансформаторных подстанций (заключение арендных соглашений, внесение платы за пользование зданиями), а также того, что спорные здания подстанций не подлежали приватизации или были включены в перечень имущества, не подлежащего приватизации.
Само по себе нахождение зданий трансформаторных подстанций на территории земельных участков, которые не принадлежат ПАО "Кубаньэнерго" на праве собственности или на праве аренды, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ПАО "Кубаньэнерго" в отношении таких подстанций.
Суд указал, что поскольку решение по настоящему делу подтверждает ранее возникшее, уже существующее право собственности, но не порождает это право вновь (как в случае с признанием права собственности на объект самовольного строительства), права собственников и арендаторов земельных участков, на которых расположены здания подстанций, таким признанием права собственности не затрагиваются и не ущемляются. В противном случае ПАО "Кубаньэнерго" будет фактически лишено права собственности на объекты, перешедшие к нему в результате приватизации государственного предприятия энергоснабжения.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2017 по делу N А32-37422/2017 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в рассматриваемом деле собственником спорных объектов Российская Федерация не является, также указанные объекты не значатся в реестре федерального имущества. Кроме того собственниками земельных участков на которых расположены спорные объекты являются третьи лица. При таких обстоятельствах управление не оспаривает право собственности ПАО "Кубаньэнерго" на указанные здания трансформаторных подстанций, а также не нарушает права ПАО "Кубаньэнерго". Ввиду отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правообладателях на указанные здания трансформаторных подстанций, муниципальное образование имеет правовую возможность претендовать на указанные здания в силу Постановления от 27.12.1991 N 3020-1. Также право муниципальных образований претендовать на указанные здания трансформаторных подстанций предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 50, п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 131). Поскольку Российская Федерация не оспаривает право собственности на указанные здания трансформаторных подстанций, а также в силу закона лишено возможности претендовать на здания трансформаторных подстанций, Межрегиональное территориальное управление в настоящем споре является ненадлежащим ответчиком.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2017 по делу N А32-37422/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец также ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А32-45047/2015, в соответствии с планом приватизации Производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" государственное предприятие "Краснодарэнерго" относилось к федеральной собственности.
План приватизации Краснодарэнерго, зарегистрированный 01.02.1993 Департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и учтенный Фондом государственного имущества Краснодарского края, содержит сведения о включении объектов имущества - ЛЭП и подстанций 35 кВ и выше, а также ЛЭП 0,4 кВ.
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани образовано в связи с приведением в соответствие с Федеральным законом "Об акционерных обществах" учредительных документов акционерного общества открытого типа "Энергетики и электрификации Кубани", являющегося правопреемником Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
Между тем, спорные объекты (здания, в которых расположены трансформаторные подстанции), не были включены в план приватизации Краснодарэнерго, их пообъектная расшифровка к плану приватизации не приложена.
Управлением не оспаривается использование спорных зданий трансформаторных подстанций и распределительного пункта истцом и нахождение их во владении истца в период после приватизации государственного предприятия "Краснодарэнерго".
Сообщениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 08.11.2016 N 23/001/851/2016-8081, от 18.11.2016 N 23/001/858/2016-2362, от 25.11.2016 N 23/001/858/2016-2380, от 15.12.2016 N 23/001/858/2016-5229, от 28.11.2016 NN 23/001/858/2016-2382, 23/001/858/2016-2386, ПАО "Кубаньэнерго" отказано в государственной регистрации.
Истцом в материалы дела представлены сообщения Департамента имущественных отношений города Сочи от 26.08.2016 N N 21994/0205-17-17, 21994/0205-17-11, 21994/0205-17-15, от 13.10.2016 N 27585/0205-17-30, сообщение управления имущественных отношений администрации муниципального образования Туапсинский район от 18.05.2017 N 914/03.1, сообщение администрации Небугского сельского поселения Туапсинского района от 31.05.2017 N 1287, сообщение администрации Шепсинского сельского поселения Туапсинского района от 26.05.2017 N 1362/17, о том, что спорные объекты в реестрах муниципальной собственности соответствуюшего городского округа/района/сельского поселения, не значатся, а также сообщение Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 02.06.2017 N 52-17074/17-21-19, о том, что спорные объекты в реестре краевой собственности не значатся.
В соответствии с представленными в материалы дела справками кадастрового инженера от 09.06.2017 N N 01/090617, 02/090617, 03/090617, 04/090617, 05/090617, 06/090617, спорные объекты обладают признаками капитальности, представляют собой кирпичные здания, имеющие в основе бетонный ленточный фундамент.
