г. Пермь |
|
22 августа 2018 г. |
Дело N А71-488/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полякова М. А.,
судей Дюкина В.Ю., Жуковой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.,
при участии:
от истца - Лучихин А.В., доверенность от 12.01.2018, паспорт;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общественной организации "Дебесское районное общество охотников и рыболовов",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 мая 2018 года
по делу N А71-488/2018,
принятое судьей Мельниковым А.Ю.,
по иску общественной организации "Дебесское районное общество охотников и рыболовов" (ОГРН 1021800676501, ИНН 1807001477)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской
Республики
о разрешении разногласий, возникших при заключении охотхозяйственного соглашения,
установил:
Общественная организация "Дебесское районное общество охотников и рыболовов" (далее - истец, Дебесское РОО и Р) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - ответчик, Министерство) о разрешении разногласий, возникших при заключении охотхозяйственного соглашения.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.05.2018 урегулированы возникшие между общественной организацией "Дебесское районное общество охотников и рыболовов" и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики разногласия при заключении охотхозяйственного соглашения:
- пункт 5.1 охотхозяйственного соглашения принят в следующей редакции: "Охотпользователь при заключении охотхозяйственного соглашения единовременно вносит плату за заключение такого Соглашения, определяемую как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 490 "О ставках платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений", и площади охотничьего угодья, указанной в пункте 2.1.2 настоящего Соглашения, исключая площадь предоставленных в аренду и расположенных в границах охотничьего угодья лесных участков, указанных в пункте 2.2.1 настоящего Соглашения.";
- пункт 5.2 охотхозяйственного соглашения принят в следующей редакции "Размер платы за заключение Соглашения составляет 428700 (четыреста двадцать восемь тысяч семьсот) рублей.";
- пункт 9.2.5 охотхозяйственного соглашения принят в следующей редакции: "осуществлять учет и оценку состояния используемых охотничьих ресурсов, а также оценку состояния среды их обитания, в установленные Приказом Минприроды РФ от 06.09.2010 N 344 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных" сроки предоставлять в Администрацию данные по каждому проводимому виду учета используемых охотничьих ресурсов.";
- пункт 9.2.7 охотхозяйственного соглашения принят в следующей редакции: "проводить внутрихозяйственное охотустройство и утверждать схему использования и охраны охотничьего угодья в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не реже 1 раза в 10 лет.".
Не согласившись с вынесенным решением, истец, общественная организация "Дебесское районное общество охотников и рыболовов", обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение изменить, принять по делу новый судебный акт, изложив п. 5.1., 5.2., 9.2.7. соглашения в представленной истцом редакции. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несогласие с редакцией пунктов 5.1. и 5.2. соглашения, определяющим плату за заключение охотхозяйственного соглашения, так как в силу закона на истца требование о единовременном внесении платы за заключение соглашения не распространяется, судом неверно применена норма права. По мнению апеллянта, при формулировании редакции п. 9.2.7. соглашения, суд применил норму права, которая не распространяется на истца, так периодичность мероприятий внутрихозяйственного охотустройства нормативными актами не урегулирована.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение изменить.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечил, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Правительства Удмуртской Республики N 221-р от 19.03.2007 истец является обладателем долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира серии О N 1972 от 04.04.2007, срок действия - с 04.04.2007 по 04.04.2032, разрешенный вид пользования животным миром - охота.
Управление охраны фауны Удмуртской Республики (управление) и истец (пользователь) 28.07.2008 заключили договор о предоставлении в пользование территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты N 08/08, согласно которому управление передает пользователю в пользование сроком на 25 лет согласно долгосрочной лицензии от 04.04.2007 территорию, акваторию, расположенные в Удмуртской Республике, для осуществления права пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, общей площадью 76100 га, в границах, утвержденных распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 19.03.2007 N 221-р.
По договору аренды лесного участка от 10.10.2008 Министерство лесного хозяйства УР (арендодатель) передало истцу (арендатору) находящийся в государственной собственности лесной участок площадью 31210 га для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты, расположенный в ГУ УР "Дебёсское лесничество" Удмуртской Республики, на срок 25 лет.
