г. Санкт-Петербург |
|
22 мая 2018 г. |
Дело N А56-87990/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Верещагиным С.О.
при участии:
от заявителя: Ерохин Р.В. по доверенности от 04.12.2017, Цветков С.В. по доверенности от 04.12.2017
от заинтересованного лица: Шележонкова А.В. по доверенности от 27.12.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6984/2018) ООО "ЛГ Электроникс Рус" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2018 по делу N А56-87990/2017 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению ООО "ЛГ Электроникс Рус"
к Балтийской таможне
об оспаривании решения об оставлении заявления без рассмотрения
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛГ Электроникс Рус" (ОГРН 1045011656084, адрес: 143160, Московская обл., Рузский р-н, территория с.п. Дороховское 86 км Минского шоссе, д. 9; далее - ООО "ЛГ Электроникс Рус", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным действия Балтийской таможни, выразившегося в возвращении без рассмотрения Обществу заявления 31.08.2017N 1978 о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза за холодильники-морозильники, морозильники бытовые, классифицированные в соответствии с кодами ТН ВЭД ЕАЭС 8418 10 200 1, 8418 10 800 1, 8418 21 910 0, 8418 40 200 1, предъявленные к таможенному оформлению с применением при таможенном оформлении товаров, ДТ NN 10216100/030914/0077786, 10216100/030914/0077952, 10216100/100914/0080548, 10216100/110914/0080821, 10216100/110914/0080940, 10216100/110914/0080941, 10216100/170914/0082880, 10216100/180914/0083182, 10216100/190914/0083658, 10216100/250914/0085231, 102161020/040914/0037735, 10216120/100914/0038816, 10216120/110914/0038908, 10216120/140914/0039279, 10216120/140914/0039286, 10216120/150914/0039433, 10216120/220914/0040567; а также об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата, излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в размере 2 361 872,19 руб.
Решением от 08.02.2018 суд первой инстанции в удовлетворении заявления Обществу отказал, возвратил Обществу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 34 809,40 руб.
Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении требований, ООО "ЛГ Электроникс Рус" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы ссылается на то, что одновременно с подачей заявления в таможенный орган заявитель инициировал внесение соответствующих изменений в ДТ и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений. В части возврата государственной пошлины из федерального бюджета принятое по делу решение не оспаривается Обществом.
В судебном заседании представители ООО "ЛГ Электроникс Рус" поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в рамках внешнеторгового контракта в 2014 году ООО "ЛГ Электроникс Рус" на таможенную территорию Таможенного союза по декларациям на товары N N 10216100/030914/0077786, 10216100/030914/0077952, 10216100/100914/0080548, 10216100/110914/0080821, 10216100/110914/0080940, 10216100/110914/0080941, 10216100/170914/0082880, 10216100/180914/0083182, 10216100/190914/0083658, 10216100/250914/0085231, 102161020/040914/0037735, 10216120/100914/0038816, 10216120/110914/0038908, 10216120/140914/0039279, 10216120/140914/0039286, 10216120/150914/0039433, 10216120/220914/0040567, ввезен товар "холодильники бытовые_".
При декларировании товаров ООО "ЛГ Электроникс РУС" заявлены классификационные коды 8418 10 200 1, 8418 10 800 1, 8418 21 910 0, 8418 40 200 1 в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД). При таможенном декларировании товаров декларантом при расчете подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов применены ставки ввозной таможенной пошлины в размере 16,7%, но не менее 0,13 евро за 1 л; 16%, но не менее 0,156 евро за 1 л; 14,7%, но не менее 0,36 евро за 1 л; 15%, но не менее 0,165 евро за 1 л, регламентированные Единым таможенным тарифом Таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - Единый таможенные тариф).
Посчитав, что ставка таможенной пошлины в отношении спорных товаров должна составлять 16,7 %; 16,7% или 16%, но не менее 0,156 евро за 1 л; 14,7%; 15% при декларировании товаров, 01.09.2017 ООО "ЛГ Электроникс Рус" обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишней уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в размере 2 361 872,19 рублей.