Как установлено кадастровым инженером, здание трансформаторной подстанции Т-107 расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 23:33:1405007:2388, здание распределительного пункта 44 расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 23:33:0108003:3, здание трансформаторной подстанции 75 расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302027:11, здание трансформаторной подстанции РП Л-39 расположено в границах кадастрового квартала 23:49:0109028, здание трансформаторной подстанции А-79 расположено в границах кадастрового квартала 23:49:0402028, а также частично в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402028:88, здание трансформаторной подстанции А-183 расположено в границах кадастрового квартала 23:49:0402015, а также частично в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402015:1033.
Согласно онлайн сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402015:1033 имеет статус аннулированный.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты, здание трансформаторной подстанции А-183 расположено частично в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402015:5.
В соответствии с представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, полученной 09.06.2017, земельный участок с кадастровым номером 23:33:1405007:2388 находится в собственности Шепсинского сельского поселения Туапсинского района, администрация которого привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
В соответствии с представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, полученной 09.06.2017 года, земельный участок с кадастровым номером 23:33:0108003:3 находится в собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, от имени которого постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345 наделен функциями по осуществлению в установленном порядке управления и распоряжения имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, и предоставлен в аренду ОАО "Сургутнефтегаз", привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.
В соответствии с представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, полученной 09.06.2017, права в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302027:11 не зарегистрированы (не разграниченная собственность).
В соответствии с представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, полученной 09.06.2017, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402028:88 находится в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, и предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МБУЗ г. Сочи "Городская поликлиника N 2", привлеченному к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
В соответствии с представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, полученной 09.06.2017, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402015:5 находится в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, и предоставлен в аренду ОАО "Автогрузсервис", привлеченному к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Из представленных в материалы дела Постановления главы города Сочи N 192 от 11.02.2004 и Постановления администрации города Сочи N 220/1 от 16.03.1995 следует, что АО "Кубаньэнерго" Сочинские электрические сети (ныне ПАО "Кубаньэнерго") были предоставлены земли в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 09.06.2017 N 99/2017/19937796, техническому паспорту, представленным истцом в материалы дела, здание трансформаторной подстанции Т-107 было построено в 1974 году.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 09.06.2017 N 99/2017/19937818, техническому паспорту, представленным истцом в материалы дела, здание распределительного пункта 44 было построено в 1979 году.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 09.06.2017 N 99/2017/19937817, техническому паспорту, представленным истцом в материалы дела, здание трансформаторной подстанции 75 было построено в 1977 году.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 09.06.2017 N 99/2017/19937819, техническому паспорту, представленным истцом в материалы дела, здание трансформаторной подстанции РП Л-39 было построено в 1978 году.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 09.06.2017 N 99/2017/19937815, техническому паспорту, представленным истцом в материалы дела, здание трансформаторной подстанции А-79 было построено в 1965 году.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 09.06.2017 N 99/2017/19937816, техническому паспорту, представленным истцом в материалы дела, здание трансформаторной подстанции А-183 было построено в 1968 году.
Период строительства спорных зданий управлением не оспаривается.
В соответствии с представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 09.06.2017 N N 99/2017/19937796, 99/2017/19937818, 99/2017/19937817, 99/2017/19937819, 99/2017/19937815, 99/2017/19937816, сведения, необходимые для заполнения раздела 2, отсутствуют, что означает, что права в отношении указанного объекта не зарегистрированы.
В материалы дела приобщена Расшифровка объектов социально-бытового и социально культурного назначения по состоянию на 01.07.1992, остающихся в гос. собственности (приложение N 9 к плану приватизации), которая не содержит спорных объектов.
Кроме того, в материалы дела приобщены справки о балансовой принадлежности в отношении спорных объектов, подтверждающие их нахождение на балансовом учете истца в настоящее время.
Из представленных в материалы дела доказательств (в том числе фотографий спорных объектов, не оспоренных ответчиком) следует, что трансформаторные подстанции, распределительный пункт, указанные в иске, состоят из трансформатора, распределительного устройства, устройства управления, которые не могут использоваться без защиты от воздействий внешней среды, и здания. Объект недвижимого имущества (здание) и оборудование в нем образуют в данном случае единое целое, изначально, с момента создания объекта - трансформаторной подстанции, распределительного пункта, предназначено для преобразования электрической энергии и передачи ее на расстояние по линиям электропередачи.