Истец обратился к ответчику с заявлением исх. N 13 от 12.05.2017 о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий Дебесского охотничьего хозяйства площадью 76,1 тыс. га сроком на 49 лет.
Письмом N 01-13/8382 от 20.10.2017 ответчик направил в адрес истца для подписания проект охотхозяйственного соглашения.
Письмом от 24.11.2017 истец направил в адрес ответчика протокол разногласий по пунктам 5.1, 5.2, 8.1, 9.2.5, 9.2.7, 9.2.11, 9.2.13 охотхозяйственного соглашения, а также приложению N 2 к нему.
22.12.2017 истец получил от ответчика протокол урегулирования разногласий, в соответствии с которым пункты 8.1, 8.2, 9.2.11 согласованы в редакции истца, пункт 9.2.13 и приложение N 2 к соглашению исключены.
Указывая, что стороны не достигли соглашений по пунктам 5.1, 5.2, 9.2.5, 9.2.7 охотхозяйственного соглашения, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 4 указанной статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (п.1 ст. 446 ГК РФ).
Между сторонами возникли разногласия относительно ряда условий охотхозяйственного соглашения, в частности касательно единовременной платы за заключение такого соглашения в размере 428700 руб., определяемой как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 490 "О ставках платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений", и площади охотничьего угодья; порядка представления отчетности в целях учет и оценки состояния используемых охотничьих ресурсов, а также оценки состояния среды их обитания; периодичности проведения внутрихозяйственного охотустройства.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Указанным законом закреплены основные принципы правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в частности пользование охотничьими ресурсами основывается на принципе платности.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (ч. 2 статьи 27).
В силу ч. 4 данной статьи охотхозяйственное соглашение включает в себя в частности условия о годовом размере арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные участки, рассчитанный исходя из минимальных размеров арендной платы, и годовом размере сборов за пользование объектами животного мира; обязательства юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство.
Примерная форма охотхозяйственного соглашения утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 6 статьи 27).
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, указанные в части 3 настоящей статьи, при заключении охотхозяйственных соглашений обязаны единовременно внести плату за заключение таких соглашений (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), определяемую как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья, установленной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, и площади соответствующего охотничьего угодья (ч. 5 статьи 71).
Размер единовременной платы подлежит определению в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 490 (ред. от 30.08.2013) "О ставках платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений" (ч. 6 статьи 71).
Разрешая разногласия и определяя редакцию пунктов 5.1, 5.2 соглашения в редакции ответчика, согласно которым размер платы за заключение соглашения составляет 428700 руб. и рассчитывается как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 490, и площади охотничьего угодья, указанной в пункте 2.1.2 настоящего соглашения, за исключением площади предоставленных в аренду и расположенных в границах охотничьего угодья лесных участков, указанных в пункте 2.2.1 настоящего соглашения, суд первой инстанции обоснованно руководствовался приведенными выше положениями законодательства и принципом платности пользования охотничьими ресурсами.
Частью 7 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ установлены изъятия из общего правила платности, согласно которому требование части 5 настоящей статьи о единовременном внесении платы за заключение охотхозяйственных соглашений не распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших договоры аренды лесных участков для ведения охотничьего хозяйства по результатам аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Предметом соглашения, о заключении которого без проведения аукциона обратился истец, является предоставление истцу права на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий площадью 74,08 тыс.га. Материалами дела подтверждается представление истцу в пользование территории и акватории, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, общей площадью 76100 га на основании распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 19.03.2007 N 221-р, договора от 28.07.2008 N 08/08, заключенного на пользование объектами животного мира сроком на 25 лет. Лесной участок площадью 31210 га предоставлен в аренду на основании договора от 10.10.2008, заключенного по результатам проведения аукциона.
