г. Самара |
|
26 июня 2018 г. |
Дело N А72-172/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Бажана П.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу гаражно-строительного кооператива "Знамя" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 апреля 2018 года по делу N А72-172/2018 (судья Каргина Е.Е.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению гаражно-строительного кооператива "Знамя" (ОГРН 1027301413721, ИНН 7326005624), город Ульяновск,
к ИФНС России по Железнодорожному району города Ульяновска (ОГРН 1047301165482, ИНН 7326022764), город Ульяновск,
и УФНС России по Ульяновской области, город Ульяновск,
об отмене решений,
УСТАНОВИЛ:
Гаражно-строительный кооператив "Знамя" (далее - заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к ИФНС России по Железнодорожному району города Ульяновска (далее - инспекция, налоговый орган), и УФНС России по Ульяновской области (далее - управление), об отмене решения инспекции от 27 октября 2017 года N 3172 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления от 14 декабря 2017 года N 17-07/21209@.
Решением суда от 19.04.2018 г. заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал недействительным решение инспекции от 27.10.2017 г. N 3172 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления к уплате штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ в сумме, превышающей 125 руб., а в остальной части заявление оставил без удовлетворения.
Кооператив, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт, которым изменить решение инспекции о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.10.2017 г. N 3172.
Налоговые органы апелляционную жалобу отклонили, по основаниям, приведенным в отзывах, приобщенных к материалам дела, и просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с п. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка ГСК "Знамя" на основе расчета по страховым взносам за первый квартал 2017 г., по результатам которой составлен акт от 04.09.2017 г. N 2816, и принято решение от 27.10.2017 г. N 3172 о привлечении ГСК "Знамя" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 250 руб.
Законность и обоснованность решения от 27.10.2017 г. N 3172 проверялась управлением, которое решением от 14.12.2017 г. N 07-07/21209@ решение инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба заявителя без удовлетворения.
Считая решения инспекции и управления незаконными, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные кооперативом требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
К таким федеральным законам относятся Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", и Федеральный закон от 29.11.2010 г. N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ".
Пунктом 4 ч. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов) представлять в установленном порядке в налоговые органы налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики, указанные в п.п. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в п.п. 3 п. 3 ст. 422 НК РФ), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30 числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации.
Согласно ст. 423 НК РФ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В соответствии с п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
На основании п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Приказом ФНС России от 10.10.2016 г. N ММВ-7-11/551@ утверждена форма расчета по страховым взносам, порядок его заполнения, а также формат представления расчета по страховым взносам в электронной форме. (Зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2016 г. N 14141, опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 27.10.2016 г.).
При этом в Приложении 2 указанного приказа "11. Общие требования к порядку заполнения расчета" п.п. 2.20 содержит указание на возможность заполнения прилагаемой формы и "нулевыми" показателями: в случае отсутствия какого-либо показателя, количественные и суммовые показатели заполняются значением "0" (ноль), в остальных случаях во всех знакоместах соответствующего поля проставляется прочерк.
Кодексом не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению расчетов в случае неосуществления организацией финансово-хозяйственной деятельности.
Судом правильно установлено, что с 10.01.2006 г. заявитель зарегистрирован в качестве страхователя в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе города Ульяновска, а с 30.11.2009 г. зарегистрирован в качестве страхователя в Государственном учреждении - Ульяновском региональном отделении Фонда социального страхования РФ.
Основным видом экономической деятельности ГСК "Знамя" является деятельность стоянок для транспортных средств (52.21.24), также имеются дополнительные виды деятельности: строительство жилых и нежилых зданий (41.20), управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (68.32), управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (68.32.2).
Следовательно, заявитель не ограничен в праве выплаты вознаграждений физическим лицам.
С учётом изложенного суд пришел к правильному выводу о необоснованности доводов о том, что гаражно-строительный кооператив "Знамя" не является плательщиком страховых взносов в общеустановленном порядке и не должен представлять расчеты по страховым взносам.
За непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета п. 1 ст. 119 НК РФ установлена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5 % не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 руб.
В рассматриваемом случае судом установлено, что расчет по страховым взносам за 1 квартал 2017 г. представлен ГСК "Знамя" в инспекцию 19.05.2017 г., тогда как должен был быть представлен не позднее 02.05.2017 г., сумма страховых взносов составила 0 руб.
Таким образом, суд правильно посчитал, что факт нарушения ГСК "Знамя" сроков, установленных п. 7 ст. 431 НК РФ, материалами дела доказан, а привлечение заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, является правомерным.
Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, то есть виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность (ст. 106, п. 1 ст. 114 НК РФ).
Пунктом 3 ст. 114 НК РФ предусмотрена возможность уменьшения размера штрафа не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства.
Согласно п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, приведен в ст. 112 НК РФ, и данный перечень не является исчерпывающим.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Таким образом, право относить те или иные фактические обстоятельства, не предусмотренные прямо в ст. 112 Кодекса, к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика, и устанавливать размер, в том числе и кратность снижения налоговых санкций, предусмотренных законом, предоставлено как налоговому органу при производстве по делу о налоговом правонарушении, так и суду при рассмотрении дела.
Конституционный Суд РФ в постановлениях от 12.05.1998 г. N 14-П, от 30.07.2001 N 13-П указал, что меры взыскания должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 15.07.1999 г. N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Инспекцией по результатам рассмотрения материалов проверки установлены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершенные налоговые правонарушения, а поэтому с учетом положений ст. ст. 112 и 114 НК РФ размер налоговых санкций уменьшен в 4 раза.
Инспекция при вынесении решения от 27.10.2017 г. N 3172 в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность ГСК "Знамя", учла социальную направленность деятельности налогоплательщика, незначительность просрочки.
Вместе с тем, судом правильно учтено, что положения НК РФ не ограничивают суд в праве при рассмотрении дела как признать в качестве смягчающих ответственность иные, не установленные налоговым органом, обстоятельства, так и с учетом тех же обстоятельств, признать необходимым дополнительное уменьшение размера штрафа.
Иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит ст. 46 Конституции РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, ст. 137, 138 НК РФ.
Налоговая санкция, в отличие от пеней, носящих компенсационный характер, является мерой предупредительного характера, что требует учета действия принципов соразмерности наказания.
С учетом приведенных положений суд правильно посчитал возможным уменьшить размер налоговых санкций по п. 1 ст. 119 НК РФ, определенный оспариваемым решением инспекции, в два раза.
В качестве обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, судом принято во внимание добросовестное заблуждение заявителя, сложное семейное положение председателя ГСК "Знамя" Коротина А.В. в связи с болезнью его жены, которая находилась в критическом положении и перенесла операцию в ФГАУ "НМИЦ нейрохирургии им. академика Н.Н.Бурденко" (г. Москва), а также вышеизложенные обстоятельства.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что решение инспекции от 27.10.2017 г. N 3172 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления к уплате штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ в сумме, превышающей 125 руб., подлежит признанию недействительным, а в остальной части в удовлетворении заявления отказал.
Согласно п. 75 постановления Пленума ВАС РФ N 57 от 30.07.2012 г. "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами ч. 1 НК РФ" решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия, либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.
Таким образом, поскольку такие условия в рассматриваемом случае отсутствуют, суд правомерно посчитал, что и возможность обжалования решения управления от 14.12.2017 г. N 17-07/21209@ по обстоятельствам дела исходя из названных положений не следует, а поэтому обоснованно отказал в данной части в удовлетворении заявленных требований.
Доводы ответчика о том, что он не является плательщиком страховых взносов, правомерно был отклонен судом по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Поскольку кооператив имеет единственного участника - председателя Коротина А.В., оно является страхователем, в силу прямого указания п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ". Согласно положениям указанной статьи застрахованными лицами являются в том числе граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"), временно пребывающие на территории РФ работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций. Те же указания содержит п.п. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ".
В рассматриваемом случае суд правильно посчитал, что поскольку с 10.01.2006 г. заявитель зарегистрирован в качестве страхователя в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе города Ульяновска, а с 30.11.2009 г. зарегистрирован в качестве страхователя в Государственном учреждении - Ульяновском региональном отделении Фонда социального страхования РФ, при этом основным видом экономической деятельности ГСК "Знамя" является деятельность стоянок для транспортных средств (52.21.24), также имеются дополнительные виды деятельности: строительство жилых и нежилых зданий (41.20), управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (68.32), управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (68.32.2), следовательно, заявитель не ограничен в праве выплаты вознаграждений физическим лицам.
В соответствии с п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики, указанные в п.п. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в п.п. 3 п. 3 ст. 422 НК РФ), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30 числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Положения указанной статьи вступили в силу 01.01.2017 г.
С 01.01.2017 г. НК РФ был обозначен круг лиц, обязанных представлять указанный расчет. При этом положения кодекса не ставят в зависимость обязанность по предоставлению расчета с фактическим наличием страховых взносов к уплате.
В соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности. Положения указанной статьи не содержат указание на освобождение от сдачи расчета по страховым взносам. Следовательно, лицо, признаваемое плательщиком страховых взносов, не имеющее объектов обложения, не освобождается от обязанности представления расчетов.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод о частичном удовлетворении заявленных требований.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание, что определением апелляционного суда от 14.05.2018 г. кооперативу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, то с учетом положений ст. 110 АПК РФ, главы 25.3 НК РФ с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1 500 руб.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 апреля 2018 года по делу N А72-172/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с гаражно-строительного кооператива "Знамя" (ОГРН 1027301413721, ИНН 7326005624), город Ульяновск, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.