г. Хабаровск |
|
19 июня 2018 г. |
А80-62/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Чукотская горно-геологическая компания": не явились;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Чукотскому автономному округу: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Чукотская горно-геологическая компания"
на решение от 16.04.2018
по делу N А80-62/2018
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
принятое судьей Кольцюком М.А.
по заявлению акционерного общества "Чукотская горно-геологическая компания"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Чукотскому автономному округу
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Чукотская горно-геологическая компания" (далее - заявитель, АО "ЧГГК", общество) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (далее - налоговый орган, инспекция) об отмене постановления от 19.01.2018 N 1299 о привлечении АО "ЧГГК" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением суда от 16.04.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано по мотиву доказанности в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, а также соблюдения процедуры привлечения общества к ответственности.
Не согласившись с судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что поскольку в 4 квартале 2016 движение денежных средств по рассматриваемому счету не осуществлялось, банком выписка по счету представлена не была, поэтому общество представило отчет о движении денежных средств без выписки; сформировать данные выписки самостоятельно посредством сервиса "Клиент-Банк" общество не могло по причине отсутствия технической возможности. Просит решение суда отменить, применить к спорным отношениям положения статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку в его действиях отсутствует существенная угроза охраняемые общественные интересы.
Налоговый орган в представленных возражениях на жалобу выразил несогласие с ее доводами, просил оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 14.05.2014 АО "ЧГГК" открыт счет GB98SOGE23639119018646 в банке SOCIETE GENERALE, LONDON BRANCH, расположенном за пределами территории Российской Федерации.
26.01.2017 обществом в налоговый орган представлен отчет о движении денежных средств за четвертый квартал 2016 по указанному счету в указанном банке со ссылкой на то, что подтверждающие документы не прилагаются, так как остаток по счету нулевой, а в этом случае выписки по данным счетам, при отсутствии движения средств, обслуживающим банком не предоставляются.
На основании поручения N 9975201706230020 от 23.06.2017 налоговым органом в отношении общества проведена проверка соблюдения валютного законодательства за период с 01.10.2016 по 31.12.2016, и в адрес АО "ЧГГК" направлен запрос о предоставлении пояснений и документов.
Письмом от 04.07.2017 общество представило выписку по счету за 4 квартал 2016, из которого следует, что за указанный период банковских операций не проводилось, остаток денежных средств составляет ноль рублей.
30.10.2017 по данному факту составлен протокол N 997520171009001501 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и 19.01.2018 налоговым органом вынесено постановление N 1299, которым АО "ЧГГК" подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, регулируются Федеральным законом от 10.12.200 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ), подпунктами 1, 2 части 2 статьи 24 которого установлена обязанность для резидентов и нерезидентов по представлению органам и агентам валютного контроля документов и информации, а также по ведению в установленном порядке учета и составления отчетности по проводимым валютным операциям.
В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона N 173-ФЗ (в редакции, действовавшей в период предоставления отчета) резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Согласно пунктам 3, 4, 5 Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 N 819 (далее - Правила N 819) отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, открытым находящимися за пределами территории Российской Федерации филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются в налоговые органы этими юридическими лицами; юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала; по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад)), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами; подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа по последнее число отчетного квартала.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 819 днем представления в налоговый орган отчета и подтверждающих банковских документов считается: для отчета и подтверждающих банковских документов, представленных непосредственно представителем юридического лица - резидента, индивидуальным предпринимателем - резидентом либо его представителем, - дата, указанная в отметке налогового органа о принятии отчета; для отчета и подтверждающих банковских документов, направленных заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, - дата направления юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.
Статьей 25 Федерального закона N 173-ФЗ установлено, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом и не опровергнуто обществом, отчет за 4 квартал 2016 о движении средств по счету (вкладу) GB98SOGE23639119018646, открытому в банке SOCIETE GENERALE, LONDON BRANCH, расположенном за пределами территории Российской Федерации, страна нахождения Великобритания, был представлен обществом в налоговый орган в сроки, установленные Правилами N 819, без подтверждающих банковских документов, выписку же по счету GB98SOGE23639119018646 за 4 квартал 2016 в налоговый орган общество представило 04.07.2017, что подтверждается датой, указанной в отметке налогового органа об ее принятии.
Указанные обстоятельства свидетельствует о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, арбитражный суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии объективных причин, препятствовавших соблюдению обществом требований пункта 7 статьи 12 Федерального закона N 173-ФЗ и пункта 4 Правил, за нарушение которых оно было привлечено к административной ответственности.
Имеющиеся в деле доказательства арбитражный суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что производство по делу об административном правонарушении в отношении общества соответствует требованиям КоАП РФ, процессуальные права лица, привлеченного к административной ответственности, не были нарушены.
Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения (учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения - данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере валютного регулирования, обеспечивающего устойчивость валюты Российской Федерации и стабильность внутреннего валютного рынка).
Обстоятельств, отягчающих либо смягчающих административную ответственность юридического лица, не установлено.
При назначении наказания административным органом выяснены и учтены все обстоятельства дела. Размер наказания применен в минимальных размерах санкции части 6 статьи 15.25 КоАП РФ и соответствует тяжести допущенного обществом нарушения.
Назначенное обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
Доводы жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные, основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 16.04.2018 по делу N А80-62/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.