г. Москва |
|
18 апреля 2018 г. |
Дело N А40-240295/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Проценко А.И., Александровой Г.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ароян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2018
по делу N А40-240295/15 (28-1952), принятое судьей Яниной Е.Н.
по иску ЗАО "Городской дом" (ИНН 7728149464, ОГРН 1027700109580)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423, 125009, Москва, Газетный пер., д.1/12)
третье лицо: Департамент культурного наследия города Москвы
о признании незаконным решение Департамента городского имущества города Москвы N 33-5- 27066/15 - (0)-1 от 26.08.2015, N ДЖ-1-309995/15-1 от 28.09.2015, об установлении арендной платы по Договору, о продлении срока действия Договора,
при участии в судебном заседании представителей:
от Общества: Кузнецов Г.И. (генеральный директор на основании Решения N 2/2017); Дорохова Н.А. по доверенности от 01.08.2017 г.;
от ответчика: Бавыкина Л.С. по доверенности от 25.12.2017 г.;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Городской дом" (далее - ЗАО "Городской дом", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества г.Москвы (далее - Департамент, ответчик) о признании незаконным решение Департамента об отказе в предоставлении льготной ставки арендной ставки по Договору аренды от 27.12.2000 г. N О-964, оформленное письмом от 28.09.2015 N ДГИ-1-309995/15-1, обязании Департамента произвести перерасчет арендной платы по Договору с 09.07.2015 г. и до окончания действия Договора из расчета 1 рубль за кв.м. площади Здания в год, признать незаконным решение Департамента об отказе в продлении срока Договора на срок 15 лет, оформленное письмом от 28.09.2015 N ДГИ-1-309995/15-1 (с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2018 по делу N А40-240295/15 иск удовлетворен. Удовлетворяя требования иска, суд исходил из доказанности и обоснованности заявленных исковых требований.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просил указанное решение Арбитражного суда города Москвы отменить, приняв новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Представители истцов требования апелляционной жалобы не признали. Просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителя 3-го лица.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как видно из материалов дела, 09.08.2000 между Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы (правопредшественником ответчика, арендодателем) и ОАО "Городской дом" (правопредшественником Общества, арендатором) был заключен договор аренды объекта нежилого фонда находящегося в собственности города Москвы N 0-964 (далее - Договор), по которому арендодатель передал в аренду нежилое здание, расположенное по адресу: г.Москва, Малый Знаменский пер., д. 7/10, стр. 3, под административные и представительские цели сроком с 09.08.2000 по 09.08.2015.
20.04.2004 Обществу выдано Охранное обязательство N 724 по недвижимому памятнику истории и культуры, а Главным управлением охраны памятников города Москвы составлено Плановое (реставрационное) задание на разработку научно-проектной документации для проведения ремонтно-реставрационных работ на памятнике истории и культуры "Главный дом городской усадьбы ("Шталмейстерский дом") середины 18 века" по адресу: Малый Знаменский пер., д. 7/10, стр. 3.
Во исполнение обязательств по Договору Общество приступил к выполнению ремонтно-реставрационных работ здания, в рамках чего получил Заключение о техническом состоянии здания, утвержденное ГУП НИИОСП им. Н.М. Герсеванова Госстроя РФ. Между истцом и Москомнаследием был утвержден график производства проектно-изыскательских и реставрационных работ в отношении здания, содержащий объем и сроки выполнения работ. Между истцом и Главным управлением охраны памятников г. Москвы согласован календарный график производства работ в отношении здания, содержащий объем и сроки выполнения работ. Общество получил разрешения на производство работ по сохранению объекта, отнесенного к недвижимому культурному наследию, выданные Москомнаследием.
Согласно Акту комиссии о приемке работ по сохранению объекта культурного наследия от 25.02.2009 N 16- 11/1-131/8 Москомнаследие приняло у Общества работы по сохранению здания.
09 июля 2015 г. Общество обратился к ответчику с заявлением от 08.07.2015 г. N 18 об установлении арендной платы по Договору в размере 1 рубль за кв.м. площади здания в год и продлении срока действия Договора на 15 лет до 09 августа 2030 года.
Письмом от 26 августа 2015 года N 33-5-27066/15-(0)-1 ответчик отказал Обществу в предоставлении государственной услуги.
