г. Саратов |
|
22 июня 2018 г. |
Дело N А12-48798/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 18.06.2018 года.
Полный текст постановления изготовлен - 22.06.2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гасанова Матлаба Аскер оглы
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 марта 2018 года по делу N А12-48798/2017 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Гасанова Матлаба Аскер оглы (ОГРН 314343526700029, ИНН 3443500901669)
к Администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139, г. Волгоград)
третьи лица: Администрация Дзержинского района г. Волгограда (ОГРН 1023402975012, ИНН 3443900373, г. Волгоград), Комитет экономического развития администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139, г. Волгоград), Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (ОГРН 1023403447374, ИНН 3444052045, г. Волгоград),
о признании незаконным решения.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Гасанов Матлаб Аскер оглы (далее - ИП Гасанов М.А.о., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Администрации Волгограда о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, оформленного протоколом заседания от 27.04.2017-02.05.2017 N 9-2017, в части невключения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы места размещения по адресу: г. Волгоград, ул. Батурская, 50Б; об обязании Межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда включить в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы места размещения по адресу: г. Волгоград, ул. Батурская, 50Б.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26 марта 2018 года заявленные требования ИП Гасанова М.А.о. оставлены без удовлетворения.
Предприниматель не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 17.05.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Межведомственной комиссии по формированию схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, оформленным протоколом заседания от 27.04.2017-02.05.2017 N 9-2017, место размещения НТО по адресу: г. Волгоград, ул. Батурская, 50Б, не включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы (т. 1 л.д. 26-29).
Не согласившись с решением межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, отраженным в протоколе от 27.04-02.05.2017 N 9-2017, предприниматель обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение Межведомственной комиссии по формированию схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, оформленное протоколом заседания от 27.04.2017-02.05.2017 N 9-2017, в части невключения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы места размещения по адресу: г. Волгоград, ул. Батурская, 50Б, соответствует требованиям Закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, требованиям Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов. Оспариваемое решение не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области (далее - Порядок от 04.02.2016 N 14-ОД).
Порядок от 04.02.2016 N 14-ОД устанавливает процедуру разработки, утверждения и изменения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных объектов, осуществляющих торговую деятельность на территории муниципальных образований Волгоградской области, и направлен на формирование единых правил размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области.
Согласно пункту 2.2. Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов схема разрабатывается с учетом требований земельного законодательства, нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия; санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, благоустройства, розничной торговли, в том числе регулирования оборота табачных изделий, алкогольной продукции (включая пиво и напитки, изготавливаемые на его основе) и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования к размещению нестационарных торговых объектов и правил осуществления торговой деятельности.
Пунктом 2.4. Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов предусмотрено, что разработка схемы осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления или его структурным подразделением с учетом предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан.
Для организации работы по разработке схемы или внесению в нее изменений уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию, состав и порядок деятельности которой устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Пунктом 2.7 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты и граждане, заинтересованные в разработке схемы могут направлять в уполномоченный орган свои предложения относительно мест размещения нестационарных торговых объектов.
Предложение заинтересованных лиц о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему оформляется в виде заявления, которое должно содержать следующие сведения: адресные ориентиры, площадь места размещения нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему; вид нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему; вид деятельности, специализация (при ее наличии) нестационарного торгового объекта, предлагаемого для включения в схему.
Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня истечения срока, указанного в пункте 2.7 Порядка от 04.02.2016 N 14-ОД, с учетом предложений заинтересованных лиц, разрабатывает проект схемы и осуществляет его согласование с органами местного самоуправления (их структурными подразделениями), уполномоченными: в области градостроительной деятельности; в области земельных отношений; в области организации благоустройства; в области обеспечения благоприятной окружающей среды; в области предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения; в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; в области организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; в области торговли (п. 2.8).
По результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 2.7 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, комиссия принимает решение о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему или отказе во включении (пункт 2.13 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов).
Постановлением Администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 "О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" предусмотрено, что в полномочия администрации районов Волгограда включено осуществление разработки проектов схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда, проектов внесения изменений в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда; согласование проектов схем, проектов изменений схем с отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями администрации Волгограда - департаментом экономического развития администрации Волгограда, департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда, департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, комитетом транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда, комитетом гражданской защиты населения администрации Волгограда, а при необходимости и с органами исполнительной власти Волгоградской области; по результатам согласования - направлять в межведомственную комиссию по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда согласованные (без замечаний) проекты схем и проекты изменений схем по утвержденной форме.
В соответствии с пунктом 4 постановления Администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 "О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" департамент экономического развития администрации Волгограда на основании решения межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда осуществляет разработку в установленном порядке проекта постановления администрации Волгограда о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.
