г. Пермь |
|
24 мая 2018 г. |
Дело N А71-1174/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В.Ю.,
судей Бородулиной М.В., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ватолиной М.В.,
при участии:
от истца, ООО "Газпром межрегионгаз Ижевск": Юданова А.Д. на основании доверенности N 35 от 10.04.2017, паспорта,
от ответчика, МО "Город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "Город Ижевск", третьего лица, АО "Ижевский завод металлургии и машиностроения" - представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, муниципального образования "Город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "Город Ижевск",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 марта 2018 года
по делу N А71-1174/2018, принятое судьей Н.М. Морозовой
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ижевск" (ОГРН 1021801582901 ИНН 1834021673)
к муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137)
третье лицо: акционерное общество "Ижевский завод металлургии и машиностроения"
о взыскании задолженности за поставленный газ,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ижевск" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Ижевск", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением о взыскании с муниципального образования "Город Ижевск" в лице Администрации муниципального образования "Город Ижевск" (далее - МО "Город Ижевск" в лице Администрации МО "Город Ижевск", ответчик) 8158572,69 руб. денежных средств за октябрь - ноябрь 2017 года.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 марта 2018 года (резолютивная часть от 13.03.2018, судья Н.М. Морозова) с МО "Город Ижевск" в лице Администрации МО "Город Ижевск" за счет казны муниципального образования в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Ижевск" взыскано 8158572 руб. 69 коп. денежных средств; а также 63793 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Ответчик, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу, в доводах которой указал на то, что ответчик не является потребителем газа, Администрация МО "Город Ижевск" также не является стороной договора поставки газа. Приводя ссылки на положения ст. 1071 ГК РФ, п. 3 ст. 125 БК РФ, п. 1 Положения об Управлении финансов Администрации города Ижевска, утвержденного решением Городской Думы г. Ижевска от 03.10.2006 N 137, указывает на то, что в данном случае Управление финансов должно выступать в качестве представителя муниципального образования, поскольку является главным распорядителем бюджетных средств, привлекая к участию в деле администрацию, суд неверно определил лицо, которое является главным распорядителем бюджетных средств.
Просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
От истца поступил письменный отзыв, находя решение суда законным и обоснованным, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца доводы письменного отзыва поддержал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, между истцом (поставщиком) и АО "Ижевский завод металлургии и машиностроения" (покупателем) заключен договор поставки газа N 56-4-1811/16 от 01.10.2015 (далее Договор), в соответствии с которым истец обязуется поставлять газ, а покупатель обязуется принимать газ, оплачивать его стоимость (п.п. 2.1.Договора).
Согласно п. 10.1 Договора поставщик имеет право ограничить и/или полностью прекратить поставку газа покупателю в случае неоднократного (два или более расчетных периода) нарушения сроков оплаты за поставляемый газ.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате поставляемого газа в установленный срок, в соответствии с Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа N 1245, в отношении АО "Ижметмаш" введено 100% ограничение подачи газа, о чем должник уведомлен телеграммой от 17.05.2017 N 255911 (л.д.17).
Постановлением Администрации города Ижевска от 12.10.2017 N 443 "О введении режима ЧС для органов управления и сил Ижевского городского звена Удмуртской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее Постановление N443), в связи с возникновением угрозы жизни и здоровью населения г. Ижевска, в связи с возможным срывом прохождения отопительного сезона котельной АО "Ижметмаш" - АО "Буммаш-Энерго" с 12 час. 00 мин. 12.10.2017 введен режим чрезвычайной ситуации.
На основании Постановления N 443 ООО "Газпром межрегионгаз Ижевск" получило предписание произвести включение газа на котельную АО "Ижметмаш" - АО "Буммаш-Энерго".
13.10.2017, в ходе проверки наличия пломб на задвижках перед водогрейными и паровыми котлами АО "Ижметмаш" выявлено, что с водогрейных котлов N N 2-6 и паровых котлов, расположенных в центральной котельной АО "Ижметмаш" - АО "Буммаш-Энерго" сорваны пломбы, производится отбор газа.
