г. Москва |
|
18 апреля 2018 г. |
Дело N А41-61694/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Немчиновой М.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Инмии А.Р.,
при участии в заседании:
от АО "Транснефть-Верхняя Волга" - Оськин Д.И., по доверенности N 21-19/596,
от ОНТ "Фестивальный" - Демидова Е.Г., по доверенности от 13.03.2018,
от Министерства строительного комплекса Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Дитер О.В., по доверенности от 14.12.2017 N 17ДОВ-607,
от ТУ Росимущества в Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Администрации Щелковского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "Транснефть-Верхняя Волга" на решение Арбитражного суда Московской области от 08.12.2017, принятое судьей Новиковой Е.М. по делу N А41-61694/17 по иску АО "Транснефть-Верхняя Волга" к ОНТ "Фестивальный" о сносе объектов капитального и некапитального строительства,
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства строительного комплекса Московской области, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Комитета лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области, Администрации Щелковского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
АО "Транснефть - Верхняя Волга" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ОНТ "Фестивальный" со следующими требованиями:
1. Признать самовольными постройками объекты капитального и некапитального строительства, хозяйственные постройки, бытовки, заборы, расположенные в охранной зоне кольцевого магистрального нефтепродуктопровода, принадлежащего АО "Транснефть - Верхняя Волга", на землях Свердловского участкового лесничества, Свердловский лесохозяйственный участок кварталы N 11, 21, адрес: Щелковский район, сельское поселение Гребневское, СНТ "Фестивальный", кадастровый квартал 50:14:0030317 (88 ВПК);
2. Обязать ответчика в 30-дневный срок со дня вступления решения в законную силу самостоятельно или за свой счет осуществить демонтаж объектов капитального и некапитального строительства (хоз. постройки, бытовки, заборы), расположенных на землях Свердловского участкового лесничества, Свердловский лесохозяйственный участок кварталы N 11, 21, адрес: Щелковский район, сельское поселение Гребневское, СНТ "Фестивальный", кадастровый квартал 50:14:0030317 (88 ВПК);
3. Запретить ответчику возводить на землях Свердловского участкового лесничества, Свердловский лесохозяйственный участок кварталы N 11, 21, адрес: Щелковский район, сельское поселение Гребневское, СНТ "Фестивальный", кадастровый квартал 50:14:0030317 (88 ВПК) любые постройки, строения и сооружения без письменного разрешения АО "Транснефть - Верхняя Волга".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены: Министерство строительного комплекса Московской области, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Комитет лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области и Администрация Щелковского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.12.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Посчитав отказ в иске неправомерным, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и удовлетворить исковое заявление.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представитель АО "Транснефть-Верхняя Волга" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области также поддержала доводы апелляционной жалобы истца.
Представитель ОНТ "Фестивальный" возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Министерства строительного комплекса Московской области, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ТУ Росимущества в Московской области и Администрации Щелковского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 02.12.2015 Комиссией в составе Администрации Щелковского муниципального района Московской области, представителями учебно- опытного лесничества филиала ГКУ МО "Мособллес", Председатель Союза садоводов Щелковского района, совместно РПУ "Володарское" филиал ОАО "Мостранснефтепродукт" и НС "Нагорная" был проведен осмотр линейной части магистрального нефтепродуктопровода, проходящей по территории Щелковского муниципального района Московской области.
Проверкой установлено: фактическое местоположение трех ниток кольцевого магистрального нефтепродуктопровода, а также что, садово-огороднические участки с капитальными и не капитальными строениями, расположенные в охранной зоне и на оси Кольцевого МНПП на протяжении 1600 метров, расположены на землях Свердловского участкового лесничества, Свердловский лесохозяйственный участок кварталы N 11, 21, адрес: Щелковский район, сельское поселение Гребневское, ОНТ "Фестивальный", кадастровый квартал 50:14:0030317 (88 км. Восточного полукольца).
Обследуемые земельные участки огорожены и расположены в охранной зоне кольцевого магистрального нефтепродуктопровода.