Пунктом 3.8 Положения о межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974, установлено, что решение комиссии, оформленное протоколом, является основанием для подготовки проекта постановления администрации Волгограда об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и проектов постановлений администрации Волгограда о внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.
В соответствии с Порядком от 04.02.2016 N 14-ОД схема утверждается не позднее чем за 1 месяц до истечения срока действия предыдущей Схемы.
Согласно письму Комитета экономического развития администрации Волгограда от 25.01.2018 N 289 по итогам заседания межведомственной комиссии 27.04.2017-02.05.2017 место размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Волгоград, ул. Батурская, 50Б не включено в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы, поскольку основная часть места размещения НТО расположено в границах застройки квартала 03_09_013; имеется утвержденная постановлением администрации Волгограда от 30.12.2009 N 3444 документация по планировке территории, в соответствии с которой на месте НТО планируется организация парковки (т. 1 л.д. 45-46).
Из заключения Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда следует, что при размещении объекта не выполняются требования: иное - 1. основная часть в квартале общественной застройки и ИЖС 03_09_013. 2. Маршрут ФИФА. 3. Согласно утвержденному постановлением администрации Волгограда от 30.12.2009 N 3444 проекта планировки и межевания территории квартала 03_09_013, ограниченной ул. Красноводская, ул. Трехгорная, просп. им.Маршала Советского Союза Т.К. Жукова, ул. Джаныбековская испрашиваемый з/у входит в состав з/у для размещения административного здания (т. 1 л.д. 76).
В соответствии с действующим проектом планировки и межевания территории квартала 03_09_013, ограниченной ул. Красноводской, ул. Трехгорной, пр.им. маршала Жукова, ул. Джанибековской в Дзержинском районе г. Волгограда, утвержденным постановлением Главы Волгограда от 30.12.2009 N 3444 "Об утверждении проекта планировки и межевания территории" земельный участок с кадастровым N 34:34:030108:148 находится в границах земельного участка площадью 1362,4 кв.м., формируемого для эксплуатации административного здания, и подлежит аннулированию. На месте размещения спорного нестационарного торгового объекта - торгового павильона планируется строительство наземной парковки открытого типа площадью 255 кв.м. Согласно разбивочному чертежу предусмотрена корректировка красных линий квартала 03_09_013.
Судебная коллегия отмечает, что по смыслу статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.
При этом частью 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ не предусмотрена обязанность администрации включать все торговые объекты в Схему размещения нестационарных торговых объектов.
Таким образом, невключение в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы спорного места размещения нестационарного торгового объекта не является произвольным, обосновано несоответствием указанного места размещения нестационарного торгового объекта требованиям действующего законодательства.
Кроме того, из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О следует, что реализация законоположений в части включения нового торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов по заявлению лица, обратившегося в орган местного самоуправления должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантией свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условия для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства.
Правоприменительная практика исходит из того, что подаваемые субъектами предпринимательства заявления не являются безусловным основанием для включения мест торговли в схему размещения нестационарных торговых объектов; орган местного самоуправления с учетом необходимости обеспечения соблюдения и поддержания санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, а также в целях создания условия для удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг свободен в выборе мест (адресов) торговли, включаемых в схему размещения нестационарных торговых объектов, из всех возможных (допустимых) вариантов, а субъекты предпринимательской деятельности не наделены правом требовать включения конкретных мест (адресов) торговли в схему.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что обжалуемое решение Межведомственной комиссии по формированию схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, оформленное протоколом заседания от 27.04.2017-02.05.2017 N 9-2017, в части невключения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы места размещения по адресу: г. Волгоград, ул. Батурская, 50Б, соответствует требованиям Закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, требованиям Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов.
При этом, следует принять во внимание и то, что Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается органом местного самоуправления в установленном порядке, подлежит официальному обнародованию, содержит предписания субъектам торговой деятельности относительно ассортимента товаров, типов и площади возводимых торговых объектов и по предмету регулирования затрагивает как права лиц, поименованных в схеме, так и права иных субъектов предпринимательской деятельности, имеющих намерение осуществлять данную деятельность на территории муниципального образования, круг которых не определен.
Признаки нормативного правового акта приведены в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которому данный акт характеризуется его изданием в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличием в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Таким образом, по правовой природе Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы, утвержденная постановлением Администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132, является нормативным правовым актом. Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2016 N 117-АПГ15-8, а также изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2015 N 60-КГ15-2.
