г. Самара |
|
08 июня 2018 г. |
Дело N А65-2686/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Тасма" на решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 апреля 2018 года по делу N А65-2686/2018 (судья Минапов А.Р.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Тасма",
к Татарстанской таможне,
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Тасма" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Татарстанской таможне о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10404000-2490/2017 от 10.01.2018 г. о привлечении к административной ответственности ООО "ТК "Тасма" по ч.1 ст.19.7.13 КоАП РФ в части назначения наказания, заменив его предупреждением.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 апреля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Тасма" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Татарстанской таможни на апелляционную жалобу, в котором она просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ, а также учитывая п. 47 Постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 N 10 апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 20.11.2017 г. заявителем в таможенный орган через накопительный ящик приема корреспонденции представлена статистическая форма учета перемещения товаров на бумажном носителе с системным номером 1300171114-14343274, принятая и зарегистрированная таможенным органом за N 10404054/211117/С058330.
Согласно сведениям, указанным в статистической форме учета N 10404054/211117/С058330, заявитель во исполнение договора от 13.12.2016 г. N KZ/011/01122016 в адрес ТОО "Западно - Казахстанская машиностроительная компания" (090005, Казахстан,г. Уральск, Урдинская, д. N1/0) в октябре 2017 г. произвел отгрузку товаров:
- "Радиографическая техническая пленка РТ-К 24 см. х 30 см./100 листов - 4 шт.; Радиографическая техническая пленка РТ-К 30 см. х 40 см./75 листов - 2 шт." вес нетто 19 кг., стоимостью 93 326 руб.
Отчетный период - октябрь 2017 г. Лицо должным образом уполномоченное представлять статистическую форму учета перемещения товаров - генеральный директор заявителя Самков Е.Л. (тел: 8 (843) 560-71-56, электронная почта: priemnaya@tasma.ru).
Статистическая форма N 10404054/211117/С058330 была представлена с нарушением установленных сроков, в связи с чем в отношении заявителя возбуждено дело об административном правонарушении N 10404000-2490/2017 по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ (за несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров).
В отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 21.12.2017 г., согласно которому действия заявителя квалифицированы по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения административных материалов в отношении заявителя вынесено постановление от 10.01.2018 N 10404000-2490/2017, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Статистическая форма учета перемещения товаров, утверждена Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза".
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) Правительство Российской Федерации постановило определить Федеральную таможенную службу уполномоченным органом, ответственным за ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Согласно ч.2 ст.104 Закона N 311-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент полунения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (вступило в силу 10.01.2016) утверждены Правила статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п.4 Правил ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 525, и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров (далее по тексту - статистическая форма), обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы.
В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
Статистическая форма заполняется в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренными приложением N 2.
Согласно п.5 Правил российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
Согласно п.6 Правил статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии) или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
В силу п.7 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Исходя из требований Правил, статистическую форму учета перемещения товаров за отгрузку товаров со склада, осуществленную в октябре 2017 года, заявитель должен был представить в таможенный орган не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка товаров со склада, т.е. до 13 ноября 2017 г. включительно.
Однако, в нарушение данных требований, заявитель представил статистическую форму учета перемещения товаров за отчетный период (октябрь 2017) 20 ноября 2017 г., т.е. с нарушением установленного срока.
В статье 104 Закона N 311-ФЗ отсутствует указание на заключение или на не заключение договора.
Согласно пункту 3 статьи 104 Закона N 311-ФЗ порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок и правила представления статистической формы учета перемещения товаров утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами-членами Евразийского экономического союза" вступившими в силу 10.01.2016, согласно которым российское лицо, которое заключило сделку либо от имени которого заключена сделка, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и распоряжения товарами, обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения (п.5 Правил).
Федеральным законом от 28.12.2016 N 510-ФЗ, вступившим в силу 29.01.2017 г., введена ответственность по ст.19.7.13 КоАП РФ для должностных и юридических лиц за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Учитывая, что отгрузка товара была произведена в октябре 2017, общество обязано было в срок, установленный Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329 (не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором была произведена отгрузка товаров со склада), т.е. до 13 ноября 2017 представить в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, что заявителем сделано не было.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе ввоза/вывоза товаров в/из РФ из/в страны ЕАЭС и организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся в непредставлении или несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения.
Субъектом ответственности по данной статье является лицо, которое произвело ввоз/вывоз товаров в/из РФ из/в страны ЕАЭС.
Следовательно, заявитель является надлежащим субъектом данного административного правонарушения, т.к. он осуществил вывоз товаров в государство - члена Евразийского экономического союза.
Протокол об административном правонарушении составлен таможенным органом без нарушения прав заявителя, с надлежащим извещением общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, с соблюдением положений статьи 25.15 КоАП РФ.
Каких-либо доказательств, опровергающих наличие правонарушения и виновность общества, заявителем не добыто и суду не представлено.
У заявителя имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, однако выявленный факт административного правонарушения свидетельствует о том, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения указанных положений федерального законодательства.
Правонарушение допущено в результате не проявления должной степени заботливости и осмотрительности, которая была необходима для соблюдения требований действующего законодательства.
Учитывая в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции правомерно посчитал доказанным наличие в действиях заявителя вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Аналогичная правовая позиция получила свое отражение в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2018 г. по делу N А65-31388/2017.
Заявитель сам факт совершенного правонарушения не оспаривал, просил заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" определено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производиться с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом суда, а не обязанностью, она применяется в исключительных случаях независимо от состава административного правонарушения.
Доказательств исключительности рассматриваемого правонарушения не представлено, из материалов дела не усматривается.
Существенная угроза общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям закона, отсутствии должного контроля со стороны руководства заявителя за действиями ответственных лиц.
Правовые основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.
Аналогичная правовая позиция выражена в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2016 года N 304-АД16-2181.
Заявитель в своем заявлении просил заменить штраф на предупреждение, указав, что является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оснований для изменения назначенного наказания на предупреждение не имеется в силу следующего.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
По смыслу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Определением Арбитражного суда республики Татарстан от 01.02.2018 г. заявителю было предложено представить суду доказательства того, что заявитель состоит в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства для замены административного штрафа предупреждением.
Заявителем доказательства того, что общество состоит в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в материалы дела не представлено.
Из буквального содержания части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ следует, что наказание в виде административного штрафа может быть заменено только при наличии совокупности приведенных в этой норме условий и только к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Факт отнесения юридического лица к субъекту малого предпринимательства подтверждается наличием соответствующей записи в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно сведениям по состоянию на 30.03.2018 г. из Единого государственного реестра юридических лиц, заявитель не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, что исключает в силу части 1 статьи 4.1.1 и части 2 статьи 3.4 КоАП РФ замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Более того, рассматриваемое правонарушение является формальным, в связи с чем представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных материальных последствий.
Соответственно, сам по себе факт отсутствия негативных материальных последствий, не является обстоятельством, свидетельствующим о наличии оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены административного штрафа на предупреждение.
Аналогичная правовая позиция получила свое отражение в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2018 г. по делу N А65-31388/2017.
Наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей назначено административным органом в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, что соответствует характеру, степени тяжести и общественной опасности совершенного обществом правонарушения.
Факт нарушения и вина заявителя подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, не выявлено.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 апреля 2018 года по делу N А65-2686/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-2686/2018
Истец: ООО "Торговая компания "Тасма", г.Казань
Ответчик: Татарстанская таможня, г.Казань