г. Краснодар |
|
03 сентября 2018 г. |
Дело N А01-2714/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Аваряскина В.В. и Садовникова А.В., в отсуствие в судебном заседании истца - публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268), ответчика - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), третьих лиц: администрации муниципального образования "Красногвардейский район", администрации муниципального образования "Энемское городское поселение", администрации муниципального образования "Город Адыгейск", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.02.2018 (судья Афашагов М.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2018 (судьи Ковалева Н.В., Ванин В.В., Нарышкина Н.В.) по делу N А01-2714/2017, установил следующее.
ПАО энергетики и электрификации Кубани (ПАО "Кубаньэнерго", далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление) о признании права собственности на следующие объекты недвижимости:
- здание трансформаторной подстанции ЗТП 10/04 кВ Бя 1-200 площадью 22,8 кв. м с кадастровым номером: 01:03:1700048:21, расположенное по адресу: Республика Адыгея, Красногвардейский район, с. Преображенское, пересечение улиц Заводской и Коминтерна, 13/31;
- здание трансформаторной подстанции ЗТП 10/04 кВ Хк7-71 площадью 9,7 кв. м с кадастровым номером: 01:03:2300001:107, расположенное по адресу: Республика Адыгея, Красногвардейский район, а. Хатукай, пересечение улиц Южной и 60 лет Октября, 11/19;
- здание ЗТП-Э2-253 площадью 9,6 кв. м с кадастровым номером 01:05:0100026:360, расположенное по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. Энем, ул. Октябрьская.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Красногвардейский район", администрация муниципального образования "Энемское городское поселение", администрация муниципального образования "Город Адыгейск", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея.
Решением суда от 20.02.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.05.2018, требования общества удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя, управление является ненадлежащим ответчиком, поскольку не оспаривает право собственности общества на трансформаторные подстанции, не имеет каких-либо притязаний в отношении спорного имущества.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом приватизации государственное предприятие "Краснодарэнерго" относилось к федеральной собственности.
Согласно Уставу ОАО "Кубаньэнерго" общество образовано в связи с приведением в соответствие с Федеральным законом "Об акционерных обществах" от 24.11.1995 учредительных документов акционерного общества открытого типа "Энергетики и электрификации Кубани", являющегося правопреемником Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
В обоснование иска общество ссылается на то, что приобрело спорное имущество в порядке приватизации. План приватизации, зарегистрированный 01.02.1993 Департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и учтенный Фондом государственного имущества Краснодарского края, содержит сведения о включении объектов имущества - ЛЭП и подстанций 35 кВ и выше, а также ЛЭП 0,4 кВ.
Управление не оспаривает использование спорных зданий трансформаторных подстанций истцом и нахождение их во владении общества. Спорные объекты не числятся в реестрах федерального имущества, государственной собственности Республики Адыгея, муниципальной собственности соответствующего муниципального образования, не находятся в частной собственности физических и юридических лиц.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, общество обратилось с иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 5 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), акционерное общество, созданное в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
На основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" активы предприятий относятся к объектам приватизации.
Порядок приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса определен указами Президента Российской Федерации от 15.08.1992 N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" и от 05.11.1992 N 1334 "О реализации в электроэнергетической промышленности", Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества" в целях повышения эффективности функционирования Единой энергетической системы Российской Федерации в условиях приватизации государственной собственности и распространялся, в том числе и на Краснодарэнерго, входившее в состав предприятий ТЭК Российской Федерации.
Порядок определения состава приватизируемого имущества установлен пунктом 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости основных объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных предприятий в РСФСР", которым предусмотрено, что оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, по итогам инвентаризации должны быть отрегулированы выявленные в ходе ее проведения расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета и отчетности. На выявленное по результатам инвентаризации не учтенное по балансу имущество заводятся инвентарные карточки, делаются записи в соответствующих бухгалтерских документах, итоги оценки отражаются в соответствующих актах.
Согласно статье 27 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" состав и цена активов приватизируемого предприятия указывается в сделке приватизации. Составной частью сделки являются акты оценки имущества, в которых отражается состав приватизируемого имущества. При этом неправильное указание имущества в одном акте оценки вместо другого не может служить основанием для вывода о том, что это имущество не включено в состав приватизируемого.
Суды установили, что здания трансформаторных подстанций введены в эксплуатацию в 1958 - 1975 годах, то есть до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепившего понятие самовольного строительства в статье 222 Кодекса. Таким образом, основания для отнесения зданий трансформаторных подстанций к самовольным постройкам отсутствуют.
Спорные объекты не числятся в реестрах федерального имущества, государственной собственности Республики Адыгея, муниципальной собственности соответствующего муниципального образования, не находятся в частной собственности физических и юридических лиц.
Отнесение спорных объектов к объектам недвижимости подтверждается заключениями кадастрового инженера.
При рассмотрении дел N А32-15697/2011, А32-55523/2009 и А32-8172/2013 установлено, что преобразование Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" в общество осуществлялось в составе единого хозяйственного комплекса, все имущество, за исключением не подлежащего приватизации, было передано вновь созданному обществу.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды правомерно удовлетворили исковые требования общества.
Надлежащим ответчиком по иску о признании права собственности является прежний собственник либо иное лицо, которое противопоставляет праву истца свое гражданское право. Поскольку право собственности на спорные объекты недвижимости возникло по основаниям, предусмотренным статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть в порядке приватизации государственного имущества, исковые требования обоснованно заявлены к управлению.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.02.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2018 по делу N А01-2714/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 27 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" состав и цена активов приватизируемого предприятия указывается в сделке приватизации. Составной частью сделки являются акты оценки имущества, в которых отражается состав приватизируемого имущества. При этом неправильное указание имущества в одном акте оценки вместо другого не может служить основанием для вывода о том, что это имущество не включено в состав приватизируемого.
Суды установили, что здания трансформаторных подстанций введены в эксплуатацию в 1958 - 1975 годах, то есть до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепившего понятие самовольного строительства в статье 222 Кодекса. Таким образом, основания для отнесения зданий трансформаторных подстанций к самовольным постройкам отсутствуют.
...
Надлежащим ответчиком по иску о признании права собственности является прежний собственник либо иное лицо, которое противопоставляет праву истца свое гражданское право. Поскольку право собственности на спорные объекты недвижимости возникло по основаниям, предусмотренным статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть в порядке приватизации государственного имущества, исковые требования обоснованно заявлены к управлению."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 сентября 2018 г. N Ф08-6736/18 по делу N А01-2714/2017