г. Москва |
|
29 мая 2018 г. |
Дело N А40-244020/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
С.Л. Захарова, Е.В. Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания И.Г. Кобяковой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Россвязи
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2018 по делу N А40-244020/17, принятое судьей С.М. Кукиной (130-2117),
по исковому заявлению Федерального агентства связи (ОГРН 1047796500311,
адрес: 109289, город Москва, переулок Николоямский, дом 3А, строение 2)
к ООО "ТК Тел Цент" (ОГРН 1167746445734, адрес: 115280, город Москва, улица Ленинская слобода, дом 26, помещение xxiii комната 26)
о взыскании,
при участии:
от истца: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Горелова Ю.В. по дов. от 11.01.2018; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство связи (заявитель, Россвязь) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с ООО "ТК Тел Центр" (ответчик) обязательных платежей в резерв универсального обслуживания в размере 1 967 922, 42 руб., пени за неуплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в размере 70 811, 31 руб.
Решением от 26.02.2018 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования в части взыскания с ответчика обязательных платежей в резерв универсального обслуживания в размере 1 967 922, 42 руб. В удовлетворении требования о взыскании пени отказал. Также решением взыскал с ООО "ТК Тел Центр" в доход Федерального бюджета госпошлину в размере 33 194 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Россвязь обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части отказа в удовлетворении взыскания пени и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. От Россвязи поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие заявителя.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя ответчика, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно представленным ООО "ТК Тел Центр" в Федеральное агентство связи сведениям о доходах за:
- 1,2 квартал 2017 года сумма задолженности оператора сети связи общего пользования, составляет 1 967 922,42 руб.
Россвязь в адрес ООО "ТК Тел Центр" направила письменное уведомление -претензию от 11.09.2017 N ПЗЗ-1-61-4098, о необходимости осуществить обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания. Заказному письму присвоен идентификационный номер 10928915003695.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 15.10.13 N 3563/13, ВАС РФ пояснил, что в ситуации, когда почтовое отправление было осуществлено заказным или ценным письмом, т. е. когда ему был присвоен почтовый идентификатор (уникальный номер в системе почтовых отправлений РФ), указанный на выдаваемой отправителю квитанции, последний вправе апеллировать к размещенным на сайте "Почты России" данным касательно движения соответствующего почтового отправления. При этом распечатка с сайта "Почты России" с идентификационным номером почтового отправления, аналогичным номеру, содержащемуся на квитанции, будет являться надлежащим доказательством получения соответствующей входящей корреспонденции.
До настоящего времени оператор связи ООО "ТК Тел Центр" отчисления в резерв универсального обслуживания за: 1,2 квартал 2017 года не осуществил.
Согласно исковому заявлению, наличие задолженности по отчислению в резерв универсального обслуживания явилось основанием для начисления пени в сумме 70 811, 31 рублей.
Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания с ответчика обязательных платежей в резерв универсального обслуживания, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
ООО "ТК Тел Центр" является оператором сети связи общего пользования и осуществляет свою деятельность по настоящее время на основании лицензий.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (ФЗ "О связи") операторы сети связи общего пользования осуществляют обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания.
Согласно ст. 60 ФЗ "О связи" базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федераций Порядке ведения бухгалтерского учета. Ставка обязательного отчисления'' (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования установлена в размере 1, 2 процента.
В соответствии с приказом Минкомсвязи от 16.09.2008 N 41 "Об утверждении порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания" оператор связи представляет сведения в Федеральное агентство связи о базе расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания, в которых на основании ФЗ "О связи" доход, полученный в течение отчетного периода от оказания услуг связи отражается не нарастающим итогом, а поквартально.
В соответствии с ч. 5 ст. 60 ФЗ "О связи" операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (ч. 6 ст. 60 ФЗ "О связи").
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве связи, утвержденным постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. N 320 Федеральное агентство связи (Россвязь) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том ^ числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания (далее - связь).
Порядок формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 N 243 "Об утверждении Правил формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания".
В соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" Федеральное агентство связи является главным администратором (администратором) доходов федерального бюджета по средствам отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания.
