г. Москва |
|
13 апреля 2018 г. |
Дело N А40-143639/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЦСП Промэкспертиза"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.11.2017 г. по делу N А40-143639/17
принятое судьей Ласкиной С.О.
по заявлению ООО "ЦСП Промэкспертиза"
к ответчику: Комитету по архитектуре и градостроительству г. Москвы
о признании незаконным действия по проверке в соответствия заключения и проектной документации; о признании незаконным решения о выдаче отказа в регистрации заключения негосударственной экспертизы и проектной документации в ИАИС ОГД по основаниям,
при участии:
от заявителя: |
Раева Е.В. по дов. от 15.03.2017; |
от заинтересованного лица: |
Горин Е.Д. по дов. 25.07.2017, Патуткин Д.В. по дов. от 23.03.2018; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЦСП "ПРОМЭКСПЕРТИЗА" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения о выдаче отказа в регистрации заключения негосударственной экспертизы и проектной документации в ИАИС ОГД по основаниям, указанным в письме от 19.06.2017 Г. N МКА-02/16024/7-1; об обязании Москомархитектуру устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Заявителя путем регистрации представленной Заявителем документации согласно требованиям законодательства в ИАИС ОГД.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.11.2017 г. по делу N А40-143639/17 в удовлетворении требований ООО "ЦСП "ПРОМЭКСПЕРТИЗА" отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Центр строительно-проектной и промышленной экспертизы" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик с доводами истца не согласился, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель истца в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить оспариваемое решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей сторон, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, правоотношения сторон урегулированы Соглашением от 18.12.2015 N НГЭ-057/15 (Соглашение), предметом которого является информационное взаимодействие сторон при передаче положительных заключений негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, разработанных для объектов, расположенных на территории города Москвы, и проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (п. 1.1 Соглашения).
Соглашение разработано с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 N 363 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности", законов города Москвы: от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", от 27.06.2012 N 30 "О внесении изменений в отдельные акты города Москвы", постановлений Правительства Москвы: от 23.03.2010 N 225-ПП "О введении в действие информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в городе Москвы и формировании среды электронного взаимодействия для обеспечения градостроительной деятельности на территории города Москвы", от 17.01.2013 N 2-ПП "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление сведений, содержащихся в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы", от 17.04.2012 N 145-ПП "Об утверждении Административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы "Выдача разрешений на строительство" и "Выдача разрешений на ввод объекта в эксплуатацию" (п. 1.2 Соглашения).
В силу п. 1.3 Соглашения оно составлено в целях выполнения требований Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг", совершенствования информационного взаимодействия органов исполнительной власти города, необходимого для обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц актуальной и достоверной информацией в области градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 2.1 Соглашения уполномоченный представитель экспертной организации в течение 7 рабочих дней с даты выдачи положительного заключения негосударственной экспертизы передает в Москомархитектуру подлинный экземпляр заключения экспертизы и подлинный экземпляр проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий представленной на экспертизу в электронном виде или на бумажном носителе.
Пунктами 2.2, 2.2.1 и 2.2.2 Соглашения предусмотрены требования к обязательному содержанию проектной документации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
На основании п. 2.4 Соглашения Москомархитектура после получения документов, перечисленных в п. 2.1 осуществляет их регистрацию и размещение в ИАИС ОГД в установленные, действующим законодательством города Москвы, сроки. Технические функции по приему, передаче, регистрации и размещению в ИАИС ОГД документов могут быть переданы Москомархитектурой в установленном порядке специализированной организации. В качестве специализированной организации, которой в установленном порядке переданы функции по приему, передаче, регистрации и размещению в ИАИС ОГД документов, определено ГБУ города Москвы "Мосстройинформ".
Москомархитектура после регистрации документации на бумажном носителе обеспечивает размещение электронного образа в ИАИС ОГД для передачи сведений в Мосгосстройнадзор для обеспечения получения разрешения на строительство (п. 2.6 Соглашения).