В связи с чем, судебная коллегия пришла к выводу о том, что в рассматриваемом случае требования предпринимателя о признании незаконным решения межведомственной комиссии по формированию Схемы размещения нестационарных объектов на территории Волгограда, отраженного в протоколе от 27.04.-02.02.2017 N 9-2017 в части отказа во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы, утвержденной постановлением Администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы" места для размещения торгового объекта предпринимателя, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Батурская, 50Б, являются ненадлежащим способом защиты.
Следовательно, заявленные требования не являются надлежащим способом защиты и попыткой изменить подсудность данного спора.
Как следует из материалов дела, заявителем фактически оспаривается решение межведомственной комиссии, которым не включено в Схему размещения нестационарных объектов на территории Волгограда на 2017-2021 г.г., утвержденную постановлением Администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132, торговое место ИП Гасанова М.А.о., расположенное по адресу г. Волгоград, ул. Батурская, 50Б.
При этом, в заявлении, направленном в суд, заявитель указывает на способ восстановления нарушенного права и просит обязать Межведомственную комиссию по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда включить в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы место размещения по адресу: г. Волгоград, ул. Батурская, 50Б.
Таким образом, в качестве восстановления нарушенного права исходя из заявленного предпринимателем требования может быть указано на обязание уполномоченного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, путем включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 г.г. торгового места, принадлежащего ИП Гасанову М.А.о., расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Батурская, 50Б.
В связи с чем, способом восстановления нарушенного права является обязание уполномоченных органов Волгограда внести изменения в действующий нормативный правовой акт.
Однако, в настоящее время категория дел об оспаривании нормативных правовых актов подведомственна судам общей юрисдикции в силу положений пункта 1 части 2 статьи 1 и статьи 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров на территории Волгограда на 2017-2021 годы, утвержденная постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132, в установленном порядке заявителем не оспорена. Исходя из изложенного, требования заявителя являются ненадлежащим способом защиты и попыткой изменить подсудность такого спора.
Исходя из условий частей 1, 2, 4 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. В случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица. Обращение в арбитражный суд осуществляется в том числе в форме: искового заявления - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений; заявления - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства и в иных случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и, нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Указание в резолютивной части судебного акта на определенный способ восстановления нарушенного права (в случае удовлетворения требований заявителя) направлено на достижение целей и задач арбитражного судопроизводства, то есть, прежде всего, на защиту пострадавшего лица.
Выбранный заявителем в данном случае способ судебной защиты не приводит к восстановлению нарушенного права, поскольку Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров на территории Волгограда на 2017-2021 годы, утвержденная постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017 N 132, является нормативным правовым актом и в установленном порядке заявителем не оспорена.
Таким образом, все доводы предпринимателя фактически сводятся к оспариванию Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы, в части не включения в неё спорного места.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил, что предпринимателем пропущен срок на обращение в суд с заявлением о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, оформленного протоколом заседания от 27.04.2017-02.05.2017 N 9-2017, в части невключения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы места размещения по адресу: г. Волгоград, ул. Батурская, 50Б.
Данный вывод суда, судебная коллегия считает также обоснованным, в силу следующего.
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов; пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N 1908-О, положение части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, протокол заседания межведомственной комиссии от 27.04.2017-02.05.2017 N 9-2017, опубликован в свободном доступе на официальном сайте администрации Волгограда в мае 2017 года.
С заявлением ИП Гасанов М.А.о. обратился в суд 26.12.2017, т.е. с пропуском трехмесячного срока, установленного законом на обжалование.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих своевременному направлению соответствующего заявления в арбитражный суд, заявителем судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
Поскольку пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно отказал ИП Гасанову М.А.о. в удовлетворении заявленных требований.
Самостоятельных мотивированных доводов относительно пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к повторению утверждений исследованных и отклоненных арбитражным судом первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Довод предпринимателя о том, что действующее законодательство не предусматривает обязанность хозяйствующих субъектов повторно согласовывать уже имеющиеся места размещения нестационарных торговых объектов, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку частью 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ не предусмотрена обязанность администрации включать все торговые объекты в Схему размещения нестационарных торговых объектов.
Ссылка ИП Гасанова М.А.о. на договор аренды земельного участка N 6961 судебной коллегией отклоняется, поскольку указанный договор в материалах дела отсутствует. Кроме того спорное место не включено в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы по причине несоответствия требованиям действующего законодательства.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя Гасанова Матлаба Аскер оглы не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 марта 2018 года по делу N А12-48798/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-48798/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 2 октября 2018 г. N Ф06-38022/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Гасанов Матлаб Аскер Оглы, ИП Гасанов М.А.о., ИП Гасанов М.А.оглы
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: администрация Дзержинского района Волгограда, Администрация Дзержинского района г. Волгограда, Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, Комитет экономического развития администрации Волгограда