Указанные земельные участки не имеют свободного доступа, по периметру огорожены забором.
В мае 2016 года Щелковской городской прокуратурой при проведении соблюдения федерального законодательства использования земельных участков в охранной зоне магистрального нефтепродуктопровода подтверждено 8 фактов незаконного нахождения земельных участков, строений и сооружений на землях лесного фонда в охранной зоне магистрального нефтепродуктопровода.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009 и распоряжению Правительства Российской Федерации от 02.08.2009 N 1226-р ПАО "Транснефть", является стратегической организацией, участие РФ в которой обеспечивает обороноспособность, безопасность государства, защиту прав и законных интересов граждан РФ.
На основании договора купли-продажи (реализации) от 31.03.2016 N 52-07-16, Дополнительного соглашения от 17.04.2016 N 1 к договору, Акта приема-передачи от 19.04.2016 Акционерное общество "Транснефть - Верхняя Волга" приобрело у АО "Мостранснефтепродукт" право собственности на кольцевой магистральный нефтепродуктопровод, кадастровый номер 0:0:0:180 (далее - Кольцевой МНПП).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.06.2016 была сделана соответствующая запись N 00-00/001-00/001/002/2016-26/2, удостоверяющая право собственности АО "Транснефть - Верхняя Волга" на КМНПП.
Согласно свидетельству о праве собственности серии АБ N 001036, протяженность трассы составляет 380 200 м, инв. N0780, лит. 1Н.
Кольцевой МНПП является опасным производственным объектом 1 класса опасности что подтверждается Свидетельством о регистрации опасного производственного объекта А40-00450 серия АА N 418011.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасности эксплуатации опасных производственных объектов определяются нормами Федерального закона N 166-ФЗ от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"), которые направлены на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту "в" Приложения N 1 к вышеуказанному закону, к категории опасных производственных объектов относятся помимо прочих, объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Трубопроводы, в том числе транспортирующие нефть и нефтепродукты, относятся к объектам повышенного риска. Их опасность определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды.
Опасными производственными факторами трубопроводов являются: разрушение трубопровода или его элементов, сопровождающееся разлетом осколков металла и грунта; возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара: взрыв газовоздушной смеси; обрушение и повреждение зданий, сооружений, установок; пониженная концентрация кислорода; дым; токсичность продукции (пункты 2.1, 2.2 "Правил охраны магистральных трубопроводов", утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, которые включают в себя условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
В этой связи, в целях обеспечении устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов на территориях, где расположены опасные производственные объекты, устанавливаются защитные (охранные) зоны.
В соответствии с разъяснениями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (письмо от 10.08.2012 исх.N 11-23/12463 "Об охранных зонах магистральных трубопроводов") "Правила охраны магистральных трубопроводов", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9, Постановлением Госгортехнадзора России от 23.11.1994 N 61 с учетом дополнений (далее - Правила) применяются для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, бензин и конденсат.
Согласно п.4.1 Правил для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от крайних осей трубопровода.
Пунктом 4.4 Правил предусмотрено, что в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается:
- возводить какие-либо постройки;
- высаживать деревья и кустарники всех видов, складировать корма, удобрения, материалы, сено и солому, располагать коновязи, содержать скот, производить колку и заготовку льда;
- сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать сады и огороды;
- производить всякого рода открытые и подземные, горные, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта.
Данные правила так же содержат описание зон минимально допустимых расстояний, а именно из п.п. 5.13 следует, что предприятие трубопроводного транспорта имеет право приостановить работы, выполняемые с нарушениями требований настоящих Правил и минимальных расстояний от трубопровода до объектов различного назначения, установленных действующими строительными нормами и правилами по проектированию магистральных трубопроводов.
Пункт 1.3 также определяет, что настоящие Правила являются обязательными для исполнения предприятиями трубопроводного транспорта, местными органами власти и управления, а также другими предприятиями, организациями и гражданами, производящими работы или какие-либо действия в районе прохождения трубопроводов.
