г. Москва |
|
28 июня 2018 г. |
Дело N А41-94659/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Батруковым Р.Э.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - ООО "Уромед М" - Литвиненко Н.В., (по доверенности от 15.092017 г.),
от заинтересованного лица по делу - Шереметьевской таможни - Зенкина Е.Н. (по доверенности от 09.01.2018 г.),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 22.02.2018 по делу N А41-94659/17, принятое судьей Криворучко Е.С., по заявлению ООО "Уромед М" к Шереметьевской таможне о признании требований незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Уромед М" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) с требованием о признании незаконными требований об уплате таможенных платежей от 21.08.2017 N 706/1, от 21.08.2017 N 707/1, от 21.08.2017 N 708/1, от 21.08.2017 N 709/1 и обязании возвратить из бюджета излишне уплаченные (взысканные) платежи: ввозную таможенную пошлину и пени на нее в размере 379 018,74 руб., НДС и пени на НДС в размере 1 432 690,86 руб., выплатить проценты, предусмотренные ч. 6 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном урегулировании в Российской Федерации", со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со ст. 117 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", до даты фактического возврата.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.02.2018 заявленные требования частично удовлетворены.
Шереметьевская таможня не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Уромед" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Шереметьевской таможни в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "Уромед М" во исполнение внешнеторгового контракта от 01.10.2016 N 124, ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товары медицинского назначения, коды ОКП 94 3760, 94 3630.
В период до 03.02.2017 ООО "Уромед М" на таможенный пост Аэропорт Шереметьево (центр электронного декларирования) Шереметьевской таможни поданы декларации на товары (далее - ДТ) ДТ NN 10005030/070416/0009405 (тов. N 1, часть), 10005030/170516/0013916 (тов. N 1, часть), 10005030/120716/0020408 (тов. N 1, часть), 10005030/100816/0024138 (тов. N 1, часть), в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров (медицинские изделия) с указанием в графе "31" ДТ, в том числе: "Инструменты для медицинских целей:...стент простатический UROSPIRAL..., стент мочеточниковый ВОРТЕК...стент мочеточниковый силиконовый с двойной петлей...стент мочеточниковый БИОСОФТ ДУО с двойной петлей...", с заявленным в графе 33 ДТ классификационным кодом 9018 39 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины - 0%), в соответствии с которыми ввезенные Обществом товары задекларированы с применения преференций (освобождение от НДС).
Вместе с данными ДТ декларантом представлены регистрационные удостоверения, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения NN ФСЗ 2009/04441 от 26.07.2016, ФСЗ 2009/05708 от 29.08.2016 и декларации соответствия, подтверждающие целевое назначение товара и его регистрацию в качестве медицинского изделия, входящего в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит налогообложению НДС, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19.
03.02.2017 на основании ст. ст. 99, 131 Таможенного Кодекса Таможенного Союза в отношении ООО "Уромед" после выпуска товаров, проведена проверка документов и сведений, представленных при таможенном декларировании товаров по ДТ NN 10005030/070416/0009405 (товар N 1, часть). 10005030/170516/0013916 (товар N 1, часть), 10005030/120716/0020408 (товар N 1, часть), 10005030/100816/0024138 (товар N 1, часть).
По результатам таможенного контроля после выпуска товара по названным ДТ таможенным органом приняты решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 11.05.2017 NN РКТ-10005000-17/000185, РКТ-10005000-17/000186, РКТ-10005000-17/000187, РКТ-10005000-17/000188 по классификации товаров в подсубпозиции 9021 90 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка таможенной пошлины - 5% от таможенной стоимости товаров) вместо ранее заявленного кода 9018 39 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка пошлины 0%).
На основании указанных решений таможенным постом Аэропорт Шереметьево (грузовой) в графу 36 и 47 ДТ NN 10005030/070416/0009405, 10005030/170516/0013916, 10005030/120716/0020408, 10005030/100816/0024138, внесены изменения путем заполнения КДТ, в соответствии с которыми льгота по уплате НДС для указанных товаров не применена.
