г. Санкт-Петербург |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А56-54859/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
от истца (заявителя): Сметанников В.П. по доверенности от 29.08.2017, Клишин П.В. по доверенности от 14.08.2017
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1627/2018) ООО "Корнет" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2017 по делу N А56-54859/2017 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ООО "Корнет"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области
об оспаривании действий, распоряжения, предписания, постановлений
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Корнет" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Киришском районе; об оспаривании распоряжения от 18.05.2017; постановлений от 12.07.2017 N 163, N 164, N 165, N 166.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.12.2017 производство по делу в части оспаривания постановления Управления от 12.07.2017 N 163 прекращено; постановление Управления от 12.07.2017 N 165 признано незаконным и отменено; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением в части отказа в удовлетворении заявления, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в указанной части отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы апеллянт указывает, что должностными лицами Управления были допущены нарушения процедуры привлечения заявителя к ответственности.
В судебном заседании представители Общества доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме. Административный орган, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, представителя не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в июне 2017 года должностными лицами Управления на основании распоряжения от 18.05.2017 проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества по адресу: Ленинградская область, Киришский район, г. Кириши, пр. Победы, д. 7, ул. Нефтехимиков 22а, ул. Строителей район дома 32.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения.
В магазинах осуществляется совместное хранение верхней одежды работников и санитарной одежды, что является нарушением пункта 13.4 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них Продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01. утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 N 23.
Хранение твердых бытовых отходов (картонные коробки, упаковка) осуществляется в подсобных и административных помещениях магазинов. На территории, прилегающей к магазину г. Кириши, пр. Победы, д.7, не предусмотрены раздельные контейнеры с крышками для сбора мусора и пищевых отходов, отсутствует площадка с твердым покрытием, другие специальные закрытые конструкции также не используются, что является нарушением пункта 2.7 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", ст. 22 Федерального закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ.
Специалистами МП "Жилищное хозяйство" проведен осмотр системы хозяйственно-бытовой канализации в подвальном помещении по адресу: г. Кириши, ул. Победы, д.7. пр. Ленина, д.37 под магазинами представлены Акты осмотра нежилых помещений от 15.06.2017, в которых подтверждается факт объединения сетей бытовой канализации магазинов с хозяйственно-фекальной канализацией жилого дома, что является нарушением пункта 3.7 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов.
В магазине не проводится производственный контроль, в ходе проверки представлена программа производственного контроля, которая не выполняется, договор на проведение лабораторно-инструментальных исследований в рамках программы производственного контроля не представлен, что является нарушением п. 2.1. 2,6 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Постановлением от 12.07.2017 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 КоАП РФ.
В реализации магазина, расположенного по адресу: г. Кириши. ул. Строителей находилась пищевая продукция с истекшим сроком годности, а именно: Набор конфет Ассорти в темном шоколаде, что является нарушением п. 12 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" TP ТС 021/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011.
В магазине, расположенном по адресу: г. Кириши. ул. Строителей район дома 32, при реализации пищевой продукции нарушаются правила товарного соседства, а именно: на полке е пищевой продукцией (консервы и пресервы из мяса) хранятся товары непродовольственного назначения жидкость для розжига, что может привести к загрязнению пищевой продукции, в случае повреждения упаковки. Данный магазин относится в магазинам самообслуживания, полка на которой выявлено нарушение, расположена на уровне ног посетителей, в связи с этим опасность повреждения упаковки непищевой продукции возрастает. В складских помещения для хранения пищевой продукции, в том числе и алкогольной магазинов, расположенных по адресам: г. Кириши. ул. Победы д.7, ул. Строителей осуществляется хранение тары, хозяйственных материалов и непищевых товаров (нарушение п. 8 статьи 17 ТР ТС 021/2011).
Не установлен контроль за своевременностью прохождения медицинских осмотров. Согласно пункту 15 Приложения 2 Приказа МЗ и CP РФ от 12.04.2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и (или) периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" работники организаций торговли пищевыми продуктами должны проходить медицинский осмотр ежегодно. Некоторые сотрудники проходят медицинский осмотр реже.
Не соблюдаются сроки прохождения профессионального гигиенического обучения у работников, согласно инструкции о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (нарушение Приказа МЗРФ от 29.06.2000 N 229, п. 10 ст. 17 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" TP ТС 021/2011. утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г.N880).
Постановлением от 12.07.2017 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В ходе проверки выявлено, что, согласно представленной Администрацией МО Киришского муниципального района выкопировки из дежурного генплана г. Кириши, магазин ООО "Корнет", расположенный по адресу: г. Кириши. ул. Нефтехимиков д. 22А, в котором осуществляется оборот алкогольной продукции, что подтверждается протоколом отбора проб и образцов от 29.05.2017, находится на расстоянии 23, 8 метра от входа на территорию, прилегающую к объекту спорта МАУ "Ледовый дворец", имеющему лицензию на медицинскую деятельность.
Постановлением от 12.07.2017 N 165 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 14.2 КоАП РФ.
В алкогольных отделах и складах магазинов, расположенных по адресам: Ленинградская область. Киришский район, ул. Победы, д.7; ул. Строителей район дома 32 средства измерения температурно-влажностного режима хранения алкогольной продукции (гигрометр психометрический марки ВИТ-1) отсутствовали. Журнал температурно-влажностного режима ведется не в полном объеме (учитываются только показания температуры воздуха).
Указанные факты являются нарушением п. 12 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" TP ТС 021/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г.N 880. пунктов 6.4, 7.5 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 N 23.
Нарушаются требования к оформлению документов при обороте алкогольной продукции - неполное заполнение реквизитов товарно-сопроводительных документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции, а именно: в справках, прилагаемых к таможенной декларации (раздел Б), в правой части справки уполномоченных} лицом покупателя (получателя) нет расшифровки ФИО, должности уполномоченного лица (прилагаются), что является нарушением ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
В магазине, расположенном по адресу: г. Кириши, ул. Строителей район дома 32 обнаружена алкогольная продукция - ликер "Лимончелло" - 7 бутылок по цене 300 руб за шт. на которых нарушена маркировка, штрих код не проводится, что подтверждается Актом списания N 218 от 25 мая 2017 года и является нарушением ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
Постановлением от 12.07.2017 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановлений и действий должностных лиц.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля определен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно пункту 2 названной статьи в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:
1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.
Все названные обязательные сведения содержатся в Распоряжении Управления N 47-01-08-85/17 от 18.05.2017 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Корнет". Распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Общества по своей форме соответствует статье 14 Закона N 294-ФЗ, содержит все необходимые реквизиты, цели, задачи проводимой проверки, ссылки на нормы действующего законодательства, даты начала и окончания проверки. Распоряжение подписано лицом, указанном в части 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ, скреплено печатью Управления.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
Пунктом 4 статьи 16 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
ООО "Корнет" неоднократно вызывалось на составление Акта проверки должностными лицами территориального отдела Управления определением о вызове лица от 22.06.2017 и повторным определением о вызове лица от 23.06.2017, которые направлялись в адрес ООО "Корнет" по электронной почте.
Согласно материалам проверки, Акт проверки от 22.06.2017 получен представителем ООО "Корнет" 26.06.2017.
При названных обстоятельствах апелляционный суд заключает вывод о соблюдении административным органом порядка проведения внеплановой проверки, установленного положениями Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Производство по делу в части оспаривания постановления от 12.07.2017 N 163 правомерно прекращено судом первой инстанции.
Постановлением от 12.07.2017 N 163 Общество привлечено к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ, которой установлена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Поскольку объективная сторона административного правонарушения по статье 6.4 КоАП РФ выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, жалоба на такое постановление, исходя из положений, закрепленных в ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ и п. 3 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Спор в данной части не является экономическим, не связан с осуществлением лицом, привлекаемым к административной ответственности, предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно статье 14.2 КоАП РФ незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Оспариваемым постановлением Обществу вменена реализация алкогольной продукции на расстоянии 23, 8 метра от входа на территорию, прилегающую к объекту спорта МАУ "Ледовый дворец", имеющему лицензию на медицинскую деятельность.
В материалы дела представлен Перечень организаций и объектов, на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утв. решением Совета депутатов от 11.06.2013.
МАУ "Ледовый дворец" в данном списке отсутствует, лицензия на медицинскую деятельность отсутствует, таким образом в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.2 КоАП РФ.
Таким образом, постановление от 12.07.2017 N 165 правомерно признано судом незаконным и отменено.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Пунктами 8, 10, 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011 не допускается хранение пищевой продукции совместно с пищевой продукцией иного вида и непищевой продукцией в случае, если это может привести к загрязнению пищевой продукции.
Работники, занятые на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
При реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
Факт нарушения Обществом требований Технического регламента подтверждается материалами дела.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.
Материалами дела подтверждается, что Обществом допущено нарушение правил продажи алкогольной продукции: средства измерения температурно-влажностого режима отсутствовали; нарушены требования к оформлению документов при обороте алкогольной продукции; на алкогольной продукции отсутствует маркировка, штрих код не проводится.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается наличие в действиях Общества событий административных правонарушений, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ и частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Обществом в материалы дела не представлено. Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований законодательства.
Нарушений процедуры и срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ по данной категории дел, не установлено.
Исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ), в том числе с учета объекта его посягательства, не имеется.
Штраф назначен административным органом в пределах санкции инкриминируемых статей, соответствует тяжести правонарушений, степени вины правонарушителя, принципам соразмерности и индивидуализации административного наказания.
Таким образом, решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2017 по делу N А56-54859/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-54859/2017
Истец: ООО "КОРНЕТ"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Киришском районе, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области