г. Москва |
|
19 апреля 2018 г. |
Дело N А40-177126/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой
судей: |
В.А. Свиридова, П.В. Румянцева |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Д.В. Зыкуновой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу КБ "Русский Инвестиционный Альянс" (АО "РИАБАНК")
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2018 по делу N А40-177126/17, принятое судьей Кузиным М.М. (144-1643)
по заявлению КБ "Русский Инвестиционный Альянс" (АО "РИАБАНК")
к Банку России
о признании недействительными предписания и приказа
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Лукьянчикова Е.Н. по дов. от 27.03.2018, Пантеленко Ю.И. по дов. от 27.03.2018, Шерстюк О.В. по дов. от 22.12.2015;
УСТАНОВИЛ:
КБ "Русский Инвестиционный Альянс" (АО "РИАБАНК") (далее - заявитель, акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными Приказа Банка России (далее - заинтересованное лицо, Банк России) об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации от 17.08.2017 N ОД-2323, Приказа Банка России о назначении временной администрации по управлению кредитной организации от 17.08.2017 N ОД-2324 и предписания Банка России от 08.08.2017 N36-9-4-1/3387ДСП.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2018 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, оснований для отзыва лицензии не было, так как АО "РИАБАНК" устранило все нарушения ранее указанные надзорным органом в предписаниях. Судом неправомерно прекращено производство по делу в части рассмотрения требования заявителя о признании недействительным предписания от 08.08.2017, так как по делу N А40-150869/2017 отказ от иска не мог быть принят судом.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 08.08.2017 Банком России вынесено Предписание N 3.6-9-4-1/3387ДСП, которым установлено нарушение КБ "Русский Инвестиционный Альянс" (АО "РИАБАНК") требований нормативных актов Банка России.
17.08.2017 Приказом Банка N ОД-2323 отозвана лицензия на осуществление банковских операций у кредитной организации.
17.08.017 Приказом Банка России N ОД-2324 назначена временная администрация по управлению кредитной организацией в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании указанных Приказов Банка России недействительными.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) госоргана недействительными (незаконными), необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, лицензия на осуществление банковских операций у АО "РИАБАНК" отозвана на основании ст.19, п. 6 ч. 1 и п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках), ч. 11 ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России).
Основанием для отзыва у АО "РИАБАНК" лицензии явилось неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, учитывая, что в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Законом о Банке России; значение всех нормативов достаточности капитала ниже двух процентов, снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации.
Нарушения АО "РИАБАНК" требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России подтверждаются фактами, выявленными Банком России в рамках осуществления документарного и дистанционного надзора за деятельностью банка, а также фактами, установленными в ходе проверки его деятельности, по результатам которой составлены Акты от 20.01.2017 N А2К-И25-10- 10/125ДСП, от 27.01.2017 N А2К-И25-10-10/183ДСП, от 30.01.2017 NАЗК-И25-10- 10/200ДСП и от 31.01.2017 NА1К-И25-10-10/223ДСП и Промежуточный акт от 20.07.2017 NА2К-И25-10-13/1815ДСП.
Согласно представленной Банком отчетности по ф.0409123 на 10.08.2017 размер его собственных средств (капитала) составил 153,4 млн. рублей, что ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату государственной регистрации кредитной организации (на 09.09.2002 - 154,7 млн. рублей).
По данным представленной в Банк России отчетности по ф.0409123 на 14.08.2017 размер собственных средств (капитала) Банка снизился до 32,3 млн. рублей.
При этом согласно отчетности по ф.0409135 значение всех нормативов достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации на указанную отчетную дату опустилось ниже двух процентов и составило: H1.0 (норматив достаточности собственных средств (капитала))- 1,2%, H1.1 (норматив достаточности базового капитала) - 1,0% и H1.2 (норматив достаточности основного капитала)- 1,1%.
По состоянию на 15.08.2017 капитал Банка принял отрицательное значение (-) 135,4 млн. рублей.
Утрата собственных средств (капитала) произошла вследствие возникновения в деятельности кредитной организацией убытков, в том числе в связи с доформированием резервов на возможные потери в соответствии с требованиями предписания от 08.08.2017 N 36-9-4-1/3387ДСП и корректировкой стоимости имущества.