Поскольку обязанность заинтересованного лица по уплате единовременного платежа в установленном размере при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений определена положениями частей 5, 6 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 490, предметом аукциона являлось только право на заключение договора аренды лесного участка площадью 31210 га, что не соответствует площади охотничьих угодий, предоставляемых истцу в рамках настоящего соглашения, доводы общества об отсутствии у него, как лесопользователя, обязанности по внесению единовременной платы за заключение охотохозяйственных соглашений, основаны на неверном толковании норм материального права.
В этой связи суд первой инстанции верно указал, что ответчиком расчет платы за заключение охотхозяйственного соглашения произведен верно, так как арендованные лесные участки исключены ответчиком из площади, определяющей размер платы за заключение соглашения.
Пунктом 9.2.5 охотхозяйственного соглашения в редакции ответчика закреплена обязанность охотпользователя осуществлять учет и оценку состояния используемых охотничьих ресурсов, а также оценку состояния среды их обитания, в установленные Приказом Минприроды РФ от 06.09.2010 N 344 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных" сроки и предоставлять в Администрацию отчеты по каждому проводимому виду учета используемых охотничьих ресурсов.
Установив, что в соответствии с пунктом 9 Приказа Минприроды РФ от 06.09.2010 N 344 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных", юридические лица, заключившие охотхозяйственные соглашения, ежегодно до 1 апреля представляют в уполномоченный орган данные о численности и распространении охотничьих ресурсов (по видам), динамике изменения численности охотничьих ресурсов (по видам), состоянии охотничьих ресурсов (плодовитость, заболевания охотничьих ресурсов), суд первой инстанции правомерно признал представленную истцом редакцию указанного пункта соответствующей требованиям приведенного выше нормативных актов, урегулировав разногласия утверждением спорного пункта в редакции истца, предусматривающего обязанность охотопользователя, предоставлять в Администрацию данные по каждому проводимому виду учета используемых охотничьих ресурсов.
В соответствии с пунктом 9.2.7 охотхозяйственного соглашения охотопользователь обязуется проводить внутрихозяйственное охотустройство и утверждать схему использования и охраны охотничьего угодья в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не реже 1 раза в 10 лет.
Разногласия истца касаются периодичности проведения указанных мероприятий, в связи с чем указание периода, по мнению истца, подлежит исключению из редакции этого пункта.
Согласно частям 1, 11-14 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство. Осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств. Документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья. В схеме использования и охраны охотничьего угодья определяются мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры. Внутрихозяйственное охотустройство осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 2 Приказа Минприроды России от 23.12.2010 N 559 (ред. от 09.04.2018) "Об утверждении Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства" внутрихозяйственное охотустройство осуществляется в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направлено на обеспечение осуществления физическими лицами и юридическими лицами видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья, определяющая мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры (п. 3 Приказа N 559).
Пунктом 5 Приказа N 559 предусмотрено что, при осуществлении внутрихозяйственного охотустройства проводится комплексная качественная оценка указанных в Приказе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2010 г. N 335 "Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре" элементов среды обитания, охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья с учетом биотических, абиотических и антропогенных факторов, влияющих на распространение и жизнедеятельность охотничьих ресурсов.
Порядок и процедура составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации утверждена приказом Минприроды РФ от 31.08.2010 N 335 "Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре".
Согласно п. 2 Приказа N 335 схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (далее - Схема) является документом территориального охотустройства, осуществляемого в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направленного на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации.
Схема составляется на 10 лет (п. 3 Приказа N 335).
Принимая во внимание изложенные выше положения приказов, регламентирующих осуществление территориального и внутрихозяйственного охотустройства, суд первой инстанции пришел к правильным выводам об обоснованности установленной ответчиком периодичностью осуществления внутрихозяйственного охотустройства, отклонив позицию истца.
Доводы апеллянта об отсутствии в нормативных актах требования о проведении территориального и внутрихозяйственного охотустройства не реже 1 раза в 10 лет отклоняются как не обоснованные.
При названных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 мая 2018 года по делу N А71-488/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.