Общество, не согласившись с отказом, обратилось в Департамент с жалобой на решение об отказе в предоставлении государственной услуги
Письмом от "28" сентября 2015 года N ДЖ-1-309995/15-1 Департаментом отказал Обществу в предоставлении государственной услуги по заявлению от 09.07.2015 г. N 33-5-27066/15-(0)-1 со ссылкой на то, что по информации Москомнаследия (N ДКН-16-09-4262/5 от 30.07.2015 г.) Общество не переоформило охранное обязательство в соответствии с Регламентом подготовки охранного обязательства собственника (пользователя) объекта культурного наследия (с актом технического состояния объекта), утвержденным постановлением Правительства Москвы от 13.02.2007 г. N 92-ПП "Об утверждении регламентов подготовки документов Комитетом по культурному наследию города Москвы в режиме "одного окна".
На этом Департамент основывает вывод о том, что в 2009 г. работы по сохранению объекта культурного наследия, которые должны быть предусмотрены актом технического состояния объекта, не выполнялись.
Полагая указанный отказ незаконным, Общество обратилось в суд с настоящими требованиями в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции принял во внимание, что согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. 6 постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8), основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
То есть, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Анализируя представленные по делу доказательства, суд первой инстанции посчитал отказ Департамента, изложенный в уведомлении от 28.09.2015 г. N ДГИ-1-30995/15-1, несоответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы Общества.
При этом суд первой инстанции учел, что согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 ГК РФ, п. 6 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как указано в ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 199 АПК РФ установлено, что в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, в том числе, должны быть указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом.
Согласно п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Суд первой инстанции установил, что уведомление N ДГИ-1-30995/15-1 датировано 28.09.2015 г., с настоящим заявлением Общество обратилось в суд 10.12.2015 г., то есть с учетом фактической даты получения данного письма заявителем, с соблюдением установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока.
Постановлением Правительства Москвы от 24.01.2012 г. N 12-ПП "Об утверждении Положения о предоставлении в аренду объектов культурного наследия города Москвы, находящихся в неудовлетворительном состоянии" (далее - постановление Правительства Москвы N 12-ПП) в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), постановлением Правительства Москвы от 9 июня 2009 г. N 542-ПП "О совершенствовании системы управления и распоряжения объектами культурного наследия города Москвы", а также в целях повышения эффективности управления объектами недвижимого имущества, являющимися объектами культурного наследия и находящимися в неудовлетворительном состоянии, создания условий для привлечения инвестиций в процесс восстановления и сохранности указанных объектов Правительство Москвы утверждено Положение о предоставлении в аренду объектов культурного наследия города Москвы, находящихся в неудовлетворительном состоянии, согласно приложению к настоящему постановлению (далее - Положение).
Для целей Положения под объектами культурного наследия, находящимися в неудовлетворительном состоянии, понимаются объекты недвижимости (здания, строения, сооружения), являющиеся объектами культурного наследия, признанные аварийными в установленном порядке, и/или объекты, состояние которых угрожает физической утратой особенностей данного объекта, послуживших основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению (предмета охраны). Угроза физической утраты предмета охраны подтверждается заключением Департамента культурного наследия города Москвы об установлении факта наличия угрозы физической утраты предмета охраны объекта культурного наследия. (в ред. постановления Правительства Москвы от 16.12.2014 N 775-ПП) В случае если на дату передачи объекта культурного наследия, переданного пользователю на основании договора аренды (в том числе охранно-арендного договора) в неудовлетворительном состоянии, признанном таковым на дату передачи объекта, предмет его охраны не был утвержден, факт наличия угрозы физической утраты предмета охраны объекта культурного наследия устанавливается Департаментом культурного наследия города Москвы путем сопоставления утвержденного в установленном порядке предмета охраны данного объекта со сведениями, содержащимися в документах и материалах по обследованию, мониторингу и проектированию данного объекта культурного наследия, имеющимися в распоряжении Департамента культурного наследия города Москвы.
Установление факта наличия угрозы физической утраты предмета охраны объекта культурного наследия, переданного пользователю на основании договора аренды (в том числе охранно-арендного договора) в неудовлетворительном состоянии, признанном таковым на дату передачи объекта, оформляется Департаментом культурного наследия города Москвы в виде заключения (абзац введен постановлением Правительства Москвы от 20.11.2012 N 654-ПП).