В соответствии с п. 2.7 Соглашения Москомархитектура может отказать в регистрации документов в ИАИС ОГД в случаях: когда в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями действующего законодательства предусмотрено проведение государственной экспертизы; когда заключение негосударственной экспертизы оформлено с нарушением требований действующего законодательства.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Как разъяснено в п. 1 и 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" положения ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.
Нормами ст. 12 ГК РФ предусмотрен перечень способов защиты гражданских прав. Иные способы защиты гражданских прав могут быть установлены законом.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 23.03.2010 N 225-ПП "О введении в действие информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в городе Москве и формировании среды электронного взаимодействия для обеспечения градостроительной деятельности на территории города Москвы" с 01.04.2010 на территории города Москвы введена в действие ИАИС ОГД.
В силу п. 2.1 Положения об интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 23.03.2010 N 225-ПП) ИАИС ОГД представляет собой организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса города Москвы систематизированный свод документированных сведений о развитии территории города Москвы, застройке территории города Москвы, земельных участках, об объектах капитального строительства и иных сведений, необходимых для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства, а также программно-технические средства, которые обеспечивают формирование, обработку, хранение, учет, поддержание в актуальном состоянии и предоставление таких сведений заинтересованным лицам.
Согласно п. п. 2.1, 2.2 постановления Правительства Москвы от 23.03.2010 N 225-ПП собственником ИАИС ОГД является город Москва. Правомочия собственника ИАИС ОГД от имени города Москвы осуществляет Москомархитектура.
В силу п. 2.4 постановления Правительства Москвы от 23.03.2010 N 225-ПП Москомархитектура обеспечивает эксплуатацию ИАИС ОГД и является оператором ИАИС ОГД.
В соответствии с п. 5.4. Положения об интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы обеспечивает размещение и регистрацию в ИАИС ОГД сведений и копий документов, указанных в приложении 2 к постановлению 225-ПП.
Право Москомархитектуры на принятие решения о регистрации сведений в ИАИС ОГД предусмотрено разделом 4 Положения об интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы.
Согласно п. 5.11 Положения об интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы организации, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, передают оператору ИАИС ОГД сведения и копии документов, указанные в приложении 2 к постановлению Правительства Москвы от 23.03.2010 N 225-ПП, на основании соглашения об информационном взаимодействии, заключенного с оператором ИАИС ОГД.
В порядке п. 5.11 Положения об интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы между ООО "Центр строительно-проектной и промышленной экспертизы" и Москомархитектурой заключено Соглашение об информационном взаимодействии от 18.12.2015 N НГЭ-057/15.
Данное Соглашение было заключено сторонами на основании собственного волеизъявления, стороны были свободны при его заключении. В настоящее время Соглашение является действующим, в судебном порядке также не оспорено.
Более того, в случае несогласия с условиями данного Соглашения или его реализацией, в т.ч. при наличии у Заявителя оснований полагать, что Москомархитектура якобы наделила себя не предусмотренными законом полномочиями, Заявитель не был лишен права расторгнуть Соглашение в одностороннем порядке на основании п. 5.3 Соглашения.
Соответственно, с целью исключения размещения в ИАИС ОГД документации, не соответствующей требованиям закона и не отвечающей критериям достоверности, Москомархитектура принимает решения в рамках своих полномочий об отказе в размещении в ИАИС ОГД представленной документации.
При этом сам факт наличия положительного заключения негосударственной экспертизы не является безусловным основанием для его регистрации и размещения в ИАИС ОГД.
Отказ Москомархитектуры не является экспертным заключением, не основан на оценке соответствия выводов экспертов Заявителя установленным требованиям. Вместе с тем, Москомархитектура действует в рамках полномочий, которыми она наделена как оператор ИАИС ОГД, а также установленных соглашением с экспертной организацией.
