г. Хабаровск |
|
17 апреля 2018 г. |
А73-10814/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области: Царик Н.Ю. представитель по доверенности от 16.01.2018 (до отложения), Булгакова В.А. представитель по доверенности от 16.01.2018 (после отложения);
от Дальневосточного межрегиональное управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: Носков Д.В. представитель по доверенности от 09.01.2018 (до отложения), Нелюдимов Д.В. представитель по доверенности от 27.07.2017;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
на решение от 09.01.2018
по делу N А73-10814/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Гавриш О.А.
по заявлению управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
к Дальневосточному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконными действий должностных лиц Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора, выразившихся в проведении выездной проверки о признании незаконным предписания от 26.05.2017 N 043
УСТАНОВИЛ:
управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому
краю и Еврейской автономной области (далее - УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края обратилось о признании незаконными действия должностных лиц Дальневосточному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора (далее - управление) выразившихся в проведении выездной проверки заявителя; о признании незаконным предписание от 26.05.2017 N 043.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 09.01.2018 по делу N А73-10814/2017 заявленные УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО требования удовлетворены частично. Судом признаны недействительными пункты 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29 предписания управления от 26.05.2017 N 043 (26 пунктов из 29), в удовлетворении остальной части требований - пункты 4, 9, 13 (3 пункта из 29) УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО и управление обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции от 09.01.2018 по делу N А73-10814/2017 отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционных жалоб УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, управление ссылаются на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме в части отказа в удовлетворении требований.
Представитель управления против доводов апелляционной жалобы УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.01.2018 по делу N А73-10814/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель управления доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме в части удовлетворенных требований.
Представитель УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО против доводов апелляционной жалобы управления возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.01.2018 по делу N А73-10814/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 158 АПК РФ 13.03.2018 судебное заседание откладывалось на 10.04.2018.
Определением от 09.04.2018 на основании статьи 18 АПК РФ в составе суда произведена замена судьи Сапрыкиной Е.И. в связи с нахождением в командировке на судью Швец Е.А.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзывах, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб. Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалоб исходя из следующего.
Согласно плану проведения плановых проверок на 2017 год, утвержденному управление Генеральной прокуратуры Российской федерации в Дальневосточном федеральном округе Дальневосточным межрегиональным УГАДН на основании распоряжения врио начальника управления от 17.04.2017 N 07-064 проведена плановая выездная проверка УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО с целью проверки соблюдения обязательных требований законодательства в области автомобильного транспорта, по результатам которой последнему выдан акт проверки от 26.05.2017 N 068, а также предписание от 26.05.2017 N 043.
Указанным предписанием зафиксированы следующие нарушения и предлагаемые меры по их устранению:
1. Обеспечить заполнение путевых листов в соответствии с требованиями нормативных актов. Заполнять сведения о транспортном средстве. Даты, время
выезда/заезда и показания одометра заверять штампом или подписью уполномоченного лица. Указывать фамилию, имя, отчество медицинского работника, проводившего предрейсовый и (или) послерейсовый медицинский осмотр (пункты 13, 14, 16, 3, 6, 15 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении реквизитов и порядка заполнения путевых листов" пункт 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"; пункт 16 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 835н);
2.Обеспечить внесение в путевой лист сведений о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
Обеспечить внесение сведений о месте проведения контроля технического состояния транспортного средства (пункт 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.1.2014 N 7; статья 20 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения");
3. Устранить нарушения требований к форме ведения журналов предрейсовых медосмотров. Организовать регистрацию результатов предрейсовых, предсменных медосмотров в полном объеме (статья 20 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; часть 7 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации"; пункты 10, 12, 14 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 835н);
4. Обеспечить соблюдение требований об обязательных периодических медицинских осмотрах. Подготовить поименные списки работников, подлежащих периодическим медосмотрам (пункты 19-23 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н);
5. Организовать ведение учета обязательных медосмотров водительского
состава. Документально фиксировать проведение предварительных медосмотров. Документально фиксировать проведение периодических медосмотров (пункт 14 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.1.2014 N 7; статья 20 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения");
6.Организовать проведение аналитической обработки результатов обязательных медицинских осмотров водителей с целью выявления работников, склонных к злоупотреблению алкогольными напитками, употреблению наркотических или иных средств, страдающих хроническими заболеваниями, влияющими на выполнение трудовых функций (пункт 14 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.1.2014 N 7; статья 20 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ
"О безопасности дорожного движения");
7.Обеспечить осуществление контроля технического состояния транспортных средств профессиональными специалистами. Назначить на проведение предрейсовых осмотров транспортных средств специалиста, имеющего специальное профильное образование и соответствующего квалификационным требованиям. Провести аттестацию специалистов, осуществляющих выпуск транспортных средств на линию (приложение 1 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных
руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 N 13/11; пункт 29 Правил
обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7; статья 20 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения");
8. Организовать проведение технического обслуживания транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией изготовителей транспортных средств (пункт 27 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7; статья 20 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения");
9. Оснастить техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами) транспортные средства, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2012 N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы"; приложение 2 Требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденных приказом Минтранса России от 13.02.2013 N 36; пункт 3 Порядка оснащения транспортных средств тахографами, утвержденного Приказом Минтранса России от 21.08.2013 N 273;