Постановлением Администрации города Ижевска от 14.11.2017 N 493 "О переводе органов управления, сил и средств из режима ЧС в режим повышенной готовности", Постановление N443 признано утратившим силу.
На основании Постановления N 443 о введении ЧС, в период с 12.10.2017 по 14.11.2017 котельной АО "Ижметмаш" - АО "Буммаш-Энерго" производился отбор газа на общую сумму 8158572 руб. 69 коп.
Истец, ссылаясь на то, что котельная осуществляла отбор газа в период с 12.10.2017 по 14.11.2017 на основании Постановления Администрации города Ижевска N 443, муниципальное образование обязано возместить истцу причиненные в результате отбора газа убытки, выразившиеся в стоимости потребленного газа, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что в спорный период истец осуществлял поставку газа на котельную в целях предотвращения ситуации, при которой потребители МО "город Ижевск" могли остаться без тепловой энергии, а также, руководствуясь статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ), п. 4 ч. 1 ст. 131 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), пришел к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению, убытки истцу должно возместить МО "Город Ижевск".
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав в судебном заседании пояснения представителя истца, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установил.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Указанная норма закона содержит перечень юридических фактов, с которыми связано возникновение гражданских прав и обязанностей, как по воле субъекта гражданского права, так и помимо его воли.
К основаниям возникновения гражданских прав и обязанностей пп. 6 п. 1 ст. 8 ГК РФ отнесены неправомерные действия - причинение вреда другому лицу.
Причинение вреда является основанием возникновения обязательства возместить вред и права требовать его возмещения.
Статья 12 ГК РФ устанавливает способы защиты гражданских прав. Право каждого лица защищается всеми не запрещенными законами способами, что следует из положений Конституции РФ. В соответствии со ст. 12 ГК РФ к способам защиты гражданских прав относится такой способ, как возмещение убытков. Таким образом, избранный истцом способ защиты права не противоречит названной норме закона.
Согласно положениям статей 15 и 16 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков; убытки, причиненные в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" N 68-ФЗ от 21.12.1994 (далее Закон N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Статьей 11 Закона N 68-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу указанной статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, поддерживают общественный порядок в ходе их проведения, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Статьей 14 Закона N 68-ФЗ установлено, что органы государственной власти создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Согласно ст. 5 Закона N 68-ФЗ границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на: а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей; б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера; в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей; г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей; д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей; е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.
Финансовое обеспечение установленных Законом N 68-ФЗ мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования (ч. 1 ст. 24 Закона N 68-ФЗ).
Статьей 25 Закона N 68-ФЗ предусмотрено, что резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Согласно пунктом 3,7 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1340 от 10.11.1996, для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются федеральный резерв материальных ресурсов в составе государственного материального резерва решением Правительства Российской Федерации; резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти решением федеральных органов исполнительной власти; резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления; объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций.
Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств федерального бюджета - федеральный резерв материальных ресурсов; средств федеральных органов исполнительной власти - резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; средств бюджетов субъектов Российской Федерации - резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации; средств местных бюджетов - местные резервы материальных ресурсов; собственных средств предприятий, учреждений и организаций - объектовые резервы материальных ресурсов.
Согласно п. 30 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, предусмотрено, исходя из классификации чрезвычайной ситуации, что ликвидация муниципальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органа местного самоуправления.
Суд первой инстанции изучив Постановление Администрации города Ижевска N 443 от 12.10.2017 (л.д. 20), из содержания которого следует, что с 12 часов 00 минут 12 октября 2017 года введен режим чрезвычайной ситуации в границах территории АО "Ижметмаш" (в том числе - на объектах инженерной инфраструктуры, расположенных в границах указанной территории); установив, что 13.10.2017 АО "Ижметмаш", без согласования с ООО "Газпром межрегионгаз Ижевск" сорваны пломбы, начат несанкционированный отбор газа (Акт о срыве пломб с водогрейных котлов от 13.10.2017 - л.д. 19); учитывая, что в режиме чрезвычайной ситуации за период с 13 по 31 октября 2017 года АО "Ижметмаш" отобран газ в объеме 825,192 тыс. м куб., что зафиксировано в Акте об отборе газа от 31.10.2017 (л.д. 22); согласно счету-фактуре от 31.10.2017 N 32619 стоимость газа, потребленного АО "Ижметмаш" в режиме чрезвычайной ситуации, составила 4365459 руб. 59 коп. (л.д. 25) - ч. 3.1. ст. 70 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что требование в данной части заявлено обоснованно.