Судом установлено, что согласно акту оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, утвержденному 26.04.2001 заместителем председателя Комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края, а также представленным в материалы дела техническим паспортам (с учетом пояснений кадастрового инженера от 08.06.2017 N N 01/080617, 02/080617, 03/080617, справок о присвоении регистрационного адреса от 07.08.2010 N 4518, от 14.07.2010 N 4278), спорные здания трансформаторной подстанции, распределительного пункта входили в состав имущества Производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" (правопредшественника истца) на момент приватизации.
В порядке урегулирования спора ПАО "Кубаньэнерго" обратилось в Межрегиональное территориальное управление Росимущества по Краснодарскому краю и республике Адыгея с претензией от 03.05.2017 N КЭ/009/1162 о внесении изменений в акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, путем его дополнения сведениями о площади, кадастровом номере и актуальном адресном ориентире в отношении спорных зданий трансформаторной подстанции, распределительного пункта согласно пункту 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости основных объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных предприятий в РСФСР".
В ответе от 16.05.2017 N 05/6231 Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае и республике Адыгея сообщило о том, что оно не правомочно вносить изменения или дополнения в акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 и рекомендовало обратиться заявителю с исковым заявлением в суд.
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани указывает, что, полагая себя собственником спорного объекта, истец лишен возможности зарегистрировать право собственности на объект недвижимости - здания закрытых трансформаторных подстанций в административном порядке.
Истец, отмечая, что здание подстанции не выбывало из его владения и непрерывно использовалось в основной хозяйственной деятельности, обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением о признании права собственности на спорные здания трансформаторных подстанций.
В соответствии с абзацем 5 пункта 11 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится, как универсальный правопреемник, собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
План приватизации Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" содержит сведения о включении объектов имущества ЛЭП и подстанций 35 кВ и выше, а также ЛЭП 0,4 кВ.
Сведения о спорных трансформаторных подстанциях и распределительном пункте в план приватизации не включены, поскольку до 1992 года трансформаторные подстанции напряжением 10/6/0,4 кВ числились в балансе в графе оборудование. В приложении N 3 акта оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств по состоянию на 01.07.1992 к плану приватизации пообъектная расшифровка оборудования и машин не дана ввиду того, что в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством она не требовалась.
Полагая себя собственником спорных объектов недвижимости, общество обратилось в суд с иском.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
На основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" активы предприятий относятся к объектам приватизации.
Порядок приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса определен указами Президента Российской Федерации от 15.08.1992 N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" и от 05.11.1992 N 1334 "О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества" в целях повышения эффективности функционирования Единой энергетической системы Российской Федерации в условиях приватизации государственной собственности и распространялся, в том числе и на Краснодарэнерго, входившее в состав предприятий ТЭК Российской Федерации.
Порядок определения состава приватизируемого имущества установлен пунктом 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости основных объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных предприятий в РСФСР", которым предусмотрено, что оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, по итогам инвентаризации должны быть отрегулированы выявленные в ходе ее проведения расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета и отчетности. На выявленное по результатам инвентаризации не учтенное по балансу имущество заводятся инвентарные карточки, делаются записи в соответствующих бухгалтерских документах, итоги оценки отражаются в соответствующих актах.
Согласно статье 27 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" состав и цена активов приватизируемого предприятия указывается в сделке приватизации. Составной частью сделки являются акты оценки имущества, в которых отражается состав приватизируемого имущества. При этом неправильное указание имущества в одном акте оценки вместо другого не может служить основанием для вывода о том, что это имущество не включено в состав приватизируемого. Если имеются бесспорные доказательства включения отдельных объектов движимого имущества в состав приватизируемого имущества, то эти объекты должны признаваться выкупленными в установленном порядке, даже если они в совокупности образуют недвижимость.
Суд установил, что согласно техническим паспортам и выпискам из ЕГРН спорные объекты построены в 1965-1979 годах, они не числятся в реестрах федерального имущества, государственной собственности Краснодарского края, муниципальной собственности соответствующего муниципального образования, не находятся в частной собственности физических и юридических лиц, что подтверждается соответствующими доказательствами.