Учитывая изложенное, довод Заявителя, что у Москомархитектуры и заместителя председателя Москомархитектуры А.А. Сорокина отсутствует право определять, разработана ли проектная документация в нарушение требований нормативных документов или является ли представленное заключение документом, подтверждающим соответствие, является необоснованным и незаконным.
Также несостоятельна ссылка Заявителя на порядок обжалования заключения экспертизы в экспертной комиссии, установленный ч. 12 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ. Указанный порядок разработан в целях урегулирования и разрешения споров, возникающих в случае несогласия застройщика или технического заказчика с заключением экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, и в настоящем споре не может быть применен, т.к. в рассматриваемом случае предметом спора не является обжалование заключения экспертизы проектной документации.
Пунктом 37 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" установлено, что требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Приказом Минстроя России от 09.12.2015 N 887/пр "Об утверждении требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий" (далее - приказ 887/пр) утверждены требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее - Требования).
Пунктом 2 приказа 887/пр установлено, что подготовка экспертного заключения негосударственной экспертизы, его подписание, утверждение и обжалование, осуществляются в порядке, установленном для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145, с учетом особенностей, установленных Положением об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. N 272.
Таким образом, требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения экспертизы распространяется также на заключения негосударственной экспертизы проектной документации.
Заявителем в Москомархитектуру для регистрации и размещения в ИАИС ОГД представлена проектная документация и заключение негосударственной экспертизы проектной документации от 05.06.2017 N 77-2-1-2-0199-17 по объекту: "Гостиница (апартаменты), с нежилыми помещениями 1-го этажа, подземной автостоянкой на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Заречная, вл. 4А, 4Б".
Данное заключение оформлено с отступлениями от Требований, утвержденных приказом 887/пр, а именно: противоречит пункту 11 указанных Требований, в силу которого заключение экспертизы должно быть конкретным, объективным, аргументированным и доказательным. Формулировки выводов должны иметь однозначное толкование и соответствовать результатам экспертизы.
Представленное заключение негосударственной экспертизы содержит излишнюю информацию, не предусмотренную Требованиями, что является безусловным основанием для признания представленного заключения несоответствующим установленным Требованиям.
Кроме того, в заключение не отражена конкретизация корректировки проектной документации. Согласно пункту 45 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза.
Проектная документация представлена в нарушение пункта 3 Технических требований к проектной документации, размещаемой в электронном виде в информационных системах города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 03.11.2015 N 728-ПП. В частности, как установлено указанными Техническими требованиями, в целях размещения проектной документации в электронном виде в информационных системах города Москвы документы подготавливаются в виде электронных копий, полученных путем сканирования подлинников документов в бумажной форме и/или копирования подлинников документов в электронной форме со всеми необходимыми собственноручными подписями, печатями или электронными подписями соответственно.
Как следует из части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация утверждается застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. При этом, как установлено частью 4 данной статьи выполнение работ по подготовке проектной документации обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов).
ГОСТ Р 21.1101-2013 "Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации", утвержденный и введенный в действие приказом Росстандарта от 11.06.2013 N 156-ст, предусматривает, что проектная документация оформляется подписями руководителя или главного инженера организации, а также лица, ответственного за подготовку проектной документации (например, главного инженера (архитектора) проекта).
Вместе с тем, представленная проектная документация подписана электронно-цифровой подписью представителя Заявителя, являющегося организацией по проведению экспертизы, а не подготовки проектной документации, что противоречит установленным нормам.
Учитывая изложенное, вышеуказанное заключение негосударственной экспертизы по своему составу, содержанию и оформлению не является документом, подтверждающим соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, и не может служить основанием для выдачи разрешения на строительство.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что нарушения прав и законных интересов Заявителя не доказано, основания для удовлетворения требований Заявителя отсутствуют.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.11.2017 г. по делу N А40-143639/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-143639/2017
Истец: ООО ЦСП ПРОМЭКСПЕРТИЗА
Ответчик: Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы, Москомархитектура