Кроме того, увеличение ставки таможенной пошлины вследствие изменения классификационного кода товаров привело к возникновению у Общества задолженности по таможенной пошлине и пеням, в связи с чем Шереметьевской таможней в адрес Заявителя выставлены требования об уплате таможенных платежей от 21.08.2017 NN 706/1, 707/1, 708/1, 709/1.
Во исполнение данных требований об уплате таможенных платежей, Обществом платежными поручениями от 06.09.2017 NN 641-656 (л.д. 100-115), произведена уплата выставленных таможенных платежей в полном объеме, в том числе налога на добавленную стоимость (НДС) и пени на него в сумме 1 432 690,86 руб.
Считая, что у Шереметьевской таможни отсутствовали правовые основания для выставления указанных требований, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд, указав в обоснование заявленных требований, что таможенным органом незаконно начислен НДС.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными, обоснованно руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3, пунктом 2 статьи 74 ТК ТС, льготы по уплате НДС при ввозе товаров устанавливаются законодательством государств-членов ТС, действующим на дату регистрации таможенной декларации на товары.
В силу пункта 2 статьи 150, подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ (здесь и далее - НК РФ в редакции на дату декларирования товара), освобождается от налогообложения НДС ввоз на территорию Российской Федерации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 1 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
На дату регистрации ДТ действовал Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042
При предоставлении льготы по освобождению от налогообложения, предусмотренной подп. 1 п. 2 ст. 149 и подп. 2 п. 1 ст. 150 НК РФ, необходимо руководствоваться Перечнем важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, который ориентирован на коды по Общероссийскому классификатору продукции.
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-03 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Регистрационное удостоверение является документом, подтверждающим государственную регистрацию медицинского изделия.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации льгота по уплате налога на добавленную стоимость предоставляется в отношении медицинских изделий, зарегистрированных в установленном порядке.
Основанием для применения таможенными органами льгот по уплате НДС при ввозе медицинских изделий являются регистрационные удостоверения Росздравнадзора, подтверждающие, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию на территории Российской Федерации в качестве медицинского изделия.
Согласно подп. "и" п. 56 Правил (государственной регистрации медицинских изделий) в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности, код общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия.
Таким образом, товары, относящиеся к медицинской технике, ввозимые на территорию Российской Федерации, подлежат освобождению от уплаты НДС при одновременном соблюдении следующих условии: данные товары на момент их ввоза предусмотрены перечнем, утвержденным Постановлением N 1042 и при наличии регистрационного удостоверения, выданного в отношении указанной техники на территории Российской Федерации.
Единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКП ввезенного товара, является его регистрационное удостоверение, сведения из которого впоследствии переносятся в соответствующий раздел сертификата соответствия (декларации о соответствии).
Таким образом, единственным условием применения льготы является соответствие кода Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия (код OKП), указанного в Регистрационном удостоверении коду ОКП, включенному в указанный Перечень. Из вышесказанных норм законодательства можно сделать вывод, что освобождение от налогообложения товаров, указанных в Перечне, должно осуществляться таможенным органом, производящим таможенное оформление, на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что из содержания граф 44 указанных выше деклараций и приложенных к заявлению Регистрационных удостоверений на медицинское изделие, выданных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, следует, что ввезенные обществом по указанным декларациям медицинские изделия имеют коды ОКП, которые включены в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19.
Возможность освобождения от уплаты НДС могла быть установлена таможенными органами при сопоставлении кодов по Общероссийскому классификатору продукции (код ОКП), указанных в регистрационном удостоверении, и кодов ОКП товаров, подлежащих освобождению от налогообложения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ввезенному на таможенную территорию Российской Федерации по спорным ДТ товару присвоены коды ОКП 94 3630; 94 3760, что подтверждается регистрационными удостоверениями и декларациями соответствия на данные медицинские изделия.
