город Ростов-на-Дону |
|
14 мая 2018 г. |
дело N А01-2714/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Ванина В.В., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.02.2018 по делу N А01-2714/2017
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея при участии третьих лиц: администрации муниципального образования "Красногвардейский район", администрации муниципального образования "Энемское городское поселение", администрации муниципального образования "Город Адыгейск", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея
о признании права собственности,
принятое в составе судьи Афашагова М.А.,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани (далее - ПАО "Кубаньэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея) о признании права собственности в отношении трех объектов недвижимости - зданий трансформаторных подстанций, расположенных на территории Красногвардейского, Тахтамукайского районов Республики Адыгея:
* Здание трансформаторная подстанция ЗТП 10/04 кВ Бя 1-200, кадастровый (условный) номер 01:03:1700048:21, площадью 22,8 кв.м., расположенное по адресу: Республика Адыгея, Красногвардейский район, с. Преображенское, ул. Заводская/ Коминтерна, 13/31;
* Здание трансформаторная подстанция ЗТП 10/04 кВ Хк7-71, кадастровый (условный) номер 01:03:2300001:107, площадью 9,7 кв.м., расположенное по адресу: Республика Адыгея, Красногвардейский район, а. Хатукай, ул. Южная/ 60 лет Октября, 11/19;
- Здание ЗТП-Э2-253, кадастровый (условный) номер 01:05:0100026:360, площадью 9,6 кв.м., расположенное по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Энем, ул. Октябрьская.
К участию в деле привлечены третьи лица - администрация муниципального образования "Красногвардейский район", администрация муниципального образования "Энемское городское поселение", администрация муниципального образования "Город Адыгейск", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.02.2018 исковые требования удовлетворены. Судом признано право собственности публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ОГРН 1022301427268, ИНН 2309001660, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 2 "А") на следующие объекты:
* Здание трансформаторная подстанция ЗТП 10/04 кВ Бя 1 -200, кадастровый (условный) номер 01:03:1700048:21, площадью 22,8 кв.м., расположенное по адресу: Республика Адыгея, Красногвардейский район, с. Преображенское, ул. Заводская/ Коминтерна, 13/31;
* Здание трансформаторная подстанция ЗТП 10/04 кВ Хк7-71, кадастровый (условный) номер 01:03:2300001:107, площадью 9,7 кв.м., расположенное по адресу: Республика Адыгея, Красногвардейский район, а. Хатукай, ул. Южная/ 60 лет Октября, 11/19;
- Здание ЗТП-Э2-253, кадастровый (условный) номер 01:05:0100026:360, площадью 9,6 кв.м., расположенное по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Энем, ул. Октябрьская.
Не согласившись с принятым судебным актом, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ответчик по делу) обратилось с апелляционной жалобой в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции от 20.02.2018 отменить полностью и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований просит отказать. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что признание права собственности в судебном порядке является исключительным способом защиты прав, который может быть применен только в случае невозможности приобретения права в другом порядке. Поскольку Российская Федерация не оспаривает право собственности на указанные здания трансформаторных подстанций, Межрегиональное территориальное управление в настоящем споре является ненадлежащим ответчиком.
В судебное заседание истец, ответчик и третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. От Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, а также от администрации муниципального образования "Красногвардейский район" поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей указанных лиц.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществу принадлежит 3 объекта капитального строительства, расположенные на территории Красногвардейского, Тахтамукайского районов Республики Адыгея, что подтверждается представленными в материалы дела справками о балансовой принадлежности.
В порядке приватизации общество приобрело право собственности на спорные объекты, что подтверждается планом приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго", зарегистрированным 01.02.1993 Департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и учтенным Фондом государственного имущества Краснодарского края.
Согласно уставу ОАО "Кубаньэнерго", утвержденному решением общего собрания акционеров АО "Кубаньэнерго" на основании протокола от 26.04.1996 N 4, ОАО энергетики и электрификации Кубани образовано в связи с приведением в соответствие с Федеральным законом "Об акционерных обществах" от 24.11.1995 учредительных документов акционерного общества закрытого типа "Энергетики и электрификации Кубани", являющегося правопреемником Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
Общество является правопреемником Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
Как указывает общество, оно в настоящее время лишено возможности зарегистрировать право собственности на спорные объекты капитального строительства - закрытые трансформаторные подстанции во внесудебном порядке, поскольку в порядке досудебного урегулирования спора в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации обратилось с претензией от 11.08.2017 N КЭ/009/2162 в МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея с предложением внести изменения в акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, дополнив его сведениями о спорных объектам с указанием их наименования, кадастровых номеров, адресных ориентиров и площади.
В ответе от 16.08.2017 года N 05/3226 МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея сообщило о том, что оно не правомочно вносить изменения или дополнения в акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 и рекомендовало обратиться с исковым заявлением в суд.
Истцом в материалы дела представлены сообщение комитета республики Адыгея по имущественным отношениям от 22.05.2017 N 02-2394, выписки из реестра муниципальной собственности районов, сельских и городских поселений республики Адыгея о том, что спорные объекты в реестрах государственной собственности республики Адыгея и муниципальной собственности соответствующего района и сельского/городского поселения не значатся.
В соответствии с представленными истцом в материалы дела справками кадастрового инженера Сидоровой О.А. от 02.06.2017 N N 01/020607, 02/020607, 03/020607, спорные объекты обладают признаками капитальности, представляют собой здания, имеющие в основе бетонный ленточный фундамент.
Согласно техническим паспортам, представленным истцом в материалы дела, здания трансформаторных подстанций были построены в 1958 - 1975 годах, то есть в период до введения в действия Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепившего в статье 222 ГК РФ понятие самовольного строительства.
Период строительства зданий подстанций (1958-1975 годы) Межрегиональным тер. управлением не оспаривается.
В соответствии с абзацем 5 пункта 11 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится, как универсальный правопреемник, собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
В соответствии с представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 31.05.2017 N N 99/2017/18880208, 99/2017/18880271, 99/2017/18890320, сведения, необходимые для заполнения раздела 2 отсутствуют, что означает, что права в отношении спорных объектов не зарегистрированы.
Судом первой инстанции установлено, что МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея также не доказало, что спорные здания подстанций не подлежали приватизации или были включены в перечень имущества, не подлежащего приватизации.
Полагая себя собственником спорных объектов недвижимости, общество обратилось в суд с иском.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
На основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" активы предприятий относятся к объектам приватизации.
Порядок приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса определен указами Президента Российской Федерации от 15.08.1992 N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" и от 05.11.1992 N 1334 "О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества" в целях повышения эффективности функционирования Единой энергетической системы Российской Федерации в условиях приватизации государственной собственности и распространялся, в том числе и на Краснодарэнерго, входившее в состав предприятий ТЭК Российской Федерации.
Порядок определения состава приватизируемого имущества установлен пунктом 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости основных объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных предприятий в РСФСР", которым предусмотрено, что оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, по итогам инвентаризации должны быть отрегулированы выявленные в ходе ее проведения расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета и отчетности. На выявленное по результатам инвентаризации не учтенное по балансу имущество заводятся инвентарные карточки, делаются записи в соответствующих бухгалтерских документах, итоги оценки отражаются в соответствующих актах.
Согласно статье 27 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" состав и цена активов приватизируемого предприятия указывается в сделке приватизации. Составной частью сделки являются акты оценки имущества, в которых отражается состав приватизируемого имущества. При этом неправильное указание имущества в одном акте оценки вместо другого не может служить основанием для вывода о том, что это имущество не включено в состав приватизируемого. Если имеются бесспорные доказательства включения отдельных объектов движимого имущества в состав приватизируемого имущества, то эти объекты должны признаваться выкупленными в установленном порядке, даже если они в совокупности образуют недвижимость.
Суд установил, что согласно техническим паспортам спорные объекты построены в 1958-1975 годах, они не числятся в реестрах федерального имущества, государственной собственности республики Адыгея и муниципальной собственности соответствующего района и сельского/городского поселения не значатся, не находятся в частной собственности физических и юридических лиц, что подтверждается соответствующими доказательствами.
Отнесение спорных объектов к объектам недвижимости подтверждается заключениями кадастрового инженера, фотоматериалом (стороны не оспаривают).
При этом, как следует из представленных в материалы дела документов, спорные трансформаторные подстанции не вошли в состав имущества, остающегося в государственной собственности.
Кроме того, при рассмотрении дел N А32-15697/2011, N А32-55523/2009 и NА32-8172/2013 установлено, что преобразование Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" в ПАО "Кубаньэнерго" осуществлялось в составе единого хозяйственного комплекса, все имущество, за исключением не подлежащего приватизации, было передано вновь созданному обществу.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что заявитель является ненадлежащим ответчиком по делу, отклоняется судом апелляционной инстанции. В ходе рассмотрения требований ПАО "Кубаньэнерго" о признании права собственности на здания трансформаторных подстанций по аналогичным делам (N А32-29778/2016, N А32-45047/2015, N А32-29778/2016) судами первой, апелляционной и кассационной инстанций Межрегиональное управление было признано в качестве надлежащего ответчика. На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея является надлежащим ответчиком в рамках рассматриваемых требований.
Принимая во внимание изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению. Оснований для отмены или изменения судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делам N А32-29778/2016, N 32-45047/2015, N 32-29778/2016, N А32-37208/2016.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.02.2018 по делу N А01-2714/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-2714/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 сентября 2018 г. N Ф08-6736/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ КУБАНИ, ПАО энергетики и электрификации Кубани "Кубаньэнерго"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
Третье лицо: Администрация МО "Энемское городское поселение", Администрация МО Красногвардейский район, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД АДЫГЕЙСК", АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ РАЙОН", АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЭНЕМСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ", Управление Росреестра по РА