Решением, оформленным письмом от 06.09.2017 N 15-10/42960 Балтийская таможня оставила заявление Общества без рассмотрения в соответствии с частью 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), в связи с отсутствием документов, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 147 указанного Федерального закона, а именно: документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов, сославшись на Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54.
Посчитав бездействие таможни по возврату излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов в размере 2 361 872,19 незаконным, ООО "ЛГ Электроникс Рус" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о непредставлении Обществом Таможне документов, подтверждающих излишнюю уплату таможенных платежей, в удовлетворении заявления отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 77 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено названным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза, если иное не предусмотрено названным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 15.07.1995 N 101 -ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) предусмотрено, что международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными организациями, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).
Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона N 101-ФЗ международные договоры межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены договоры, в официальных изданиях этих органов.
Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы (часть 1 статьи 5 Федерального закона N 101-ФЗ).
В части 2 статьи 5 Федерального закона N 101-ФЗ предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные права, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Статьей 6 Федерального закона N 101-ФЗ предусмотрено выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора, которое может выражаться путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.
В Женеве 16.12.2011 был подписан Протокол "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994", согласно приложениям к данному Протоколу ставка ввозной таможенной пошлины по спорным кодам в России составляет: в отношении кода 8418 10 200 1 - 16,7%; в отношении кода 8418 10 800 1 - 16,7 %; или 16%, но не менее 0,156 евро за 1 л; в зависимости, что ниже; в отношении кода 8418 21 910 0- 14,7%; в отношении кода 8418 40 200 1 - 15%.
Этот Протокол ратифицирован Федеральным законом от 21.07.2012 N 126-ФЗ и вступил в силу 22.08.2012.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Договора "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы" (подписан в Минске 19.05.2011) с даты присоединения любой из Сторон к ВТО положения Соглашения ВТО, как они определены в Протоколе о присоединении этой Стороны к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы Сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза. При этом первая присоединяющаяся к ВТО Сторона обязана информировать другие Стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесения изменений в правовую систему Таможенного союза. С момента присоединения такой Стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к Протоколу о присоединении этой Стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных Соглашением ВТО.
Как указано в пунктах 1 и 2 статьи 2 Договора "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", Стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствие с Соглашением ВТО, как это зафиксировано в Протоколе о присоединении каждой из Сторон, включая обязательства каждой Стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО.
До того как эти меры приняты, положения Соглашения ВТО, включая обязательства, принятые Сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами.
Права и обязательства Сторон, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в Протоколах о присоединении каждой из Сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условия присоединения Стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов Таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между Сторонами.
Договор "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы" был ратифицирован Федеральным законом от 19.10.2011 N 282-ФЗ. В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 11 упомянутый Договор вступает в силу с даты присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации.
Следовательно, с 22.08.2012 по спорным кодам должна была применяться ставка ввозной таможенной пошлины согласно Соглашения ВТО.
В соответствии с Протоколом о присоединении России к ВТО от 16.12.2011 в отношении товаров, классифицируемых по кодам 8418 10 800 1, 8418 10 200 1, 8418 21 910 0, 8418 40 200 1 ТН ВЭД ЕАЭС, с 01.09.2014 в Российской Федерации должны были применяться следующие уровни связывания ввозных таможенных пошлин: в отношении кода 8418 10 200 1 - 16,7%; в отношении кода 8418 10 800 1 - 16,7 %; или 16%, но не менее 0,156 евро за 1 л; в зависимости, что ниже; в отношении кода 8418 21 910 0- 14,7%; в отношении кода 8418 40 200 1 - 15%.