статья 20 Федерального u1079 закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения");
10.Обеспечить планирование мероприятий, обеспечивающих безопасность перевозок. Разработать план мероприятий по подготовке работников к безопасной работе (пункт 6 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7; статья 20 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения");
11.Обеспечить выполнение контроля соблюдения мероприятий по подготовке работников субъекта транспортной деятельности к безопасной работе и подготовки транспортных средств к безопасной эксплуатации. Организовать проведение проверок соблюдения мероприятий по обеспечению безопасности перевозок (пункт 5 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7; статья 20 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения");
12.Обеспечить периодичность проведения проверок соблюдения мероприятий по подготовке работников и транспортных средств к безопасной работе (эксплуатации);
13. Организовать ежемесячную сверку с управлениями (отделами) органа
внутренних дел сведений о дорожно-транспортных происшествиях, совершенных с участием принадлежащих субъекту транспортных средств (пункт 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 N 647);
14.Обеспечить проведение анализа причин и условий дорожно- транспортных происшествий с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности. Организовать проведения анализа причин и условий ДТП (пункт 6 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7; статья 20 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения");
15.Обеспечить ведение документального оформления результатов анализа причин и условий ДТП в соответствии с установленным порядком;
16.Организовать процесс доведения до водителей необходимой информацией путем проведения инструктажей. Организовать проведение вводных инструктажей со всеми водителями при приеме их на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы. Организовать проведение предрейсовых инструктажей при отправлении водителя по маршруту движения впервые; при перевозке детей; при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Организовать проведение сезонных инструктажей со всеми водителями два раза в год - в весенне-летний и осенне-зимний периоды. Организовать проведение специальных инструктажей с водителями при необходимости срочного доведения до них информации об изменениях и осложнениях, влияющих на профессиональную деятельность водителей. Исключить допуск водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей (пункты 18, 19, 20, 21, 22 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7; статья 20 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения");
17.Устранить нарушения порядка проведения и учета инструктажей водителей. Организовать контроль и учет проведения инструктажей водительского состава путем ведения журнала инструктажей (пункт 23 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7; статья 20 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения");
18.Организовать проведение мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП (Приложение 2, пункт 1.6 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7; статья 20 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; статья 31 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации");
19.Провести стажировку водителей (пункт 13 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденный приказом Минтранса России от 11.03.2016 N 59; приложение 2, пункт 1.3 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7; статья 20 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения");
20.Организовать ведение документального учета всех проведенных стажировок каждого водителя. Обеспечить ведение документального учета всех проведенных стажировок каждого водителя (пункт 17 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденный приказом Минтранса России от 11.03.2016 N 59);
21. Обеспечить оформление стажировочных листов по результатам прохождения стажировки (пункт 18 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденный приказом Минтранса России от 11.03.2016 N 59);
22. Назначить приказом по организации должностное лицо, ответственное за безопасность дорожного движения (пункт 16 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287;
пункт 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7; статья 20 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения");
23. Провести аттестацию должностного лица, ответственного за безопасность дорожного движения (пункт 16.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287;
п.2 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994
N 13/11; пункт 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7; статья 20 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ
"О безопасности дорожного движения");
24.Устранить нарушения положения об аттестации исполнительных руководителей и специалистов. Провести аттестацию исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации (согласно утвержденному перечню должностей) (пункт 2 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 N 13/11; пункт 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7; статья 20 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения");
25. Устранить несоответствие квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта установленным требованиям. Определить на должность диспетчера специалиста с необходимым уровнем знаний и умений. Обеспечить наличие у диспетчера профессионального образования не ниже среднего, подтвержденного дипломом
по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", либо обеспечить наличие у диспетчера диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта
(пункт 13.1, 13.2, 13.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287; пункты 4, 7 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденный приказом Минтранса России от 11.03.2016 N 59; пункт 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7; статья 20 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения");
26.Устранить несоответствие квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств установленным требованиям. Обеспечить наличие у контролера АТС профессионального образования по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" (пункт 14.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287; пункт 7 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденный приказом Минтранса России от 11.03.2016 N 59; пункт 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7; статья 20 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения");
27. Устранить нарушения требований о запрете курения на отдельных территориях, в помещениях и на объектах (часть 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 23.02.2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствие потребления табака");
28.Обозначить территории, здания и объекты, где курение табака запрещено, знаком о запрете курения, соответствующим требованиям к знаку и
к порядку его размещения (часть 5 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 23.02.2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствие потребления табака", пункты 1-6 Требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения, утвержденных Приказом Минздрава России от 12.05.2014 N 214н);
29. Выделить специальные места для курения на открытом воздухе или в
изолированном помещении, оборудованном вентиляцией (части 2, 3 статьи 12
Федерального закона Российской Федерации от 23.02.2013 года N 15-ФЗ "Об
охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствие потребления табака").
УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, полагая, что управление не наделено полномочиями на осуществление контроля по соблюдению обязательных требований по обеспечению безопасности дорожного движения, проведение проверок и выдачу по результатам проверок предписаний, обратилось в арбитражный суд, который обосновано частично удовлетворил требование.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -Федеральный закон N 294-ФЗ).
В силу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписание выдается в случае установления при проведении контрольно-надзорным органом соответствующей проверки нарушений обязательных требований действующего законодательства в целях их устранения.
Согласно Положению о Дальневосточном межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в
сфере транспорта от 27.06.2017, управление осуществляет функции по контролю и надзору в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и дорожного хозяйства на территории Хабаровского края, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, Магаданской области, Камчатского края, Сахалинской области и Приморского края.
В соответствии с пунктом 6.5.6. указанного Положения управление осуществляет контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации юридическими лицами, осуществляющими деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.
На основании изложенного суд первой инстанции правильно установил, что управление обладало полномочиями на проведение проверки в отношении УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО.
Федеральное транспортное законодательство предусматривает федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения, осуществляемый органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и органами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (статья 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ); и государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, осуществляемый органами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (статья 3.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Федеральный закон N 259-ФЗ).
В силу пункта 5 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 727 от 14.11.2016, предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и предоставляющими услуги по их техническому обслуживанию и ремонту, и участниками дорожного движения обязательных требований к техническому состоянию и конструкции автомототранспортных средств (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного транспортного надзора).
Согласно статье 13.3 Закона N 294-ФЗ в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов создан единый реестр проверок. Он является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Проверка управления в отношении УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО была внесена в план проведения плановых проверок на 2017 год с соответствующими информационными реквизитами, утвержденный управление Генеральной прокуратуры Российской федерации в Дальневосточном федеральном округе.
Пунктом 5 статьи 3 Закона N 294-ФЗ установлен принцип защиты прав юридических лиц в виде недопустимости проводимых в отношении одного юридического лица несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Оценивая довод жалобы о нарушении при проведении проверки требований п.5 ст.3 Закона N 294-ФЗ апелляционный суд не установил, что в связи с этим оспариваемое предписание незаконно или неисполнимо в силу статьи 20 Закона N 294-ФЗ, которая содержит исчерпывающий перечень грубых нарушений, допущенных при проведении проверки, результаты которой не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований правовых актов. Таким основанием нарушение п.5 ст.3 не указано.
Согласно статье 20 Закона N 196-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности создавать условия для повышения квалификации водителей, других работников автомобильного транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; анализировать и устранять причины ДТП, нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать к эксплуатации транспортные средства при наличии неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения (пункт 1).
На основании статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ требования распространяются на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства, как в целях оказания услуг, так и для собственных нужд.
Вместе с тем часть 4 статьи 20 Закона N 196-ФЗ предусматривает дополнительные обязанности юридических лиц осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, по сравнению с субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.
Согласно частям 1 и 2 статьи 1 Федерального закона N 259-ФЗ данный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным
транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Таким образом, Закон N 259-ФЗ устанавливает общие правила перевозки физическими и юридическими лицами пассажиров, багажа, грузов, как деятельности по оказанию транспортных услуг третьим лицам на основании соответствующих договоров перевозки. В этой связи действие Федерального закона N 259-ФЗ не распространяется на физических и юридических лиц, не оказывающих транспортные услуги третьим лицам в качестве одного из видов своей предпринимательской деятельности, а осуществляющих перевозки грузов и людей для удовлетворения собственных потребностей в процессе осуществления основных видов предпринимательской или иной деятельности, не связанной с эксплуатацией автомобильного транспорта.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 8 Положения о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 236 предметом проверки при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
является соблюдение требований в отношении наличия у субъекта надзора помещений и оборудования, позволяющих осуществлять хранение, техническое
обслуживание и ремонт транспортных средств, проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей и контроль технического состояния транспортных средств, или наличия договоров со сторонними организациями о хранении, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств, проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей и контроле технического состояния транспортных средств, а также требований к организации работы водителей в целях обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей.