Отнесение спорных объектов к объектам недвижимости подтверждается заключениями кадастрового инженера, фотоматериалом (стороны не оспаривают).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела письменные доказательства, установив, что у общества право собственности на спорные объекты возникло по основаниям, предусмотренным статьей 217 Кодекса, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований. При рассмотрении дел N А32-42817/2015, А32-15697/2011, А32-55523/2009 и А32-8172/2013 установлено, что преобразование Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" в общество осуществлялось в составе единого хозяйственного комплекса, все имущество, за исключением не подлежащего приватизации, было передано вновь созданному обществу. Суд отметил, что спорные объекты не вошли в состав имущества, которое не подлежало приватизации.
Аналогичная правовая позиция о правомерности исковых требований ПАО "Кубаньэнерго" о признании права собственности на здания трансформаторных подстанций получила подтверждение в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.02.2018 по делу N А32-37208/2016; от 20.07.2017 по делу N А32-45119/2015; от 09.06.2017 по делу N А32-45047/2015; от 09.06.2017 по делу N А32-29778/2016; от 08.02.2017 по делу N А32-46511/2015; от 13.10.2016 по делу N А32-42817/2015.
Отклоняя довод управления о том, что оно является ненадлежащим ответчиком, суд первой инстанции правомерно указал следующее.
Согласно пункту 1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 3 раздела IV приложения 1 к Постановлению к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности, относятся объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, в том числе Предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением вошедших в Приложение 3.
Согласно пункту 2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно абзацу 4 пункта 1 Приложения 3 к Постановлению к объектам муниципальной собственности относятся объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий).
Однако, пункт 3 раздела IV приложения 1 к Постановлению признан не соответствующим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 N 15-П в части отнесения к объектам исключительно федеральной собственности предприятий топливно-энергетического комплекса и предприятий и объектов электроэнергетики.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 N 15-П указано, что данный пункт не соответствует частям второй и третьей статьи 11.1, пункту "г" части первой статьи 84.11 Конституции Российской Федерации в редакции от 21 апреля 1992 года и Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации от 31.03.1992.
Однако, пунктом 1, 2 Указа Президента РФ от 15 августа 1992 г. N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" производственное объединение энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" учреждено в качестве дочернего акционерного общества Российского акционерного общества энергетики и электрификации.
Распоряжением Госкомимущества РФ от 25 декабря 1992 г. N 1233-р утвержден типовой план приватизации производственного объединения энергетики и электрификации, а также Типовой устав акционерного общества открытого типа, учреждаемого путем преобразования производственного объединения энергетики и электрификации.
Таким образом, орган Российской Федерации по управлению имуществом - орган, уполномоченный на распоряжения объектами инженерной инфраструктуры, в том числе в отношении спорных зданий закрытых трансформаторных подстанций и распределительного пункта, состоящих на балансе производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
В силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изменениями на 27.02.2003) объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунального бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", в том числе: сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий).
В соответствии с пунктом 3 Положения утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
План приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" содержит приложение N 9, в котором поименован перечень объектов, не подлежащих приватизации, остающихся в государственной собственности. Указанный перечень не содержит спорных объектов.
При рассмотрении дел N А32-15697/2011, N А32-55523/2009 и N А32-8172/2013 установлено, что преобразование Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" в ПАО "Кубаньэнерго" осуществлялось в составе единого хозяйственного комплекса, все имущество, за исключением не подлежащего приватизации, было передано вновь созданному обществу.
Кроме того, судом установлено, что в ходе рассмотрения требований ПАО "Кубаньэнерго" о признании права собственности на здания трансформаторных подстанций по аналогичным делам (N А32-29778/2016, N А32-45047/2015, N А32-29778/2016) судами первой, апелляционной и кассационной инстанций управление было признано в качестве надлежащего ответчика.
На основании вышеизложенного, довод о том, что управление является ненадлежащим ответчиком в рамках рассматриваемых требований обоснованно отклонен судом ввиду несостоятельности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем. Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2017 по делу N А32-37422/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37422/2017
Истец: ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ КУБАНИ, ПАО энергетики и электрификации Кубани ПАО "Кубаньэнерго"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СОЧИ - ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ СОЧИ, Администрация Шепсинского сельского поселения, АДМИНИСТРАЦИЯ ШЕПСИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТУАПСИНСКОГО РАЙОНА, Админитрация города Сочи - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город-курорт Сочи, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН, Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования-администрация муниципального образования Туапсинский район, Мбу здравоохранения г.Сочи "Городская поликлиника N2", МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА СОЧИ "ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА N2", ОАО "Автогрузсервис", ОАО "Сургутнефтегаз"