Впоследствии выводы о полной потере кредитной организацией собственных средств (капитала) были подтверждены результатами работы временной администрации, согласно заключению, которой величина обязательств кредитной организации значительно превышает величину ее активов.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что имелись основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций на основании п.п.1, 2 ч.2 ст.20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
За последний год АО "РИАБАНК" неоднократно допускал нарушения банковского законодательства и нормативных актов Банка России, а именно:
- ст. 24 Закона о банках, ст.ст. 64, 66, 67 и 69 Закона о Банке России в части создания необходимых резервов на покрытие возможных убытков и соблюдения обязательных нормативов;
- Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение Банка России N 254-П);
- Положения Банка России от 29.08.2008 N 321-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение Банка России N321-П);
- Положения Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение Банка России N 375-П);
- Положения Банка России от 16.07.2012 N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (далее - Положение Банка России N 385-П);
-Положения Банка России от 28.12.2012 N 395-П "О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций ("Базель III")" (далее - Положение Банка России N 395-П);
- Положения Банка России от 03.12.2015 N 511-П "О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска" (далее - Положение Банка России N 511-П);
- Положения Банка России от 14.07.2017 N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение Банка России N 590-П);
- Инструкции Банка России от 03.12.2012 N 139-И "Об обязательных нормативах банков";
- Инструкции Банка России от 28.06.2017 N 180-И "Об обязательных нормативах банков";
- Указания Банка России от 12.11.2009 N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (далее - Указание N 2332-У);
- Указания Банка России от 24.11.2016 N 4212-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (далее - Указание N 4212-У).
В течение последних 12 месяцев в соответствии с Законом о Банке России и Инструкцией Банка России от 31.03.1997 N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия" в отношении Банка были применены меры надзорного реагирования:
Предписанием от 26.08.2016 N Т1-83-3-05/123218ДСП в связи с выявленной в ходе документарного надзора недооценкой кредитного риска по ссудной задолженности ООО "Стройкомплект", повлекшей недосоздание резервов на возможные потери на сумму 8,4 млн. рублей; нарушениями требований подп.4 п.1 ст.7 Федерального закона N 115-Ф3и п.п.2.5, 2.8 Положения N 321-П, связанными с некорректным заполнением отдельных полей в ОЭС;
несоблюдением требований п.1.4 Положения N 375-П при разработке Правил внутреннего контроля Банка в целях ПОД/ФТ (редакция от 17.06.2016);
нарушением срока представления отчетности, установленного Указанием N 2332-У, Банку предъявлены требования об устранении допущенных нарушений, реклассификации ссудной задолженности и доформировании резервов на возможные потери в необходимом объеме.
Одновременно в отношении кредитной организации введены ограничения на осуществление отдельных операций, в том числе на привлечение денежных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также открытие им банковских счетов.
Предписанием от 21.09.2016 N Т1-83-3-05/136667ДСП в связи с выявленными в ходе документарного надзора нарушениями п.п.3.3, 3.9 Положения N 254-П в части недооценкой кредитного риска по ссудной задолженности ряда заемщиков, повлекшей недосоздание резервов на возможные потери, Банку предъявлены требования об устранении допущенных нарушений, реклассификации ссудной задолженности ООО "Урал Энерго Девелопмент", ОАО "Московский туристический флот" и ООО "Турбинное машиностроение" в III категорию качества с величиной расчетного резерва не менее 21%.
Предписанием от 28.02.2017 N Т1-83-3-01/21478ДСП в связи с установленной в ходе инспекционной проверки недооценкой кредитного риска по ссудной задолженности 2 заемщиков-юридических лиц, повлекшей недосоздание резервов на возможные потери; нарушениями подп.4 п.1 ст.7 Федерального закона N 115-ФЗ и п.п. 2.5, 2.8 Положения N321-П, связанными с некорректным заполнением отдельных полей ОЭС; несоблюдением требований п.3.1 Положения N511-П при расчете величины фондового риска; нарушениями требований п.п.11.6 и 11.18 Положения N385-П в части бухгалтерского учета ценных бумаг, Указания N 2332-У при составлении отчетности по ф.0409711 (отчет по ценным бумагам), Банку предъявлены требования об устранении допущенных нарушений, реклассификации ссудной задолженности ООО "Авто-С" в V категорию качества с величиной резерва в размере 100% и ООО "Турбомаш" в IV категорию качества с величиной резерва в размере не менее 51%.
Одновременно в отношении кредитной организации введены запрет на открытие филиалов и ограничения на осуществление отдельных операций, в том числе на привлечение денежных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также открытие им банковских счетов.
Предписанием от 08.08.2017 N 36-9-4-1/3387ДСП в связи с установленными в ходе инспекционной проверки и документарного надзора недооценкой кредитного риска по ссудной задолженности ряда заемщиков, повлекшей недосоздание резервов на возможные потери на общую сумму 273,1 млн. рублей; нарушением требований Инструкции N 139-И и Указания N 4212-У в части соблюдения Порядка составления и представления отчетности по ф.0409118; несоблюдением Порядка составления и представления отчетности по ф.0409123, установленного Положением N395-П и Указанием N4212-У, а также завышением на 393,5 млн. рублей стоимости принадлежащих Банку объектов недвижимости, кредитной организации предъявлены требования об устранении допущенных нарушений, реклассификации ссудной задолженности, доформировании резервов в необходимом объеме и корректировке размера собственных средств (капитала).
Одновременно в отношении Банка введены запрет на открытие филиалов и ограничения на осуществление отдельных операций, в том числе на привлечение денежных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также открытие им банковских счетов.
Кроме того, в течение года, предшествующего отзыву лицензии Банк России письмами неоднократно доводил до Банка информацию о выявленных нарушениях требований нормативных актов Банка России.
В течение 2016-2017 года с участием АО "РИАБАНК" в Банке России были проведены совещания и рабочие встречи по вопросам, связанным с деятельностью Банка.
Таким образом, в течение года, предшествующего отзыву лицензии, АО "РИАБАНК" систематически допускались нарушения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, за которые надзорным органом неоднократно применялись меры надзорного реагирования, что подтверждает наличие оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
Изложенное свидетельствует, что в деятельности Банка имелось основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренное п.п. 6 и 6.1 ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
В соответствии со ст. 20 Закона о банках и п. 2 ст. 189.26 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
В связи с изданием приказа Банка России приказа Банка России от 17.08.2017 N ОД-2323 "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации "РИАБАНК", Банк России издал приказ от 17.08.2017 N ОД-2324 о назначении временной администрации по управлению "РИАБАНК".
Издавая оспариваемый приказ от 17.08.2017 N ОД-2324, Банк России, исполнил обязанность, возложенную на него указанными федеральными законами.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что оспариваемые приказы Банка России изданы в соответствии с требованиями федерального законодательства и нормативных актов Банка России, в пределах предоставленных законом полномочий, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований о признании недействительными приказов Банка России не имеется.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции.
Производство по делу в части требования КБ "Русский Инвестиционный Банк" (акционерное общество) о признании недействительным предписания Банка России от 08.08.2017 N 36-9-4-1/3387ДСП обоснованно прекращено судом первой инстанции на основании ч. 3 ст.151 АПК РФ, так как АО "РИАБАНК" (АО) 14.08.2017 обращался в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Банка России от 08.08.2017 N 36-9-4-1/3387дсп. Определением Арбитражного суда г. Москвы от 21.08.2017 по делу NА40-150869/2017 производство по делу прекращено. Определением Арбитражного суда г. Москвы от 21.08.2017 по делу NА40-150869/2017 вступило в законную силу.
В силу ч. 3 ст.151 АПК РФ повторное обращение в арбитражный суд с заявлением с тем же требованием, применительно к нормам п..2 ч.1 ст.150 АПК РФ не допускается и, учитывая то обстоятельство, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт по аналогичным требованиям, производство по настоящему делу в указанной части обоснованно прекращено судом первой инстанции.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.02.2018 по делу N А40-177126/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.