Согласно пункту 4 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.07.2012 N 204, предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих автотранспортную деятельность, является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями требований законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта.
Согласно положению об УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, утвержденному приказом Федеральной службы судебных приставов России (далее - ФССП России) от 16.03.2017 N 82 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО является территориальным органом ФССП России основными задачами которого являются: обеспечение установленного порядка деятельности судов, охрана зданий и помещений судов в круглосуточном режиме, а также пропускного режима в зданиях и помещениях судов, находящихся на территории Хабаровского края и ЕАО; организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов и должностных лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
УФССП России по Хабаровскому краю ЕАО не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и грузов в правовом смысле изложенных позиций в ст. 784-786 ГК РФ. Имеющиеся транспортные средства используются исключительно для собственных внутренних нужд.
В соответствии с Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденными приказом Минтранса Российской Федерации от 15.01.2014 N 7, установлено, что указанные Правила разработаны во исполнение статьи 20 Закона N 196-ФЗ и предназначены для субъектов транспортной деятельности (для перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом).
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО не является юридическим лицом, обязанным соблюдать требования части 4 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ и Федерального закона N 259-ФЗ, а также основанные на них положения иных нормативных правовых актов: приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (пункт 1 предписания), Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 N 7, Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 N 13/11, Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.09.2015 N 287, относящиеся к деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в порядке оказания транспортных услуг третьим лицам.
При возложении обязанности устранить нарушения требований к форме ведения журналов предрейсовых осмотров, организовать регистрацию результатов предрейсовых, предсменных медосмотров в полном объеме, управлением не учтено, что пункт 14 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 835н напрямую не обязывает ведение такого журнала организацией, имеющий в своем штате водителей.
Инструкцией о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, являющейся приложением N 9 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 N 555, возложена обязанность по ведению журнала предрейсового осмотра на медицинские учреждения, с которыми заключен договор. Не подтверждено наличие в УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО медицинского пункта.
Согласно штатному расписанию, в УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО 38 водителей. Требование пункта 4 предписания управления является законным, поскольку статьей 23 Закона N 196-ФЗ установлены обязательные периодические медицинские осмотры, которые проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства. Соблюдение юридическим лицом указанной правовой нормы законодателем не поставлена в зависимость от вида и характера использования автомобильного транспорта.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информацию о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее -тахографы).
Закон N 196-ФЗ не содержит исключения для транспортных средств, которые не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов, и предусматривает обязанность по оснащению транспортных средств тахографами для юридических лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с их эксплуатацией. Требования об оснащении тахографами не предусматривают особенностей их реализации в зависимости от целей осуществления перевозки или её продолжительности.
В соответствии с Порядком оснащения транспортных средств тахографами, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.08.2013 N 273, исходя из категории и видов транспортных средств, находящихся в эксплуатации УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, правомерна возложенная предписанием обязанность по оснащению тахографами 3-х автобусов и 1 грузового автомобиля.
В силу пункта 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 N 647, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с
управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным
муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным
образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием
принадлежащих им транспортных средств.
В ходе проверки согласно сведениям журнала учета дорожно- транспортных происшествий (дело N N 27908-38, 27908-44, 27908-45) установлено наличие дорожно-транспортных происшествий с участием находящихся в эксплуатации УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО транспортных средств. В связи с этим, у управления имелись правовые основания для обязания сверки в соответствии указанными выше правилами учета ДТП.
Управление на основе анализа трудовых договоров, заключенных с водителями, ввиду не представления стажировочных листов сделало вывод о непроведении стажировок водителей и отсутствии документарного их учета. При этом приказы о приеме на работу, трудовые книжки работников не истребовались и исследовались. Указанный вывод управления несостоятелен, так как управлением не представлены доказательства, подтверждающие наличие в штате заявителя водителей, подлежащих прохождению стажировки в соответствии с пунктом 13 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения, утвержденного приказом Минтранс России от 11.03.2016 N 59.
В силу санитарно-гигиенических требований к рабочему месту водителя транспортного средства, содержащихся в приложении 3 к Межотраслевым правилам по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 07.07.1999 N 18, таким местом является кабина транспортного средства.
Учитывая компетенцию управления по рассмотрению вопросов соблюдения Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", управлением не представлено надлежащих доказательств несоблюдения УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО требований указанного закона. Следовательно, отсутствовали правовые основания для возложения на обязанности устранить нарушения требований о запрете курения на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, обеспечить территории, здания и объекты, где курение табака запрещено, знаком о запрете курения.
Доводы в апелляционных жалобах не опровергают выводы суда. Само по себе несогласие с принятым судебным актом не может являться основанием для его отмены.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.01.2018 по делу N А73-10814/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.