город Ростов-на-Дону |
|
25 июня 2018 г. |
дело N А32-2586/2018 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ильиной М.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Солар Машинери"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.04.2018 по делу N А32-2586/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Солар Машинери"
к заинтересованному лицу Сочинской таможне
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
принятое в составе судьи Меньшиковой О.И.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Солар Машинери" (далее - заявитель, общество, ООО "Солар Машинери") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Сочинской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 09.01.2018 по делу об административном правонарушении N 10318000-1360/2017 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Солар Машинери" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ООО "Солар Машинери" просит отменить решение суда, ссылаясь на то, нарушение срока представления статистической отчетности обусловлено ненадлежащим исполнением таможенным органом своих должностных обязанностей и неуведомлением общества об обязанности своевременного представления отчетности в таможенные органы. Также в жалобе общество указало на то, что судом первой инстанции не исследованы обстоятельства совершения правонарушения, имущественное положение общества, а также не применены положения ч.1 ст. 4.1.1 и ст.2.9 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Сочинская таможня указала на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Солар Машинери" 03.07.2017, 20.07.2017 во исполнение договора купли-продажи N 02/16 от 02.02.2016, заключенного с покупателем TOO "RISEHOLDING", в соответствии со счетами-фактурами (инвойсами): от 03.07.2017 N3-07-01; от 03.07.2017 N 3-07-02; от 20.07.2017 N 20-07-01; от 20.07.2017 N 20-07-02; товарнотранспортными накладными: от 03.07.2017 N 3-07-01; от 03.07.2017 N 3-07-02; от 20.07.2017 N 20-07-01; от 20.07.2017 N 20-07-02; другими документами: N 3-07-01 (ТОРГ-12) от 03.07.2017; N 3-07-02 (ТОРГ-12) от 03.07.2017; N 20-07-01 (ТОРГ-12) от 20.07.2017; N 20-07-02 (ТОРГ-12) от 20.07.2017 вывезло с территории Российской Федерации в Республику Казахстан товар: ремкомплект сальника рулевого механизма TAS 850005TRR р/к/ ГУР FLB, FLC полный; фильтрующий элемент сепараторного типа AKS 208/DB 2167, воздушный фильтр SA7108- SOTRAS, фильтр масляный В7125, штанга буровая для UNI 45*60 L= 3,05, форсунка.
05.12.2017 ООО "Солар Машинери" представило в Сочинскую таможню статистическую форму регистрационный N 10318000/051217/С091939, системный номер 1500171129-11240640, за отчетный период - июль 2017 года.
В ходе рассмотрения представленной обществом статистической формы таможенным органом установлено, что обществом статистическая форма учета перемещения товаров за июль 2017 года представлена с нарушением установленного срока.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Сочинской таможни в отношении ООО "Солар Машинери" в присутствии представителя общества протокола об административном правонарушении от 18.12.2017 N 10318000-1360/2017 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем начальника Сочинской таможни 09.01.2018 вынесено постановление N 10318000-1360/2017 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Следовательно, объективную сторону правонарушения составляет, в том числе, несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.
Согласно положениям статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
В силу пункта 3 части 1 статьи 12, части 1 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) статистику взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статформе, и иных источниках информации.
Частью 2 статьи 104 Закона о таможенном регулировании обязанность представлять в таможенный орган статформу возложена на российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (далее - Правила N 1329), которым на основании части 3 статьи 104 Закона N 311-ФЗ определены порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами-членами ЕАЭС, статистическая форма и Правила ее заполнения.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1329 ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 525, и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров (далее - статистическая форма), обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее - электронная подпись). В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
Согласно абзацу 3 пункта 5 Правил N 1329 российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений осуществляют таможенные органы (абзац 4 пункта 5 Правил N 1329).
В силу пунктов 6 и 7 Правил N 1329 статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС России, и представляется в электронном виде или на бумажном носителе за отчетный месяц, в котором осуществлялась отгрузка или получение товаров, по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров. Датой представления статформы в электронном виде считается дата ее отправки посредством сети Интернет, а на бумажном носителе - дата отправки по почте заказным письмом, указанная на почтовом штемпеле, либо дата фактической передачи в таможенный орган, то есть дата регистрации в таможенном органе в соответствии с установленными правилами делопроизводства.
Согласно абзацу 1 пункта 7 Правил N 1329 статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
В пункте 10 Правил N 1329 определено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как установил таможенный орган, товар перемещался через таможенную границу в рамках международного контракта в Республику Казахстан, которая Договором от 10.10.2014, заключенным в Минске, присоединена к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29.05.2014 государствами - членами Евразийского экономического союза.
При таких обстоятельствах информация о движении товара, поставляемого в рамках спорного договора, подлежала статистическому учету и контролю.
Общество обязано было предоставить статистическую форму учета перемещения товаров в срок до 10.08.2017 включительно (8-й рабочий день, следующий за отчетным месяцем с учетом выходных дней).
В связи с тем, что статистическая форма учета перемещения товаров была представлена 05.12.2017, таможенный орган пришел к правомерному выводу о наличии в деянии общества объективной стороны вмененного правонарушения.
Из объяснений директора ООО "Солар Машинери", полученных в ходе рассмотрения Сочинской таможней материалов дела об административном правонарушении (исх. от 12.12.2017 г. N 4-12/12), следует, что вину в совершении административного правонарушения он признает в полном объеме.
ООО "Солар Машинери" как лицо, которое заключило сделку, в соответствии с которой товары вывозились с территории РФ на территорию государства - члена ЕАЭС, является надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения.
Имея реальную возможность для соблюдения правил и норм, определяющих установленный порядок представления в таможенный орган статистической формы учета перемещаемых товаров, общество не проявило должной степени заботливости и осмотрительности и не предприняло всех мер по исполнению возложенной на него действующим таможенным законодательством обязанности по своевременному представлению статистической отчетности, в связи с чем было допущено нарушение пресекательных сроков предоставления в таможенный орган статистической формы учета перемещаемых товаров.
Совокупность перечисленных выше элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении таможенным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку обществом не представлены доказательства того, что при совершении вмененного административного правонарушения, имел место исключительный случай. Данное правонарушение характеризуется пренебрежительным отношением заявителя к действующим международным нормам таможенного законодательства, направленных на своевременное представление достоверной статистической информации о перемещаемых через таможенную границу товарах.
Доводы общества о необходимости применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Поскольку статистическая форма за июль 2017 года была представлена в таможенный орган с существенным нарушением установленного законом срока, в производстве Арбитражного суда Краснодарского края находится несколько дел по заявлениям ООО "Солар Машинери" об оспаривании постановлений Сочинской таможни о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не носят единичный характер, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных статьей 4.1.1 КоАП РФ оснований для замены назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение.
Общество не предприняло всех зависящих от него и достаточных мер по соблюдению требований законодательства, что свидетельствует о его пренебрежительном отношении к требованиям публичного порядка.
Кроме того, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом суда с учетом конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью.
Назначенное таможенным органом административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с п.п.28,29,32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" копии судебных актов направляются лицам, участвующим в деле, посредством их размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа либо в виде электронного документа - для судебных актов, принятых в порядке, предусмотренном законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах (часть 1 статьи 177, часть 1 статьи 186 АПК РФ). Судебный акт (копия судебного акта) считается полученным лицом, которому он в силу положений процессуального законодательства высылается посредством его размещения на официальном сайте суда в режиме ограниченного доступа, на следующий день после дня его размещения на указанном сайте.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.04.2018 по делу N А32-2586/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2586/2018
Истец: ООО Солар Машинери
Ответчик: Сочинская таможня