В соответствии со ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
В соответствии с ранее приведенными нормами законодательства Россвязь вправе обратиться в судебные органы о взыскании с операторов сети связи общего пользования обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания
Согласно пункту 1 статьи 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ (в редакции от 21.07.2014) "О связи" (далее - Закон о связи, Закон N 126-ФЗ) источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники.
Операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отчет кварталов ведется с начала календарного года (пункт 5 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 60 Закона о связи базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.
Размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно как соответствующая указанной в пункте 3 настоящей статьи ставке процентная доля доходов, определяемых в соответствии с настоящей статьей (пункт 4 статьи 60 указанного Закона).
В силу пункта 6 статьи 60 Закона о связи в случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей).
Налоговый кодекс Российской Федерации не указывает средства отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания в перечне налогов и сборов, не относит его к числу налоговых доходов и Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Согласно Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" средства отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания относятся к категории "Административные платежи и сборы".
Как указано в пункте 5.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 2-П, Федеральный закон "О связи" закрепляет обязанность операторов сети связи общего пользования осуществлять отчисления в резерв универсального обслуживания, средства которого формируются и расходуются исключительно в целях обеспечения возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи (статьи 59 и 60). Данный платеж обязателен к уплате в силу закона, имеет непосредственно возмездный и компенсационный характер для тех операторов, которые несут убытки от оказания социально значимых услуг универсальной связи, а также опосредованно возмездный характер - для всех операторов сети связи общего пользования, в том числе для тех, которые подобных услуг не оказывают, поскольку все плательщики этих отчислений могут участвовать в конкурсе на заключение договора на оказание универсальных услуг связи и вследствие своего неизбежного технологического участия в общей инфраструктуре связи Российской Федерации заинтересованы, кроме того, в ее развитии в целях расширения собственных коммерческих возможностей.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что данные отчисления, осуществляемые операторами сети связи общего пользования - группой субъектов предпринимательской деятельности, которых объединяет общая заинтересованность в развитии инфраструктуры связи как хозяйственной отрасли, обладают существенными признаками, характерными для фискальных сборов.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Согласно пункту 2 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, следует учитывать, что гражданское законодательство может быть применено к указанным правоотношениям только при условии, что это предусмотрено законодательством.
В силу пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08 октября 1998 года N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" положения статьи 395 ГК РФ не применяются к отношениям сторон, если они не связаны с использованием денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга.
Данная норма предусматривает ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяет последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.
В силу части 2 статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в данном Кодексе.
В пункте 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2001 N 99-О и абзаце 3 пункта 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 30-О также указано, что применение положений статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к спорным правоотношениям.
Правоотношения сторон не носят гражданско-правового характера.
Учитывая, что обязанность по уплате задолженности по обязательным отчислениям (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания, установлена не в Гражданском кодексе Российской Федерации, а Законом о связи, возникшие в данном случае отношения нельзя признать денежным обязательством.
Заявленные в рамках настоящего дела требования не основаны на договоре, правоотношения сторон не относятся к гражданско-правовым и регулируются положениями Закона о связи.
При таких обстоятельствах, гражданское законодательство, в том числе положения статьи 395 ГК РФ, не применяются к отношениям в сфере уплаты обязательных отчислений (неналоговые платежи), поскольку эти отношения основаны на властном подчинении одной стороны другой.
Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28.02.2006 N 2-П, средства резерв универсального обслуживания формируются и расходуются исключительно в целях обеспечения возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи. Убытки по своей природе носят компенсационный характер, в связи с чем проценты за пользование чужими денежными средствами на них не начисляются.
Поскольку Закон о связи не предусматривает начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на суммы обязательных отчислений (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, исковые требования Россвязи о взыскании с ООО "ТК Тел Центр" процентов по ст.395 ГК РФ, не подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
При указанных обстоятельствах, государственная пошлина в сумме 33 194 руб. подлежит взысканию с ответчика в бюджет РФ, поскольку оплата основного долга произведена после принятия искового заявления к производству.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.02.2018 по делу N А40-244020/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-244020/2017
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
Ответчик: ООО ТК ТЕЛ ЦЕНТР
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-67985/18
31.10.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-244020/17
17.09.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14978/18
29.05.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20443/18
26.02.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-244020/17