Далее, суд первой инстанции, установив, что в режиме чрезвычайной ситуации за период с 01 по 14 ноября 2017 года АО "Ижметмаш" отобран газ в объеме 718,323 тыс. м куб., что зафиксировано в Акте об отборе газа от 30.11.2017 (л.д. 24); согласно счету-фактуре от 30.11.2017 N 35445 (л.д. 26) стоимость газа, потребленного АО "Ижметмаш" в режиме чрезвычайной ситуации, составила 3793113 руб. 10 коп. (ч. 3.1. ст. 70 АПК РФ), также пришел к верному выводу о том, что требование в данной части также истцом заявлено правомерно.
Доводы ответчика о том, что Администрация спорный газ не потребляла и не является стороной договора поставки газа, не принимаются, поскольку основанием для взыскания стоимости газа договор поставки газа N 56-4-181/16 от 01.01.2015 не является. Так, основанием для взыскания денежных средств в рамках настоящего дела является введение режима чрезвычайной ситуации (ч. 1 ст. 24 Закона N 68-68), и как следствие, понуждение истца к поставке газа на котельную, принадлежащую АО "Ижметмаш", поэтому, учитывая, что в данном случае режим чрезвычайной ситуации носил муниципальный характер, по смыслу действующего законодательства финансовое обеспечение мер по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации является расходным обязательством муниципального образования.
Также следует обратить внимание на то, что в суде первой инстанции ответчик исковые требования не оспорил, в том числе по размеру, отзыв на иск не представил (ч. 3.1. ст. 70 АПК РФ); принимая во внимание вышеизложенное, суд, учитывая фактические обстоятельства, пришел к верному выводу об удовлетворении заявленного требования.
Учитывая, что как указано ранее, в рассматриваемом случае режим предупреждения чрезвычайной ситуации носил муниципальный характер, при этом в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 ГК РФ), суд правильно исходил из того, что надлежащим ответчиком является муниципальное образование "Город Ижевск".
Доводы о том, что к участию в дела надлежало привлечь финансовый орган МО, подлежат отклонению, поскольку данные доводы не влекут отмену судебного акта и непривлечение данного органа к участию в деле не дает оснований для вывода о неисполнимости судебного акта.
Согласно п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.
При этом, должником в рассматриваемом обязательстве является муниципальное образование, а не его органы либо должностные лица этих органов, следовательно, даже неверное указание представителя ответчика не влечет отмену судебного акта.
Кроме того, в соответствии с пунктами 1,7 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно уставу муниципального образования "Город Ижевск" Администрация города Ижевска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделяется полномочиями по решению вопросов местного значении, в пределах своих полномочий осуществляет мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территорий городского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляет исполнение бюджета.
Осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций отнесено Уставом города Ижевска к полномочиям Администрации города Ижевска (подпункты 4, 5 п. 7 ст. 44 Устава города Ижевска).
При этом, согласно абз. 2 п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу.
Также следует отметить следующее.
Из анализа главы 24.1 БК РФ следует, что бюджетное исполнение судебных решений о взыскании денежных сумм реализуют специально уполномоченные финансовые органы - исполнительские агенты.
Согласно п. 1 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Ввиду того, что Администрация МО "Город Ижевск" в настоящем деле выступала не от своего имени, а как орган власти, выступающий от имени муниципального образования в защиту его прав и законных интересов, суд первой инстанции в решении указал на то, что денежные средства подлежат взысканию за счет казны МО (п. 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121), основания для вывода о принятия доводов жалобы, отсутствуют.
Таким образом, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать, решение оставить без изменения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
От оплаты госпошлины по апелляционной жалобе ответчик освобожден в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому ее распределение не производится.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 марта 2018 года по делу N А71-1174/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
В.Ю. Назарова |
Судьи |
М.В. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.