Сведения об охранной зоне внесены в государственный кадастр недвижимости и находятся в свободном доступе на публичной кадастровой карте Росреестра в разделе ЗОИТ (письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 23.12.2011 исх.N 730/ОКЦ-4, от 22.12.2011 исх.N 714-0КЦ-4, от 21.10.2011 исх.N 431, от 08.11.2011 исх.N 1223, от 24.12.2012 исх.N 2.15/6525).
Кроме охранных зон магистральных трубопроводов установлены минимальные допустимые (безопасные) расстояния, которые определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие-либо здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов магистральных трубопроводов или уполномоченной ею организацией.
В соответствии с проектным заданием (задание на проектирование) от XII 1969 года и Актом приемки в эксплуатацию законченного строительством пускового комплекса кольцевого нефтепродуктопровода вокруг г. Москвы, введен в эксплуатацию - Восточное полукольцо 30.11.1981, Западное полукольцо 15.11.1974, диаметр трех ниток кольцевого магистрального нефтепродуктопровода Восточного полукольца составляет 377 мм.
Паспортами формулярами на нитки Кольцевого магистрального нефтепродуктопровода (Линия Аб-автомобильный бензин, Дт - дизельное топливо, ТС - топливо самолетное) предусмотрено рабочее давление в каждой из ниток Кольцевого МНПП - 2,5 Мпа.
В соответствии с разделом N 6 Классификация и категории магистральных трубопроводов, указанным в СП 36.13330.2012. (СНиП 2.05.06-85*) п.п. 6.2.2. установлено, что Магистральные нефтепродуктопроводы - свыше DN 300 относятся к III классу (где DN - диаметр наружный или Ду - диаметр условный).
Кольцевой МНПП был запроектирован и построен в соответствии с действовавшими на тот момент СНиП 11-45-75 "Магистральные трубопроводы" (ранее глава СНиП 1-Д.4-62 "Магистральные стальные трубопроводы. Материалы и изделия"; и глава СНиП И-Д.10-62 "Магистральные трубопроводы. Нормы проектирования"), после чего был принят СНиП 2.05.06-85*, а за ним СП 36.13330.2012.
Указанные в них нормы и расстояния не изменились, и подтверждаются актами гидравлических испытаний Кольцевого МНПП с испытываемым давлением 62,5 кгс/см2.
Заключением экспертизы промышленной безопасности ООО "Центр ДиС" N ЗЭ-75.200.20-1477-14 был подтвержден статус Кольцевого МНПП как опасного производственного объекта, а также паспорт формуляр рабочих величин (стр. 54), данное заключение соответствует нормам промышленной безопасности, что подтверждается письмом Ростехнадзора от 23.03.2015 N 01-24/4125.
Дополнительно с данным заключением прилагаются ответы Ростехнадзора по аналогичным запросам о нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, где Ростехнадзором дается разъяснение о применении норм СНиП, в частности СП 36.13330.2012. (СНиП 2.05.06-85*).
В соответствии с разделом N 6 Классификация и категории магистральных трубопроводов, указанным в СП 36.13330.2012. (СНиП 2.05.06-85*) п.п. 6.2.2. установлено, что магистральные нефтепродуктопроводы - свыше DN 300 до DN 500 включительно относятся к III классу, следовательно, безопасное расстояние от объектов капитального строительства до Кольцевого МНПП составляет 125 метров.
В соответствии с "Перечнем национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требование Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521, применение СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" - "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*" является обязательным.
Согласно определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19.01.2016 N 11-КГ15-33 и Обзору судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 06.06.2016) минимальные безопасные расстояния, установленные таблицей 4 СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21.07.2010 N 1047-р подлежат обязательному применению согласно Перечню национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно указанному определению формулировка "незначительность" нарушения не является основанием для отказа в удовлетворении решения о сносе самовольного объекта строительства на расстояниях ближе установленных строительными нормами и правилами.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия об устранении нарушений действующего законодательства. Ответчику предлагалось в срок не позднее 14 дней с момента получения претензии самостоятельно или за свой счет осуществить снос объектов: капитальных и некапитальных строений и заборов, расположенных в охранной зоне Кольцевого МНПП принадлежащего АО "Транснефть - Верхняя Волга", на землях Свердловского участкового лесничества, Свердловский лесохозяйственный участок кварталы N 11, 21, адрес: Щелковский район, сельское поселение Гребневское, СНТ "Фестивальный", кадастровый квартал 50:14:0030317 (88 км. Восточного полукольца).