В соответствии с п. 2.5. Положения после подписания разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и/или акта комиссии о приемке работ по сохранению объекта культурного наследия, оформляемых Департаментом культурного наследия города Москвы, арендатор имеет право обратиться в Департамент городского имущества города Москвы об установлении минимальной ставки годовой арендной платы в размере 1 рубль за квадратный метр площади объекта в год, в том числе образуемой в результате проведения указанных выше работ площади объекта культурного наследия, уточненной в государственном кадастре недвижимости, на весь последующий период до окончания срока действия договора аренды. (в ред. постановлений Правительства Москвы от 20.11.2012 N 654-ПП, от 16.12.2014 N 775-ПП) Указанная минимальная ставка годовой арендной платы устанавливается арендатору с даты поступления заявления арендатора в службу "одного окна" Департамента городского имущества города Москвы с приложением оригиналов либо нотариально заверенных копий документов, указанных в пункте 2.4 настоящего Положения. (в ред. постановления Правительства Москвы от 16.12.2014 N 775-ПП).
Постановлением Правительства N 12-ПП от 24.01.2012 г. были внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 29 июня 2010 г. N 540-ПП "Об утверждении Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 12 апреля 2011 г. N 134-ПП, от 17 мая 2011 г. N 204-ПП, от 20 июля 2011 г. N 332-ПП, от 21 сентября 2011 г. N 441-ПП): согласно п. 3.5 Абзац второй пункта 1.2 приложения 1 к постановлению изложить в следующей редакции: "Настоящее Положение распространяется на отношения по управлению объектами нежилого фонда города Москвы, являющимися объектами культурного наследия, с учетом норм Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также правовых актов Правительства Москвы.". 3.6. Абзац первый пункта 3.3.1.17 приложения 1 к постановлению изложить в следующей редакции: "3.3.1.17. В целях стимулирования участия арендаторов в проведении с согласия арендодателя капитального ремонта арендуемых нежилых помещений, за исключением объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, на период проведения капитального ремонта арендуемого нежилого помещения (не более одного года) и на период окупаемости произведенных затрат (не более трех лет) устанавливается минимальная ставка арендной платы, утвержденная Правительством Москвы в установленном порядке."
На основании п. 3.1. Положения арендатор объекта культурного наследия вправе обратиться в Департамент городского имущества города Москвы об установлении ставки арендной платы в размере 1 рубль за квадратный метр площади объекта в год на весь последующий период до окончания срока действия договора аренды при соблюдении следующих условий: (в ред. постановления Правительства Москвы от 16.12.2014 N 775-ПП) 3.1.1. На дату передачи в пользование объект культурного наследия находился в неудовлетворительном состоянии. 3.1.2. Ремонтные и реставрационные работы на объекте культурного наследия должны быть проведены арендатором в полном объеме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и города Москвы в области охраны объектов культурного наследия в составе и сроки, предусмотренные охранно-арендным договором или охранным обязательством пользователя объекта культурного наследия, оформленным Департаментом культурного наследия города Москвы. Арендатору отдельных помещений (отдельного помещения), находящихся в объекте культурного наследия, ставка годовой арендной платы, указанная в пункте 3.1 настоящего Положения, устанавливается в случае проведения ремонтных и реставрационных работ с учетом требований, установленных абзацем вторым пункта 2.3 настоящего Положения. (абзац введен постановлением Правительства Москвы от 16.12.2014 N 775-ПП) 3.1.3. Добросовестное выполнение арендатором требований, предусмотренных охранным обязательством пользователя объекта культурного наследия.
Согласно п. 3.6 Положения у арендатора объекта культурного наследия отсутствуют основания на обращение в Департамент городского имущества города Москвы за установлением ставки арендной платы в размере 1 рубль за квадратный метр площади объекта в год в случае несоблюдения условий, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения, а также наличия условия в договоре аренды (в том числе охранно-арендном договоре) объекта культурного наследия о восполнении (взаимозачете) понесенных затрат по сохранению данного объекта. (в ред. постановления Правительства Москвы от 16.12.2014 N 775-ПП) (п. 3 введен постановлением Правительства Москвы от 20.11.2012 N 654-ПП).
