г. Москва |
|
11 апреля 2018 г. |
Дело N А40-151902/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, С.Л. Захарова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФАС России
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.12.2017 по делу N А40-151902/17, принятое судьей Л.А. Дранко (79-1347),
по заявлению АО ИК "АСЭ"
к ФАС России
третьи лица: 1) АО "Атомкомплект", 2) Госкорпорация "Росатом", 3) ООО "Доверие-Девелопмент"
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: |
Клюкин Д.А. по дов. от 14.09.2017; |
от ответчика: |
Горбачева О.В. по дов. от 05.02.2018; |
от третьих лиц: |
1) Поссэрт Ю.А. по дов. от 10.01.2018; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен. |
УСТАНОВИЛ:
АО ИК "АСЭ" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Федеральной антимонопольной службы (заинтересованное лицо, антимонопольный орган, ФАС России) от 13.06.2017 N 223-ФЗ-547/17.
Решением от 08.12.2017 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с решением суда, ФАС России обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзывах на апелляционную жалобу заявитель и третье лицо (Госкорпорация "Росатом") с доводами заинтересованного лица не согласились, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлевтворения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители заявителя и третьего лица (АО "Атомкомплект") в судебном заседании поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считая их необоснованными, просили решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представители Госкорпорации "Росатом" и ООО "Доверие-Девелопмент" в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанных третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ФАС России потупила жалоба ООО "Доверие-Девелопмент" от 26.05.2017 ЗК-24/032-ж на действия (бездействие) АО ИК "АСЭ" (Заказчик) и АО "Атомкомплект" (Организатор конкурса) при проведении открытого одноэтапного конкурса в электронной форме без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора по лоту N 93 "Курская АЭС-2. Энергоблок N 1, N 2, Обустройство водоема-накопителя" (извещение о проведении конкурса и конкурсная документация опубликованы 17.01.2017 на официальном государственном сайте, закупка N 31704674340).
По итогам рассмотрения жалобы ООО "Доверие-Девелопмент" ФАС России принято решение от 13.06.2017 N 223-ФЗ-547/17, согласно которому АО ИК "АСЭ" признано нарушившим ч. 1 ст. 2, п. 3 ч. 9 ст. 4, п. 1, 12, 13 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Полагая решение антимонопольного органа от 13.06.2017 недействительным, АО ИК "АСЭ" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, применил нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал правомерный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно посчитал соблюденным.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В силу ст. 6 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нормами ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, круг лиц, обладающих правом на обжалование абсолютно всех действий организатора торгов, ограничен лицами, подавшими заявки на участие в закупке.
Иное лицо (заявитель) вправе обжаловать действия (бездействие) в антимонопольный орган только в случае, когда его права или законные интересы ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Кроме того, указанной нормой законодатель, с целью соблюдения баланса публичных и частных интересов, обусловил право на обжалование действий организаторов торгов действительной заинтересованностью непосредственно подателя жалобы в проводимой конкурентной процедуре (которую может подтверждать участие в ней).
В силу ч. 10 ст. 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" должны применяться с учетом данной нормы.
При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в п. 9 ст. 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган.
Таким образом, правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.
Учитывая, что в рамках настоящего спора подлежат применению правовые положения Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оспариваемое решение ФАС России является незаконным ввиду отсутствия у антимонопольного органа полномочий на рассмотрение жалобы ООО "Доверие-Деволопмент", в связи с отсутствием в ней доводов о нарушениях, перечисленных в части 10 статьи 3 названного Федерального закона.
В ходе рассмотрения дела ФАС России также не установила в действиях заявителя ни одного нарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При таких обстоятельствах, у ФАС России отсутствовали полномочия на рассмотрение жалобы ООО "Доверие-Деволопмент" и принятие оспариваемого решения.
При этом судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для принятия жалобы к производству, так как довод о неразмещении в ЕИС проектно-сметной документации не соответствовал действительности.
В составе конкурсной документации заказчиком была размещена проектно-сметная документация, относящаяся к предмету конкурса, а именно локальные сметные расчеты и ведомости объемов работ, содержащие всю необходимую информацию для подготовки участником своего предложения по предмету конкурса.
В жалобе ООО "Доверие-Девелопмент" отсутствовали доказательства невозможности сформировать свое ценовое предложение на основании сведений, указанных в конкурсной документации; в решении также отсутствуют обоснования, согласно которым ФАС России сделан такой вывод.
Необходимость размещения проектной документации в полном объеме, в том числе, в части, не относящейся к предмету настоящей закупки, отсутствует, так как не препятствует формированию заявки.
Судом первой инстанции также верно учтено, что ООО "Доверие-Девелопмент" не являлось участником закупки и не могло быть участником закупки, чьи права могли быть нарушенными, так как было включено в реестр недобросовестных поставщиков реестровая запись N Р1601360 от 09.09.2016.
Учитывая изложенное, ООО "Доверие-Девелопмент" не имело возможности быть допущенным к оценочной стадии конкурса и заключению договора с Заказчиком, в связи с чем, статус заинтересованного лица, обладающего правом обжалования положения конкурсной документации, у ООО "Доверие-Девелопмент" отсутствовал.
По этой причине у ООО "Доверие-Девелопмент" отсутствовали основания для государственной (административной) защиты прав, и, соответственно, у ФАС России отсутствовали основания для принятия жалобы ООО "Доверие-Девелопмент" к рассмотрению по существу.
При таких обстоятельствах требования заявителя правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Правильность выводов суда по данному делу подтверждается правовой позицией, изложенной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу N 304-КГ16-17592, от 29.09.2017 N 309-КГ17-7502, от 13.10.2017 N 305-КГ17-8138.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.12.2017 по делу N А40-151902/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-151902/2017
Истец: АО ИК "АСЭ", АО ИНЖИНИРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "АСЭ"
Ответчик: ФАС РОССИИ
Третье лицо: АО "Атомкомлпект", АО Атомкомплект, ГК "Росатом", ООО "Доверие-Девелопмент", ООО Доверие Девелопмент
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4592/19
04.02.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-67796/18
11.04.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3124/18
05.12.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-151902/17