Охранные зоны и минимальные расстояния, установленные СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* позволяют обеспечить нормальную эксплуатацию трубопроводов, в том числе при проведении осмотров трассы трубопроводов на предмет ее целостности, обнаружения несанкционированных врезок, выхода нефтепродуктов в грунт и на поверхность, проведении текущих и капитальных ремонтов, реконструкции трубопроводов.
Отсутствие объектов (построек, ограждений) в указанных зонах и на предусмотренных расстояниях является важной гарантией обеспечения пожарной безопасности трубопровода и возможности незамедлительной локализации и ликвидации последствий аварийного разлива нефтепродуктов, связанной с необходимостью подъезда к месту разлива большого числа крупногабаритной техники, осуществляющей сбор и вывоз нефтепродуктов, а также загрязненных грунтов.
Обращаясь с настоящим исковым заявлением, истец ссылается на то, что с учетом технических параметров Кольцевой МНПП, а также характеристик транспортируемых веществ, нахождение в охранных зонах трубопроводов, а также в минимально допустимых расстояниях до осей трубопроводов таких объектов как, отдельно стоящие промышленные предприятия, здания, сооружения, ограждения, строения, транспортные переезды является недопустимым, поскольку создает опасность как для сохранности трубопровода, так и для жизни и здоровья граждан, а, кроме того, создает препятствия как для текущей эксплуатации трубопроводов, так и в случаях необходимости ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил того обстоятельства, что истец избрал ненадлежащий способ защиты своего права.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об отказе в иске.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом.
При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Истец просит признать самовольными постройками объекты капитального и некапитального строительства, хозяйственные постройки, бытовки, заборы, расположенные в охранной зоне кольцевого магистрального нефтепродуктопровода на землях Свердловского участкового лесничества, Свердловский лесохозяйственный участок кварталы N 11, 21, адрес: Щелковский район, сельское поселение Гребневское, СНТ "Фестивальный", кадастровый квартал 50:14:0030317 (88 ВПК) и обязать ответчика осуществить демонтаж указанных объектов.
Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
По смыслу ст. 222 ГК РФ, а также разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", Информационном письме Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации" и Определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 N 595-О-П, в предмет доказывания по спору о сносе самовольной постройки входят следующие обстоятельства:
- создание объекта без получения необходимых разрешений,
- отсутствие отвода земельного участка для целей строительства,
- возведение объекта с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Таким образом, законом установлено три самостоятельных признака самовольной постройки, и наличие хотя бы одного из них является достаточным основанием для признания постройки самовольной.
Согласно пункту 29 Постановления Пленума от 29.04.2010 N 10/22 положения ст. 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом.
Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.07.2007 N 595-О-П разъяснил, что самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
Нарушение норм градостроительных правил может являться основанием для признания постройки самовольной и применения санкции в виде возложения на застройщика обязанности по ее сносу, если нарушение таких правил является результатам виновных действий застройщика, допущенные нарушения являются существенными, и сохранение постройки в существующем состоянии невозможно.
В материалах дела не имеется доказательств наличия вины ответчика - ОНТ "Фестивальный" в нарушении требований градостроительных норм при строительстве объектов в зоне нефтепровода.
Незаконность его действий при получении разрешения на строительство не установлена ни судебными актами, ни при рассмотрении настоящего дела.
Кроме того, в соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 45 Постановления Пленума Верховного суда РФ, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Согласно пункту 47 вышеназванного Постановления, удовлетворяя иск об устранении нарушения права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения прав истца.
Из пункта 3 Информационного письма Президиума ВАС от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты права собственника от нарушений, не связанных с лишением владения" следует, что в силу статей 301, 305 ГК РФ в случае передачи имущества в аренду право на негаторный иск имеют как арендатор, так и арендодатель - собственник имущества, чье вещное право может быть нарушено действиями третьего лица, пользующегося чужим имуществом без воли собственника, но не нарушающего его владения. При этом в таких делах обязательно участие как арендатора, так и арендодателя (тот, кто не является истцом, привлекается к участию в деле как третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне истца).
В силу пункта 2 части 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях, в том числе, самовольного занятия земельного участка.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Земельного кодекса на основании решения суда лицо, виновное в нарушение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Таким образом, для освобождения земельного участка при его самовольном занятии необходимо установить круг лиц, виновных в таких правонарушениях, чтобы обязать установленных лиц осуществить демонтаж объектов или возместить затраты на освобождение самовольно занятого участка.
Между тем, истцом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что именно ответчик самовольно использует спорный участок и что земельный участок принадлежит ответчику на каком-либо вещном праве, а также нет доказательств того, что спорное имущество принадлежит именно ответчику.
Как следует из материалов дела, в составе территории ОНТ "Фестивальный" имеются земельные участки, предоставленные членам ОНТ "Фестивальный" для ведения огородничества.
Истец в материалы дела не представил доказательства того, что все спорные постройки были возведены именно ответчиком, а не другими лицами, в том числе членами ОНТ "Фестивальный" на принадлежащих им земельных участках.
Из материалов дела следует, что судом первой инстанции истцу было предложено уточнить исковые требования и указать идентифицирующие признаки спорных объектов, лиц, которыми они возведены и в чьем фактическом владении и пользовании они находятся.
Однако таким правом истец не воспользовался.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах, исследовав и оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание недоказанность истцом обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения настоящего спора, а именно: отсутствие идентифицирующих признаков спорных объектов (их наименование, площадь, кадастровый номер, кадастровый номер земельного участка), возведение их именно ответчиком, а также нахождение их в фактическом владении и пользовании ответчика, принимая во внимание требование исполнимости судебного акта, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты своего права, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе о том, что судом первой инстанции был сделан неправильный вывод о недоказанности виновных действий ответчика в нарушении требований градостроительных норм при строительстве зданий, недобросовестность его действий при рассмотрении настоящего дела, отклонены арбитражным апелляционным судом, поскольку они не нашли своего подтверждения в материалах дела.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на Акт комиссионного обследования земельного участка от 02.12.2015, Протокол об административном правонарушении N 19-176/2016, вынесенный в отношении ОНТ "Фестивальный", а также на Решение Исполнительного комитета Щелковского горсовета народных депутатов Московской области от 18.02.1983 об отводе земельного участка, в соответствии с которым обязательным условием являлся запрет на строительство любых построек и сооружений за исключением строений легкого типа для инвентаря, регистрация объединения садового объединения, также отклонены.
Так, из Акта комиссионного обследования земельного участка от 02.12.2015 следует, что садово-огороднические участки на территории СНТ "Фестивальный" с капитальными некапитальными строениями расположены в охранной зоне нефтепровода, однако в данном акте не указаны конкретные строения, их точное место расположения, нет указания на то, что они возведены именно садовым товариществом и принадлежат ему (т.2, л.д. 141).
В Решении Исполнительного комитета Щелковского горсовета народных депутатов Московской области от 18.02.1983 об отводе земельного участка в охранной зоне нефтепровода указано лишь на необходимость соблюдения членами садового товарищества требований и ограничений, установленных законодательством при осуществлении в охранной зоне нефтепровода хозяйственной деятельности, а также указано на предупреждение членов товарищества о недопустимости строительства любых объектов капитального и некапитального строительства (т. 3, л.д.66).
Каких либо доказательств, подтверждающих нарушение требований законодательства именно ответчиком, в материалах дела не имеется.