Арбитражный суд города Москвы установил, что здание-памятник архитектуры "Шталмейстерский дворец сер. XVIII в. (палаты XVII) по адресу: Малый Знаменский пер., 7/10, стр. 3, общей площадью 925 кв.м. для использования под административные и представительские целы передано в долгосрочную аренду сроком на 15 лет ОАО "Городско дом" на основании распоряжения Департамента государственного и муниципального имущества г. Москвы от 09.08.2000 г. N 2940-р, согласно п. 2.2. Распоряжения было принято к сведению, что ОАО "Городской дом" выполнит в течение двух лет силами специализированных организаций полны комплекс ремонтно-реставрационный работ в здании-памятнике (п.1) по планово-реставрационному зданию Главного управления охраны памятников г. Москвы.
Во исполнение данного распоряжения был заключен Договор аренды, срок действия которого установлен по 09.08.2015 г.
Согласно п. 2 ст. 621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 ГК РФ). В таком случае согласно пункту 2 статьи 610 ГК РФ каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца.
Суд первой инстанции посчитал, что при отсутствии возражений арендодателя Договор был продлен на неопределенный срок в силу положений ст. 621 ГК РФ.
Во исполнение обязательств, указанных в названных договорах, Общество приступило к выполнению ремонтно-реставрационных работ в отношении арендуемого здания, в рамках чего получил Заключение о техническом состоянии здания, утвержденное ГУП НИИОСП им. Н.М. Герсеванова Госстроя РФ; между Обществом и Москомнаследием был утвержден график производства проектно-изыскательских и реставрационных работ в отношении здания, содержащий объем и сроки выполнения работ; между Обществом и Главным управлением охраны памятников г. Москвы согласован календарный график производства работ в отношении здания, содержащий объем и сроки выполнения работ; истцом получены разрешения на производство работ по сохранению объекта, отнесенного к недвижимому культурному наследию, выданные Москомнаследием. Организацию и контроль за проведением работ осуществляла рабочая группа уполномоченного представителя собственника, утвержденная приказом от 08.08.2002 г. N 49. Виды работы и порядок их производства определялся исключительно рабочей комиссией, решения оформлялись протоколами рабочей комиссии.
Согласно Акту комиссии о приемке работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо исторически ценного градоформирующего объекта N 16-11/1-131/8 от 25 февраля 2009 года, Москомнаследие приняло у истца работы по сохранению здания.
На основании письма от 01.09.2015 г. N ДКН-16-09- 4262/5-1 Департаментом культурного наследия города Москвы организована работа по сбору документов, необходимых для принятия решения о возможности внесения изменений в Договор аренды с Обществом в части установления льготной арендной платы; в виду отсутствия оригиналов документов в архивных фондах Департамента соответствующие документы будут запрошены у Общества; после получения необходимой документации и ее анализа Департаментом будет подготовлена информация о возможности внесения изменений в договор аренды с Обществом, о чем Департамент городского имущества города Москвы будет проинформирован дополнительно.
Письмом от 05.10.2015 г. N ДКН-16-25-4822/5 Департамент культурного наследия города Москвы сообщил, что в отношении здания по адресу: Малый Знаменский пер., 7/10, стр. 3, с целью внесения в договор аренды с ЗАО "Городской дом" в части установления минимальной ставки арендной платы в размере 1 рубль за 1 кв.м. в год уведомлял, что в соответствии с дополнительно представленными Пользователем документами (охранное обязательство с актом технического состояния) объект был передан в аренду Пользователю на основании охранного обязательства от 20 апреля 2004 г. N 724. В соответствии с актом технического состояния к указанному охранному обязательству на момент передачи в аренду объект находился в неудовлетворительном состоянии.
Пользователем проведены комплексные ремонтно-реставрационные работы по объекту, принятые актом комиссии о приемке работ по сохранению объекта культурного наследия Москомнаследия от 25 февраля 2009 г. N 16-11/1-131/18.
В условиях охранного обязательства пользователя и акта технического состояния от 20.04.2004 г. N 724 требование о переоформлении акта технического состояния не предусмотрено.
