г. Челябинск |
|
09 апреля 2018 г. |
Дело N А07-26149/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.01.2018 по делу N А07-26149/2017 (судья Зиганшина Ю.С.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Башкирская медь" - Кошкарова И.В. (доверенность N 29/14/109/2017 от 01.01.2018), Зернова К.К. (доверенность N 29/14-115/2016 от 05.04.2018), Аминов Р.М. (доверенность N 29/14-94/2017);
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан - Елейник И.А. (доверенность N 1 от 09.01.2018), Ахметов Т.В. (доверенность N 2 от 09.01.2018).
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирская медь" (далее - заявитель, ООО "Башмедь", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее - Управление Росприроднадзора по РБ, управление) о признании незаконным решения от 06.06.2017 N 74-Н об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - НООЛР) в отношении опытно-промышленного участка "Дергамышский медно-кобальтовый карьер" (Россия, Республика Башкортостан, Хайбуллинский район), а также об обязании управление в течение 14 дней с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем утверждения НООЛР ООО "Башмедь" в отношении опытно-промышленного участка "Дергамышский медно-кобальтовый карьер" (Россия, Республика Башкортостан, Хайбуллинский район) на основании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), разработанного ООО "Башмедь" и направленно в адрес управления письмом от 27.05.2016 N 34/212.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.01.2018 (резолютивная часть решения объявлена 25.01.2018) требования заявителя удовлетворены, решение Управления Росприроднадзора по РБ от 06.06.2017 N 74-Н признано недействительным, управление обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Башмедь". Также с управления в пользу общества взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Управление Росприроднадзора по РБ, не согласившись с таким решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе управление приводит следующие доводы: в процессе деятельности ООО "Башмедь" образуются отходы пятого класса опасности - вскрышные породы (отнесение таких пород к отходам 5 класса опасности подтверждено вступившими в силу судебными актами судов четырех инстанций по делу N А07-23011/2016, являющимся преюдициальным для рассмотрения настоящего дела; в выкопировке из проектной документации Дергамышского месторождения складируемые отвалы обозначены как отходы 5 класса опасности; объекты, внесенные в Федеральный классификационный каталог отходов, не требуют подтверждения отнесения к классу опасности, и в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, скальные и рыхлые вскрышные породы отнесены к пятому классу опасности), однако, в разработанном обществом и переданном в управление на утверждение ПНООЛР отражены недостоверные сведения, связанные с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм - в разделе 3 содержится информация об образовании вскрышных пород, однако, эти отходы не включены в перечень образующихся отходов в составе проекта и на них не рассчитаны НООЛР; в ПНООЛР должен быть отражен объект размещения указанных отходов, включенный в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО), однако, объект размещения вскрышных пород (отвалы горных пород) в ГРОРО отсутствует; суд первой инстанции не применил положения п.2 Методических указаний по разработке проектов образования отходов и лимитов на их размещения, утвержденных приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 (далее - Методические указания N 349), в силу которого в проекте должны быть указаны все образующиеся от осуществления деятельности отходы, которые оцениваются при утверждении количества отходов и наличия объектов для их размещения; расчет НООЛР производится для каждого вида отходов, однако, возможности согласования ПНООЛР лишь в части отдельных видов отходов, по которым отсутствуют замечания, не имеется (частичное утверждение ПНООЛР не предусмотрено); Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) запрещено размещение отходов на объектах, не включенных в ГРОРО; общество злоупотребляет правом, не отражая в ПНООЛР образующиеся вскрышные породы, именуя их в документации продукцией смеси горных пород, игнорируя факт их включения в Федеральный классификационный каталог отходов и судебные акты по делу N А07-23011/2016; обязывая управление устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, суд фактически вмешался в полномочия надзорного органа и легализовал возможность злоупотребления правом.
Представители Управления Росприроднадзора по РБ в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали.
В судебном заседании представители общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Башмедь" зарегистрировано в качестве юридического лица 21.06.2005, имеет основной государственный регистрационный номер 1050202126622 и осуществляет деятельность по добыче и обогащению медно-кобальтовых руд на Дергамышском месторождении в 12 км юго-западнее п. Бурибай Хайбуллинского района Республики Башкортостан на основании лицензии от 30.03.2005 серии УФА N 00240 ТЭ.
ООО "Башмедь" разработан ПНООЛР в отношении опытно-промышленного участка "Дергамышский медно-кобальтовый карьер" и 02.07.2013 направлен в Управление Росприроднадзора по РБ с заявлением о его утверждении. При этом в перечень образующихся на предприятии отходов не были включены вскрышные породы, образующиеся при разработке месторождения.
12.08.2013 Управление Росприроднадзора по РБ ответило ООО "Башмедь" отказом в связи с наличием замечаний к содержанию ПНООЛР, касающиеся в том числе не включения вскрышных пород в перечень объектов (письмо N 1113-Н от 12.08.2013).
Письмом от 22.07.2013 N 2093 ООО "Башмедь" представило управлению пояснения по выявленным замечаниям. В частности, указало на то, что на данный момент ведется опытно-промышленная разработка месторождения в составе геолого-разведочных работ, то есть фактически - изучение месторождения, определение его запасов и т.п. После опытно-промышленной разработки месторождения будет осуществлена опытно-промышленная переработка на одной из обогатительных фабрик с выдачей окончательного технологического регламента обогащения. При этом образуются вскрышные породы, накапливающиеся в отвалах. Поскольку на данном этапе отсутствует утвержденный технический проект на отработку месторождения (он подлежит утверждению в последующем, на основании полученных, результатов геологоразведочных работ), не определена стратегия разработки и не произведен подсчет запасов, нет ясности в отношении образующейся на период опытно-промышленной разработки партии вскрышной породы. То есть на данный момент не решен вопрос о том, является ли образующаяся вскрышная порода отходом добывающей промышленности либо это строительный материал или сырье (продукция).
Письмом от 22.08.2013 N 04-02/05032 Управление Росприроднадзора по РБ сообщило, что при отсутствии технического проекта, предусматривающего возможность использования вскрышных пород в строительных работах, вскрышную породу следует учитывать как отход и вносить плату за его размещение.
24.02.2014 ООО "Башмедь" повторно обратилось в управление с заявлением об утверждении доработанного ПНООЛР.
31.03.2014 управление повторно ответило отказом в утверждении ПНООЛР со ссылкой на неустранение ранее выданных замечаний.
На основании разработанного обществом в 2012 году Технического регламента на использование вскрышной породы (щебня) Дергамышского медно-кобальтового месторождения, экспертного заключения от 21.01.2013 N 2101/2013 и Отчета о научно-исследовательской работе о возможности использования смеси гонных пород Дергамашского месторождения в строительства, выполненного ООО "Концерн "НЕДРА", общество пришло к выводу о том, что вскрышные породы являются самостоятельным готовым продуктом (сырьем) для потребления его в качестве строительного материала, в связи с чем в 2014 году начало выполнение мероприятий по сертификации вскрышных пород как продукции, которые были завершены в 2016 году. В том числе, были выполнены необходимые научные исследования (протокол лабораторных испытаний N 2623 от 31.03.2016, экспертное заключение на продукцию N 05-1647 от 05.04.2016, экспертное заключение о соответствии технических условий на продукцию предъявляемым требованиям N 05-1646 от 05.04.2016), разработаны и утверждены технические условия ТУ 5711-001-77833822-2015, ТУ 5711-001-77833822-2016, получен сертификат соответствия РОСС RU.AB28.H21140 (выдан Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии).
12.04.2016 ООО "Башмедь" обратилось в управление с заявлением об утверждении ПНООЛР.
Письмом от 20.04.2016 N 34/195 общество известило управление о том, что продукт "смесь горных пород" Дергамышского месторождения учтен в бухгалтерском балансе ООО "Башмедь" именно в качестве продукции производства, поэтому не может быть включен в ПНООЛР, так как не является отходом.
Письмом от 19.04.2016 N 04-02/03504 управление сообщило обществу о некомплектности представленных документов, вновь указав на необходимость включения в перечень отходов в ПНООЛР отхода - скальных и рыхлых вскрышных пород 5 класса опасности.
Письмом от 27.05.2016 N 34/210 ООО "Башмедь" вновь пояснило управлению, что вскрышные породы Дергамышского месторождения являются не отходом, а продукцией. Также повторно направило заявление об утверждении НООЛР (исх. N 34/212 от 27.05.2016, вх. N 65 от 30.05.2016).
Уведомлением от 02.06.2016 Управление Росприроднадзора по РБ возвратило представленные обществом документы, вновь указав на то, что смесь горных пород подлежит учету и указанию в ПНООЛР в качестве отходов.
Действия управления по возврату документов были оспорены обществом в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2017 по делу N А07-21471/2016 требования ООО "Башмедь" удовлетворены, действия Управления по возврату обществу документов признаны незаконными, суд обязал управление рассмотреть представленный обществом ПНООЛР в отношении опытно-промышленного участка "Дергамышский медно-кобальтовый карьер".
В целях исполнения указанного судебного акта управление письмом N 04-02/355 от 14.04.2017 известило общество о необходимости представить заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и ПНООЛР.
Письмом от 10.05.2017 N 34/416 ООО "Башмедь" сообщило в управление о том, что необходимый пакет документов с соответствующим заявлением был направлен в адрес управления 27.05.2016, а также повторно приложило копии заявления и ПНООЛР.
Решением от 06.06.2017 N 74-Н об управление отказало в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Основанием для отказа явилось наличие в проекте от 08.04.2016 недостоверной информации, связанной с логическими ошибками в заполненных формах, а именно, в разделе Проекта 3 "Сведения о хозяйственной и иной деятельности" содержится информация об образовании в деятельности предприятия при разработке карьера смеси горных вскрышных пород (включенных в Федеральный классификационный каталог отходов как отходы 5 класса опасности), однако, эти отходы не включены в перечень образующихся отходов в составе Проекта.
Не согласившись с таким решением, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспоренного решения.
Оценивая позицию суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Требования заявителя носят характер оспаривания решения органа, осуществляющего публичные полномочия, порядок их рассмотрения регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность обжалования решений, несоответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Законе N 89-ФЗ.
В соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ, отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим
Федеральным законом; под хранением отходов понимается складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
В силу п.п.3.1, 3.11 и 5.31 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, отходы - это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. Под складированием отходов понимается деятельность, связанная с упорядоченным размещением отходов в помещениях, сооружениях на отведенных для этого участках территории в целях контролируемого хранения в течение определенного интервала времени.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 89-ФЗ установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего: разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Статьей 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и этим Федеральным законом (п.1). Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п.2). Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду (п.З). Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.4). Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами (п.5). В лимиты на размещение отходов не включаются вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности, используемые при ликвидации горных выработок в соответствии с проектом их ликвидации (п.10).
При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 89-ФЗ, подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок).
В соответствии с п.п.5 и 7 этого Порядка (здесь и далее приводится редакция, действовавшая на момент принятия оспоренного решения), нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальным предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с Методическими указаниями N 703. Для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридические лица, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления деятельности, в результате которой образуются отходы в том числе следующие документы: заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В случае выявления некомплектности представленных заявления и документов и (или) неполноты содержащихся в них сведений территориальные органы Росприроднадзора в 5-дневный срок с даты их приема в письменной форме уведомляют об этом индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.9 указанного Порядка).
В соответствии с п.11 Порядка, территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 этого Порядка заявления и документов, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием). Основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является: наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями, указанными в пункте 5 этого Порядка; отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов, формируемом Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (зарегистрирован в Минюсте России 16.11.2011, регистрационный N 22313); превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).
Методические указания по разработке ПНООЛР утверждены приказом Минприроды от 05.08.2014 N 349.
В силу п.2 указанных Методических указаний Методические указания устанавливают единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению ПНООЛР, в котором обосновывается предлагаемое обращение со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, путем их использования, обезвреживания, размещения, а также передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения.
Пунктами 5 и 6 Методических указаний установлено, что основными задачами при разработке ПНООЛР являются: определение (расчет) нормативов образования отходов; определение (расчет) на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов; обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания; обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов. При принятии территориальными органами Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитываются следующие сведения, содержащиеся в ПНООЛР: наличие на производственной территории и вместимость обустроенных мест (площадок) накопления отходов, предназначенных для формирования партии отходов с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам; имеющиеся технические возможности по использованию и (или) обезвреживанию образующихся отходов хозяйствующим субъектом самостоятельно либо посредством передачи другим хозяйствующим субъектам; количество предлагаемых к размещению отходов; наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, а также имеющиеся технические возможности по размещению в них предлагаемого количества отходов каждого вида и их класса опасности; наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, в государственном реестре объектов размещения отходов, сформированном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792.
Из материалов дела следует, что ООО "Башмедь" разработан и направлен на утверждение в Управление Росприроднадзора по РБ Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в отношении опытно-промышленного участка "Дергамышский медно-кобальтовый карьер". При этом в перечень образующихся на предприятии отходов не были включены вскрышные породы, образующиеся при разработке месторождения, сведения о которых отражены в разделе 3 Проекта "Сведения о хозяйственной и иной деятельности". В этой связи управление пришло к выводу о наличии в представленных документах недостоверной информации и логических ошибок, что и послужило основанием для принятия оспоренного решения об отказе в утверждении НООЛР по заявлению общества.
Вывод об отсутствии объекта, на котором предполагается размещение отходов, в ГРОРО, как на основание для отказа в утверждении НООЛР, в решении управления от 06.06.2017 N 74-Н отсутствует, в связи с чем ссылка подателя апелляционной жалобы на указанное обстоятельство судом апелляционной инстанции не принимается, как не имеющая отношения к основаниям принятия оспоренного ненормативного правового акта.
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ссылка управления на предоставление недостоверной информации по части объектов размещения отходов не препятствовала произвести утверждение НООЛР и в отношении той части отходов, по которой у управления замечаний не имелось, поскольку в соответствии с Порядком N 50 и Методическими указаниями N 349, общество вправе в том числе разработать самостоятельные проекты на каждый вид отходов. Как указал суд первой инстанции, иной подход создает ситуацию, при которой любое размещение отходов обществом становится сверхлимитным и влечет предусмотренные природоохранным и административным законодательством негативные последствия, которые повлияют на законные права и интересы общества, при этом достижение справедливого баланса публичных и частных интересов не обеспечивается.