Как следует из материалов дела, 31.08.2017 Общество обратилось в Балтийскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей и НДС на сумму 2 361 872 руб. 19 коп.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС, излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В соответствии со статьей 90 ТК ТС, возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Заявление и прилагаемые к нему документы, перечень которых указан в пункте 2 статьи 147 N 311-ФЗ, подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 N "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление N 18), к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в ДТ и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
В соответствии с пунктом 13 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" обращение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанных в ДТ составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено порядком, утвержденным указанным Решением. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений (дополнений) и обоснование необходимости внесения таких изменений (дополнений).
Материалами дела подтверждается, что одновременно с подачей заявления в таможенный орган Общество инициировало внесение соответствующих изменений в ДТ, и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений, а именно: КДТ, а также платежные документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, копии ДТ, в соответствии с которыми были ввезены Товары, расчет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, извлечение из Протокола о присоединении России к ВТО в части тарифных обязательств, иные документы.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что таможенный орган располагал всеми документами и информацией, которые необходимы для принятия им решения о внесении либо об отказе во внесении изменений в ДТ в соответствии с Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289.
Довод таможенного органа о том, что представление указанных документов невозможно расценивать в качестве инициирования внесения соответствующих изменений в ДТ, поскольку они не были поданы в качестве отдельных обращений в таможенный орган и не содержат отметок таможенного органа о внесении изменений в ДТ отклоняется апелляционным судом в связи с его формальным характером.
Апелляционный суд обращает внимание на то, что в качестве документа, подтверждающего излишнюю уплату таможенных платежей, может служить только КДТ к спорным ДТ с отметками таможенного органа, действующее законодательство не содержит.
Из материалов дела следует, что Обществом таможенному органу было представлено заявление о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов. Учитывая, что законодательством предусмотрена произвольная письменная форма обращения о внесении изменений в ДТ, предоставленное в таможенный орган заявление может рассматриваться в качестве такого обращения, так как из его содержания и содержания предоставленных документов исходило не только намерение заявителя вернуть излишне уплаченные таможенные пошлины, налоги, но и соблюсти процедуру возврата путем внесения изменений в ДТ. Заявление содержит в себе обоснование права на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов а также обоснование необходимости внесения изменений в ДТ с указанием их регистрационных номеров.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о том, что представленные Обществом документы в совокупности позволяли таможне рассмотреть указанное заявление по существу и принять соответствующее обоснованное решение.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд апелляционной инстанции полагает необходимым обязать Балтийскую таможню восстановить нарушенные права заявителя путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 2 361 872 руб. 19 коп. Спор по сумме платежей между сторонами отсутствует.
С учетом изложенного апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на таможенный орган.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 февраля 2018 года по делу N А56-87990/2017 в обжалуемой части отменить.
Признать незаконными действия Балтийской таможни, выразившееся в возвращении без рассмотрения обществу с ограниченной ответственностью "ЛГ Электроникс Рус" заявления 31.08.2017N 1978 о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза по ДТ NN 10216100/030914/0077786, 10216100/030914/0077952, 10216100/100914/0080548, 10216100/110914/0080821, 10216100/110914/0080940, 10216100/110914/0080941, 10216100/170914/0082880, 10216100/180914/0083182, 10216100/190914/0083658, 10216100/250914/0085231, 102161020/040914/0037735, 10216120/100914/0038816, 10216120/110914/0038908, 10216120/140914/0039279, 10216120/140914/0039286, 10216120/150914/0039433, 10216120/220914/0040567.
Обязать Балтийскую таможню восстановить нарушенные права общества с ограниченной ответственностью "ЛГ Электроникс Рус" путем возврата из федерального бюджета излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в размере 2 361 872 руб. 19 коп.
Взыскать с Балтийской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЛГ Электроникс Рус" государственную пошлину по первой инстанции в размере 3000 руб. и по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЛГ Электроникс Рус" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-87990/2017
Истец: ООО "ЛГ ЭЛЕКТРОНИКС РУС"
Ответчик: Балтийская таможня Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы России