г. Челябинск |
|
09 июля 2018 г. |
Дело N А07-39784/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Деевой Г.А., Лукьяновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ушаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия "Башавтотранс" Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.04.2018 по делу N А07-39784/2017 (судья Айбасов Р.М.).
Акционерное общество "Водоснабжающая компания" (далее - АО "ВСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию "Башавтотранс" Республики Башкортостан (далее - ГУП "Башавтотранс" РБ, ответчик) о взыскании 374 456 руб. 65 коп. платы за превышение норм предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.
Решением суда первой инстанции от 23.04.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме (т. 2 л.д. 155-164).
Не согласившись с принятым решением суда, ГУП "Башавтотранс" РБ обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал на то, что исходя из условий заключенного между сторонами договора от 11.01.2011 N 234/62, анализ отбора проб сточных вод, должен осуществляться в соответствии с ГОСТ Р 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб" (далее - ГОСТ Р 51592-2000), поскольку в заключенный договор не внесены изменения.
Составленные акты отбора проб сточных вод на основании ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб" (далее - ГОСТ 31861-2012), и расчеты, произведенные на основании Постановлений правительства Республики Башкортостан от 17.09.2015 N 396 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения населенных пунктов Республики Башкортостан с организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в централизованные системы водоотведения населенных пунктов Республики Башкортостан" и от 30.12.2016 N 564 "О внесении изменений в Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения населенных пунктов Республики Башкортостан с организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в централизованные системы водоотведения населенных пунктов Республики Башкортостан", без согласованных изменений в договоре, не являются законными.
Расчеты согласно договору от 11.01.2011 N 234/62 должны быть проведены в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Республики Башкортостан".
В договоре от 11.01.2011 N 234/62 не предусмотрено условие о том, что при изменении нормативных актов будет применяться действующий закон, соответствующее дополнительное соглашение к названному договору сторонами не подписано.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
До начала судебного заседания от АО "ВСК" поступили отзыв на апелляционную жалобу и ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ЗАО "ВСК" (водоканал) и ГУП "Башавтотранс" РБ (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 11.01.2011 N 234/62 (т. 1 л.д. 11-16).
Предметом настоящего договора является отпуск из централизованной системы водоснабжения города питьевой воды на нужды абонента и его субабонентов и прием в централизованную систему канализации города сточных вод от абонента и его субабонентов на условиях, определяемых договором (п. 1.1 договора).
В соответствии с п. 2.2.3 договора абонент обязуется, в том числе обеспечить соблюдение установленных нормативными документами администрации г. Стерлитамака требований по качеству сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему канализации, не допускать сброс в систему канализации дождевых и талых вод, и запрещенных к сбросу веществ, указанных в п. 63 Правил пользования.
Согласно п. 5.1 договора сточные воды, сбрасываемые абонентом в горканализацию, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные абоненту нормы допустимых концентраций (нормы ДК), утвержденные нормативными документами администрации г. Стерлитамака "О нормативах качественного состава сточных вод промышленных предприятий, отводимых через систему канализации города".
Абонент обязан контролировать качество сбрасываемых в горканализацию сточных вод в соответствии с согласованным с водоканалом графиком лабораторного контроля и в установленный этим графиком срок представлять в водоканал сведения о результатах этого контроля (п. 5.2 договора).
В соответствии с п. 5.3 договора водоканал имеет право в любое время отбирать контрольные пробы сточных вод абонента и проводить их анализ в своей лаборатории. Отбор контрольных вод сточных вод абонента и их анализ осуществляется водоканалом в соответствии с ГОСТ Р 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб".
При обнаружении в контрольной (арбитражной) пробе сточных вод абонента, включая сточные воды субабонентов, загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные абоненту нормы ДК либо веществ, запрещенных к сбросу в горканализацию, абонент уплачивает водоканалу плату в размере, определяемом в соответствии с постановлением КМ РБ N 399 от 08.11.1995 (п. 5.6 договора).
Сторонами к договору подписаны протокол разногласий и протокол согласования разногласий (т. 1 л.д. 17-18).
ЗАО "ВСК", в присутствии представителя ГУП "Башавтотранс" РБ, осуществило отбор проб сточных вод по объектам ответчика, о чем были составлены акты отбора проб сточных вод, отводимых в системы городской канализации, подписанные сторонами без возражений (т. 1 л.д. 19, 22-23, 26-27, 30-31, 34-35, 38-39, 42-43, 47-48, 52-53).
На основании указанных актов произведен анализ отобранных проб, о чем были составлены протоколы анализа пробы, в которых были выявлены нарушения превышения допустимых норм качества сточной воды по ряду ингредиентов (т. 1 л.д. 56-73).
ЗАО "ВСК" направило в адрес ГУП "Башавтотранс" РБ претензии от 16.02.2017 N 281, от 14.04.2017, от 29.05.2017 N 1018, от 15.06.2017 N 1142, от 24.07.2017 N1375, от 14.08.2017 N 1534, от 15.09.2017 N1724, от 23.10.2017 N 1935, с требованием перечислить плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ (т. 1 л.д. 93-117).
Требования по претензии от 16.02.2017 N 281 удовлетворены ответчиком частично на сумму 1 118 руб. 15 коп. что сторонами не оспаривается, остальные претензии оставлены без удовлетворения.
Поскольку ответчик плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в полном объеме не произвел, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя требования истца в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец при расчете платы за нарушение норм качества сточных вод правомерно руководствовался Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.09.2015 N 396 и Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2016 N 564.
Данные выводы суда являются правильными.
В соответствии с п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
На основании положений ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу п. 10 ст. 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены и 14.08.2013 вступили в силу Правила холодного водоснабжения и водоотведения (Правила N 644).
В соответствии с п. 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с пп. "ж" п. 35 Правил N 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
Пункт 36 Правил N 644 устанавливает право организации водопроводно-канализационного хозяйства взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Согласно п. 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованной системы водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Администрацией городского округа город Стерлитамак постановлением от 29.04.2014 N 1035 были установлены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, отводимых через систему канализации городского округа город Стерлитамак.
В результате проведения анализа проб установлено, что сточные воды ГУП "Башавтотранс" РБ содержат вещества, превышающие нормы допустимой концентрации, утвержденные нормативными документами администрации г. Стерлитамака, что следует из протоколов анализов проб (т. 1 л.д. 56-73).
Замечаний со стороны ответчика, относительно правильности проведения истцом процедуры отбора и анализа проб не поступало.
Суд апелляционной инстанции, проверив представленный истцом расчет, в соответствии с которым размер штрафа за сброс загрязняющих веществ в городской коллектор сверх утвержденных нормативов допустимых концентраций составил 374 456 руб. 65 коп., признает его верным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и нормативным актам, регулирующим спорные правоотношения.
С учетом изложенного, установив, что ответчик не представил доказательств оплаты штрафа за сброс загрязняющих веществ в городскую канализацию сверх утвержденных нормативов допустимых концентраций, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 N 1513-ст ГОСТ 31861-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.01.2014. Данный стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 51592-2000.
Таким образом, ГОСТ 31861-2012 применяется с 01.01.2014 всеми аккредитованными лабораториями в Российской Федерации, в том числе и лабораторией МУП "МРКВК" городского округа город Стерлитамак, которая производила отбор и проведение анализов контрольных проб сточных вод ответчика.
Учитывая изложенное, ГОСТ 31861-2012, правомерно указан в актах отбора проб сточных вод, представленных истцом в обоснование иска, а ГОСТ Р 51592-2000, правомерно указан в п. 5.3 договора.
Правительством Республики Башкортостан было принято Постановление от 17.09.2015 N 396 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения населенных пунктов Республики Башкортостан с организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в централизованные системы водоотведения населенных пунктов Республики Башкортостан" (далее - Постановление N 396).
Правительством Республики Башкортостан было принято Постановление от 30.12.2016 N 564 "О внесении изменений в Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения населенных пунктов Республики Башкортостан с организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в централизованные системы водоотведения населенных пунктов Республики Башкортостан", которое вносит изменения в Постановление Правительства Республики Башкортостан N 396 (далее - Постановление N 564).
На отношения, возникшие между сторонами до введения в действие Постановления N 564 распространяются нормы Постановления N 396 без изменений, то есть до 10.01.2017, а до введения его в действие было законным Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 08.11.1995 N 399, которое действовало до 17.09.2015, так как на основании ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Таким образом, в претензиях АО "ВСК" к ГУП "Башавтотранс" РБ правомерно указаны Постановление N 396 и Постановление N 564, в соответствии с которыми произведен расчет платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения сверх утвержденных нормативов допустимых концентраций, а Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 08.11.1995 N 399 правомерно указано в п. 5.6 договора, так как на момент заключения договора данное Постановление было действующим.
Поскольку договор от 11.01.2011 N 234/62 относится к публичным договорам, стороны не вправе устанавливать иной порядок взимания платы за сброс и превышение загрязняющих веществ, чем установленный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов".
Следовательно расчеты, произведенные истцом, являются правомерными.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.04.2018 по делу N А07-39784/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия "Башавтотранс" Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
Г.А. Деева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.