Соглашаясь с позицией суда первой инстанции в части отсутствия прямого нормативного запрета на разработку самостоятельных проектов на каждый вид отходов, образующихся от деятельности общества, суд апелляционной инстанции находит не применимой эту позицию в рассматриваемой ситуации.
Так, ООО "Башмедь" разработан ПНООЛР в отношении Дергамышского медно-кобальтового карьера в целом, а не в отношении конкретных видов образующихся отходов.
При этом, из буквального толкования п.2 Методических указаний N 349 следует, что в разработанном ПНООЛР обосновывается предлагаемое обращение со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта.
Именно на основе информации по объекту в целом для достижения предусмотренных пунктом 5 Методических указаний N 349 целей (определение (расчета) нормативов образования отходов и обоснования количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания в конкретных объектах размещения отходов), территориальным органом Росприроднадзора принимается решение об утверждении НООЛР, учитывающее сведения, приведенные в п.6 Методических указаний N 349 (наличие на производственной территории и вместимость обустроенных мест (площадок) накопления отходов, предназначенных для формирования партии отходов с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам; имеющиеся технические возможности по использованию и (или) обезвреживанию образующихся отходов хозяйствующим субъектом самостоятельно либо посредством передачи другим хозяйствующим субъектам; количество предлагаемых к размещению отходов; наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, а также имеющиеся технические возможности по размещению в них предлагаемого количества отходов каждого вида и их класса опасности; наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, в государственном реестре объектов размещения отходов).
Факт отнесения образующихся в результате производственной деятельности ООО "Башмедь" по добыче рудных полезных ископаемых на Дергамышском месторождении скальных вскрышных пород и рыхлых вскрышных пород к отходам 5 класса опасности установлен судебными актами судов четырех инстанций по делу N А07-23011/2016 (решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.02.2017, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.09.2017, определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.2018), возбужденному по заявлению ООО "Башмедь" к Управлению Росприроднадзора по РБ об оспаривании предписаний. На решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.02.2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2017 по делу N А07-23011/2016 содержится в том числе ссылка в оспоренном решении управления. Однако, судом первой инстанции оценка этому обстоятельству не дана.
При рассмотрении указанного дела судами установлено, что скальные вскрышные породы и рыхлые вскрышные породы внесены в Федеральный классификационный каталог отходов (коды отходов: 2 00 120 03 40 5 и 2 00 110 01 20 5) как отходы 5 класса опасности (что в силу п.2 ст. 14 Закона N 89-ФЗ не требует подтверждения отнесения к конкретному ласу опасности отходов), и наличие у этих вскрышных пород статуса отходов 5 класса опасности подтверждено результатам биотестирования (протокол отбора проб N 04-03/051-П/АВ-3 от 07.06.2016; акт отбора проб отходов N 43/Б от 07.06.2016; видеозапись проводимого отбора; протоколы результатов биотестирования пробы отходов N 49/Б-От от 24.06.2016 и N 50/Б-От от 24.06.2016). Также судами сделан вывод о том, что потенциальная возможность использовать вскрышные породы в строительстве не влияет на определение статуса вскрышных пород в качестве отходов производства.
Названные судебные акты приняты по спору между этими же лицами, вступили в законную силу, а потому содержащиеся в них выводы имеют обязательное значение для рассмотрения настоящего спора (ч.2 ст.69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, следует признать доказанным факт отнесения образующихся в результате производственной деятельности ООО "Башмедь" на Дергамышском месторождении скальных вскрышных пород и рыхлых вскрышных пород к отходам 5 класса опасности. Такие отходы подлежат отражению в разработанном в отношении указанного объекта ПНООЛР.
Отсутствие в ПНООЛР соответствующих сведений об отходах при наличии в проекте информации о фактическом образовании вскрышных пород обоснованно квалифицировано управлением как представление недостоверной информации, связанное с наличием логических ошибок при заполнении форм, что в силу п. 11 Порядка N 50 является самостоятельным основанием для отказа в утверждении НООЛР.
В этой связи оспоренное решение об отказе заявителю в согласовании НООЛР соответствует закону, что исключает возможность удовлетворения заявленных обществом требований.
С учетом указанных обстоятельств, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.п.1, 2, 4 ч.1, п.1 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Необоснованность заявленных требований исключает также возможность возмещения заявителю понесенных в связи с обращением в суд первой инстанции судебных расходов по уплате госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.01.2018 по делу N А07-26149/2017 отменить.
В удовлетворении требований заявителя отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.