г. Санкт-Петербург |
|
27 июня 2018 г. |
Дело N А56-81742/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Кашиной Т.А., Пряхиной Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания: Самарчук Ю.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен.
от ответчика: Лапонина И.В. (доверенность от 27.12.2017), Синкевич Н.П. (доверенность от 13.12.2017)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11971/2018) общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2018 по делу N А56-81742/2017 (судья Васильева Н.В.), принятое
по иску Комитета по природным ресурсам Ленинградской области,
к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург"
о взыскании штрафа,
установил:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз СанктПетербург" (далее - Общество) о взыскании неустойки по договору аренды лесного участка N 416/ДС2012-11 от 08.11.2012 в размере 1312 руб. 26 коп.
Определением суда от 20.10.2017 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением суда от 15.12.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением от 22.03.2018 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав, что за период с 10.01.2017 по 31.03.2017 обязанность по предоставлению отчетов по охране лесов и отчета по защите лесов у арендатора отсутствовала в силу положений п.2 Порядка предоставления отчета об охране лесов утвержденного приказом Минприроды России от 23.06.2016 N 362 "Об установлении порядков предоставления отчета об охране лесов и отчета о защите лесов и их форм" (далее - Порядок), а также на ст. 60 Лесного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал.
Истец, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направил.
Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области (арендодатель) и ООО "Газпром Трансгаз Санкт-Петербург" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 416/ДС-2012-11 от 8 ноября 2012 года по предоставлению лесного участка Рощинского лесничества для эксплуатации подъездной автодороги к автоматической газораспределительной станции "Кирилловская" в Выборгском районе Ленинградской области (далее - договор).
По договору арендатору предоставлен лесной участок общей площадью 0,1667 га находящиеся в Рощинском лесничестве, в том числе в Линдуловском участковом лесничестве.
2 мая 2017 года лесничим Линдуловского участкового лесничества Игнатьевым А.Ю. проведена проверка соблюдения арендатором лесного участка условий договора, вследствие которой установлено, что арендатор должен был представить отчет по охране леса и по защите леса за период с 10 января 2017 года по 31 марта 2017 года в срок до 10 апреля 2017 года.
Указанные отчеты арендатором были направлены в Рощинское лесничество только 26 апреля 2017 года.
В соответствии с п.21 главы IV "Ответственность сторон" договора предусматривается неустойка за не предоставление арендодателю отчетности, предусмотренной статьями 49, 60, 66 Лесного кодекса РФ, в сроки, установленные для предоставления отчетов по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов - 2- х кратный размер арендной платы. Размер арендной платы за 2017 год составляет 656 рублей 13 копеек.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец начислил неустойку в размере 1312,26 руб. (656,13x2) и обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 49 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ), отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсах, их товарной структуре, другая информация) представляется юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 настоящего Кодекса.
Частью 2 ст. 49 ЛК РФ предусмотрено, что форма отчета об использовании лесов и порядок его представления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок предоставления отчета об использовании лесов утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.12.2014 N 573; данный Порядок действовал с 17.05.2015 по 04.01.2018.
В соответствии с п. 1 и 2 этого Порядка отчет об использовании лесов представляется гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов. В случаях, если при использовании лесов не осуществлялись рубки лесных насаждений, отчет представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным.
Порядок предоставления отчета об охране лесов утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23.06.2016 N 362. Данный Порядок действовал в период с 01.10.2016 до 10.06.2017.
В соответствии с приложениями 1 и 2 Порядка отчет об охране лесов представляется юридическими лицами, осуществляющим использование лесов.
В случаях, если при использовании лесов не осуществлялись рубки лесных насаждений, отчет представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего за отчетным периодом.
Подпунктом "с" п. 19 договора Общество обязано представлять Комитету отчеты, предусмотренные статьями 49, 60, и 66 ЛК РФ, в сроки, установленные для предоставления отчетов по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов. Отчетность предоставляется в соответствии с формами, установленными нормативными актами, специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, положения подпункта "с" пункта 19 договора в части возложения на арендатора обязанности по предоставлению в установленном порядке отчетов об использовании, защите, охране, воспроизводстве лесов, лесоразведении не основаны на указанных нормах.
В связи с тем, что использование леса для эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью линейных объектов в муниципальном образовании Выборгский район Ленинградской области, производится без осуществления рубки лесных насаждений (Проектом освоения лесов от 2014 г. по договору), отчет подлежит предоставлению ежегодно, то есть до 10 января.
Таким образом, за период с 10.01.2017 по 31.03.2017 (1 квартал) обязанность по предоставлению отчетов по охране лесов и отчета по защите лесов у арендатора отсутствовала. Ответчик не нарушил условия договора в части возложенных на него ряда публичных обязательств в виде сдачи отчетности.
В силу ст. 60 ЛК РФ отчеты о защите лесов, предоставляются согласно Приложениям N 2 и N 6 Приказа Минприроды России от 09.03.2017 N 78 "06 утверждении перечня информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, формы и порядка представления отчета об охране лесов от пожаров, а также требований к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой в отчет о защите лесов, формы и порядка" (Зарегистрирован в Минюсте России 30.05.2017 N 46876).
Формы 1-ОЛ (Отчет об охране лесов от пожаров) и 1-3Л (Отчет о защите лесов), если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом не предусмотрены рубки лесных насаждений, связанные с осуществлением мероприятий по защите лесов, предусматривают отчет ежегодно, срок - не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Данный нормативно-правовой акт (Приказ Минприроды России от 09.03.2017 N 78) вступил в силу 1 1.06.2017.
При таких обстоятельствах решение подлежит отмене, оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2018 по делу N А56-81742/2017 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с Комитета по природным ресурсам Ленинградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Санкт-Петербург" 3000 руб. 00 коп. расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.