Доказательств того, что ввезенный заявителем спорный товар неправильно классифицирован по коду ОКП, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
Таким образом, медицинские товары, ввезенные обществом на таможенную территорию Российской Федерации, относятся к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике, Перечень которой утвержден Постановлением N 1042. В отношении указанных медицинский изделий обществом получены регистрационные удостоверения и декларация соответствия, в связи с чем, спорные товары не подлежат обложению НДС.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что для предоставления права на льготу вынесения таможенным органом решений о классификации товаров от 11.05.2017 NN РКТ-10005000-17/000185, РКТ-10005000-17/000186, РКТ-10005000-17/000187, РКТ-10005000-17/000188 по классификации спорных товаров в подсубпозиции 9021 90 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС правового значения не имеет, поскольку единственным условием применения льготы является соответствие кода Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия, указанного в Регистрационном удостоверении коду ОКП.
Таким образом, задекларированный товар относится к медицинским изделиям, ввоз которых освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость.
Также обоснованным является вывод суда первой инстанции, что факт излишней уплаты обществом налога на добавленную стоимость (НДС) и пени на него в сумме 1 432 690,86 руб. по указанным ДТ, подтверждается платежными поручениями от 06.09.2017 NN 641-656 (л.д. 100-115).
К рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, направленные на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. При этом проценты, начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата (пункт 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18).
При изложенных обстоятельствах, требования заявителя в части обязания таможенного органа выплатить на сумму излишне уплаченного НДС и пени на НДС в размере 1 432 690,86 руб. проценты, предусмотренные ч. 6 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном урегулировании в Российской Федерации", со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со ст. 117 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", до даты фактического возврата, правомерно признаны судом первой инстанции обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинские товары: важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации постановлением от 30 сентября 2015 г. N 1042 утвердило Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень, Постановление N 1042).
Согласно абзацу четвертому подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения данного абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что при декларировании товаров ООО "Уромед М" представлены регистрационные удостоверения на ввезенные медицинские изделия N ФСЗ 2009/04441 от 26.07.2016 г., N ФСЗ 2009/05708 от 26.08.2016 г., выданные Росздравнадзором.
Данные регистрационные удостоверения на медицинские изделия были получены в соответствии с ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан РФ", Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 г. N 1416 "Об утверждении правил государственной регистрации медицинских изделий" и Приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 16.01.2013 г. N 40-Пр/12 "Об утверждении формы Регистрационного удостоверения на медицинское изделие" и являются действующими.
На основании изложенного согласно абзацу четвертому подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусмотрено освобождение важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения.
Довод Шереметьевской таможни о том, что ими переклассифицирован код ТН ВЭД ЕАЭС и теперь он не соответствует коду ОКП, Заявитель также полагает несостоятельным, поскольку данные действия таможни не влияют на код ОКП и наименование товара, указанные в регистрационных удостоверениях Росздравнадзора.
Наименование медицинских изделий, ввезенных ООО "Уромед М" и указанных в регистрационных удостоверениях никак не изменилось, несмотря на принятие таможней решений по классификации ТН ВЭД ЕАЭС, коды ОКП медицинских изделий остались теми же, которые указаны в регистрационных удостоверениях Росздравнадзора.
При этом аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВС РФ от 12 марта 2018 г. N 301-КГ18-137, Определении ВС РФ от 24 ноября 2017 г. N 305-КГ17-17421, Постановлении АС МО от 31 июля 2017 г. по делу N А41-83055/2016, Постановлении АС МО от 29 июня 2017 г. по делу N А40-197468/16, Постановление АС МО от 13 июля 2017 г. по делу N А40-168297/16, Постановлении АС МО от 5 марта 2015 г. по делу N А41-29653/14.
Апелляционный суд также принимает во внимание, что согласно п. 7 ст.3 НК РФ Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.02.2018 по делу N А41-94659/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-94659/2017
Истец: ООО "УРОМЕД М"
Ответчик: Шереметьевская таможня ФТС России
Третье лицо: Шереметьевская таможня ФТС России
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13293/18
15.10.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13293/18
04.09.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13406/19
28.09.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13293/18
28.06.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5780/18
22.02.2018 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-94659/17