Арбитражному апелляционному суду такие доказательства также не представлены.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции истцом заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы по следующим вопросам:
1. Составить ситуационный план с указанием:
- местоположения земельных участков ответчика, расположенных по адресным ориентирам Свердловского участкового лесничества, Свердловский лесохозяйственный участок кварталы N 11, 21, адрес: Щелковский район, сельское поселение Гребневское, ОНТ "Фестивальный", кадастровый квартал 50:14:0030317 (88 км. Восточного полукольца);
- местоположения зданий, строений и сооружений, расположенных по адресным ориентирам: Свердловское участковое лесничество, Свердловский лесохозяйственный участок, кварталы N 11, 21, адрес: Щелковский район, сельское поселение Гребневское, "Фестивальный", кадастровый квартал 50:14:0030317 (88 км. Восточного полукольца);
- местоположения Кольцевого МНПП, его охранной зоны, границ минимально допустимых расстояний, согласно СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" - "СП 6.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция НиП 2.05.06-85*" от магистрального нефтепродуктопровода до зданий, строений и сооружений, расположенных по адресным ориентирам: Свердловское участковое Лесничество, Свердловский лесохозяйственный участок кварталы N 211, 21, адрес: Щелковский район, сельское поселение Гребневское, ОНТ "Фестивальный", кадастровый квартал 50:14:0030317 (88 км. Восточного полукольца);
- расстояния от крайней оси Кольцевого МНПП до границ земельного участка земельных участков) Ответчика, зданий, строений и сооружений, расположенных по адресным ориентирам: Свердловское участковое лесничество, Свердловский лесохозяйственный участок кварталы N211, 21, адрес: Щелковский район, сельское поселение Гребневское, ОНТ "Фестивальный", кадастровый квартал 50:14:0030317 (88 (М. Восточного полукольца).
3. Определить точное расположение земельных участков ответчика (с указанием координат), а также категорию земель и вид разрешенного использования земельных участков.
4. Указать, нарушены ли градостроительные, строительные, технические и другие нормы, правила и требования в части обеспечения промышленной безопасности магистральных нефтепродуктопроводов возведёнными зданиями, строениями и сооружениями, расположенными по адресным ориентирам: Свердловское участковое лесничество, Свердловский лесохозяйственный участок кварталы N 11, 21, адрес: Щелковский район, сельское поселение Гребневское, ОНТ "Фестивальный", кадастровый квартал 50:14:0030317 (88 км. Восточного полукольца).
5. Установить, создается ли опасность для жизни и здоровья людей расположением зданий, строений и сооружений по адресным ориентирам: Свердловское участковое лесничество, Свердловский лесохозяйственный участок кварталы N 211, 21, адрес: Щелковский район, сельское поселение Гребневское, ОНТ "Фестивальный", кадастровый квартал 50:14:0030317 (88 км. Восточного полукольца).
В судебном заседании представитель истца поддержал ходатайство о назначении экспертизы.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал ходатайство АО "Транснефть-Верхняя Волга" о назначении судебной экспертизы.
Представитель ОНТ "Фестивальный" возражала против назначения экспертизы.
Согласно части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, заслушав мнение представителей участвующих в деле лиц, принимая во внимание установленные при разрешении настоящего спора обстоятельства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для назначения по настоящему делу судебной экспертизы.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба АО "Транснефть-Верхняя Волга" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08.12.2017 по делу N А41-61694/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить АО "Транснефть-Верхняя Волга" денежные средства в сумме 1 440 000 руб. с депозитного счета Десятого арбитражного апелляционного суда, внесенного на основании платежного поручения N 232506 от 19.03.2018 за производство судебной экспертизы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-61694/2017
Истец: АО "Транснефть-Верхняя Волга"
Ответчик: Огородническое некоммерческое товарищество "Фестивальный"
Третье лицо: Администрация Щелковского муниципального района Московской области, ВОЛЖСКО-ОКСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ, Комитет лесного хозяйства Московской области, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОСИМУЩЕСТВА В МО