город Томск |
|
15 августа 2018 г. |
Дело N А45-39076/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Марченко Н.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибинвестпром-3" (07АП-6803/2018) на решение от 22.05.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-39076/2017 (судья Рубекина И.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибинвестпром-3" (ОГРН 1055445002491, ИНН 5445118895, 630128, г. Новосибирск, ул. Инженерная, 5) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (630099, г. Новосибирск, ул. Октябрьская, 52) о признании незаконными решений, выраженных в справках N 45 и N 46 от 19.11.2017.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное бюджетное учреждение "Новосибирский ЦСМ", г. Новосибирск,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибинвестпром-3" (далее - заявитель, общество, ООО "Сибинвестпром-3") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решений Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, Управление, МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу) о наличии недостатков в представленных заявителем документах для выдачи федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации и возврате заявления ООО "Сибинвестпром-3", выразившихся в справках от 20.11.2017 N 45, N 46 о наличии недостатков в представленных документах для выдачи федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации и обязании Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Сибинвестпром-3" немедленно после принятия решения, а именно в порядке устранения допущенных нарушений: принять от ООО "Сибинвестпром-3" заявления о выдаче федеральных специальных марок от 15.11.2017 N 10, N 11 и приложенные к ним документы; не позднее дня получения (принятия) указанных заявлений направить в электронном виде, а также по почте в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка Заключение о возможности выдачи федеральных специальных марок по заявлениям от 15.11 2017 N 10, N 11 совместно с указанными заявлениями.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное бюджетное учреждение "Новосибирский ЦСМ" (далее - ФБУ "Новосибирский ЦСМ").
Решением от 22.05.2018 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указано на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального права. По мнению апеллянта, отсутствие информации в разделе "Б" расчета потребности в федеральных специальных марках (далее - ФСМ) о наличии сырья, необходимого в соответствии с ГОСТ 31729-2015 "Межгосударственный стандарт. Напитки винные. Общие технические условия" для производства винных напитков не является основанием для отказа в выдаче ФСМ.
Управление и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции в порядке частей 2 и 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрел дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 15.11.2017 ООО "Сибинвестпром-3" обратилось в Управление с заявлениями о выдаче федеральных специальных марок от 15.11.2017 N 10, N 11 с приложенными документами.
В заявлениях общество просило выдать специальные марки для маркировки алкогольной продукции, указало вид алкогольной продукции: винные напитки, произведенные без добавления этилового спирта.
20.11.2017 Управлением обществу направлено уведомление о наличии недостатков с указанием причины, выразившейся в нарушении подпункта 2 пункта 36 и подпункта 2 пункта 56 Административного регламента, а именно в разделе "Б" расчета потребности в федеральных специальных марках отсутствует информация о наличии сырья, необходимого в соответствии с ГОСТ 31729-2015 "Межгосударственный стандарт. Напитки винные. Общие технические условия" для производства винных напитков.
В связи с выявленными недостатками заявления ООО "Сибинвестпром-3" от 15.11.2017 N 10 N 11 возвращены Управлением заявителю со справками 20.11.2017 N 45, N 46 о наличии недостатков в предоставленных заявителем документах для выдачи ФСМ для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации.
Считая решения Управления о наличии недостатков в представленных заявителем документах для выдачи ФСМ для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации и возврате заявлений ООО "Сибинвестпром-3", выразившиеся в справках от 20.11.2017 N 45, N 46, незаконными и нарушающим права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что решения заинтересованного лица соответствует требованиям законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входит проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями или бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший.
В силу статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно статье 12 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками.
Согласно пункта 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ для приобретения федеральных специальных марок организация должна представить в государственный орган, уполномоченный Правительством РФ, следующие документы: заявление о выдаче марок с указанием вида алкогольной продукции в соответствии со статьей 2 Закона N 171-ФЗ, содержания этилового спирта в ней, объема маркируемой алкогольной продукции, емкости подлежащей маркировке потребительской тары алкогольной продукции, количества испрашиваемых марок; справку налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах; отчет об использовании ранее выданных марок в установленной Правительством РФ форме; копию лицензии, предусмотренной Законом N 171-ФЗ; копии сертификатов соответствия технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему; копию договора (контракта) поставки алкогольной продукции (для организации, осуществляющей импорт алкогольной продукции); подтверждение в порядке, установленном Правительством РФ, правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в РФ товарного знака; обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством РФ.
Не допускается требовать от организации при выдаче марок представление иных документов (пункт 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ).
В соответствии с Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлению Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", подпунктам 5.2.7 и 5.3.3 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка", приказу Росалкогольрегулирования от 29.06.2011 N 13н, утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по выдаче ФСМ для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 21 Административного регламента марки выдаются при представлении заявителем (представителем заявителя) документов, указанных в пункте 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ.
Подпункт 2 пункта 36 Административного регламента устанавливает, что документы, представленные для выдачи марок, могут быть возвращены заявителю без рассмотрения в случае: представления документов, по форме или содержанию не соответствующих установленным требованиям, в том числе требованиям пункта 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемых решений (справок) послужило представление ООО "Сибинвестпром-3" расчета потребностей в ФСМ, раздел "Б" которого не содержит сведений о наличии сырья - виноматериала виноградного, необходимого для производства винных напитков в соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия".
Специалистом Управления в ходе проверки представленных документов использовались данные ЕГАИС: отчеты об объемах производства по данным АСИУ; об объемах использования сырья на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учитывались требования к виду сырья необходимому для изготовления винных напитков в соответствии с ГОСТ 31729-2015 "Межгосударственный стандарт. Напитки винные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 31729-2015).
В соответствии с пунктом 11 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.06.2017 N 83н "О порядке заполнения формы расчета потребности в федеральных специальных марках" (далее - Приказ) в графе 2 раздела "Б" "Наименование сырья" общество обязано указывать наименование сырья, а именно виноматериал: виноградный, плодовый, фруктовый или иной виноматериал.
Расчет потребности составляется обществом в целом по организации, а именно указывается все сырье, имеющееся у общества, которое используется для производства алкогольной продукции и зафиксировано в ЕГАИС.
В соответствии с Классификатором видов продукции, утвержденным приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231, виноматериал фруктовый (плодовый) имеет код 322, а виноматериал виноградный - код 321.
В представленном Расчете потребности в ФСМ обществом указан в качестве сырья только виноматериал фруктовый (плодовый) с кодом 322.
В заявлении и расчетах общество просило выдать ФСМ на вид алкогольной продукции - винные напитки.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.11.2015 N 1992-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия" (введен в действие с 01.01.2017), в соответствии с которым при производстве винных напитков в качестве сырья не применяются виноматериалы фруктовые (плодовые).
Согласно ГОСТ 31729-2015 при производстве винных напитков в качестве сырья применяется виноматериал виноградный.
При анализе данных ЕГАИС Управлением было установлено, что ООО "Сибинвестпром-3" в период с 01.01.2015 по настоящее время виноматериал виноградный не закупался, не производился, и отсутствовал на остатках, что не оспаривается заявителем.
Согласно экспертным заключениям Экспертно-аналитического отдела МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу от 05.09.2017 N 147, 26.10.2017 N 161 отобранные образцы винных напитков, произведенных ООО "Сибинвестпром-3", не соответствуют требованиям ГОСТ 31729-2015 по органолептическим и физико-химическим показателям, поскольку продукт произведен без использования виноградного сырья и, следовательно, не является винным напитком.
Управление сообщило обществу о недостатках в представленных документах, общество направило в адрес Управления Декларацию N RU Д-RU.АД11.В.02654 о соответствии напитков винных, производимых ООО "Сибинвестпром-3", требованиям, TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", TP ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств".
С учетом указанного Управлением сделан вывод об отсутствии у общества сырья, необходимого для производства винных напитков в соответствии с требованиями ГОСТ 31729-2015.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что документы общества правомерно возвращены Управлением как не соответствующие установленным требованиям Закона N 171-ФЗ ввиду неуказания в расчете потребности для напитков винных сырья виноматериал виноградный, которое используется в соответствии с ГОСТ 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия" для производства винных напитков.
Доводы общества о неприменении требований ГОСТа 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия" к виду продукции - напитки винные отклоняются как необоснованные.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.11.2015 N 1992-ст утвержден и введен в действие с 01 января 2017 года национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 317292015 "Напитки винные. Общие технические условия".
Данный ГОСТ содержит технические требования к винным напиткам (органолептические, физико-химические показатели, требования к сырью, пищевым добавкам, технологическим вспомогательным средствам и т.д.).
Требования ГОСТа 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия" заменяют требования технического регламента до разработки и принятия последнего в силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Поскольку в настоящее время соответствующий технический регламент не принят, требования ГОСТа 31729-2015 "Напитки винные. Общие технические условия" в силу статьи 46 Закона N 184-ФЗ, вопреки ошибочной позиции общества, подлежат обязательному применению.
Доводы общества о разработке и утверждении в установленном порядке технологических инструкций и собственного стандарта организации СТО 75866384-001-2017, вид продукции "Напитки винные фруктовые (плодовые). Технические условия", зарегистрированных в Росстандарт России ФБУ "Новосибирский ЦСМ" 20.03.2017; предоставлении декларации соответствия отклоняются апелляционным судом, поскольку указанные обстоятельства не подтверждают соответствие продукции требованиям ГОСТ 31729-2015.
Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику не может быть принята апелляционным судом при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводов суда, положенных в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных по нему доказательств.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, доводы сторон были всесторонне и полно исследованы арбитражным судом, и им была дана в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащая правовая оценка; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки апелляционная инстанция не имеет; нарушений норм материального и процессуального права не установлено. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены решения, не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.05.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-39076/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибинвестпром-3" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сибинвестпром-3" в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-39076/2017
Истец: ООО "Сибинвестпром-3"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО СИБИРСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: ФБУ "Новосибирский ЦСМ"