В период с 30 марта по 23 апреля в отношении пользователя инспекцией по контролю за соблюдением законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Департамента проводилась плановая выездная проверка. В ходе проверки нарушений действующего законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия не выявлено. Учитывая данные обстоятельства, Москомнаследие считало возможным внести изменение в договор аренды на объект в части установления минимальной ставки арендной платы в размере 1 рубль за 1 кв.м метр в год в соответствии с порядком утвержденным Постановлением.
Специальным законом, который регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ).
Согласно п. 4.1 ст. 9.2 Закона N 73-ФЗ к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
В свою очередь, таким уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия, расположенным на территории города Москвы является Департамент, полномочия которого определены Положением о Департаменте культурного наследия города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 154-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы" (далее - Положение о Департаменте культурного наследия).
Согласно п. 4.3 Положения о Департаменте культурного наследия Департамент в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы осуществляет региональный и федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 11 ЗаконаN 73-ФЗ под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, в том числе посредством организации и проведения проверок указанных лиц.
На основании п. 4 ст. 11 Закона N 73-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия в части организации и проведения проверок юридических лиц применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Порядок проведения проверок определен Административным регламентом исполнения Департаментом культурного наследия города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2015 г. N 958-ПП (далее - Регламент).
В соответствии с п. 1.6.1. Регламента проверки осуществляются уполномоченными должностными лицами Департамента в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, являющихся собственниками или иными законными владельцами и/или фактическими пользователями объектов надзора либо осуществляющих проведение хозяйственных и иных работ на объектах культурного наследия, их территориях, расположенных в зонах охраны земельных участках, непосредственно связанных с земельными участками в границах территорий объектов культурного наследия.
Учитывая хронологическую последовательность фактических обстоятельств дела, Арбитражный суд города Москвы пришел к выводу, что Общество соответствует критериям, установленным п. 3.1. Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы N 12-ПП для применения к нему льготной ставки арендной платы в размере 1 рубля за 1 кв.м., учитывая статус арендуемого им здания, период предоставления его в аренду Обществу, выполненные им ремонтно-реставрационные работы, наличие Договора аренды, действие которого не прекращено (ст. 621 ГК РФ).
Суд первой инстанции посчитал, что выводы Департамента об отсутствии у Общества права на применении к нему ставки, установленной постановление Правительства Москвы N 12-ПП, являются неправомерным, а у Общества отсутствует обязанность по переоформлению действующего охранного обязательства, так как указанное постановление регламентирует порядок действий пользователя при первичном оформлении охранного обязательства и утверждает Регламент подготовки охранного обязательства пользователя (собственника) объекта культурного наследия (с актом технического состояния объекта).
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу что отказ Департамента, изложенный в уведомлении от 28.09.2015 N ДГИ-1-309995/15-1, является необоснованным, нарушает нормы действующего законодательства, а также права и законные интересы Общества.
В силу пп. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По общему правилу, устранение нарушения прав и законных интересов заявителя состоит в восстановлении положения, существовавшего до принятия незаконного ненормативного акта или осуществления незаконных действий (бездействия), либо понуждении совершить действия, на которые заявитель был вправе рассчитывать при правильном исполнении вышеназванными органами и лицами требований закона и их обязанностей.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, исходя из заявленных обществом требований, и с учетом положений пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11, Арбитражный суд города Москвы посчитал необходимым обязать Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с учетом выводов, содержащихся в решении.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что в настоящем споре речь идет об оспаривании решений Департамента об отказе в предоставлении льготной ставки в размере 1 рубль за кв.м. площади здания в год, предусмотренной Постановлением Правительства Москвы N 12-ПП, оформленное письмом от 28.09.2015N ДГИ-1-309995/15-1 и об отказе в продлении договора, оформленное письмом от 28.09.2015 N ДГИ-1-309995 15-1, в то время в судебных актах по делам N А40-46162/15, N А40-221235/16, N А40-49594/15 Общество заявляло иные требования и по иным основаниям.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.01.2018 года по делу N А40-240295/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
А.И. Проценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-240295/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 июля 2018 г. N Ф05-10301/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "ГОРОДСКОЙ ДОМ"
Ответчик: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы
Третье лицо: Департамент культурного наследия г. Москвы, Ходунов Е.С.